Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс)
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 68 часов (к учебнику В.Я.Коровиной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе 7 класс | 67.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Сорокина Н.В../ «__»___________2018 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Марченкова Г.А./ «____»____________2018 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Литература»
в 7 классе
Составитель: Сорокина Наталья Викторовна
2018-2019 учебный год
Настоящая рабочая программа по литературе составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена переработанным в соответствии с требованиями ФГОС УМК для 7 класса образовательных организаций РФ авторов В. Я. Коровиной и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина.
Место предмета «Литература» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Литература» в 7 классе (34 учебные недели, 2 часа в неделю, 68 часов в год) на этапе основного общего образования.
В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие письменной речи обучающихся.
Планируемые результаты изучения предмета, курса
Предметные.
Устное народное творчество
Ученик научится:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
– различать фольклорные и литературные произведения; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения; сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть необычное в обычном; устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Из русской литературы XVIII в.
Из русской литературы XIX–XX вв.
Из литературы народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
– интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями.
Ученик получит возможность научиться:
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Личностные.
Ученик научится:
– осознавать российскую гражданскую идентичность, свою этническую принадлежность, гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; владеть языком, культурой своего народа; проявлять чувства ответственности и долга перед Родиной;
– ответственно относиться к учению; проявлять готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– целостному восприятию мира, соответствующему современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; проявлять готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
– владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами социальной жизни в группах и сообществах;
– проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
– проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
– проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
– осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
– проявлять эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Ученик получит возможность научиться:
– проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
– участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– осознавать эстетическую ценность русской литературы;
– оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Метапредметные результаты (УУД):
Познавательные.
Ученик научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
– применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
– строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
– находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученик получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Регулятивные.
Ученик научится:
– самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
– самостоятельно планировать пути достижения целей;
– соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– осуществлять контроль;
– принимать решения в проблемных ситуациях;
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
– осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– владеть основами саморегуляции;
– осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные.
Ученик научится:
– организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
– оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
– вступать в диалог;
– в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | |
уроки развития речи | уроки внеклассного чтения | |||
1 | Введение | 1 | – | – |
2 | Устное народное творчество | 8 | 1 | 1 |
3 | Древнерусская литература | 2 | – | – |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 | – | – |
5 | Из русской литературы XIX века | 25 | 2 | 2 |
6 | «Край ты мой, родимый край...» | 1 | – | – |
7 | Произведения русских писателей ХХ века | 18 | 2 | 2 |
8 | Писатели улыбаются | 1 | – | – |
9 | «Тихая моя Родина…» | 1 | – | 1 |
10 | Песни на стихи русских поэтов XX века | 1 | – | – |
11 | Из литературы народов России | 1 | – | – |
12 | Зарубежная литература | 7 | – | – |
Итого | 68 | 5 | 6 |
Содержание тем учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Калевала», «Песнь о Роланде».
«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) (Для внеклассного чтения.)
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины, поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» – карело-финский мифологический эпос, отражение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения.)
«Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета о Роланде. Обобщенное общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании героя.
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Теория литературы. Устная народная проза. Предания (начальные представления). Афористические жанры фольклора (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны, логический эпос (начальные представления). Героический эпос (начальные представления). Общечеловеческое и национальное в искусстве (начальные представления). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») – готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная правда произведения. Роды литературы: эпос (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Трехсложные размеры стиха (развитие представлений). Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра (начальные представления).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Теория литературы. Историческая баллада (развитие представлений).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». (Для самостоятельного чтения.)
Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Ирония (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маmаn» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие представлений). Герой-повествователь (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ…»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский «Приход весны», И. Бунин «Родина», А. Толстой «Край ты мой, родимый край...», «Благовест».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: гость взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Алексей Максимович Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений). Портрет как средство характеристики героя (развитие представлений).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэта в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного слова, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Теория литературы. Сравнение, метафора (развитие представлений).
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
На дорогах войны (внеклассное чтение).
Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.
«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции (развитие представлений).
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
М. Зощенко. Слово о писателе.
Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА…»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
ПЕСНИ НА СТИХИ ПОЭТОВ XX ВЕКА
А. Вертинский «Доченьки», И. Гофф «Русское поле», Б. Окуджава «По Смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда не верю...» (из цикла «Восьмистишия»).
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости, собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джодж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..». Тема, идея, нравственная направленность произведения. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку) (начальные представления).
О. Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представления).
Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).
Итоговый урок.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата | Формы контроля | |
план. | факт. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть (18 часов) | |||||
Введение (1 ч) | |||||
1 | Выявление уровня литературного развития учеников. Знакомство с | 1 | Раздел «Обогащаем свою речь», творческое задание (с.6) | ||
Устное народное творчество (8 ч) | |||||
2 | Предания | 1 | Вопросы и задания рубрики «Обогащаем свою речь» (с.8), рубрики «Будьте внимательны к слову» (с.10) | ||
3 | Былины и их исполнители | 1 | Вопросы и задания рубрики «Проверь себя» (с.15), рубрики «В лаборатории народного творчества» (с.17) | ||
4 | Вн.чт. Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович» и «Илья Муромец | 1 | Вопросы и задания к разделам «Размышляем о прочитанном», «Совершенствуем свою речь» (с.23). Вопросы рубрики «Читаем самостоятельно» (с. 36) | ||
5 | Былина «Садко» | 1 | Вопросы и задания к разделам «Размышляем о прочитанном» (с.35-36), «Устное народное творчество, живопись, музыка» (с.36-37) | ||
6 | Р.р. Сочинение по репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря» | 1 | С.38-45 (прочитать) | ||
7 | «Калевала» – карело-финский мифологический эпос | 1 | Вопросы и задания к разделам «Размышляем о прочитанном» и «Творческое задание» (с.45) | ||
8 | Поэма «Песнь о Роланде» – вершина французского эпоса | 1 | Вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.59) | ||
9 | Пословицы и поговорки | 1 | Вопросы и задания к разделам «Размышляем о прочитанном» (с.67), «Обогащаем свою речь» (с.68); подготовиться к тесту по устному народному творчеству | ||
Древнерусская литература (2 ч) | |||||
10 | «Повесть временных лет» | 1 | Вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.73) | ||
11 | «Повесть | 1 | Вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном», «Обогащаем свою речь» (с.82). Индивидуально: подготовить сообщения на темы: «Ломоносов - учёный», «Ломоносов - поэт», «Мозаичная картина Ломоносова “Полтавский бой”» | ||
Из русской литературы XVIII века (2 ч) | |||||
12 | Знакомство с М. В. Ломоносова, | 1 | Вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном», «Обогащаем свою речь», «Учимся читать выразительно» (с.87) | ||
13 | Знакомство с Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями | 1 | Вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.91), «Обогащаем свою речь» (с.92); подготовиться к тесту по литературе XVIII века. | ||
Из русской литературы XIX века (25 ч) | |||||
14 | А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». | 1 | Вопросы и задания рубрик «Учимся читать выразительно», «Обогащаем свою речь» (с.97) | ||
15 | Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» | 1 | Вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном», «Учимся читать выразительно» (с.100) | ||
16 | А. С. Пушкин «Песнь | 1 | Вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном», «Обогащаем свою речь» (с.107-108) | ||
17 | А. С. Пушкин «Борис Годунов» | 1 | Вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном», «Обогащаем свою речь» (с.118-119) | ||
18 | А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» | 1 | С.121-134 (перечитать). Вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.134-135) | ||
II четверть (14 часов) | |||||
19 | Знакомство с | 1 | С.141-158 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.158) | ||
20 | Р.р. Сочинение по иллюстрации В.Васнецова к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... купца Калашникова» | 1 | Завершить работу | ||
21 | Лирика М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…» | 1 | Вопросы и задания рубрик «Слушаем актёрское чтение» (с.163, 164, 165); «Размышляем о прочитанном» (с.165); «Обогащаем свою речь» (с.166) | ||
22 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Запорожская Сечь. Жизнь в Сечи | 1 | С.170-192 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Обогащаем свою речь» (с.237) | ||
23 | Товарищество и братство, эпоха и герои в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | С.193-236 (перечитать) | ||
24 | Сравнительная характеристика Остапа, Андрия, Тараса Бульбы | 1 | Вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.236) | ||
25 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | Завершить работу; подготовиться к тесту по литературе первой половины XIX века (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В. Гоголь) | ||
26 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» | 1 | Перечитать рассказ; вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном» (с.249); «Совершенствуем свою речь» (с.249) | ||
27 | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 1 | Вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном» (с.252); «Учимся читать выразительно» (с.252); «Совершенствуем свою речь» (с.253). | ||
28 | Н. А. Некрасов: жизнь и творчество. Историческая основа поэмы «Русские женщины» | 1 | С.256-271 (перечитать) | ||
29 | Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» | 1 | Вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.271) | ||
30 | Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» | 1 | С.273-277 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном» (с.277-278), «Совершенствуем свою речь» (с.278) | ||
31 | А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» | 1 | С.281-287 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.280, 288) | ||
32 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | С.291-300 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Размышляем о прочитанном» (с.300-301), «Обогащаем свою речь» (301-302) | ||
III четверть (20 часов) | |||||
33 | Вн.чт. Обличение социальных пороков в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» | 1 | Вопросы и задания рубрики «Читаем самостоятельно» (с.301) | ||
34 | Л. Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 | С.308-315 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.315) | ||
35 | Нравственный смысл поступков в повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | С.315-321 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.322) | ||
36 | А. П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе | 1 | С.328-332 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.332-333) | ||
37 | А. П. Чехов. Художественные особенности рассказа «Злоумышленник» | 1 | С.333-337 (перечитать); рубрика «Читаем самостоятельно» (с.339) | ||
38 | Вн.чт. А. П. Чехов. Рассказ «Тоска» | 1 | Вопросы и задания рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.339) | ||
«Край ты мой, родимый край» (1 ч) | |||||
39 | Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе | 1 | С.342-345 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.342), «Совершенствуем свою речь» (с.345) | ||
Произведения русских писателей XX века (18 ч) | |||||
40 | И. А. Бунин «Цифры» | 1 | С.7-17 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.17); «Обогащаем свою речь» (с.18) | ||
41 | А. М. Горький. Повесть «Детство» | 1 | С.23-40 (перечитать) Вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.84) | ||
42 | Характеристика героев повести А.М. Горького «Детство» | 1 | Дочитать повесть «Детство» до конца | ||
43 | Р.р. Подготовка к сочинению на тему «Золотая пора детства» (по произведениям Л.Н. Толстого, И.А.Бунина, М.Горького) | 1 | Подготовиться к тесту по творчеству писателей и поэтов второй половины XIX века (И.С.Тургенев – А.П. Чехов) | ||
44 | М.Горький. «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль» | 1 | С.85-89 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.89) | ||
45 | Л. Н. Андреев. | 1 | С.93-100 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.101) | ||
46 | Слово о В. В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение...» | 1 | Выучить наизусть отрывок из стихотворения; вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.111) | ||
47 | Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.113-114), «Обогащаем свою речь» (с.114) | ||
48 | Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка» | 1 | С.118-125 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.125-126) | ||
49 | Вн.чт. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа | 1 | С.127-140 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.140-141), «Совершенствуем свою речь» (с.141) | ||
50 | Р.р. Подготовка к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | Написать сочинение; подготовиться к тесту по творчеству писателей и поэтов первой половины XX века (И.А.Бунин – А.П. Платонов) | ||
51 | Б. Л. Пастернак Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме...» | 1 | С.144-146 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.146), «Обогащаем свою речь» (с.146-147) | ||
52 | А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. | 1 | С.151-153 (перечитать); выразительное чтение стихотворения наизусть | ||
IV четверть (16 часов) | |||||
53 | Вн.чт. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне | 1 | Вопросы и задания рубрики «Совершенствуем свою речь» (с.163-164) | ||
54 | Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» | 1 | С.166-172 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.172-173), «Совершенствуем свою речь» (с.173) | ||
55 | Взаимосвязь природы и человека в рассказах Е.И. Носова «Кукла», «Живое пламя» | 1 | С.176-181, с.182-185 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.182, с.185) | ||
56 | Ю. П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» | 1 | С.187-201 (перечитать); вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.201, с.202) | ||
57 | Д. С. Лихачев «Земля родная» | 1 | С.204-209 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.209), «Обогащаем свою речь» (с.210) | ||
Писатели улыбаются (1 ч) | |||||
58 | М. М. Зощенко. Рассказ «Беда» | 1 | С.213-216 (перечитать); вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.216), «Обогащаем свою речь» (с.217) | ||
«Тихая моя родина…» (1 ч) | |||||
59 | Вн.чт. Стихотворения русских поэтов ХХ века о родной природе | 1 | Вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.229); «В творческой лаборатории писателя» (с.230). | ||
Песни на стихи поэтов XX века (1 ч) | |||||
60 | Песни на стихи русских поэтов | 1 | Выучить одно из стихотворений наизусть | ||
Из литературы народов России (1 ч) | |||||
61 | Стихотворения Р.Гамзатова | 1 | Вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.240) | ||
Зарубежная литература (7 ч) | |||||
62 | Роберт Бернс «Честная бедность» и другие стихотворения | 1 | Вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.244-245); «Учимся читать выразительно» (с.245) | ||
63 | Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..» | 1 | Вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.247); «Учимся читать выразительно» (с.247) | ||
64 | Японские трехстишия (хокку) | 1 | С.256-262 (перечитать) | ||
65 | О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» | 1 | Вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.263); с.269-276 (перечитать) | ||
66 | Р. Д. Брэдбери. Рассказ «Каникулы» | 1 | Вопросы и задания рубрик «Проверьте себя» (с.276-277), «Учимся читать выразительно» (с.277); подготовиться к тесту по зарубежной литературе | ||
67 | Детективная литература | 1 | Вопросы и задания рубрики «Проверьте себя» (с.279); «Итоговые вопросы и задания» (с.280-282) | ||
68 | Итоговый урок: «Путешествие по страницам изученных в 7 классе произведений» | 1 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Рабочие программы. Литература. 5–9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2014.
2. Коровина, В. Я. Литература. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2017.
3. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим... : дидактические материалы по литературе : 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В. Я. Коровина. – М. : Просвещение, 2017.
4. Беляева, Н. В. Литература : 5–9 классы: проверочные работы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2017.
5. Коровина, В. Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» [электронный ресурс] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5–9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Компьютер:
2. Мультимедиапроектор.
3. Средства телекоммуникации:
- электронная почта,
- локальная школьная сеть,
- выход в Интернет.
4. Экран на штативе.
Информационные ресурсы в Интернете:
www.wikipedia.ru – Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru – Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru – Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru – Электронные словари.
www.gramota.ru – Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru – Мифологическая энциклопедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....