"Современные технологии в преподавании"
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье даётся описание нескольких образовательных технологий, которые применяются на уроках русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tehnologii_prepopadavaniya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Осуществление учебного процесса в современных условиях требует владения современными технологиями. Работая по новым ФГОСам, осуществляю системно-деятельностный подход в обучении русского языка и литературы.
Применяю в своей педагогической деятельности современные технологии и методики: личностно-ориентированное обучения И.С.Якиманской, целью которого является развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка. Основополагающими являются следующие положения: ребенок изначально является носителем субъектного опыта, учение – самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый источник развития.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Авторы технологии (США): Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил и др. Это универсальная, метапредметная технология. На мой взгляд, она позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Развитие критического мышления важно для человека в современном мире, так как новый век требует творческой деятельности. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Проблемно-диалогическая технология. В основе этой технологии-проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь).
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетается самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.
В ходе проблемного обучения формируются 2 вида мыслительной деятельности:
1) эвристический, когда учащиеся осознают затруднения, анализируют проблемную ситуацию
и формулируют проблему, затем ее решают путем выдвижения гипотез, проверяя в итоге
правильность гипотез.
2) аналитический, когда учащиеся осознают затруднения, анализируют проблемную ситуацию,
формулируют проблему, но ищут поиск решения путем применения известных алгоритмов решения.
Создание учителем на уроке проблемной ситуации - непременное условие проблемного обучения.
Проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения, когда необходимо решить какую-то задачу (проблему), следовательно, проблемный урок направлен прежде всего на получение знаний.
Учитель создает на уроке проблемную ситуацию и управляет деятельностью учащихся по освоению проблемных знаний, при этом сначала формулируется проблема, а потом учащиеся ищут поиск решения.
В ходе проблемного урока формируются три типа знаний:
1) факт - единичная, не содержащая обобщения информация
2) правило - алгоритм действия, указание как поступить
3) понятие - выделение существенных признаков предмета, следовательно, и закономерность отражения связей между понятиями.
Проектная деятельность. Концептуальная основа проектной деятельности разработана американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком. В основе – деятельностный подход, целесообразная деятельность ученика, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Цель проектной деятельности: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, направленную на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Позволяет учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся, дает возможность поддерживать ученика в стремлении к самореализации.
Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных технологий. Использование ИКТ на уроках литературы даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический; делает процесс обучения более интересным, результативным
Во-первых, очень важен сам факт использования ИКТ, так как это важная составляющая жизни современных детей.
Во-вторых, использование ИКТ даёт неограниченные возможности.
В-третьих, это отличная возможность взаимодействовать с учащимися в совместном творчестве.
Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Умение ребят работать с Интернет ресурсами развивает их способность самостоятельно находить и сортировать информацию, заинтересовывает предметом, служить их эстетическому развитию, будит творческое воображение.
Самой популярной формой для уроков литературы, на мой взгляд, является компьютерная презентация: очень важен наглядный материал, так как учебники иллюстрированы недостаточно, а современные дети – визуалы.
Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Презентация может стать и основой для заочной экскурсии. С её помощью можно совершить путешествие по литературным местам, побывать на Родине писателей и поэтов. При минимальных затратах времени это делает урок насыщенным. Учащиеся накапливают зрительные впечатления, помогающие пониманию произведений автора. По словам французского живописца Э. Делакруа, в литературе первое ощущение – самое сильное. А создать его, как я считаю, поможет визуальная экскурсия по местам, где жил и творил писатель или поэт.
Цель уроков презентации данного вида – подготовить учащихся к вхождению в художественный мир произведения, создать условия для более полного восприятия творчества писателя. После проведения уроков-презентаций учащиеся проявляют желание создавать свои презентации к урокам. Компьютер даёт возможность самостоятельно извлекать знания, способствует развитию интеллекта школьника, обеспечивает гибкость управления учебным процессом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы преподавателя общественных дисциплин ГБОУ СПОУ "ТАТ" Сафроновой С.В. на тему :"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"
В работе я делюсь опытом применения на уроках и истории и обществознания современных технологий, таких как: технология проблемного обучения, групповая технология и коллективное творческое дело, технол...
«Кейс метод» - современная технология в преподавании английского языка
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время являе...
Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"
Обобщение опыта работы учителя истории и обществознания МКОУ СОШ №3 Химилоновой Раисы Исаевны Обобщение опыта работы:"Современные технологии в преподавании истории и обществознания"...
Современные технологии в преподавании литературы. Технология ЧПКМ.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ: WORD CLOUDS & GLOGS
Модернизация современного языкового образования в школе требует поиска эффективных путей активизации процесса обучения иностранному языку. В своей работе мы стараемся применять такие приемы обучения, ...