«Кейс метод» - современная технология в преподавании английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stekolshchikova_n.a.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Стекольщикова Надежда Александровна
учитель английского языка
ГБОУ СОШ №11
Самарская область
г.о. Октябрьск
«Кейс метод» - современная технология в преподавании английского языка
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейс технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:
1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Что дает использование кейс-метода в изучении иностранного языка?
- Повышает уровень знания иностранного языка в целом. Использование терминов и их понимание более эффективно, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать;
- Развивает творческое мышление, заставляя думать на языке;
- Развивает навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке);
- Учит формулировать различные типы вопросов;
- Развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст;
- Совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;
- Учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение;
- Позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
- индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема пере формулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Распределения функций между учащимися и преподавателем:
Фаза работы | Действия преподавателя | Действия учащегося |
До занятия | 1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и 3. Разрабатывает сценарий | 1.Получает кейс и список рекомендованной литературы 2.Индивидуально готовится |
Во время занятия | 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением | 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы 2. Разрабатывает варианты 3. Принимает или участвует в |
После занятия | 1. Оценивает работу учащихся 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы | Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме |
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
- вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
- информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
- стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
- исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
- тренинговый кейс (направлен на упрочнение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.)
В заключение следует отметить, что применение кейсов должно быть методически, информационно, организационно и педагогически обоснованным и обеспеченным. Бесспорно, функциональное поле кейсов открывает широкие возможности для использования и дополняет традиционные классические методы обучения английскому языку. Использование кейсов в преподавании английского языка – это ещё один шаг к интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция современных образовательных технологий в преподавании английского языка.
Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка на разных ступенях обучения. Цель статьи: повысить профессиональную компетентность в области теории и практики обр...
Использование современных образовательных технологиий в преподавании английского языка
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языком всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в эт...
«Актуальность использования современных образовательных технологий в преподавании английского языка в школе в свете новых образовательных стандартов»
Данная статья содержит анализ технологий, используемых в преподавании английского языка в соответствии с новыми образовательными стандартами...
Современные ИКТ технологии в преподавании английского языка
Личный опыт работы с ИКТ технологиями...
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности образовательного процесса....
Современные технологии в преподавании английского языка в школе.
В данной работе обосновывается актуальный вопрос качественного процесса обучения английскому языку в школе, соответствующий критериям нового стандарта, а также подводится заключение, что уроки чтения ...
Современные технологии в преподавании английского языка в школе.
В данной работе автор описывает актуальный вопрос качественного процесса обучения английскому языку в школе, соответствующий критериям нового стандарта, а также обосновывает, что уроки чтения составля...