Презентация Н. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Савушкина Екатерина Юрьевна

Презентация к уроку по теме "Идейный смысл главы "Пир на весь мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ideynyy_smysl_glavy_pir_na_ves_mir.pptx593.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Идейный смысл главы «Пир на весь мир»

Слайд 2

Кто счастлив? В чем оно, народное счастье? Рассказы о жизни крестьян убеждают, что главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Ложный идеал счастья отвергается. Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Поиски счастливого заставили задуматься о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили перед вопросом…

Слайд 3

Что делать, чтобы счастье стало возможным? Павлуша Веретенников Яким Нагой Ермил Гирин Матрена Тимофеевна Савелий, богатырь святорусский Агап Петров

Слайд 4

Глава «Пир на весь мир» Первоначальное название «Кто всех грешней. – Кто всех святей. – Легенда о крепостном праве». Подготовленная для декабрьского номера «Отечественных записок» и запрещенная цензурой, глава была основательно переделана Некрасовым для следующего номера журнала, но при жизни писателя опубликована не была. Стремясь восстановить текст, пострадавший от цензорских ножниц или исправленный самим поэтом, подчинившимся воле цензора, публикаторы поэмы включили в нее строки из разных редакций – черновой рукописи, текста, подготовленного к набору и запрещенного, а также текста, переделанного автором после цензорского запрета.

Слайд 5

Смысл названия Э то «поминки по крепям», праздник, который устроили мужики-вахлаки, узнав, что умер старый князь Утятин. Это и, по определению Н.Н. Скатова , «пир духовный, пробуждение крестьян к новой жизни». « Пир» – это и метафора «вахлацкого» понимания жизни как вечного праздника – одна из крестьянских иллюзий, которую очень скоро разобьет сама жизнь. « Пир», согласно народным представлениям, – символ счастливой жизни: именно «пиром» заканчиваются многие русские сказки.

Слайд 6

Легенды о крепостном праве и их роль в повествовании. «Про холопа примерного – Якова верного» «О двух великих грешниках» «Крестьянский грех» Глава составлена из разговоров и споров крестьян, легенд, которые они рассказывают, песен, которые они поют. Вспоминая прошлое, разные «оказии» и легенды о крепостном праве, песни, рожденные самой трагической жизнью, вахлаки за одну ночь как бы заново переживают долгие века рабства. Слушая истории о прошлом, вахлаки постепенно меняются сами: сочувствие или тягостное молчание после очередного рассказа все чаще переходит в спор.

Слайд 7

«Про холопа примерного – Якова верного» Каким описывается помещик? Почему Некрасов называет Якова холопом «примерным и верным»? Почему возник и как разрешается конфликт между помещиком и крестьянином? О чем заспорили крестьяне после рассказа?

Слайд 8

«О двух великих грешниках» Почему старец решил рассказать пану свою тайну? Что толкнуло раскаявшегося разбойника на убийство пана? В чем идейный смысл легенды?

Слайд 9

«Крестьянский грех» Кто герои рассказа? Чем отличается этот рассказ от первых рассказов? В чем заключается « страшенный грех»?

Слайд 10

Образ Гриши Добросклонова

Слайд 11

Собирательный образ Н. А. Добролюбов (1836 – 1861) Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) В . Г. Белинский (1811 – 1848)

Слайд 12

Описание в цитатах Портрет героя Происхождение героя Отец и мать героя Учеба Убеждения героя Черты характера героя Мечты героя

Слайд 13

Диалог Гриши с дядей Власом В чем заключается суть диалога? Что сближает героя с автором в этом диалоге?

Слайд 14

Песни Гриши Какова основная мысль песни «Доля народа»? О чем размышляет поэт в песне «Средь мира дольного…»? Каким видится народ в песне «В минуту уныния, о родина-мать…»? В чем видит Гриша счастье народное в песне «Русь»?

Слайд 15

Выводы Сам поэт отмечает, что в образе Гриши он запечатлел черты общественного деятеля, которые были характерны революционно настроенной молодежи 1860–1870-х годов, французским коммунарам и прогрессивным представителям крестьянства . Две возможные дороги к счастью: Дорога, по которой, «громадна, к соблазну жадная идет толпа». Другая – тесная, дорога «честная» – это путь славного заступника, борца за народное счастье.

Слайд 16

Письменное задание Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова тем счастливым, которого искали мужики? Какое понимание счастья провозглашает Некрасов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Мы входим в мир некрасовской поэмы "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация предоставляет возможность включения зрительной памяти учащихся, способствует лучшему усвоению материала....

Презентация к уроку по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

В презентации представлен материал о значении слова "счастье"....

Презентация к уроку по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Данная презентация может быть использована и как на уроке знакомства с произведением, так и при повторении материала....

Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

презентация к уроку в 10 классе Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

подробая информация о создании поэмы "Кому на Руси жить хорошо" с анализом отдельных глав и образов...

Презентация по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Презентацию можно использовать на первом уроке при изучении поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"в 10 классе....