Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
рабочая программа по литературе (5 класс)

Сердюкова Людмила Юрьевна

Программа творческого объединения  «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и  значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obedineniya_proba_pera_2.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа творческого объединения  «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и  значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности.

Цели:

∙ развитие способности понимать поэзию, её воздействие  на ум и чувства читателя;

∙ расширение творческого кругозора учащихся за счёт усвоения литературоведческих знаний; воспитание стилистического чутья;

∙ развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать поэтические тексты;

∙ способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;

∙ совершенствование практических, коммуникативных умений.

 Задачи курса: 

  • Создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе.
  • Создать условия для самовыражения, раскрытия радости  творческого процесса.

∙ расширить знания  о лирических жанрах, познакомить детей с многообразием жанров

∙ обучать основным принципам и законам написания и редактирования художественного  текста;

∙ формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

 ∙ развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников, альманахов;

∙ развивать коммуникативные способности учащихся

 Содержание и методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в творческом объединении  является связь  творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы занятий, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам объединения создавать собственные художественные тексты. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.

Результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 ∙ определять жанр стихотворного произведения;

∙ давать характеристику поэтическому тексту; анализировать стихи;

∙совершенствовать содержание и языковое оформление стихотворения;

∙ пользоваться разнообразными языковыми средствами в стихах;

∙ находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

Содержание программы кружка

Жанровые особенности загадок, скороговорок, пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.

Понятие о поэтических жанрах: письмо, послание, лирический фрагмент, баллада, басня и т.д.

Пейзажные стихотворения, словесная живопись. Роль средств выразительности в художественном тексте.

Стихи и проза. Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме, рифмовке, ритме, стихотворных размерах, строфах. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом стихе, о верлибре.

Особенности поэтического языка: тропы и фигуры речи.

Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Дата

Всего

Практика

Теория

1

Вводное занятие.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий

1

1

2-3

Секреты малых жанров

Как устроены

загадки,

скороговорки, пословицы? Для чего в них рифма?

2

1

4-7

Стихи русских поэтов о природе

Чтение и анализ пейзажных стихотворений

4

2

2

8-9

Этюды о природе

Сочинение пейзажных стихотворений на основе личных наблюдений

2

2

10

Чем стихи отличаются от прозы?

Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык

1

1

11

Поэтические жанры

1

1

12

Таинственное «Я».

Лирический герой и поэт

Понятие о лирическом герое. Чтение и анализ стихов.

 1

1

13

Ритм стиха

Как строится ритм стиха?

1

1

14-17

Стихотворные размеры

Двусложные и трехсложные размеры стихов

4

2

2

18-21

Проба пера

Чтение и анализ стихов собственного сочинения

4

2

22-25

«Рифма - звучная подруга»

Виды рифм, их роль в стихах

4

2

2

26

А какая бывает рифмовка?

Виды рифмовки

1

1

27

«Моим стихам, написанным так рано…»

Анализ стихов, написанных участниками объединения

1

1

28

Бывают ли стихи без рифмы?

Понятие о белом стихе, о верлибре

1

1

29

Строфы: терцеты, катрены, октавы…

Различные виды строф

1

1

30

Тайны поэтического языка

Особенности языка поэтического текста

1

1

31

Час поэтического вдохновения

Проба пера

1

1

32-33

Риторические фигуры

Знакомство с видами риторических фигур, составление риторических фигур

2

1

1

34

Презентация альманаха лучших произведений

Подведение итогов

1

1

Литература.

1. И. Сельвинский «Студия стиха». М., 1979 г.

2. А. Коваленков « Простое и непростое».  М., 1999г.

3. Н. Шульговский «Теория и практика поэтического творчества».  М., 1998г.

4. В. Жирмунский  «Рифма, ее история и теория». М., 2000г.

5. Р. Якубсон «Новейшая русская поэзия». М., 2006г.

6. Б. Томашевский «Стих и язык». М., 2000г.

7. Ю. Тынянов «Проблемы стихотворного языка». М., 1978г.

8. Б. Эйхенбаум «Методика стиха». М., 1998г.

9. В. Холшевников «Основы стиховедения».

10. А. Квятковский «Поэтический словарь». М., 1976г.

11. Ю. Орлов «Восхождение к индивидуальности». М., 2000г.

12. Т. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».М.,

Сергей Островой

Если сказка в дверь стучится, 
Ты скорей ее впусти, 
Потому что сказка – птица: 
Чуть спугнешь – и не найти. 
Ты за нею на порог, 
А ее и нету… 
Только тысячи дорог 
Разбрелись по свету. 
По какой она пойдет? 
Где она покажется? 
Плыть ли ей, или ходить, 
Или мчать откуда, 
Только там, где сказке быть, 
Там случится чудо… 
У нее чудес запас 
И всегда готово 
Каждый раз для всех для нас 
Золотое слово! 

МАКСИМ ТАНК 

Я давно раздарил, 
Дорогие ребята, 
Те волшебные сказки, 
Что слышал когда-то 
От зверей и от птиц, 
От березок и елей, 
От костров и созвездий, 
Дождей и метелей, 
От рассказчиков многих, 
Заморских и наших, 
Сказок просит ведь каждый - 
Ну как не раздашь их! 
И когда вы за сказкой 
Пришли ко мне снова, 
Я не знал, где возьму ее, 
Честное слово. 

На замерзшие стекла 
Растерянным взглядом 
Посмотрел я - а сказка-то 
Вот она, рядом! 
Снежный замок, и в нем - 
Ледяная темница, 
И весна там 
В плену у Кощея томится. 
"Выручайте! 
Невольницей долго ли буду?" 
И летят гуси-лебеди к ней 
Отовсюду: 
"Мы на помощь спешим! 
По тебе мы скучали!.." 
И ударило солнце 
В окошко лучами, 
А лучи так теплы 
И такая в них ласка, 
Что взяла и растаяла 
Зимняя сказка.

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу.

Ведущий называет иностранные пословицы, а зрители называют аналогичные русские. Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская) Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская) Язык до Киева доведет. (Русская) Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская) Птицу можно узнать по ее песне. (Английская) Птицу видно по полету. (Русская) Легкий кошелек — тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская) После обеда приходится платить. (Английская) Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)

Капитаны по очереди достают бочонки с номерами пословиц, команды дают ответы.

1. Перо  сильнее  меча. (Что  написано пером, не вырубишь и   топором.)

2. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не  догонишь. (Слово не воробей, вылетит  – не поймаешь.)

3. С  богачом  о бедности  не  говорят. (Сытый  голодного  не  разумеет.)

4. Друга  узнаешь  в  опасности. (Друзья  познаются  в  беде.)

5. Если  есть  дым, есть  и  огонь. (Дыма  без  огня  не  бывает.)

6. За стаей  фазанов погнался  –  ни  одного не  поймал. (За  двумя зайцами  погонишься  –  ни одного  не  поймаешь.)

7. Молчаливость  лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)

8. Зонт  готовь  при  ясной  погоде. (Готовь  сани  летом, а  телегу – зимой.)

9. Много  людей, много  и  мнений. (Сто  голов, сто  умов.)

10. Не  суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают,  по  уму провожают.)

11. Из иголки делают палку. (Из  мухи  делать  слона.)

12. Плясать под чужую музыку. (Плясать  под  чужую  дудку.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа творческого объединения "Краеведение" для 5-9 классов

Дополнительная образовательная  программа "Краеведение"Название:  «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»АвторСитников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготов...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

Рабочая программа «Творческая мастерская» 2 класс

Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:быть мыслящими, инициативными, самос...

Рабочая программа творческой студии «Калейдоскоп» - «Человек в движении» Для учащихся 5-11 классов

Рабочая программа  творческой студии «Калейдоскоп»- «Человек в движении»Для учащихся 5-11 классов...

Рабочая программа творческого объединения "Некогда скучать" (школьники 1- 8 классов)

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды...