Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)
рабочая программа по литературе (5 класс)
Программа творческого объединения «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_obedineniya_proba_pera_2.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа творческого объединения «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности.
Цели:
∙ развитие способности понимать поэзию, её воздействие на ум и чувства читателя;
∙ расширение творческого кругозора учащихся за счёт усвоения литературоведческих знаний; воспитание стилистического чутья;
∙ развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать поэтические тексты;
∙ способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
∙ совершенствование практических, коммуникативных умений.
Задачи курса:
- Создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе.
- Создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса.
∙ расширить знания о лирических жанрах, познакомить детей с многообразием жанров
∙ обучать основным принципам и законам написания и редактирования художественного текста;
∙ формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
∙ развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников, альманахов;
∙ развивать коммуникативные способности учащихся
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в творческом объединении является связь творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы занятий, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности.
Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам объединения создавать собственные художественные тексты. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
∙ определять жанр стихотворного произведения;
∙ давать характеристику поэтическому тексту; анализировать стихи;
∙совершенствовать содержание и языковое оформление стихотворения;
∙ пользоваться разнообразными языковыми средствами в стихах;
∙ находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
Содержание программы кружка
Жанровые особенности загадок, скороговорок, пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.
Понятие о поэтических жанрах: письмо, послание, лирический фрагмент, баллада, басня и т.д.
Пейзажные стихотворения, словесная живопись. Роль средств выразительности в художественном тексте.
Стихи и проза. Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме, рифмовке, ритме, стихотворных размерах, строфах. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом стихе, о верлибре.
Особенности поэтического языка: тропы и фигуры речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Дата | ||
Всего | Практика | Теория | ||||
1 | Вводное занятие. «Друзья мои, прекрасен наш союз!» | Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий | 1 | 1 | ||
2-3 | Секреты малых жанров | Как устроены загадки, скороговорки, пословицы? Для чего в них рифма? | 2 | 1 | ||
4-7 | Стихи русских поэтов о природе | Чтение и анализ пейзажных стихотворений | 4 | 2 | 2 | |
8-9 | Этюды о природе | Сочинение пейзажных стихотворений на основе личных наблюдений | 2 | 2 | ||
10 | Чем стихи отличаются от прозы? | Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык | 1 | 1 | ||
11 | Поэтические жанры | 1 | 1 | |||
12 | Таинственное «Я». Лирический герой и поэт | Понятие о лирическом герое. Чтение и анализ стихов. | 1 | 1 | ||
13 | Ритм стиха | Как строится ритм стиха? | 1 | 1 | ||
14-17 | Стихотворные размеры | Двусложные и трехсложные размеры стихов | 4 | 2 | 2 | |
18-21 | Проба пера | Чтение и анализ стихов собственного сочинения | 4 | 2 | ||
22-25 | «Рифма - звучная подруга» | Виды рифм, их роль в стихах | 4 | 2 | 2 | |
26 | А какая бывает рифмовка? | Виды рифмовки | 1 | 1 | ||
27 | «Моим стихам, написанным так рано…» | Анализ стихов, написанных участниками объединения | 1 | 1 | ||
28 | Бывают ли стихи без рифмы? | Понятие о белом стихе, о верлибре | 1 | 1 | ||
29 | Строфы: терцеты, катрены, октавы… | Различные виды строф | 1 | 1 | ||
30 | Тайны поэтического языка | Особенности языка поэтического текста | 1 | 1 | ||
31 | Час поэтического вдохновения | Проба пера | 1 | 1 | ||
32-33 | Риторические фигуры | Знакомство с видами риторических фигур, составление риторических фигур | 2 | 1 | 1 | |
34 | Презентация альманаха лучших произведений | Подведение итогов | 1 | 1 |
Литература.
1. И. Сельвинский «Студия стиха». М., 1979 г.
2. А. Коваленков « Простое и непростое». М., 1999г.
3. Н. Шульговский «Теория и практика поэтического творчества». М., 1998г.
4. В. Жирмунский «Рифма, ее история и теория». М., 2000г.
5. Р. Якубсон «Новейшая русская поэзия». М., 2006г.
6. Б. Томашевский «Стих и язык». М., 2000г.
7. Ю. Тынянов «Проблемы стихотворного языка». М., 1978г.
8. Б. Эйхенбаум «Методика стиха». М., 1998г.
9. В. Холшевников «Основы стиховедения».
10. А. Квятковский «Поэтический словарь». М., 1976г.
11. Ю. Орлов «Восхождение к индивидуальности». М., 2000г.
12. Т. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».М.,
Сергей Островой
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Ты за нею на порог,
А ее и нету…
Только тысячи дорог
Разбрелись по свету.
По какой она пойдет?
Где она покажется?
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
У нее чудес запас
И всегда готово
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!
МАКСИМ ТАНК
Я давно раздарил,
Дорогие ребята,
Те волшебные сказки,
Что слышал когда-то
От зверей и от птиц,
От березок и елей,
От костров и созвездий,
Дождей и метелей,
От рассказчиков многих,
Заморских и наших,
Сказок просит ведь каждый -
Ну как не раздашь их!
И когда вы за сказкой
Пришли ко мне снова,
Я не знал, где возьму ее,
Честное слово.
На замерзшие стекла
Растерянным взглядом
Посмотрел я - а сказка-то
Вот она, рядом!
Снежный замок, и в нем -
Ледяная темница,
И весна там
В плену у Кощея томится.
"Выручайте!
Невольницей долго ли буду?"
И летят гуси-лебеди к ней
Отовсюду:
"Мы на помощь спешим!
По тебе мы скучали!.."
И ударило солнце
В окошко лучами,
А лучи так теплы
И такая в них ласка,
Что взяла и растаяла
Зимняя сказка.
У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу.
Ведущий называет иностранные пословицы, а зрители называют аналогичные русские. Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская) Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская) Язык до Киева доведет. (Русская) Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская) Птицу можно узнать по ее песне. (Английская) Птицу видно по полету. (Русская) Легкий кошелек — тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская) После обеда приходится платить. (Английская) Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)
Капитаны по очереди достают бочонки с номерами пословиц, команды дают ответы.
1. Перо сильнее меча. (Что написано пером, не вырубишь и топором.)
2. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не догонишь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
3. С богачом о бедности не говорят. (Сытый голодного не разумеет.)
4. Друга узнаешь в опасности. (Друзья познаются в беде.)
5. Если есть дым, есть и огонь. (Дыма без огня не бывает.)
6. За стаей фазанов погнался – ни одного не поймал. (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)
7. Молчаливость лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)
8. Зонт готовь при ясной погоде. (Готовь сани летом, а телегу – зимой.)
9. Много людей, много и мнений. (Сто голов, сто умов.)
10. Не суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают, по уму провожают.)
11. Из иголки делают палку. (Из мухи делать слона.)
12. Плясать под чужую музыку. (Плясать под чужую дудку.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс
Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа творческого объединения "Краеведение" для 5-9 классов
Дополнительная образовательная программа "Краеведение"Название: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»АвторСитников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготов...
Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"
Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов, количество учебных часов- 68, разработана на основе уче...
Рабочая программа «Творческая мастерская» 2 класс
Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:быть мыслящими, инициативными, самос...
Рабочая программа творческой студии «Калейдоскоп» - «Человек в движении» Для учащихся 5-11 классов
Рабочая программа творческой студии «Калейдоскоп»- «Человек в движении»Для учащихся 5-11 классов...
Рабочая программа творческого объединения "Некогда скучать" (школьники 1- 8 классов)
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды...
- Мне нравится (1)