Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)

Сергачёва Вера Михайловна

Рабочая программа по литературе 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_9_klass.docx69.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Судосевская основная общеобразовательная школа»

Большеберезниковский  муниципальный  район

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

Протокол №_________

от «______»____________2018г.

____________/ Сульдина Н.В..

 

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________/ Просандеева А.В..

«Утверждено»

Директор МБОУ

___________/   Первушкина З.И

Приказ №________

от «____»______________2017г.

Рабочая программа

  Учебного   курса

«   Литература» в 9 классе

Составитель:  Сергачева В.М.,

учитель русского языка и литературы.

2018 год

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение, 2009 Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса календарно-тематический план. перечень учебно-методического обеспечения,  список литературы.

1.Цели:        

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Даннная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

2.Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных

фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю (102ч)

Р/Р -15

В/Ч -12

3. Место учебного предмета в учебном плане среди других дисциплин

Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство
Изучение русской литературы характеризуется ярко выраженной спецификой. Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Таким образом реализуется принцип «диалога культур».
Литературное творчество учащихся является составной частью литературного образования, включает наряду с творческими работами различных жанров.
Основной формой организации учебного процесса при изучении литературы в школе является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход.

• Содержание и структура литературы рассматривается как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся (психофизических интересов, склонностей);
• В основу содержания и структуры предмета положен дидактический принцип личностно – ориентированного обучения в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса рассматривающий учащегося с его индивидуальными особенностями восприятия и осмысления фундаментальных и прикладных знаний и умений;
• В курсе обеспечено единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает не только передачу определенной системы знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности по самостоятельному добыванию упомянутых знаний и умений с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса;
• Принцип компетентностного подхода, т.е. конечный результат подхода определяется не столько суммой приобретенных знаний сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития чувственных, волевых, интеллектуальных и других качеств личности учащегося. Учет возрастных и психологических особенностей детей
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно- следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения происходящего вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроке знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. В связи с этим мы применяем технологии личностно – ориентированного обучения ( технология сотрудничества, метод проектов), переходим с репродуктивного образования на инновационное.

 

4.Результаты обучения

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

           содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Раздел III. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Р/Р

В/Ч

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека

1

-

-

Из древнерусской литературы

2

1

-

Из литературы XVIII века

13

2

2

Из литературы XIX века

52

7

4

Из литературы XX века

24

2

2

Из зарубежной литературы

8

1

4

Выявление уровня литературного развития учащихся

2

-

ИТОГО:

102

13

12

Домашние сочинения-6 (уроки:3; 14; 25; 38-39; 49; 68-69)

Классное сочинение-1 (уроки 58-59)

Контрольные уроки-5( входной тест-1; контрольные работы- 48, 77; зачёт-94; итоговый тест-101)

Раздел III. Содержание тем учебного курса

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

 Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

 «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АNNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой (4-й акт).  «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

                                                                                                                                                                                 

Список произведений для заучивания наизусть

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. Молитва (по выбору)  

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору).

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору учащихся).

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).

Список литературы для самостоятельного чтения

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского  и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера  и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева    и др.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература: 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2008.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С. Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М.: Просвещение, 2004.

Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2006, 2007, 2008.


РАЗДЕЛ IV

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока.

Основное содержание

Вид урока.

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Кол-во

ча-сов

Самост работа

Дата

(план)

Дата

(факт)

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.Выявление уровня литературного развития учащихся

Беседа. Тестирование

1

0,3

2 .09

2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы.  . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…"

Лекция. Беседа

1

0,3

4. 09

3

 

Р/Р(1)Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства.Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку...»

Практикум

 Урок развития речи

1

0,5

6. 09

4

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Общая характеристика русской литературы 18 – го века. Особенности русского классицизма. (Обучение конспектированию)

Лекция

1

0,25

8. 09

5

 

Вн.чт.1Мольер. «Мещанин во дворянстве». Идейно-эстетические проблемы пьесы. Особенности жанра

Урок внеклассного чтения

1

0,5

11. 09

6

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния. Особенности содержания и формы произведения.

Лекция.

Практикум

1

0,3

13 .09

7

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы  Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В.Ломоносова

Беседа

1

0,3

15. 09

8

Вн.чт.2Г. Р. Державин. Слово о поэте – философе. Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении « Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

Урок внеклассного чтения

1

0,5

18. 09

9

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. « Памятник». Оценка в стихотворении собственного  поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

Практикум

1

0,5

20. 09

10

Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

Лекция.

Беседа

1

0,25

22. 09

11

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

Практикум

1

0,5

25. 09

12

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.Обличительный пафос произведения

Беседа

1

0,25

27. 09

13

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

Практикум

1

0,5

29.09

14

Р/Р2 Подготовка к сочинению «Литература 18-го века в восприятии современного читателя» (на примере одного – двух произведений)

Урок развития речи

1

0,5

2. 10

15

Общая характеристика русской и мировой литературы 19-го века. Понятие о романтизме и реализме. Обучение конспектированию

Лекция

1

0,25

4. 10

16– 17  

Романтическая лирика начала 19-го века. В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский.     Практикум по анализу стихотворения поэта-романтика 19-го века

Лекция.

Практикум

2

1

6. 10

9. 10

18

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

Лекция

1

0,25

11. 10

19

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

Беседа

1

0,5

13. 10

20-21

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»  

Беседа

2

1

16. 10

18. 10

22-23

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Беседа

2

1

20.10

23 .10

24

Р/Р3 Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения  

Урок развития речи

1

0,5

25. 10

25

Р/Р4 И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

Урок развития речи

1

0,5

27. 10

26

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Пушкин в восприятии современного читателя.Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчествА.С.Пушкина.

Лекция.

Беседа

1

0,25

 

27

Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю» «Анчар»

Беседа

1

0,25

 

28

Любовь как гармония чувств в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

Семинар

1

0,5

 

29

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии

Практикум

1

0,5

 

30

 Р/Р5Обучение анализу лирического стихотворения А.С. Пушкина. Письменная работа: «Моё любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка»

Урок развития речи

1

0,3

31

Вн.чт3А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

Урок внеклассного чтения

1

0,5

32

Образы природы в лирике А.С. Пушкина. Урок – семинар

Семинар

1

0,3

33

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

Лекция.

Беседа

1

0,25

34

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути

Беседа

1

0,25

35

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Беседа

1

0,5

36

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Практикум

1

0,5

37

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала 20-го века. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского

Семинар

1

0,3

38 – 39

Р/Р7,8Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Урок развития речи

2

1

40

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю Лермонтова. «Парус», «И скучно и груст

Лекция.

Беседа

1

0,25

41

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк»

Практикум

1

0,5

42

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Практикум

1

0,5

43

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии

Семинар

1

0,3

44

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю. Лермонтова в романе

Лекция.

Беседа

1

0,25

45

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Обучение анализу эпизода

Беседа

1

0,25

46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Беседа

1

0,3

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Практикум

1

0,5

48 – 49

Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (тест, викторина)

Р/Р6Сочинение «Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени». (По выбору )

Урок контроля

Урок развития речи

2

1

50

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи.

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.

Лекция.

Беседа

1

0,3

51

Вн.чт.4Цикл «Петербургские повести». «Шинель» как центральная повесть цикла. Тема «маленького» человека в повести. Урок – семинар

Беседа.

Внекл. чтение

1

0,3

52

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

Семинар

1

0,3

53 – 54  

Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода

Беседа.

Практикум

2

0,75

55

Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ» и элемент художественного стиля Гоголя

Урок – исследование

1

0,5

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

 Образ города в поэме «Мёртвые души»

Беседа

1

0,3

57

«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского.   Р/РПодготовка к сочинению

Семинар

1

0,5

58 –59

 Р/Р 9,10 Классное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя

Урок разв. речи

2

1

60

Урок лирики. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представлений о жанрах лирических произведений. Обучение сопоставительному анализу лирических произведений .

Урок лирики

1

0,75

61

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

Лекция.

Беседа

1

0,5

62

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

Беседа

1

0,3

63

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

Лекция.

Беседа

1

0,3

64

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

Беседа

1

0,25

65

Л.Н. Толстой. Слово о писателе.

Обзор содержания автобиографической трилогии «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой  и собственными недостатками и его преодоление.

Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

Лекция.

Беседа

2

0,75

66

Вн.чт.5А.П. Чехов. Слово о писателе. «Анна на шее».

Лекция.

Внекл.чтен.

1

0,5

67

А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19-го века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

А.П. Чехов. «Тоска».Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

А.П. Чехов. «Скрипка Ротшильда». Урок – семинар, урок – размышление. (Рассказы А.П. Чехова по выбору уч.)

Урок – размышление

1

0,25

68

Р/Р 11Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19-го века? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся)

Урок развития речи

1

1

69

Русская литература 20-го века: многообразие жанров и направлений

Лекция

1

0,25

70

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования

Лекция.

Беседа

1

0,3

71

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

Лекция. Беседа

1

0,3

72

Р/Р12Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, гротеск и их художественная роль в повести  

 Урок развития речи

1

0,5

73

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Лекция.

Беседа

1

0,3

74

Р/Р 13Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

 Урок развития речи

1

0,5

75

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Лекция.

Беседа

1

0,3

76

Образ праведницы в рассказе «Материн двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

Беседа

1

0,25

77  

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины 19-го и 20-го века

Урок контроля

1

1

78

Вн.чт.6 «Война--жесточей нету слова...»(Произведения о ВОВ)

Урок внекласного чтения

79

Русская поэзия Серебряного века

Лекция.

Урок-конц.

1

0,75

80

А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…» «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…». Трагедия лирического героя в «страшном мире»

Лекция. Беседа

1

0,5

81

А.А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе…». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

Беседа

1

0,3

82

С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А. Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…»

Лекция.

Беседа

1

0,3

83

Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила  роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина

Практикум

1

0,5

84

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя.. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. (В.В. Маяковский. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в лирике поэта. Своеобразие сатиры) (По выбору учителя)  

Лекция.

Беседа

1

0,3

85-86

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой.

Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство  в творческих поисках поэта

Лекция.

Беседа

1

0,25

87

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого. (Н.А. Заболоцкий. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого) (По выбору учителя)

Лекция.

Беседа

1

0,3

88-89

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. (А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихи о поэзии и любви) (По выбору учителя)

Поэма «Реквием»

Лекция. Беседа

1

0,25

90

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных – тяжёлый крест…». Философская глубина лирики Пастернака

Лекция.

Беседа

1

0,25

91

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери»

Лекция. Беседа

1

0,3

92-93

Вн.чт7,8.Песни и романсы на стихи русских поэтов19-20 веков

Уроки внекласного чтения

94

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века.

Урок контроля

1

1

95

Вн.чт  9Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Урок внеклассного чтения

1

96

Вн.чт 10 Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально–философский характер.

Лекция.

Внекл.чтение

1

0,75

97

У.  Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расставшегося века»

Лекция.

Беседа

1

0,3

98

Вн.чт.11Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Беседа

1

0,25

99

И. В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор )Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла,

Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

Лекция.

Беседа

1

0,25

100

Вн.чт.12Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии.

Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Беседа

Внекл. чтение

1

0,25

101-102

Выявление уровня литературного развития учащихся

Урок контроля

итоги года.

2

2

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....