Авторская разработка программы обучения по классу "Гитара" 8 лет
рабочая программа по музыке (5 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Рассмотрена на педагогическом совете МАУДОД «Детская школа искусств» (протокол № 4 от 28.12.2011 г.) | УТВЕРЖДАЮ Директор МАУДОД «Детская школа искусств» _____________Л.В. Гуськова «28» декабря 2011 года |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Гитара шестиструнная»
Авторы программы: В.А. Кузнецов, А.Г. Шнитке
Возраст обучающихся: 6-18 лет
Срок реализации программы: 8 лет
Преподаватель: Васильева Л.С.
г. Старая Русса
2011 г.
Пояснительная записка
Программа «Гитара шестиструнная» имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе типовой программы (для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств г. Москва 2002 г., составители: В.А. Кузнецов, старший преподаватель Московского государственного института музыки им. А.Г. Шнитке, лауреат всероссийского и международного конкурсов).
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Программа реализуется в МАУДОД «Детская школа искусств».
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что эстетическое воспитание детей становится чрезвычайно ценным средством музыкального обучения, т.к. способствует активизации мышления ребенка и развитию его музыкальных способностей, расширению представлений о музыке в целом.
Данная программа является наиболее актуальной на данной момент, в связи с изменившейся социально-культурной ситуацией в обществе, возросшей нагрузкой на детей в общеобразовательных школах и необходимостью создания более доступных условий для обучения детей различным искусствам. Она составлена с учетом тенденций нашего времени и соответствует уровню развития современной детской аудитории. А простота и доступность этой деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей.
Цели:
- развить у учащихся навыки игры на гитаре;
- расширить музыкальный кругозор учащихся;
- создать хороший музыкальный вкус.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
- сформировать приемы игры на инструменте;
- освоить способы звукоизвлечения;
- изучить взаимодействие различных музыкально-выразительных средств: мелодии и гармонии, фактуры, тембра; гармонии и фактуры; фактуры и тембра;
- научить учащихся самостоятельно и грамотно разбирать нотный текст;
- научить осмысленно и выразительно исполнять выученные произведения из репертуара музыкальной школы;
- научить осознанной художественной интерпретации музыкальных образов;
- научить разбираться в форме, стилях и жанрах исполняемых произведений;
- познакомить с другими стилями и жанрами музыкального исполнительства;
- изучать гаммы, арпеджио, различные упражнения и этюды.
Развивающие:
- развить навыки быстрой ориентации в нотном тексте;
- развить навыки чтения с листа;
- развить умение подбора по слуху.
Воспитывающие:
1. воспитать интерес к современной культуре и искусству;
2. воспитать активность и самостоятельность общения;
3. воспитать художественный вкус и общую культуру личности ребенка, способного адаптироваться в современном обществе.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В ней больше внимания уделяется развитию навыков, практически необходимых музыканту: быстрой ориентации в нотном тексте, чтению с листа, подбору по слуху. Программа не требует заучивания всех произведений наизусть, но больше времени уделяется знакомству с более широким кругом музыкальных произведений.
Возраст детей: 6-18 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 8 лет (2 часа в неделю, 68 учебных часов в год, 8 класс - 3 часа в неделю - 102 учебных часа).
Формы и режим занятий.
Основной формой учебной работы в классе гитары является индивидуальное занятие преподавателя с учеником.
Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 часу в парные дни недели, для 8-ого класса - 3 раза в неделю, но учитывая расписание групповых занятий, загруженность в общеобразовательной школе, возможности учащихся, допускается обоснованное использование для занятий непарных дней недели.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
1 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- начальную музыкальную грамоту;
- строение инструмента;
- расположение нот на грифе I позиции;
- обозначение аппликатуры правой и левой руки;
- понятие хроматизм.
Учащийся должен уметь:
- находить ноты на грифе в I позиции;
- воспроизводить приём тирандо;
- грамотно сидеть с инструментом и правильно ставить руки;
- разбирать и исполнять одноголосные пьесы и простейшее двухголосие.
2 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- расположение нот на грифе в I и II позиции;
- теоретически рассказывать о том, как извлекать приём тирандо;
- понимать какой бывает пунктирный ритм;
- строение мажорной гаммы;
- на каких ступенях строятся каденции.
Учащийся должен уметь:
- определять зрительно в не больших произведениях их форму;
- всегда во время игры контролировать качество извлекаемого тирандо;
- в этюдах и пьесах находить и отрабатывать пунктирный ритм;
- систематически работать с изучаемыми гаммами в I и II позиции, задаваемыми штрихами;
- применять начальные навыки игры аккордов.
3 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- теоретическое объяснение приёма апояндо;
- ноты на грифе включая III и IV позицию;
- элементарные динамические оттенки (по требованию класса);
- понятие интервал.
Учащийся должен уметь:
- использовать приём апояндо в упражнениях и гаммах;
- воспроизводить задаваемые пьесы, этюды, в пройденных позициях;
- использовать в игре пьес изучаемые динамические оттенки;
- применять на практике знания исполнения интервалов.
4 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- расположение нот на грифе до V позиции включительно;
- строение несложных аккордов;
- необходимые динамические оттенки (по требованию класса);
- строение используемых в игре интервалов.
Учащийся должен уметь:
-визуально оценить предлагаемый аккордовый ряд и воспроизводить на гитаре;
- постоянно контролировать правильное звукоизвлечение;
- красивым, ровным звуком работать над гаммами с метрономом.
5 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- объяснение приёма стаккато и легато;
- расположение нот на грифе до VII позиции;
- строение сонаты, сонатины;
- возможные аппликатурные варианты гаммы терциями; -
Учащийся должен уметь:
- воспроизводить приём восходящего и нисходящего легато с использованием открытых струн;
- извлекать флажолеты на XII и VII ладах; - работать над гаммами с метрономом.
6 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- Расположение нот на грифе до VIII позиции включительно;
- строение флажолетов на всех возможных ладах грифа;
- украшение – мордент;
- возможные варианты полифонии;
- строение коротких мажорных арпеджио;
- строение гаммы октавами.
Учащийся должен уметь:
- включать в хроматические упражнения легато нисходящее;
- прорабатывать полифонию по голосам;
- исполнеять короткие мадорные арпеджио верной аппликатурой;
- уметь работать с гаммой октавами разными вариантами аппликатуры правой руки.
7 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- состовляющие комбинированного легато;
- расположение нот на грифе до XII позиции включительно;
- происхождение приёма вибрато; - строение гаммы секстами;
- строение коротких минорных арпеджио;
- различные ритмические рисунки.
Учащийся должен уметь:
- работать с штрихом нон легато;
- использовать приём вибрато в нужном контексте;
- грамотно и красиво работать с аккордовым материалом;
- работать с гаммой секстами разными вариантами аппликатуры правой руки.
8 год обучения.
По окончании учащийся должен знать:
- расположение нот на всём грифе;
- буквенные обозначения исполняемых арпеджио;
- все термины, встречаемые в нотном материале пьесах выпускной программы;
- и понимать жанровые особенности прорабатываемых произведений.
Учащийся должен уметь:
- качественно работать со всеми пройденными упражнениями и гаммами;
- в медленном темпе работать с произведениями программы с метрономом, обозначенной аппликатурой;
- использовать динамические нюансы в изучаемых произведениях;
- во время запланированных прослушиваний выпускников показать уровень подготовленности на данный период времени.
Способами определения результативности учащихся считать:
- контрольные уроки;
- открытые занятия (для родителей, педагогов);
- зачеты;
- академические концерты;
- отчетные и годовые концерты;
- участие в городских фестивалях и конкурсах.
Формами подведения итогов реализации
- академический концерт в конце II полугодия;
- выпускной экзамен;
- участие выпускника в областном, всероссийском или международном конкурсе или фестивале.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | Изучение инструмента. Музыкальная грамота. | 10 | 4 | 6 |
2 | Постановка инструмента и рук | 18 | 9 | 9 |
3 | Аппликатура правой и левой руки, освоение приёма тирандо. | 8 | 4 | 4 |
4 | Изучение грифа в I позиции | 9 | 4 | 5 |
5 | Разбор и исполнение одноголосных пьес и простейшее двухголосие | 23 | 10 | 13 |
Итого | 68 | 31 | 37 |
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | Изучение грифа в I и II позициях. Углублённая работа над качеством извлекаемого тирандо. | 10 | 4 | 6 |
2 | Развитие музыкально – образного мышления; пунктирный ритм, паузы. | 20 | 10 | 10 |
3 | Гаммы в I и II позициях, каденции к гаммам, упражнения к гаммам. | 10 | 4 | 6 |
4 | Исполнение этюдов, пьесс простого двухголосия – мелодия, басс. | 28 | 6 | 22 |
Итого | 68 | 24 | 44 |
3 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | Углублённая работа над тирандо, изучение апояндо; освоение I – IV позиций, их правильная смена. | 15 | 5 | 10 |
2 | Продолжать работу с двойными нотами, несложными аккордами. | 9 | 3 | 6 |
3 | Работа над жанровыми особенностями музыкальных произведений, динамика. | 25 | 6 | 19 |
4 | Исполнение гамм, этюдов по требованию к техническому зачету, упражнений; работа над качеством звукоизвлечения. | 19 | 8 | 11 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
4 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | Работа с приёмом тирандо, знакомство с приёмом апояндо. Освоение III – IV позиций, смена позиций. | 17 | 7 | 10 |
2 | Знакомство двойными нотами. Работа над жанровыми особенностями. динамика | 7 | 3 | 4 |
3 | Образно – эмоциональное содержание произведений. Форма вариационная, разнохарактерные пьессы. | 24 | 4 | 20 |
4 | Исполнение гамм, этюдов по требованию к техническому зачету | 20 | 6 | 14 |
Итого | 68 | 20 | 48 |
5 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | Изучение штрихов: стаккато, нисходящее легато. Изучение и освоение позиций VI – VII – VIII. | 13 | 4 | 9 |
2 | Совершенствование исполнения двойных нот, аккордов, флажолетов на всех ладах, мордентов. | 8 | 3 | 5 |
3 | Работа над произведениями крупной формы, несложная полифония, пьесы разных жанров. | 27 | 7 | 20 |
4 | Исполнение гамм по требованию класса, коротких мажорных арпеджио, упражнений, этюдов. Гамма октавами. | 20 | 7 | 13 |
Итого | 68 | 21 | 47 |
6 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | Изучение штрихов: стаккато, восходящее легато. Изучение и освоение позиций IV – V – VI. | 11 | 5 | 6 |
2 | Изучение двойных нот, несложных аккордов, флажолетов XII, VII ладов. | 11 | 4 | 7 |
3 | Знакомство с крупной формой: сонаты, сонатины, пьесы различные по жанру. Качественное звукоизвлечение. | 26 | 6 | 20 |
4 | Исполнение гамм по требованию к техническому зачету; коротких арпеджио, упражнений, этюддов. Гамма терциями. | 20 | 7 | 13 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
7 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | Изучение штрихов: нон легато, легато комбинированное. Изучение и освоение позиций VIII – IX – X – XI – XII | 9 | 3 | 6 |
2 | Совершенствование исполнения аккордового изложения музыкального материала; вибрато. | 10 | 4 | 6 |
3 | Исполнение гамм по требованию класса, арпеджио коротких и длинных минорных; упражнений, этюов. Гамма секстами. | 21 | 7 | 14 |
4 | Работа над произведениями крупной формы, полифонией, пьесами различных жанров. Работа над ритмом, выразительным исполнением. | 28 | 8 | 20 |
Итого | 68 | 22 | 46 |
8 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теорети-ческие занятия | Практи- ческие занятия | ||
1 | Применение на пркатике всех пройденных штрихов. Изучение и освоение пройденных позиций и более высоких. | 14 | 4 | 10 |
2 | Исполнение гамм (пройденных); арпеджио мажор, минор по хроматизму вверх и вниз; упражнений, этюдов. | 20 | 8 | 12 |
3 | Изучение произведений для выпускной программы. Работа над выразительностью исполнения, динамические оттенки. | 68 | 18 | 50 |
Итого | 102 | 30 | 72 |
Содержание
1 год обучения
Тема 1. Изучение инструмента, музыкальная грамота
(10 часов)
Теория: - объяснение строения инструмента; - элементарной музыкальной грамоты; - названия используемых октав; - строй гитары; - размер, тактовая черта, такт, реприза, вольты…
Практическое задание: - правильное звукоизвлечение по открытым струнам: комплекс упражнений по мелодическим струнам и по басовым струнам, комбинации всех струн; - разные длительности и работа над паузами.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 2. Постановка инструмента и рук.
(18 часов)
Теория: - правильной постановки инструмента (5 точек опоры); постановка правой и левой руки.
Практическое задание: - сочетание правил в постановке рук с мышечной свободой и естественностью, индивидуальностью; - правильный нажим на струны в правой руке, постановка в левой руке в точное место на ладу пальца на подушечку.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 3. Аппликатура правой и левой руки, освоение приёма тирандо.
(8 часов)
Теория: - объяснение аппликатуры правой и левой рук; - теоретически грамотное объяснение приёма тирандо (плюс индивидуальный подход)
Практическое задание: - закрепление приёма тирандо во множестве упражнений по открытым струнам; - одноголосные пьески и песенки исполняемые приёмом тирандо.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 4. Изучение грифа в I позиции.
(9 часов)
Теория: - расположение нот на грифе – составление схемы в тетради с теоретическим обоснованием (до V лада)
Практическое задание: - изучение и исполнение одноголосных пьесок и песенок в объеме I позиции; - подбор по слуху предлагаемых мелодий.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 5. Разбор и исполнение одноглолсных пьес и простейшее двухголосие.
(23 часов)
Теория: - объяснение строения музыкального предложения, фразы; размера. – объяснение работы правой руки при одновременном извлечении мелодической и басовой ноты.
Практическое задание: - несколько вариантов аппликатур правой и левой рук на примере одного музыкального материала; - заучивание пьес наизусть; проигрывание как на концерте (без остановок и исправлений)
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
2 год обучения
Тема 1. Изучение грифа в I и II позициях. Углублённая работа над качеством извлекаемого тирандо.
(10 часов)
Теория: - теоретическое обоснование расположения нот на грифе I и II позиции на всех струнах (схема в тетради)
Практическое задание: - множественное исполнение пьес в I и II позициях; самоконтроль слуховой и визуальный во время исполнения приёма тирандо.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 2. Развитие музыкально – образного мышления. Пунктирный ритм, паузы.
(20 часов)
Теория: - музыкально – образно мыслить, начинать с названия пьесы; дальше рисуем словами картинку и, исходя из этого, подбираем динамический план пьесы (стаккато легато и т.д.), тембровые варианты.
Практическое задание: - работать над пунктирным ритмом, уметь создавать паузы в одном из голосов и во всех одновременно (при этом разные приёмы)
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 3. Гаммы в I и II позициях. Каденции в гаммах. Упражнения.
(10 часов)
Теория: - строение одноголосных гамм; объяснение что такое каденция, принципы её построения.
Практическое задание: - одноголосные гаммы в I II позициях (варианты штрихов) для изучаемого класса; - грамотное исполнение каденции (2 способа); - исполнение упрежнений к гаммам, как отработка часто встречающегося материала в пьесах.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 4. Исполнение этюдов, пьес простого двухголосия: мелодия, басс.
(28 часов)
Теория: - обьяснение необходимости исполнения этюдов как технической базы музыканта (темболее, что гитарные этюды мелодичны и красивы); - глубокий теоретический разбор каждой пьесы: тональный план, ритмические особенности, понимание мелодической линии каждого голоса.
Практическое задание: - в двухголосие обязательное изучение каждого голоса отдельно и затем грамотное соединение голосов; - разучивание наизусть как можно большего количества пьес и этюдов; - по возможности публичные выступления.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
3 год обучения
Тема 1. Работа с приёмом тирандо, знакомство с приёмом апояндо. Освоение III – IV позиций, смена позиций.
(17 часов)
Теория: - глубокое и подробное теоретическое обьяснение приёма апояндо (где и когда приём применяется)
Практическое задание: - начать знакомство с приёмом апояндо с упражнений по открытым струнам в верх и вниз по 2 удара и по 3 удара; - обращать пристальное внимание на чередование mi.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 2. Знакомство с двойными нотами. Работа над жанровыми особенностями. Динамика.
(7 часов)
Теория: - поняти интервала; - обьяснение интервалов, часто встречающихся в простых пьесах; - разговор о жанровых особенностях в несложных пьесах: вальс мазурка, минуэт, полька; - систематизация динамических оттенков.
Практическое задание: - грамотное исполнение (как нажимать и что чувствовать при этом) встречающихся интервалов: возможная аппликатура правой руки pi; im; ia; ma… - работа над крещендо, диминуэндо; затакты; акценты.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 3. Образно – эмоциональное соержание произведений вариационной формы и разнохарактерных пьес.
(24 часов)
Теория: - обьяснение вариационной формы произведения (что такое вариация, часто встречающиеся черты, особенности) – обьяснить раздницу характеров музыкальных произведений (быстрые, медленные, Р.Н.П., танцы, классические произведения, обработки для гитары, оригинальные произведения, стилизации)
Практическое задание: - рассмотреть практически музыкальную форму вариаций на конкретном примере; - основа характера пьесы: темп, жанр, эпоха написания…
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 4. Исполнения гамм, этюдов по требованию к техническому зачету, упражнений.
(20 часов)
Теория: - знать строение одноголосных гамм мажора и минора; - знать возможные штриховые варианты, требуемые к техническому зачету.
Практическое задание: - исполнять, по возможности, большее число этюдов на разные виды техники и заучивать наизусть; - в исполнении гамм добиваться чистого и ровного звука, незаметной, грамотной смены позиций.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
4 год обучения
Тема 1. Углублённая работа над тирандо, изучение апояндо. Освоение I – V позиций. Правильная смена позиций.
(15 часов)
Теория: - где и когда применяются приёмы тирандо, апояндо; когда нельзя применять тирандо или апояндо; - теоретическое объяснение грамотной смены позиций (варианты смены позиций)
Практическое задание: - постоянный слуховой и визуальный контроль и самоконтроль во время исполнения приёмов тирандо и апояндо; - практическое применение во время исполнения этюдов и пьес правильной смены позиций.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 2. Продолжать работу с двойными нотами, несложными аккордами.
(9 часов)
Теория: - понятие всех интервалов и их название; - теоретическое строение простых аккордов: мажорных и минорных, септаккорд.
Практическое задание: - варианты исполнения интервалов на гитаре; - соединение аккордов при игре на гитаре при помощи глиссандо, открытые струны, сохранение какого – то одинакового пальца.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 3. Работа над жанровыми особенностями музыкальных произведений, динамика. Образно эмоционально содержание пьес.
(25 часов)
Теория: - музыкально – образно мыслить, начинать с названия пьесы; дальше рисуем словами картинку и, исходя из этого, подбираем динамический план пьесы (стаккато легато и т.д.), тембровые варианты.
Практическое задание: - работать над пунктирным ритмом, уметь создавать паузы в одном из голосов и во всех одновременно (при этом разные приёмы)
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 4. Исполнение гамм, этюдов, упражнений. Работа над качеством звукоизвлечение.
(19 часов)
Теория: - знать строение одноголосных гамм мажора и минора; - знать возможные штриховые варианты, требуемые к техническому зачету.
Практическое задание: - исполнять, по возможности, большее число этюдов на разные виды техники и заучивать наизусть; - в исполнении гамм добиваться чистого и ровного звука, незаметной, грамотной смены позиций; - самоконтроль исходящего звука; - применение приёмов тирандо и апояндо включать в равном объёме.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
5 год обучения.
Тема 1. Изучение штрихов: стаккато, легато восходящее. Изучение и освоение позиций IV – VII.
(11 часов)
Теория: - объяснение стаккато – отрывисто; - легато восходящее (техническое); - теоретическое обоснование расположения нот на грифе на всех струнах до VII позиции включительно.
Практическое задание: - объяснение и показ 3 способа исполнения стаккато на гитаре; - упражнения для изучения легато по одной струне по хроматизму; - знакомство с позициями до VII включительно на примере этюдов и пьес в заданной позиции.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 2. Изучение двойных нот, несложных аккордов, флажолетов VII, XII ладов
(11 часов)
Теория: - понятие всех интервалов и их название; - теоретическое строение простых аккордов: мажорных и минорных, септаккорд; - объяснение происхождения флажолетов, теоретический рассказ технического исполнения флажолетов.
Практическое задание: - варианты исполнения интервалов на гитаре; - соединение аккордов при игре на гитаре при помощи глиссандо, открытые струны, сохранение какого – то одинакового пальца; - показ педагога исполнения флажолетов.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 3. Знакомство с крупной формой: сонаты, сонатины, пьесы различные по жанру. Качественное звукоизвлечение.
(26 часов)
Теория: - объяснение строения сонаты как крупной формы с приведением примеров в нотной литературе; - сонатины – меньшие по объёму сонаты; - постоянное внимание ученика на правильность звукоизвлечение.
Практическое задание: - рассмотрение на конкретном нотном примере сонатины или сонаты; - постоянный контроль учителя и самоконтроль ученика над качеством звукоизвлечение.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 4. Исполнение гамм по требованию класса в различных тональностях. Короткие арпеджио, упражнения, этюды. Гамма терциями.
(20 часов)
Теория: - объяснение новых штрихов (смотри требования к техническому зачету); - теоретическое объяснение происхождения коротких арпеджио; - объяснение регулярности занятий с упражнениями и этюдами; - теоретическое объяснение строения гаммы терциями.
Практическое задание: - гаммы исполняются под метроном чистым, красивым, ровным звуком; - добиваться звуковой правильности исполнения арпеджио и упражнений; - начинать знакомство с гаммой терциями в медленном темпе заданной аппликатурой.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
6 год обучения
Тема 1. Изучение штрихов стаккато, легато нисходящее. Изучение и освоение позиций V-VIII
(13 часов)
Теория: - объяснение природы штриха стаккато, легато нисходящего (техническое); - теоретическое обоснование расположения нот на грифе до VIII позиции включительно (запись в тетради).
Практическое задание: - применение штриха стаккато (3 варианта); - легато нисходящее следует тренировать с упражнений по одной струне; - применение позиций до VIII включительно на примере музыкального материала.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 2. Совершенствование исполнения двойных нот, аккордов, флажолетов на всех ладах. Морденты.
(8 часов)
Теория: - объяснение всех интервалов до октавы включительно; - объяснение исполнения флажолетов на известных ладах; - понятие мордента.
Практическое задание: - применение знаний об интервалах в музыкальных примерах; - исполнять музыкальные примеры с флажолетами.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 3. Работа над произведениями крупной формы, несложная полифония, пьесы различные по жанрам.
(27 часов)
Теория: - объяснение учителем строения крупной формы и полифонии; - разбор используемых разных жанров музыки.
Практическое задание: - продолжать работу с крупной формой; - разбор с учителем полифонии по голосам, затем при постоянном слуховом контроле соединение голосов; - применять на практике полученные знания о различных жанрах музыки.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 4. Исполнение гамм по требованию класса. Короткие мажорные арпеджио. Упражнения и этюды. Гамма октавами.
(20 часов)
Теория: - объяснение новых штрихов (смотри требования к техническому зачету); - теоретическое объяснение происхождения коротких арпеджио; - объяснение регулярности занятий с упражнениями и этюдами; - теоретическое объяснение строения гаммы октавами.
Практическое задание: - гаммы исполняются под метроном чистым, красивым, ровным звуком; - добиваться звуковой правильности исполнения арпеджио и упражнений; - систематизация арпеджио по хроматизму вверх и вниз; - начинать знакомство с гаммой октавами в медленном темпе заданной аппликатурой.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
7 год обучения
Тема 1. Изучение штрихов нон легато, легато комбинированное. Изучение и освоение позиций VIII – XII.
(9 часов)
Теория: - объяснение штриха нон легато (несколько способов воспроизведения), легато комбинированное (состоящее из восходящего и нисходящего); - теоретическое обосновании расположения нот на грифе на всех струнах до XII позиции.
Практическое задание: - применение перечисленных штрихов в контексте образного решения музыкального произведения; - работа с музыкальным тестом в заданных позициях.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 2. Совершенствование исполнения аккордового изложения музыкального материала. Вибрато.
(10 часов)
Теория: - гармонический анализ музыкального произведения известных ученику аккордов; - происхождение приёма вибрато, в каких случаях это возможно и приемлемо, использование в разных голосах.
Практическое задание: - грамотное и красивое соединение музыкального материала изложенного аккордами; - постоянный слуховой контроль; - работа с вибрато (палец ставится на край лада, свободной левой рукой умеренное покачивание).
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 3. Исполнение гамм по требованию класса, арпеджио короткие и длинные минорные. Упражнения, этюды. Гамма секстами.
(21 часов)
Теория: - объяснение новых штрихов (смотри требования к техническому зачету); - теоретическое объяснение происхождения коротких и длинных арпеджио; - объяснение регулярности занятий с упражнениями и этюдами; - теоретическое объяснение строения гаммы секстами.
Практическое задание: - гаммы исполняются под метроном чистым, красивым, ровным звуком; - добиваться звуковой правильности исполнения арпеджио и упражнений; - систематизация арпеджио по хроматизму вверх и вниз; - начинать знакомство с гаммой секстами в медленном темпе заданной аппликатурой.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 4. Работа над произведениями крупной формы, полифонии, пьес различных по жанру. Работа над ритмом, выразительным исполнением.
(28 часов)
Теория: - объяснение учителем строения крупной формы и полифонии; - разбор используемых разных жанров музыки; - нахождение ритмических особенностей музыкального произведения; - использование возможных выразительных средств.
Практическое задание: - продолжать работу с крупной формой; - разбор с учителем полифонии по голосам, затем при постоянном слуховом контроле соединение голосов; - применять на практике полученные знания о различных жанрах музыки; - отработать с метрономом ритмические особенности; - постоянная работа с выразительными средствами.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
8 год обучения
Тема 1. Применение на практике всех пройденных штрихов. Изучение и освоение пройденных позиций и более высоких.
(14 часов)
Теория: - знать и объяснять все пройденные штрихи; - объяснять теоретически расположение нот в высоких позициях на всех струнах.
Практическое задание: - работать на этюдах и прелюдах в высоких позициях на всех струнах подходящими штрихами; - ежедневно и кропотливо добиваться ровного, качественного звука, работая разными штрихами.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема 2. Исполнение пройденных гамм, арпеджио мажор и минор по хроматизму вверх и вниз, упражнений и этюдов.
(20 часов)
Теория: - объяснение новых штрихов; - теоретическое объяснение происхождения коротких и длинных арпеджио; - объяснение регулярности занятий с упражнениями и этюдами; - теоретическое объяснение строения гаммы секстами, терциями, октавами.
Практическое задание: - гаммы исполняются под метроном чистым, красивым, ровным звуком; - добиваться звуковой правильности исполнения арпеджио и упражнений; - систематизация арпеджио по хроматизму вверх и вниз; - начинать знакомство с гаммой секстами, терциями, октавами в медленном темпе заданной аппликатурой, по возможности ускоряя темп.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Тема3. Изучение произведений для выпускной программы. Работа над выразительностью исполнения. Динамические оттенки.
(68 часов)
Теория: - подбор нескольких вариантов выпускной программы (индивидуальный подход); - подбор наиболее подходящих каждому ученику музыкальных произведений; - перечисление всех известных выразительных средств музыки и динамических оттенков.
Практическое задание: - медленный и грамотный разбор предлагаемых музыкальных произведений, выбор наиболее подходящих по сложности и музыкальной выразительности произведений; - доведение работы до отличного концертного исполнения.
Материалы: два стула, подставка под ногу, пульт, две гитары, необходимая нотная литература, достаточное освещение.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Рекомендации по организации
Дидактический материал представлен:
Лекционный материал представлен:
Материально - техническое оснащение занятий:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
- Вещицкий П. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды и аккомпанемент. - М., 1970
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1986
- Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. Части I,II,III,IV– М., «Тоника» 1991
- Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – М., 1987
- Музыкальный журнал «Мир гитары». Вып. I,II – 1993
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М., 1977
- Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. – М., 1992
- Музыкальный альманах «Гитара» Вып. I,II. - М. 1986, 1990
- Начальное обучение на шестиструнной гитаре. Сост. Гитман А. – М. «Престо» 1997
- Торлаксон Э. Первые гитарные уроки – сайт Исландской гитарной школы www.eythorsson.com
- .Яблоков М. «Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары» 2 тома 1998г.
- Русанов В.А. «Катехизис гитариста» 1910г.
- Калинин В. «Юный гитарист» - Москва, «Музыка», 1997
- Калинин В. «Ансамбли шестиструнных гитар» - Новосибирск, 2002
- Ионкина О..Ионкин А. сборники ансамблей «Струнная радуга» I,II
- Иванова Л. «Ансамбли для гитары»
- Иванников П. «Ансамбли шестиструнных гитар»
- Журнал «Гитарист» №1-2 изд. «Торопов» 1993г.
- http://www.abc-guitar.narod.ru иллюстрированный биографический энциклопедический словарь.
- Хрестоматия гитариста (ансамбли для гитары с духовыми, струнными инструментами и фортепиано) вып.1, вып.2 – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007
- «Из репертуара народного артиста России Михаила Рожкова», сост. А.Шумидуб, вып. I,II,III – Москва, 1998
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ
- словарь музыкальных терминов.
- краткие биографии музыкантов - исполнителей и музыкантов – композиторов гитаристов.
- нотная литература для гитары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными (Авторская разработка. Адаптивная система обучения).
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными(Авторская разработка. Адаптивная система обучения). Автор: Каштанова Наталья Александровна, учитель русск...
Методическая разработка программы обучения игре на фортепиано
Эта программа – результат многолетней работы по обучению игре на фортепиано детей разного возраста в разных городах (Киев, Донецк, Кагарлык Киевской обл., Гомель, Санкт-Петербург). Работа в классе фор...
Авторская разработка программы внеурочной деятельности "Природа в красках" для 1-4 классов
Авторская разработка программы внеурочной деятельности «Природа в красках» для 1-4 классов (теория, практика, КИМ) составлена на основе требованийк планируемым результатам прог...
Авторская разработка Программа адаптивная физкультура 5 класс.
Рабочая программа составлена на основании АООП ГБОУ "Русско-Акташская школа-интернат для детей с ОВЗ"...
Методические рекомендации при разработке программы обучения каратэ лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц со спинальными нарушениями подвижности нижних конечностей и лиц с ампутацией нижних конечностей)
Материал предназначен для работников дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, занимающихся с людьми с ПОДА. Материал предназначен для работников дополнительного образов...
Авторская разработка дополнительной образовательной программы обучения английскому языку по социальному – педагогическому направлению для 5 класса.
Творческое объединение «Английский c увлечением» органично входит в учебно-воспитательный процесс. Во время занятий ученики получают дополнительный блок лексических единиц, что, след...
Авторская разработка программы внеурочной деятельности "Языковой код. Наследие в слове"
Программа внеурочной деятельности «Языковой ко[t]. Наследие в слове» даёт возможность изучать родной русский язык с точки зрения этимологического анализа слова и расширяет границы программ...