Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»: «Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»:
«Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»
Цели занятия
Образовательные:
- формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление;
- активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе;
- способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма;
- пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия;
- способствовать воспитанию духовности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 11 классе.
Урок- диспут по роману И. С. Шмелева «Солнце мертвых»:
«Спор пустоты, бездушия со смыслом и духом»
Цели занятия
Образовательные:
- формировать умение привлекать знания из различных областей для решения поставленной задачи; развивать навыки монологической речи;
- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- совершенствовать навыки анализа литературного явления, умение отбирать главное; систематизировать явления, объединённые одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации.
Развивающие:
- развивать ассоциативное мышление;
- активировать творческую деятельность, развивать навыки работы в группе;
- способствовать сформированности у учеников способности к глубокой и самостоятельной оценке произведения.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический вкус, чувство нравственности и гуманизма;
- пробудить в учениках желание задумываться над вечными вопросами бытия;
- способствовать воспитанию духовности.
Методы обучения
Низкий уровень
Репродуктивный, частично-поисковой.
Средний уровень
Частично-поисковой с обобщением; метод сопоставления разных видов искусства.
Высокий уровень
Исследовательский; метод аналогии, ассоциации; метод сопоставления произведений по тематике, проблематике.
Теория литературы: Роман (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений). Реминисценция
Оборудование и наглядность: портрет И.С.Шмелева и А.И. Солженицына, презентация
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности
и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего со-
временному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные результаты:
- формирование у школьников способности к самостоятельной и глубокой оценке произведения;
- умение установить внутренние связи структурных элементов произведения с биографией и творчеством писателя, мировым историко-литературным и культурным процессом;
- выяснение связей литературы с другими видами искусства.
Предметные результаты:
- развитие умений выразительно читать, пересказывать, цитировать;
- развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал, систематизировать биографические сведения;
- совершенствовать умения работать со справочной литературой;
- развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками;
- развитие умения применять знания в новой учебной ситуации; развитие монологической речи и творческого воображения
Схема- карта урока диалога
Аспекты учебной деятельности | Разноуровневый материал занятия | Аргументация целесообразности учебной деятельности |
| - | - |
| 1.Рассказать об истории создания романа 2.Чем ознаменован 1920 год в жизни И.С. Шмелева? | Совершенствование умения работать со справочной литературой; систематизировать биографические сведения. |
1.История Крыма 1920 –х годов. 2. В книге Шмелева автобиографический рассказчик часто дает слово другим героям. Чьи голоса мы слышим? 3. С какой целью автор использует прием полифонии? | Совершенствование умения работать со справочной литературой; развитие умения обобщать ранее изученный материал | |
1.Расскажите о жизни главного героя. | Развитие умения пересказывать, цитировать. | |
1.Каковы его планы? Выскажите своё мнение о них. | Развитие умения пересказывать, обобщать ранее изученный материал. | |
1.Выразительное чтение главы «Утро» | Развитие умения выразительно читать; выбирать ключевые фразы | |
1.Расскажите о жизни животных, описанных Шмелевым | Развивать умение выбирать ключевые фразы, обобщать ранее изученное. | |
1.В чем же обвиняются большевизм и большевики? 2.Как изменяется Крым? | Развивать умение выбирать ключевые фразы | |
1.С какой целью автор использует антитезу, описывая жизнь до революции и после? 2.На чём основывались философские размышления Шмелева? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. | |
| 1. Как Шмелев описывает процесс расчеловечивания человека, его деградацию? 2. Какую роль в мучительных поисках героя играет эпизод из главы «Жива душа!»? 3. Сравните состояние героя в начале и в конце главы. Почему оно так изменилось? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. Развитие творческого воображения. |
1. Почему для того, чтобы вернуть своему герою веру в человеческую душу, в бога, автор выбирает татарина, человека иной национальности, иной веры? | Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. | |
1. Как вы понимаете слова татарина: «У тебя Аллах свой… у нас Аллах мой… Все аллах!»? Почему татарин и рассказчик почти не разговаривают, сидят молча? Как вы понимаете выражение писателя: «… двое – одно…»? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. | |
| 1.Как изменил приход старого татарина внутреннее состояние героя? 2. Как вы думаете почему миссию возвращения героя к жизни, вере Шмелев возлагает на татарина? | Совершенствование умений самостоятельно осмыслять полученную информацию. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать. |
1.В тексте настойчиво повторяется выражение «Вниди и в меня, Господи! »? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать | |
1. В чём, по-вашему, особенность символа «Солнце»? | Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать | |
«Одного не понимаю. Как у Шмелева хватило сил писать эту книгу? .. не литературных сил, - ими он богат достаточно! – но просто сил человеческих. Его «эпопею» читать трудно… каково же было писать!» - недоумевал один из критиков русского зарубежья А. В. Амфитеатров Можете ли согласиться с ними? Почему? | Развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. Развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать | |
| 1.Что в литературоведении называется полифония? 2.Что такое сюжет произведения? Каков сюжет «Солнце мертвых»? 3.Какую роль в произведении играет его композиция? Определите композиционные части произведения Шмелева. 4.Для чего автор использует полифонию? Докажите, что этот стилистический приём лежит в основе сюжета. В каких прочитанных вами произведениях вы встречали полифонию? Чего добиваются авторы её использованием? | Низкий уровень: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал. Средний уровень: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками. Высокий уровень: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений. |
| 1.В каких произведениях, написанных ранее, повествование ведется от первого лица? 2.Объясните, как вы понимаете – социально-философская направленность произведения? В каких ранее прочитанных произведениях была подобная направленность? 3.Русские писатели не раз обращались к теме смерти. Вспомните, в каких произведениях мы встречались с этой темой? | Н: развитие умений повторять и обобщать ранее изученный материал. С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, работать с первоисточниками. В: развитие умений самостоятельно анализировать и обобщать; развитие умения делать сравнительный анализ произведений. |
| 1.Подготовьте небольшое сообщение о Крыме 1920 –х годов. 2.Рассмотрите репродукции «Крым Исаака Левитана». Найдите в рассказе детали, созвучные этим картинам. 3.Подберите музыкальные фрагменты, которые могли бы стать фоном для отдельных эпизодов «Жива душа» | Н: развитие умений работать со справочной литературой; развитие умения пересказывать. С: развитие умения применять знания в новой учебной ситуации. В: развитие умений сопоставлять произведения разных искусств; формирование умений видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства. |
| 1.Подготовьте рассказ о жизни героя от лица татарина. 2.Почему Шмелев заканчивает свой роман главой «Конец концов»? 3.В чем смысл названия романа «Солнце мертвых»? | Н: развитие умения пересказывать. С: развитие умения самостоятельно анализировать и обобщать, самостоятельно работать с первоисточниками. В: совершенствование умения самостоятельно искать, осмыслять и систематизировать информацию. |
| 1.Продолжите письменно фразу: «Роман Шмелева «Солнце мертвых»- это произведение о ..» 2.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Символы в романе Шмелева» 3.Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Солнце мертвых» - это откровение Шмелева | Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия. С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи. В: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст. |
| 1. Написать тезисы или план ответа на тему «Роль главы «Жива душа!» в понимании авторской позиции в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых». 2. Проанализировать самостоятельно одну из глав романа. 3. Провести исследование по одной из проблем: «Роль пейзажа в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых», «Полифония как один из основных приемов раскрытия авторской концепции в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых», «Христианские мотивы в романе И.С.Шмелева «Солнце мертвых» и Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | Н: задание используется для проверки знакомства школьников с произведением, которое входит в круг обязательного чтения, и уровня читательского восприятия С: задание предназначено для проверки глубины понимания изученного произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи В:задание предназначено для проверки глубины понимания произведения, знаний о литературе, умений интерпретировать художественный текст и навыков развития речи; развитие умения включать произведение в историко-культурный контекст. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Урок-диспут "Кто он, Павел Мечик?" (по роману А.А.Фадеева "Разгром")
Диспут по роману "Разгром" требует от учащихся аргументированного ответа: Павел Мечик - "себялюбивый эгоист" или "юный романтик, растерявший свои идеалы"?...
Разработка урока литературы по роману И.С. Шмелева "Лето Господне"
Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством художественного слова . И.С.Шмелев "Лето господне ", глава "Крещение": работа с текстом. Духовные традиции русского народа....
Мир «Лета Господня» в главе «Рождество» (по одноименному роману И.С. Шмелева)
Конспект урока по литературе Мир «Лета Господня» в главе «Рождество» (по одноименному роману И.С. Шмелева) и спользованием ИКТ и других современных технологий. Материал ур...
Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «отцы и дети»
Урок-диспут – поиск школьниками самостоятельного решения проблемы в споре, через сопоставление различных точек зрения....