Урок-диспут "Кто он, Павел Мечик?" (по роману А.А.Фадеева "Разгром")
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Диспут по роману "Разгром" требует от учащихся аргументированного ответа: Павел Мечик - "себялюбивый эгоист" или "юный романтик, растерявший свои идеалы"?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.11 МБ |
![]() | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ.
Тема: «КТО ОН, ПАВЕЛ МЕЧИК?» (по роману А.А.ФАДЕЕВА «Разгром».)
Тип урока: комбинированный урок.
Метод: эвристическая беседа.
Цель урока: 1. Дать характеристику литературному герою.
2. Учить умению аргументировано и логично доказывать свою точку
зрения.
Развивать монологическую речь учащихся
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки; уметь
разбираться в людях
Наглядность: мультимедийная презентация
П Л А Н У Р О К А
- Постановка задач и целей урока.
- Несколько точек зрения , определяющих суть героя.
- Работа с текстом.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Оценка ответов.
С Л О В А Р Ь : «Ситуация нравственного выбора».
Х О Д У Р О К А :
Слово учителя:
Возвращение открытой и суровой истории, вместо идеологически «улучшенной»,- главное, вероятно, завоевание нашего времени.
Гражданская война. Переосмыслено событие, переписаны учебники. Не произносим эпитет «великая», говоря об Октябрьской революции; узнав больше правды о знаменитых людях той эпохи, сбросили их памятники с постаментов.
Обличили, заклеймили, но не смогли избавиться, оставить в далеком прошлом. Она – война - вернулась. В других одеждах, но узнаваема, страшна, дика. И опять вернулись былые споры: кто виноват? И опять пытаются оправдать убийства и всему дать «разумное» объяснение.
Долгие годы в литературе гражданская война была показана одиозно: в красном свете. И думать не надо было: кто герой, наш, а кто враг. Но сейчас – только читайте - можно «видеть» это событие под разным углом зрения - глазами юного комиссара партизанского отряда Саши Булыги ( А.Фадеев); бойца-кавалериста 1–ой Конной дивизии, вчерашнего студента-юриста Исаака Бабеля; врача в армии белого генерала Деникина - Михаила Булгакова; молодого продкомиссара Михаила Шолохова; сугубо штатского интеллигента Бориса Пастернака; машиниста паровоза Андрея Платонова (Климентова).
- Назовите произведения о гражданской войне, написанные этими писателями? («Разгром», «Конармия», «Белая гвардия», «Доктор Живаго», «Сокровенный человек», «Тихий Дон».)
На страницах этих книг вы узнаете о гражданской войне правду без прикрас.
Слайд 1
Роман «Разгром» прочитан. Об истории его создания, теме, основной мысли был разговор на прошлом уроке. Цель сегодняшнего урока – ответить на поставленный вопрос: «Кто он, Павел Мечик?». Ответ, возможно, вами уже найден. Задача урока – аргументировано обосновать свой выбор.
- Пользуясь наглядностью, вспомните факты жизни А.А.Фадеева, которые обусловили появление этой книги. (Вывод из ответов учеников:
- 1. написан роман « по горячим следам событий»;
2. отличался от других произведений на тему гражданской войны наличием «живой жизни»: герои не только воюют за высокие цели, но живут, то есть влюбляются, ревнуют, выясняют отношения, голодают, боятся смерти и т. д.;
3. художественным образом командира Левинсона.)
Авторское определение основной мысли:
А.А.Фадеев: « В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе , случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
(Комментарий учителя: «Сметается революцией», понятно, Мечик, а переделывается рабочий человек Морозка.)
Запись на доске:
А.А.Фадеев: «Конечно, Мечик примкнул к революционному движению по мотивам личным, индивидуалистическим, скрыто-карьеристским. Такие люди, столкнувшись с трудностями движения и с препятствиями, которые ставит революционная действительность на путях личной карьеры, превращаются либо в брюзжащих обывателей, либо во врагов революции и народа».
Советские критики- литературоведы: «…Себялюбивый индивидуалист, трус, предатель..»
Григорий Яковлев, исследователь-литературовед: « У Мечика доброе сердце, и душа его протестует против грабежа и уничтожения людей, тем более теми методами, какими действовали красные партизаны».
В.Боборыкин, литературовед, составитель пособий для 11-классников. «Чуткое исследование его душевного мира ( Фадеевим )… позволяет увидеть.., насколько неуместен этот юный романтик, слишком тонко воспитанный, слишком совестливый и ранимый, в реальной революционной среде».
( Словарь: «Индивидуализм» - воззрение, противопоставляющее интересы личности интересам общества.)
Итак: «…себялюбивый индивидуалист» или « юный романтик», растерявший свои идеалы?
Работа с текстом ( диспут)
Давайте положим перед собой роман и проследим путь Мечика, который является одним из главных действующих лиц - он появляется в 1-ой главе и сходит со сцены в последней.
Общая характеристика Мечика ( 18 лет, вчерашний гимназист, скорее всего, выходец из разночинной семьи; пообщавшись с революционерами ( эсерами-максималистами ), приходит к партизанам).
- С какими мыслями, настроением идет Мечик к партизанам?
(Гл. 2. « Недели три тому назад…»)
Вывод: идеалы его расплывчаты – «хотелось борьбы и движения».
- Как встретили его в отряде Шалдыбы?
(Избили, унизили. «Окружающие люди…», «Ему стало жаль хорошего , наивного, но искренного чувства, с которым он шел в отряд».)
- Как отнеслись к его появлению в отряде Левинсона?
(Устроили проверку, дали «обидную» лошадь Зючиху, унижали –«лодырь и задавака».)
Гл.9. «Он чувствовал себя так…»
- Почему он так о себе думает?
Вернемся по тексту назад: Мечик в госпитале. Тяжелораненый Мечик перед возвращением в отряд решает (и после разговора с Варей ) : «Чего мне унывать в самом деле?..» (Гл.7.)
И еще была мысль: уйти из отряда. (Гл.4. «…почувствовал себя настоящим партизаном, даже подвернул рукава, желая загореть: ему казалось, что это очень необходимо в той новой жизни, которую начал после памятного разговора с сестрой».)
Вывод: не столько быть, сколько казаться бойцом.
- С кем сошелся в отряде?
Чиж. Мечик испытывает к нему брезгливость. К Пике - жалость. Почему?- «Мир, сон, тишина…Не об этом ли сне тоскует у Мечика душа?» « Никто не пожалел о Пике. Только Мечик с болью почувствовал утрату.»
Итак : «Сошелся с ними не потому, что они удовлетворяли его, а потому, что больше ни с кем не умел сойтись».
Вывод: желание воевать, бороться – юношеское, наносное. В подсознании Мечику хочется мира и покоя.
Цитирую А.Фадеева: «Настоящий человек пробуждается в самых лучших своих сторонах, когда стоит перед большим испытанием.»
Словарь: ситуация нравственного выбора.
Вспомним эпизоды
- «Партизаны отбирают у корейца свинью». Гл.11.
- «Убийство раненого Фролова». Гл. 11.
- «Расстрел человека в жилетке». Гл.15.
- «Прорыв через трясину». Гл.16.
Д И С П У Т .
Партизаны «придавленные, мокрые, злые». Бойцы спешно уходят, бегут часовые, «партизаны…бросились бежать». Мечик: испуган, но, как все, прорывается, вместе со всеми спасает лошадь, зубами развязывает узел… | «..но свинью ел вместе со всеми, потому что был голоден». Фролов узнает о решении его убить… «…как я несчастен». |
«Разговор Мечика с Левинсоном» (Гл.13)
Мечик до разговора: «Мысль эта сводилась к тому, чтобы тем или иным путем, но как можно скорее уйти из отряда».
Мечик критикует дисциплину в отряде. Левинсон возражает ему …мысленно:« Вот тебе и на… ну – каша!»
«Человек особой правильной породы» должен был рассмотреть и понять молодого партизана.
Глава 17. Прочитать эпизод «Бегство Мечика».
А.А.Фадеев: «По первоначальному моему замыслу Мечик должен был кончить самоубийством; когда же я начал работать над этим образом, я постепенно убеждался, что кончить самоубийством он не сможет и не должен… Самоубийство придало бы несоответствующий всему ему облику какой-то ореол мелкобуржуазного «героизма» или «страдания», на самом же деле он человек мелкий, трусливый, и страдания его чрезвычайно поверхностны, мелки, ничтожны».
- Является ли последняя глава логическим завершением образа героя? Или Фадеев –политик именно так проводит поставленную задачу? («переделка людей»).
Домашнее задание:
Основной вердикт: кто он, Павел Мечик? – вы вынесете в своем домашнем сочинении -рассуждении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие Открытое заседание клуба: «Строгановское наследие» Тема: Павел Александрович Строганов – герой Отечественной войны 1812 года.
Внеклассное мероприятие проводиться в виде классного часа и показывает результат определенного периода работы клуба " Строгановское наследие". Проводиться в виде демонстрации материала, полученного в ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/29/picture-224879-1688005034.jpg)
Урок-практикум по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" "Павел Иванович Чичиков. Подлец или предприниматель?
Данный урок входит в систему уроков литературы в 9 классе по изучению творчества Н.В. Гоголя. Проводится одним их последних при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Цель урока состои...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/15/picture-266436-1371240180.jpg)
Урок по основам православной культуры "Апостол Павел"
Урок по основам православной культуры "Апостол Павел"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-274496-1510749243.jpg)
Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-352162-1385148964.jpg)
Урок литературы в 10 классе на тему: "Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов - конфликт поколений или конфликт идеологий?" (По роману И.С. Тругенева "Отцы и дети".)
Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания су...