Разработка урока литературы по роману И.С. Шмелева "Лето Господне"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством художественного слова . И.С.Шмелев "Лето господне ", глава "Крещение": работа с текстом. Духовные традиции русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreshchenie.rar | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Учитель:
Кухтинова Л.П.
МОУ СОШ № 7
п. Малокубанский
Тема: «Духовные традиции русского народа в художественном слове.
И.С. Шмелев «Лето Господне». Глава «Крещение».
Цель:
- Познакомить учащихся с традициями русского народа посредством художественного слова на примере главы «Крещение» романа И.С.Шмелева «Лето Господне»;
- Развивать умение находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства;
- Прививать интерес к духовным традициям русского народа.
Оборудование:
- Мультимедийная презентация;
- Оформление доски (тема, эпиграф, словарь, экран);
- Книжная выставка;
- Тексты (4 отрывка).
- Эпиграф:
И православною рукою
Была страна осенена
И стала наша Русь Святою
И до сих пор свята она.
А. Несмелов
Словарь:
Крещение - Богоявление.
Иордан – священная для иудеев река, в которой пророк Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа.
Иордань – большая чаша для крещения детей в церкви.
Ход урока:
I. Организация деятельности учащихся.
II. Объявление темы, задач.
Слово учителя.
- Крещение.
- Ребята, что вы знаете о крещении? (ответы детей)
- Праздник Крещение Господне отмечается 19 января. Он называется еще Благоявлением потому, что при крещении господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог возглашал с небес о Сыне, Сын крестителя от Святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на сына в виде голубя. Иисус крестился в реке Иордан и освятил естество вод. «…Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освещены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не испортится с течением времени. Но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и святою, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников.» (Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский).
Главное событие Крещения – Водосвятие, для чего в одном из водоемов на издавна установленном месте делается прорубь – иордань. Участие в торжественном крестном ходе, молебен, получение святой воды – весь этот день полон для христианина особенного значения: в иордани купаются для того, чтобы омыться освященной водой, и для того, чтобы излечиться от болезней и очиститься от грехов. В Иордани купаются те, кто на святках рядился – народная традиция.
Русь приняла христианство в 988 году. По мотивам этого священного события великим художником Васнецовым была написана картина «Крещение Руси» (1885-1896). В центре – князь Владимир, которого в народе прозвали «Красно Солнышко».
Ребята, сегодня мы познакомимся с тем, как крещение встречали в старину, через восприятие главного героя, 6-летнего мальчика, в романе И.С.Шмелева «Лето Господне». Роман автобиографичный, т.е. воспоминания автора нам особенно интересны.
- Слово о писателе.
Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950) – русский писатель («возвращенная литература»).
«Великий мастер слова и образа, Шмелев создал в величайший простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных… все узрено и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовно, нежным упоенным и упоительным проникновением; все здесь лучится от сдержанных, непроливаемых слез умиленной и благодарной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви»
(И. А. Ильин, философ).
III. Работа с текстом.
1)
А) Чтение 1 отрывка из главы «Крещение»
Ни свет ни заря, ещё со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова, - трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз берёзовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из тёплой норки, как весело полыхает печка, скачут и убегают тени и таращатся огненные маски – хитрая лисья морда и румяная харя, которую не любит Горкин. Прошли Святки, и рядиться в маски теперь грешно, а то может и прирасти, и не отдерёшь вовеки.
Б) Какие слова повторяются в этом отрывке? С какой целью? (жарко трещат дрова – трескучий мороз)
С) Вопросы - найти
эпитеты…
метафоры…
сравнения…
фразеологизмы…
(комментирование ответов)
2) продолжение главы (учитель читает)
3) Отрывок №2
В комнате полный свет. На стёклах снежок оттаял, ёлочки ледяные видно – искрятся розовым, потом загораются огнём и блещут. За Барминихиным садом, в снежном тумане-инее, громадное огненное солнце висит на сучьях. Оба окна горят. Горкин лезет по лесенке закрывать трубу, и весело мне смотреть, как стоит он в окне на печке – в огненном отражении от солнца.
Какое впечатление производят эти строки? (блеск, огонь, искрятся, загораются, огненное солнце)
- Эпитеты…
- Сравнение…
4) Отрывок №3
Мороз, говорят, поотпускает. Я сколупываю со стёкол льдинки. Всё запушило инеем. Брёвна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли творил и скобы кажутся мне из снега. Бельевые верёвки запушились, и всё-то ярко – и снежная ветка на скворешне, и даже паутинка в дыре сарая – будто из снежных ниток.
Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Вытаскивают «ердань» - балясины и шатёр с крестами – валят в сани, везти на Москва-реку. Все в толстых полушубках, прыгают в валенках, шлёпают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. И через стёкла слышно, как хлопают гулко доски, скрипит снежком.
- Построенные «народные» слова (пропускает, сколупываю, запушило, скворешня, дыра, «ердань»)
- Эпитеты…
- Сравнение…
Продолжение чтения главы (стр.137)
5) Отрывок №4
Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу чёрную толпу против Тайницкой башни. Отец спрашивает – хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырёх столбиках, обвитых ёлкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лёд и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлёвской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке всё блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев – митры. Долго выходят из-под Кремля священники и певчие. Валит за ними по сугробам великая чёрная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят – погружают крест! Слышу знакомое – «Во Иорда-а-не…крещающуся Тебе, Господи-и…» - и вдруг грохает из пушки. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят! – и указывает на башню. Прыгают из зубцов чёрные клубы дыма, и из них молнии… и – ба-бах!.. И радостно, и страшно.Крестный ход уходит назад под стены.
С каким обычаем на Крещение знакомит нас Шмелев?
- Эпитеты;
- Метафоры;
- Лексика (хоругви, ризы, кресты, иконы, метры).
6) Продолжение чтения главы (купание в «срдани» немца Ледовика «Косого солдата»
- Ах, хорошо-то как, милые чистота-то, духовная высота какая!
Традиции народа сегодня (крещение в церкви младенцев, крещенское купание)
IV. Итоги урока:
1. Что нового вы узнали сегодня?
2. Народные приметы связанные с крещением?
(Стр. 45 из православного, народного календаря)
Приложение
Стихотворение – молитва
Я об одном Всевышнего молю:
Храни всех тех, кого я так люблю.
Спаси родных, спаси друзей,
Спаси всех птиц и всех зверей,
Я об одном Всевышнего молю:
Храни всех тех, кого я так люблю.
Спаси всех рыб, живущих под водой!
Я об одном Всевышнего молю:
Храни всех тех, кого я так люблю.
Лермонтов «Молитва»
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С другим как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И вертится, и плачется,
И так легко, легко…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе "Мир "Лета Господня" в главе "Рождество"
Презентация к уроку в интерактивной форме по главе "Рождество" цикла "Лето Господне" С.И. Шмелева....
Презентация к методической разработке урока литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».
Обобщение и систематизация знаний ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной в романе....
Разработка уроков литературы в 10 классе с мультимедийным приложением."Страницы жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Роман "Что делать?""
Краткий обзор жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.Разбор романа "Что делать?"...
Разработка урока литературы для 5 класса по роману Д, Дефо "Робинзон Крузо"
Цели рока:-Обсудить книгу Д. Дефо “ Робинзон Крузо”.- Выявить знание текста учащимися.- Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодил...
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 10 классе по теме "Ни по закону, ни по совести" ( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Данная разработка урока предназначена для интегрированного урока ( литература и обществознание)....
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана"
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по роману В.Каверина "Два капитана". Тема урока: "Как Саня Григорьев нашел экспедицию Ивана Татаринова"....
Методическая разработка. Урок литературы по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" по ФГОС
Тема урока "Петербург - фон или герой романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"? Приёмы создания образа города."Урок систематизации и обобщения знаний и умений.Призван сф...