Урок по роману М.А. Шолохова "Они сражались за Родину" (технология развития критического мышления)
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Спланирован в технологии развития критического мышления (использован методический прием: кластер)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_7_klasse_oni_srazhalis_za_rodinu.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыдыпова Ю.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 43 г.Улан-Удэ
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой
Тема урока: «Роман М.Шолохова «Они сражались за Родину»».
Урок спланирован в технологии критического мышления, использован методический приём технологии: кластер.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Развитие критического мышления учащихся особенно актуально в связи с постоянно увеличивающимся информационным потоком в разных областях знаний. Эта технология помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.
Технология развития критического мышления даёт понять учащимся, что знания безграничны, и определять «свою» границу познания они могут самостоятельно, целесообразно поставленным задачам.
Структура урока критического мышления проста: она состоит из трёх стадий.
На первой стадии, называемой стадией вызова, проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю».
На стадии осмысления используется методический приём «кластер», учащиеся расширяют границы познаний и сами определяют рамки изучаемого материала. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?»
Третья часть урока – стадия рефлексии (осмысления). Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Цели: 1) образовательные: актуализация знаний учащихся о великой отечественной войне, об основных этапах биографии М.Шолохова, определить смысл названия романа, уяснение факта неизолированного существования литературного произведения от творений других видов искусства, формирование навыков сопоставительного анализа; 2) развивающие: развивать критическое мышление, творческие способности учащихся (продолжить обучение навыкам анализа художественного текста путем выявления художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне), умение оценивать идейную и художественную сторону произведения; 3) воспитательные: формировать гражданские чувства через раскрытие нравственно-психологических истоков героизма и патриотизма воинов; вызвать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, фрагменты фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину».
Ход урока:
I Организационный момент.
II Вступительное слово учителя (2 мин).
На сегодняшнем уроке мы обратимся к одному из важнейших событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война. В этом году исполнится 68 лет Великой Победы. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. (слайд №1)
« …И воевать научился по- настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань»,- а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков» (слайд №2).
Эти слова, которые стали крылатыми, принадлежат лейтенанту Герасимову из рассказа «Наука ненависти», написанного в 1942 году М.А.Шолоховым. С творчеством этого писателя мы познакомимся на сегодняшнем уроке и глазами его героев из неоконченного романа «Они сражались за Родину» посмотрим на войну. (слайд № 3, тема урока)
III Изучение нового материала.
Стадия вызова (обращение к личному опыту учащихся).
Слайд №4 (портрет М.А Шолохова, опорные слова).
Работа по опорным словам: хутор Кружилин, Тихий Дон, «Нахаленок», «Донские рассказы», «Тихий Дон», война, военный корреспондент, «Наука ненависти», «Они сражались за Родину», «Судьба человека»
Задание: вспомните моменты жизни М.А Шолохова по опорным словам.
Стадия осмысления (работа в парах по таблице З-Х-У в процессе изучения статьи учебника) – 10 минут (распечатки у каждого ребенка на парте)
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа с графой «Источник информации» и графой «Узнал»
- Обсуждение результатов работы (2 мин)
Знакомство с романом М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (слайд № 5)
1 История создания произведения.
(Сообщение, подготовленное учеником) - 2 минуты
2 Просмотр фрагментов фильма С. Бондарчука «Они сражались за Родину»
- Вы прочли произведение. Какие эпизоды мы с вами посмотрели?
- В чем, по-вашему, смысл популярности этого произведения?
3 Работа над смыслом названия романа (технология кластер)
Писатель так говорил о своём замысле: «Сейчас пишу роман "Они сражались за Родину". В нём мне хочется показать наших людей, наш народ, истоки его героизма...».
- Зная содержание произведения, попытайтесь определить тему произведения. Что показывает автор для раскрытия темы романа? (Основные положения высказываний учащиеся записывают в тетради. В книге изображена судьба народа в годы военных испытаний. Раскрывая тему, писатель показывает простого русского человека, сражающегося на войне, рисует путь его на войне, выявляет истоки его героизма.) (слайды № 6,7)
- Как это содержание нашло отражение в названии романа? (слайды 8-11)
Учащиеся «накидывают» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для заголовка. ОНИ - это и есть те солдаты, которые спасли своё Отечество; СРАЖАЛИСЬ - прошли свой путь на этой войне; РОДИНА, любовь к ней - то, что питало их силы и помогало выстоять в годину испытаний.
- Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои произведения.
- Постепенно на схеме на схеме появляются 2-й и 3-й крути с именами второстепенных и эпизодических героев (Бронебойщик Борзых, ефрейтор Кочетыгов, лейтенант Голощеков, сержант Любченко, капитан Сумсков ) (Работа по тексту)
- Что их объединяет?
- Давайте посмотрим, какими предложениями Шолохов описывает боевую обстановку. (Короткими предложениями, скупыми словами. )
- Бойцы, привыкшие к войне, как к тяжелой работе, действуют по-деловому. Однако и в такой обстановке находится место шутке (прочитаем первый диалог)
- Найдите описание минут ожидания боя. Что оно дает нам для понимания внутреннего состояния бойцов?
- Как Шолохову удается показать напряжение, охватившее героев романа. Найдите описание поведения Николая Стрельцова перед боем. (Включаем в схему черты простого солдата: любовь к Родине, ненависть к врагу, мужество, героизм, выносливость, взаимовыручка, чувство юмора и т.д.)
- Каким Шолохов рисует путь героев романа на войне? Как показывает картины героических сражений? (В схему добавляем характеристику слова СРАЖАЛИСЬ)
- Когда и где сражались герои романа?
- Что предшествует событиям, изображённым в военных главах романа? (Было пять дней боёв за хутор Сухой Ильмень, после которых от полка осталось 117 человек.)
- Что ждет героев впереди? (Тех, кто из этих боёв выйдут живыми, ещё ждёт Сталинградская битва.)
- Какой временной промежуток занимают описанные в романе военные события? (Книга по времени охватывает несколько недель лета 1942 года, но подробно описано 4 дня.) (СЛАЙДЫ 8-11)
- Есть ли в этом произведении о войне мирные картины природы? Найдите их. (Слайд № 12-13)
- Что они подчеркивают? (работа со словом Родина, анализ понятия - античеловечность войны) (Слайд № 14)
IV Закрепление (индивидуальная работа) - 10 минут.
Дать развернутый ответ на вопрос: «Какова, по-вашему, идея произведения». (Слайд № 15)
V Итог урока. Подведение итогов урока по кластеру.
VI Стадия рефлексии. Оценивание. (Слайд № 16)
VII Домашнее задание: а) составить цитатную характеристику главного героя (базовый уровень); б) написать очерк о Николае Стрельцове (продвинутый уровень). (Слайд № 17)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по французскому языку для пятого класса с использованием элементов развития критического мышления
Методическая разработка урока по французскому языку для пятого класса с использованием элементов развития критического мышления...
Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»
Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет» Тип урока: знакомства с нов...
Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.
Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...
: Использование кластеров на уроках русского языка и литературы как один из приемов технологии развития критического мышления при реализации ФГОС
Выступление на РМО...
Конспект урока по теме "Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера" (технология развития критического мышления)
Конспект урока по информатике для 9-го класса с ОВЗ по теме "Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера".В уроке применена педагогическая технология развития критического мышления.В ходе урок...
Методическая разработка урока английского языка по теме «Давайте праздновать» с применением технологии «развития критического мышления».
Комбинированный тип урока по теме «Давайте праздновать с применением технологии развития критического мышления и работой над грамматическим временем Present Continuous....
.Методическая разработка урока английского языка по теме «Кто ты» с применением технологии «развития критического мышления».
Комбинированный тип урока по теме «Кто ты?» с применением технологии развития критического мышления и умением употреблять в речи абсолютную форму притяжательн...