АРП по предмету "Чтение" 9 класс (надомное обучение)
рабочая программа по литературе (9 класс)
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII, разработана для индивидуального обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_9_kl.docx | 53.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 201__ г. №______
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
ЧТЕНИЕ
для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
9 класс
на 2018/2019 учебный год
Составитель: Ганзвинт М.В.,
учитель русского и литературы,
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
МО учителей - предметников Методическим советом
Протокол от «___»___________2018г. №___ Протокол от «___»___________2018г. №____
Руководитель МО Председатель методического совета
____________________О.Н. Жигарина _______________________Л.Е. Лапутько
Пояснительная записка
Основанием для разработки рабочей учебной программы по предмету «Чтение» является:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. Сборник 1. /Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение 2015. – 239 с;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 (с изменениями от 08.06.2015 года № 576) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13 августа 2015 № 1087;
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 августа 2018 г. №10-Исх-8639 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2018-2019 учебном году»;
- приказ от 17 августа 2018 г. №242 «об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
- приказ по школе от 30.08.2018 № 250 «Об организованном начале 2018-2019 учебного года».
- приказ от 31.08.2018 № 269 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана»;
- приказ от 31.08.2018 № 303 «Об организации обучения на дому обучающегося 9 класса Мамедова Тимура».
Цели и задачи образования
Актуальность обоснованности изучаемого курса.
Данная программа адресована учащемуся 9 класса Мамедову Тимуру, обучающемуся на дому по состоянию здоровья.
Учебные умения по чтению. Испытывает затруднения в выделении главной мысли произведения, в делении текста на законченные по смыслу части. Испытывает затруднения в озаглавливании основных частей текста. Самостоятельный, полный и выборочный пересказ, заучивание наизусть стихотворений, басен выполняет частично. С помощью учителя дает характеристику главным героям и их поступкам. Учебная мотивация низкая, требует постоянной стимуляции.
Согласно характеристики обучающегося по данному предмету, учащийся может усвоить минимально необходимый уровень знаний (2-й уровень), предъявляемый к программе 9 класса.
Чтение является важным учебным предметом по чтению в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – подчеркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушением интеллекта.
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Нарушения мышления и речи, равно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Специфика
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающегося. Программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения. Она построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цели обучения:
- развитие речи учащегося через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
- направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи:
- формировать у учащегося чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьника на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
Общая характеристика учебного предмета, курса
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащегося чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет обучающемуся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5-9 классах навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения совершенствуется на материале чтения более сложных художественных произведений. В процессе обучения чтению у обучающегося последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.
В программе на каждый год обучения даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов обучающегося, расширения его кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, её прошлом и настоящем, о мудрости и героизме простого народа, о родной природе.
В 7-9 классах даются краткие сведения о наиболее ярких этапах жизни и творчества классиков русской литературы.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенности психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух, формируется постепенно. Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать «про себя». Систематическая работа по обучению технике чтения «про себя» начинается с 3 класса.
Усвоение содержания, читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель коррекционной школы в процессе обучения должен уделять особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающегося и коррекции недостатков его развития.
Большое внимание в коррекционной школе уделяется развитию связной устной речи. обучающийся овладевает правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью используются: вопросы, готовый план, коллективно составленный план. В 8-9 классах – план составляется самостоятельно учащимся.
С 5 по 9 классы продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее — под наблюдением учителя).
Формы организации учебного процесса.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Типы урока:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
- Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
- Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи
Методы и приёмы обучения:
Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация) , практический, методы контроля.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану школы учебный предмет «Чтение и развитие речи» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Кол-во часов на изучение предмета в 9 классе -2 часа в неделю.
Кол-во учебных недель - 34.
Кол-во часов на изучение в 9 классе за учебный год - 68 часов.
Количество часов по четвертям: I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть – 20 часов, IV четверть – 16 часов.
Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе
В программе предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения. Первый уровень – базовый – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован по отношению к базовому в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.
Предметные результаты:
Учащийся должен знать\уметь:
2-й уровень
- читать вслух доступные тексты осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях — целым словом;
- читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
- делить текст на части под руководством учителя;
- пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
- определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
- выделять незнакомые слова в тексте (с помощью учителя);
- заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
Содержание учебного предмета, курса
Объём и содержание программы направлено на освоение обучающимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Особенностью учебного плана является то, что этот предмет решает в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи.
Программа раскрывает содержание обучения, воспитания и развития, учащегося средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Принцип всесторонней педагогической поддержки ребенка с умственной недостаточностью определяет структуру и содержание программы, а также организацию самого учебного процесса.
Изучаемые произведения.
Устное народное творчество.
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».
Из произведений русской литературы ХIХ века.
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».
Из произведений русской литературы ХХ века.
М. Горький «Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении).
М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».
Произведения для внеклассного чтения.
П. Ершов «Конёк – горбунок», стихотворения А. Пушкина, Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А. Чехов «Унтер Пришибеев», стихотворения С. Есенина, Э. Сетон – Томпсон «Снап», Р. Стивенсон «Вересковый мёд», стихотворения М. Цветаевой, Д. Даррелл» Живописный жираф».
Произведения для заучивания наизусть.
М. Лермонтов «Тучи», отрывок из повести Н. Гоголя «Майская ночь…», А. Фет «Это утро, радость эта…», М. Цветаева «Красною кистью…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», Н. Рубцов «Зимняя песня», М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок), И Крылов «Кот и Повар» (отрывок), отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Тематическое планирование
Раздел и темы учебного предмета | Количество часов | Количество контрольных работ |
Устное народное творчество | 5 | |
Из произведений русской литературы XIX века | 27 | |
Из произведений русской литературы XX века | 28 | |
Из произведений зарубежной литературы | 8 | |
Итого: | 68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Учебник Чтение для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.К. Аксенова, М.И.Шишкова- изд. «Просвещение», 2012, 270с.
- Биографические очерки писателей.
- Комплект портретов.
- Портреты детских зарубежных писателей. – М., 2014
- Репродукции.
- Иллюстрации.
- Доска ученическая, компьютер МАС, мебель «Дидактика».
Оценочные материалы
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного, путем специального опроса по чтению, пересказа или комбинированного опроса. Проводится текущая и контрольная проверка знаний.
В начале учебного года проводится стартовый контроль в виде проверки техники чтения, в конце каждой четверти промежуточный контроль и промежуточный (административный) контроль по итогам года. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): слов; VIII-IX класс – 95-100 слов.
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимся техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Формы контроля
Текущий контроль на каждом уроке.
Тематический контроль – это оценка знаний обучающегося по отдельно взятой теме, разделу.
Стартовый контроль успеваемости обучающихся проводится во 2-11 классах по завершению итогового повторения учебного материала, изученного за предыдущий учебный год (проверка техники чтения).
Промежуточный контроль успеваемости обучающегося проводится в конце четвертой четверти форме проверки техники чтения.
Промежуточная аттестация представляет систему оценивания образовательных результатов обучающегося, которая предполагает следующие этапы:
• аттестация обучающегося по итогам 1, 2, 3, 4 четвертей, предполагающая выставление отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое текущих отметок, полученных в течение четверти с учетом результатов стартового контроля (сентябрь), промежуточного контроля (апрель-май);
• аттестация по завершению учебного года, предполагающая выставление итоговых отметок по пятибалльной шкале, рассчитываемой как среднее арифметическое отметок за 1, 2, 3, 4 четверть.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Требования к ЗУН | Словарь | ||
план | факт | ||||||
I четверть | 18 | Должен знать | Должен уметь | ||||
Устное народное творчество | 5 | ||||||
1 | 05.09 | Устное народное творчество. Жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки | 1 | Знать жанры УНТ. Понятие пословица, поговорка | Уметь различать жанры УНТ. Объяснять смысл пословиц и поговорок. | Устное народное творчество Пословицы, поговорки | |
2 | 07.09 | Русские народные песни. Колыбельные песни. Шуточная песня «За морем синичка не пышно жила». | 1 | Понятие колыбельная песня. Знать изобразительно-выразительные средства языка: сравнение, эпитеты. | Выразительно читать, читать «про себя» по заданию учителя на уроке. | Колыбельные, исторические, обрядовые песни. Шуточная песня. | |
3 | 12.09 | Былины. «На заставе богатырской» | 1 | Понятие былина. Знать изобразительно-выразительные средства языка: гипербола, эпитеты. | Умение пересказать былину по плану. | Застава, атаман, податаман, есаул, палица, чело, пошлина, казна. | |
4 | 14.09 | Русская народная сказка. «Сказка про Василису Премудрую». | 1 | Знать понятие зачин, концовка. Виды сказок и к какому виду сказок относится «Сказка про Василису Премудрую». Знать содержание сказки. | Составлять план по содержанию сказки, пересказывать по плану. Объяснять смысл пословиц, подбирать пословицы к содержанию сказки. | Закрома Лампада Верста | |
5 | 19.09 | «Лиса и тетерев» - русская народная сказка. | 1 | Знать характерные особенности сказок | Уметь приводить примеры сказок | ||
Русская литература XIX века | 27 | ||||||
6 | 21.09 | В.А. Жуковский. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | Переводы Жуковского | |
7 | 26.09 | В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса». | 1 | Содержание сказки. Виды сказок и к какому виду сказок относится сказка «Три пояса» | Уметь характеризовать поступки героев произведения и давать им оценку. | Поселянка Посадник, гусли | |
8 | 28.09 | И.А. Крылов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | Баснописец | |
9 | 03.10 | И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар». | 1 | Знать отрывок наизусть, героев басни. | Уметь выделять мораль басни, читать басню по ролям. | Ритор | |
10 | 05.10 | А.С. Пушкин. Биография. | 1 | Знать основные этапы творчества А.С. Пушкина, произведения поэта. | Умение рассказать о жизни и творчестве поэта. | Лирическое стихотворение, лицей, ссылка | |
11 | 10.10 | А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Предсказание старца. | 1 | Понятие поэма. Содержание поэмы, главных героев. | Делить текст на части, озаглавливать, характеризовать главных героев и их поступки, читать по ролям. Заучивать отрывки наизусть, чтение отрывков выразительно. Описывать иллюстрации к тексту. | Поэма, узда, обитель, зрит, брада, чертог, фимиам, перси, арап, риза, лилейный, десница. | |
12 | 12.10 | А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Руслан на поле смерти. | 1 | ||||
13 | 17.10 | А.С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Встреча Лизы – Акулины и Алексея. | 1 | Понятие повесть, эпиграф. Содержание повести. | Уметь определять главную мысль произведения, соотнести тему произведения с его названием. | Девичья, камердинер, баишь, вышел в отставку, полотно. Борзая, стремянный | |
14 | 19.10 | А.С. Пушкин. Повесть «Барышня – крестьянка». Примирение двух помещиков. | 1 | ||||
15 | 24.10 | М.Ю. Лермонтов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества поэта. | Умение рассказать о жизни и творчестве поэта. | Пансион | |
16 | 26.10 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». | 1 | Знать стихотворение наизусть. | Уметь выразительно читать стихотворение. | ||
17 | 31.10 | М.Ю. Лермонтов «Баллада». | 1 | Знать содержание баллад, понятие баллада. | Уметь читать выразительно, характеризовать героев произведения и их поступки. | Пучина, перл, ушами прядёт, лихие друзья. | |
18 | 02.11 | М.Ю. Лермонтов «Морская царевна». (В сокращении.) | 1 | ||||
IIчетверть | 14 | ||||||
19 | 14.11 | Н.В. Гоголь. Биография. | 1 | Знать основные этапы творчества писателя. | Умение рассказать о творчестве писателя | ||
20 | 16.11 | Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». (отрывки в сокращении). Утопленница. | 1 | Знать содержание прочитанного. | Уметь пересказывать, характеризовать героев произведения и их поступки, работать с репродукцией, анализировать прочитанное. | Парубки, бандура, голова, коралловое монисто, сотник, зеницы, комиссар, недоимки, нагайка. | |
21 | 21.11 | Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». (отрывки в сокращении) Пробуждение. | 1 | ||||
22 | 23.11 | Н.А. Некрасов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества поэта. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | ||
23 | 28.11 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час». (Отрывки) | 1 | ||||
24 | 30.11 | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Сашка». | 1 | ||||
25 | 05.12 | А.А. Фет. Биография. | 1 | Знать основные этапы творчества поэта. | Умение рассказать о творчестве писателя | ||
26 | 07.12 | А.А. Фет. Стихотворение «На заре ты её не буди». | 1 | Знать содержание стихотворений, одно наизусть (на выбор) Знать признаки весны | Находить в тексте художественные определения, сравнения. | Ланита | |
27 | 12.12 | А.А. Фет. Стихотворение «Помню я: старушка няня…». | 1 | Объяснить о каком гадании идёт речь в стихотворении. | |||
28 | 14.12 | А.А. Фет. Стихотворение «Это утро, радость моя…» | 1 | Приводить примеры весенних примет из стихотворения | Вереница, зык | ||
29 | 19.12 | А.П. Чехов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | ||
30 | 21.12 | П. А. Чехов. Рассказ «Злоумышленник». | 1 | Знать содержание рассказа и последовательность событий. | Читать по ролям. Пересказывать по плану. Объяснять название рассказа. Давать словесное описание персонажей, опираясь на иллюстрацию. | Живец, шилишпер, уклейка, пескарь, голавль. | |
31 | 26.12 | А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Опасная дорога. | 1 | Знать содержание рассказа и последовательность событий. | Землемер, к чёрту на кулички. | ||
32 | 28.12 | А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Примирение. | 1 | ||||
III четверть | 20 | ||||||
Из произведений русской литературы XX века | 28 | ||||||
33 | 11.01 | А.М. Горький. Биография. | 1 | Знать основные этапы творчества писателя. | Умение рассказать о творчестве писателя. | ||
34 | 16.01 | А.М. Горький. «Песня о Соколе». Рожденный ползать – летать не может! | 1 | Знать содержание произведения, понятия басня, песня, рифма. Знать отрывок наизусть. | Умение находить определения из текста, характеризующие Сокола и Ужа, умение работать с текстом. | Бредни | |
35 | 18.01 | В.В. Маяковский. Биография. | 1 | Знать основные этапы творчества поэта. | Умение рассказать о творчестве поэта. | Аресты | |
36 | 23.01 | В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | 1 | Знать какие образные средства использует автор. | Умение пересказывать содержание стихотворения, выразительно читать, определять смысл отрывков произведения. | Ретируюсь, степенность, РОСТА | |
37 | 25.01 | М.И. Цветаева. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества поэтессы. | Умение рассказать о жизни и творчестве поэтессы. | ||
38 | 30.01 | М.И. Цветаева. Лирика («Красною кистью рябина зажглась…», | 1 | Знать наизусть стихотворение. | Иоанн Богослов | ||
39 | 01.02 | М.И. Цветаева. «Вчера еще в глаза глядел…» | 1 | Выразительно читать стихотворение. | |||
40 | 06.02 | К.Г. Паустовский. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | ||
41 | 08.02 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер». Завещание. | 1 | Знать содержание произведения. | Умение рассказать об особенности произведения (Сам автор является действующим лицом рассказа) | Поставец, картуз, понёва, шушун | |
42 | 13.02 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер». Приезд внука. | 1 | ||||
43 | 15.02 | С.А. Есенин. Биография. | 1 | Знать основные этапы творчества поэта. | Умение рассказать о творчестве поэта. | Поэт деревни | |
44 | 20.02 | С.А. Есенин. Лирика. «Нивы сжаты...» | 1 | Знать стихотворение наизусть. | Умение рассказать, чему посвящено стихотворение, подтвердив словами из текста. | ||
45 | 22.02 | С.А. Есенин. Стихотворение «Собаке Качалова». | 1 | Знать содержание стихотворения. | Умение описывать настроение стихотворения, доказывать свой ответ словами из текста. | Давай с тобой полаем при луне | |
46 | 27.02 | М.А. Шолохов. Биография. | 1 | Знать основные этапы творчества писателя. | Умение рассказать о творчестве писателя | ||
47 | 01.03 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». (Отрывки в сокращении). Встреча с писателем. | 1 | Знать содержание прочитанного, какому событию из жизни страны посвящен рассказ. | Читать по ролям, комментировать описанные в тексте события, составлять план прочитанного отрывка и пересказывать по плану. | Лагерфюрер, шнапс, «Опель – адмирал». | |
48 | 06.03 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». (Отрывки в сокращении). Побег из плена. | 1 | ||||
49 | 13.03 | М.А. Шолохов. «Судьба человека». (Отрывки в сокращении). Смысл названия произведения. | 1 | ||||
50 | 15.03 | Е.И. Носов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | ||
51 | 20.03 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Слепой спаниель. | 1 | Крохаль, ситник, ягдташ | |||
52 | 22.03 | Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Трудный, но честный хлеб. | 1 | ||||
IV четверть | 16 | ||||||
53 | 03.04 | Н.М. Рубцов. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества поэта. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | Жизнь в детском доме | |
54 | 05.04 | Н.М. Рубцов. Тема Родины в стихотворении «Тихая моя родина». | 1 | Знать содержание стихотворения. Знать стихотворение наизусть. | Выразительно читать, передавать чувства автора при чтении, объяснять смысл названия стихотворения, характеризовать героев и их поступки, поведение. | Сиротский смысл семейных фотографий | |
55 | 10.04 | Н.М. Рубцов. Вера в светлое будущее в стихотворении «Русский огонёк». | 1 | ||||
56 | 12.04 | Н.М. Рубцов. Вера в светлое будущее в стихотворении «Зимняя песня». | 1 | ||||
57 | 17.04 | Ю.И. Коваль. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | ||
58 | 19.04 | Ю.И. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». (Отрывок из повести). Тертый калач. | 1 | Знать содержание прочитанного. | Уметь объяснять выражения из текста. Уметь находить в тексте просторечные слова. | Тёртый калач, стреляный воробей, кумак, бэмское стекло, каротель, для блезира | |
59 | 24.04 | Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». (Отрывок из повести). Парочка поросят. | 1 | ||||
60 | 26.04 | Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова». (Отрывок из повести). Рыжий. Вася бьёт черноусого. | 1 | ||||
Из произведений зарубежной литературы | 8 | ||||||
61 | 08.05 | Р.Л. Стивенсон. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | Писатель- романтик | |
62 | 15.05 | Р.Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». (В сокращении). | 1 | Знать к какому жанру относится прочитанное произведение, его содержание. | Уметь выразительно читать, устно делить текст на части, передавать его содержание, характеризовать поступки героев. | Вереск, пикты. | |
63 | 17.05 | Э. Сетон-Томпсон. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | Писатель, натуралист. | |
64 | 22.05 | Э. Сетон-Томпсон. «Снап. История бультерьера». (Отрывок в сокращении). Подарок друга. | 1 | Знать содержание прочитанного. | Читать по ролям, комментировать описанные в тексте события, составлять план прочитанного отрывка и пересказывать по плану. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением | Бультерьер, джинджерснап, гончие, борзые, дог, койот. | |
65 | 24.05 | Э. Сетон-Томпсон. «Снап. История бультерьера». (Отрывок в сокращении). Удачная охота. | 1 | ||||
66 | 27.05 | Д. Даррелл. Биография. | 1 | Знать основные этапы жизни и творчества писателя. | Умение рассказать о жизни и творчестве писателя | ||
67 | 28.05 | Д. Даррелл «Живописный жираф». (Отрывок в сокращении). История Питера. | 1 | Знать содержание прочитанного и последовательность описанных событий. | Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, характеризовать героев и их поступки. | Аристократ, интеллигент | |
68 | 29.05 | Д. Даррелл «Живописный жираф». (Отрывок в сокращении). Питер и Билли. | 1 |
Литература
Основная
- Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIIIвида 5 – 9 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе/А.К. Аксёнова. –М.: Владос, 2001г.
- Учебник Чтение для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.К. Аксенова, М.И.Шишкова- изд. «Просвещение», 2012, 270с.
Дополнительная
- Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах/ В.В.Волина.- М.: АСТ, 2005- 464с.
- Данкова Р. Стихи русских поэтов/ Р.Данкова.- М.: Издательство Оникс, 2009- 160с.
- Есенин С. Снежные ветры. Стиъхотворения, поэмы/ С. Есенин. -М.: Просвещение, 2005.- 240с.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения чтению/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова.- К.: ГИППВ, 2000. – 272с.
- Прокопенко М.Е. Русский язык и чтение. 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения/ М.Е.Прокопенко.- Волгоград: Учитель, 2009.- 208с.
- Толстой Л.Н. Детям. Рассказы, басни, сказки, былины/ Л.Н.Толстой.- М.: Астрель, 2000.-192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку и литературе 9 класс надомное обучение
Программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и примерное распределение учебных часов по разделам курса....
Сводная педагогическая карта класса надомного обучения
Карта может быть использована как медико-психолого-педагогическая характеристика клюбого класса. Поможет классному руководителю и психологу при работе с детьми. В данном документе учитываются очень мн...
Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование по математике для обучения учащихся на дому. Общее количество часов – 70 часов, (2 ча...
Рабочая программа по математике 5 класс (надомное обучение, 3 часа в неделю)
Данная программа соответствует федеральному государственному стандарту и расчитана на учеников 5 класса. находящихся на индивидуальном обучении. 3 часа в неделю, итого 102 часа в год....
Рабочая программа по математике 5 класс(надомное обучение)
Рабочая программа рассчитана на учебник Н.Я.Виленкина для надомного обучения...
Рабочая программа по алгебре (базовый уровень), 9 класс (надомное обучение),1.5 часа в неделю, 51 час в год.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на учащихся 9 класса, обучающихся на дому. Программа п...
Рабочая программа по алгебре (базовый уровень), 9 класс (надомное обучение),1.5 часа в неделю, 51 час в год.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на учащихся 9 класса, обучающихся на дому. Программа п...