Художественные системы, направления, течения, стили.
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Классицизм, сентиментализм, романтизм ... концептуализм - периоды, основные черты, представители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennye_sistemy_napravleniya_techeniya_stili.pptx101.07 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественные системы, направления, течения, стили. Автор: Бодалова Альфия Альфисовна , учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Классицизм от лат. classicus – образцовый Литературное направление, сформировавшееся в XVII-XVIII вв. и занимавшее лидирующее положение до начала ХХ века. Важная черта классицизма – ориентация на эстетические эталонные образы и формы античного («классического») искусства. Основатель – Ф. Малерб ; поэтические каноны – Н.Буало (трактат «Поэтическое искусство»). Иерархия жанров : высокие (трагедия, ода, эпопея), низкие (комедия, сатира, басня). Представители : М.Ломоносов, А.Сумароков, А.Кантемир, В.Тредиаковский.

Слайд 3

Сентиментализм от франц. sentiment - чувство Литературное течение второй половины XVIII в. Черта сентиментализма – утверждение превосходства чувств над разумом. Герой индивидуален, его психологический мир более разнообразен и подвижен. Эталон произведения, давший название направлению – «Сентиментальное путешествие» Л.Стёрна (1768) Представители : Ив. Дмитриев, В. Капнист, Ф. Львов, молодой В. Жуковский, Н. Карамзин

Слайд 4

Романтизм восходит к испанскому romance Литературное направление, сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в. Проходит через весь ХХ век. Основная черта – принцип романтического двоемирия , предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала окружающему миру. Максимально выразился в творчестве Дж.Байрона. Представители : В. Жуковский, А. Пушкин, Е.Баратынский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев.

Слайд 5

Реализм Литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX столетия и прошедший через весь XX в. Основные черты – верность действительности, изображение мира в динамике, формирование характеров под воздействием окружающей среды. Представители : А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин , Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.

Слайд 6

Модернизм Литературное направление первой половины ХХ в., объединяющее в себе множество течений и школ с весьма разнообразной эстетической ориентацией. Противоположен реализму: утверждает самоценность и самодостаточность человеческой личности, её несводимость к ряду причин и следствий. В русской литературе ХХ в. почти не было писателей, чьё творчество полностью укладывалось бы в рамки модернизма. Представители : А.Белый, В.Набоков.

Слайд 7

Символизм от греч. symbolon – знак, символ Литературно-художественное направление конца XIX- начала XX века. Основная черта – интуиция, подсознание важнее разума и логики. Основу заложили П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме . Ж. Мореас «Манифест символизма» (1886). Группы символистов в России : Декаденты - З.Гиппиус, Д.Мерехковский , Н.Минский; «старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб; «младшие» -А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов , С.Соловьёв; Издательства: «Скорпион», «Гриф», ж-л «Весы»

Слайд 8

Футуризм от лат. futurum - будущее Одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала ХХ в. Основная черта – проповедь свержения прошлых традиций, сокрушения старой эстетики; стремление создать новое искусство, устремлённое в будущее. Группы футуристов в России: « Гилея » - В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский, А.Крученых, братья Бурлюки ; «Ассоциация эгофутуристов» – И.Северянин, К.Олимпов, В. Гнедов; «Мезонин поэзии» – В.Шершеневич , Р.Ивнев; «Центрифуга» – Н.Асеев, Б.Пастернак.

Слайд 9

Импрессионизм от франц. impression - впечатление Направление сложилось во французской живописи конца 1860-х – начала 1870-х гг. Признаки в литературе – отсутствие строго заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах; важность не прямого значения слова, а его фонетического аспекта, звукописи. Представители : П.Верлен, С.Малларме , М.Метерлинк, К.Бальмонт, Б.Зайцев, И.Шмелёв.

Слайд 10

Экспрессионизм от лат. expressio - выражение Возник в 1905г. в немецком искусстве и литературе и отразился в культуре ряда других стран. Это искусство, возникшее как отклик на острый социальный кризис ( I мировая война и последующие потрясения); основное настроение – ужас, боль, растущее нервное напряжение. В литературе герои обезличены, лишены имён, языковой индивидуальности; поведение героев производят впечатление автоматизма. Представители : Л.Андреев, Е.Замятин, А.Серафимович, ранний В.Маяковский-драматург.

Слайд 11

Сюрреализм от франц. surralisme - сверхреализм Авангардистское направление, возникшее в 1910-1920гг. во французском искусстве. В литературе провозглашал основным в писательской деятельности «автоматическое письмо» – запись первых пришедших в голову слов, сочетание которых б ыло порой абсурдно и нелогично. Представители : П. Элюар; в театре А.Арто ; кинематограф – Ж.Кокто, Л.Буньюэль .

Слайд 12

Авангардизм Направление в литературе и искусстве ХХв ., объединяющее разнообразные течения. В мировой литературе к авангардизму относят дадаизм, сюрреализм, драму абсурда, так называемый «новый роман». В русской литературе самое яркое проявление – футуризм 1910-х гг.

Слайд 13

Социалистический реализм Литературное направление, сформировавшееся в советский период как нормативная художественная система. Основные черты – народность и партийность литературы, пафос героической борьбы, вера в торжество идеи вопреки трагическим событиям настоящего; герой – борец и коллективист. Эталон – роман «Мать» М.Горького.

Слайд 14

Постмодернизм Термин, используемый для характеристики современной литературы и общекультурной ситуации. Писатели-постмодернисты сочетают в одном тексте стилистику разных жанров и разных литературных эпох. Представители : А.Битов, Саша Соколов, Д.Пригов , Т.Кибиров и др.

Слайд 15

Андеграунд от англ. undeground - подземный Неофициальное явление литературы и художественной культуры, противопоставленное господствующим в обществе художественным нормам и вкусам. В России культура андеграунда наиболее активно развивалась в 60-80-е гг. ХХв .

Слайд 16

Концептуализм Одно из течений в современной русской поэзии, развивающееся в рамках постмодернизма. Стилевые приёмы – цитатность , использование пародийной техники, повышенная театральность авторского поведения. Наибольшую известность из относимых критикой к концептуализму поэтов в 80 – начала 90-х гг. получили Т. Кабиров и Д. Пригов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

Образовательная программа художественно-эстетического направления "Волшебная бусинка"

Образовательная программа по бисероплетению, ресчитана на 3 года обучения, имеет художественно-эстетическое направленность. Программа способствует развитию индивидуально творческих способностей, накоп...

Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии

Предмет  биология -  прекрасное  поле  и  перспективы  развития  общенаучных  и  мыслительных  навыков,  так  как  здесь  из...

Направления и стили в искусстве XX века

Тест можно использовать на уроках истории в 9 и 11 классах...

Основные направления и стили в искусстве

Некоторые направления и стили в искусстве...

Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности

Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...

Конспект 7 класс. Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений

Тема урока: Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Цель урока: продолжить формирование представлений о Мировом океане; познакомить учащихся с движением вод М...