Акмеизм
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие акмеизма Акмеи́зм (греч. а cme – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. О возникновении этого нового поэтического течения было объявлено на заседании литературного объединения «Цех поэтов» (1911), наименование которого указывало на отношение к поэзии как к чисто профессиональной деятельности, безразличной к особенностям мировоззрения поэтов.
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет ( 1912–1914). Акмеизм насчитывал шесть наиболее активных участников движения: Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут. В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие Г.Адамович, Н.Бруни , Г.Иванов , Н.Клюев, М.Кузмин, В.Хлебников . На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов , решались конкретные вопросы: «Цех » являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением. Творческие судьбы поэтов, сочувствующих акмеизму, сложились по-разному: Н.Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества, Г.Адамович и Г.Иванов продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции, на В.Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния.
Акмеизм , по мысли Гумилева, это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое. Акмеизм утверждает земной мир в его зримой конкретности, звучности, красочности. Н. Гумилёв "Наследие символизма и акмеизма" (1913г. ) "На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем -то было в символизме... В кругах, близких к акмеизму чаще всего произносят имена Шекспира, Рабле, Виллона и Готье . Каждое из этих имен - краеугольный камень для здания акмеизма. Шекспир показал нам внутренний мир человека. Рабле - его тело и радость, мудрую физиологичность . Виллон поведал нам о жизни, нимало не сомневающийся в самой себе, хотя знающей все: и бога, и порок, и смерть и бессмертие; Готье для этой жизни нашёл в искусстве достойные одежды безупречных форм. Соединить в себе эти четыре момента - вот та мечта, которая объединяет людей, называвших себя акмеистами.
Руководителем «Цеха поэтов» был Н.Гумилев. Он и С.Городецкий стоял у истоков возникновения литературного течения (акмеизм)в 1912 году. По их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. Название для литературного течения, по свидетельству А.Белого, было выбрано в пылу полемики, Н.Гумилев подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов. Одаренный и честолюбивый поэт мечтал о создании «направления направлений» – литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии. Простой вещный мир, по мнению Н.Гумилева, значителен сам по себе, а не только тем, что являет высшие сущности.
Своеобразие творческой манеры А.Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй. В изящно обрисованных деталях А.Ахматова , по замечанию Мандельштама, давала «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». А.Ахматову называют «женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения». Это голос всего русского народа, его совести, его веры, его правды. Обыденные реалии не снижают, не опошляют, не «заземляют» в поэзии чувств, высоких тем: Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.
Акмеизм Мандельштама – «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия». Преодоление пустоты и небытия совершается в культуре, в вечных созданиях искусства: стрела готической колокольни попрекает небо тем, что оно пусто. Среди акмеистов Мандельштама выделяло необыкновенно остро развитое чувство историзма. Вещь вписана в его поэзии в культурный контекст, в мир, согретый «тайным телеологическим теплом»: человек окружался не безличными предметами, а «утварью», все упомянутые предметы обретали библейский подтекст. Поэзия О.Мандельштама, проникнутая тоской по мировой культуре, была сосредоточена на философском осмыслении истории и выделялась повышенной ассоциативностью образного слова (что ценилось символистами).
Вопросы религии, философии, которых акмеизм чуждался в теории (на их отсутствие пенял акмеистам А.Блок), получали напряженное звучание в творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама. Акмеистический период у этих поэтов продолжался сравнительно недолго, после чего их поэзия уходила далеко в область духа, интуитивных откровений, таинственности. Однако титанические вопросы духа, оказавшиеся в центре внимания символизма, специально не заострялись акмеистами . Главное свершение акмеизма как литературного течения – изменение масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Соразмерность человека миру, тонкая психологичность , разговорная интонация, поиск полновесного слова были предложены акмеистами в ответ на надмирность символистов. На смену стилистическим блужданиям символистов и футуристов пришла взыскательность к отдельному слову, «вериги трудных форм», на смену религиозно-философским исканиям – равновесие метафизики и «здешнего». Идее «искусства ради искусства» акмеисты предпочли трудное служение поэта в миру (наивысшим выражением такого служения стал человеческий и творческий путь А.Ахматовой).
Течение акмеизма объединило яркие индивидуальности. Сегодня мы коснулись только трех имен. Их ранняя лирика имела черты выбранного ими направления, но правила и ограничения невозможны для настоящих поэтов. Ясность, простота, конкретность стихотворных образов в творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и О.Мандельштама получили разнообразные и очень индивидуальные проявления.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР А.АХМАТОВОЙ А.Ахматова впервые в русской литературе в своем творчестве показала универсальный лирический характер женщины. Лирическая героиня – это и юная девушка в ожидании любви («Молюсь оконному лучу»), и зрелая женщина («Сколько просьб…»), и неверная жена («Сероглазый король») В творчестве А.Ахматовой затронуты все грани женской доли: сестры, жены, матери («Реквием», «Магдалина билась и рыдала»). Лирическая героиня – это и первая женщина-поэт, раскрывшая свою высокую и трагическую участь («Муза», «В последний раз мы встретились тогда…»). Трагичность пути русского поэта («Пушкин»). Христианская тема (обращение к христианским праздникам, библейским сюжетам, религиозным обрядам.
СУДЬБА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.АХМАТОВОЙ Россия в годы Первой мировой войны – центр ахматовской скорби: Ранят тело твое пресвятое, Мечут жребий о ризах твоих… Только нашей земли не разделит На потеху себе супостат: Богородица белый расстелет Над скорбями велики плат. (1914) Трагическое время потерь и разрушений после революции: Всё расхищено, предано, продано, Чёрной смерти мелькало крыло, Всё голодной тоскою изглодано, Отчего же нам стало светло? (1921) Восприятие войны 1941-1945гг как национальной и личной трагедии: Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под крышами чёрных марусь (1940)
Анна Ахматова (1889-1966) «Поразительно не то, что она умерла после всех испытаний, а то, что она упрямо жила среди нас, величавая, гордая, светлая и уже при жизни бессмертная…» К.И.Чуковский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Акмеизм. Конспект урока литературы в 11 классе с использованием информационных технологий
конспект урока в литературы в 11 классе с использованием ИКТ...
О поэтическом течении.Акмеизм
О поэтическом течении.Акмеизм...
Презентация по теме "Акмеизм"
Дидактический материал для объяснения нового материала по теме "Литература 20-х годов xx века"...
Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.
Конспект урока по литературе 11 класс. Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» . К конспект урока сопровожается презентацией....
"Акмеизм в поэзии серебряного века"
Акмеизм...
Элективный курс Тема: «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой».
Авторская программа элективного курса «Литература Серебряного века. Акмеизм и творчество А.А. Ахматовой» предназначена для учащихся 9 - 11 классов....
тест по теме "Символизм. Акмеизм"
тест по теме "Символизм. Акмеизм"...