Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме
Конспект урока по литературе 11 класс. Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» . К конспект урока сопровожается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akmeizm.doc | 56 КБ |
презентация к уроку | 263 КБ |
презентация детская А.А.Ахматова | 162 КБ |
презентация ученика Н.Гумелев | 431.99 КБ |
презентация ученика О. Мандельштам | 291.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Акмеизм в русской литературе начала ХХ века» 11 класс.
Эпиграф к уроку:
Мы подарили Западу
начало нашего века.
Д. Лихачев.
Оборудование к уроку: портреты поэтов-акмеистов, проектор, презентация по теме; записи произведений
План урока.
Объявление темы урока, задачи, эпиграфа к уроку.
Вступительное слово учителя.
Выступления учащихся.
Знакомство с произведениями О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Гумилева
Итоги урока, ответ на учебную задачу.
Задачи урока:
- Образовательные
- воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода
- знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей данного периода
- формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры
- воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса учащихся
- дидактические:
- создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений
- формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода.
Учитель: История идет неравномерно. Бывают «ленивые» столетия, когда почти ничего выдающегося не происходит, а порой ход времени как будто ускоряется, «наверстывая» упущенное, спрессовывая события. И тогда в одну эпоху, буквально в несколько десятилетий, происходит столько важного, судьбоносного, сколько в спокойные времена хватило бы на века. Рождаются и работают гении, талантливые и просто ищущие люди — но в таком количестве и с такой интенсивностью, как будто пытаются заложить основы для будущих поколений.
В истории культуры тоже были периоды неспешного течения. Потом наступало время, поражающее своей динамикой. Первая половина XIX века – это “золотой век русской культуры”. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Глинка – это только часть великих имён “золотого века”. На рубеже XIX-XX века наступил “серебряный век русской культуры”, сравнительно недолгий (с конца XIX столетия до 1917 года), но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории.
Серебряный век: искания, прорыв, борьба.
Сегодня мы познакомимся с модернистским направлением серебряного века: акмеизмом. Знакомство с особенностями данного направления пройдет в форме презентации, в ходе которой вы должны сделать небольшой конспект)
Ход урока:
Вид деятельности | Время | |
Вступительное слово учителя | 2 | |
презентация акмеизма как литературного направления. | 10 | |
презентация творчества О. Мандельштама. | 5 | |
заслушивание песни на стихи О. Мандельштама «Я вернулся в свой город..» | 1,5 | |
презентация творчества А. Ахматовой. просушивание стихотворения «Ленинград» в авторском исполнении. | 1 | |
презентация творчества Н. Гумилева. | 5 | |
анализ стихотворения Н. Гумилева «Она» | 10 | |
Рефлексия | ||
Итог урока. | 1 | |
Домашнее задание. | 1 |
4.1. Примерный план анализа лирического произведения
1. Автор, название, время появления, история создания.
2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты лирического героя.
3. Особенности поэтического языка:
- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)
- звукопись (аллитерация, ассонанс)
- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора, инверсия, риторический вопрос.
4. Стихотворный размер, рифма.
5. Связь стихотворения с литературным направлением.
6. Мое восприятие произведения.
Н. Гумилев
Она
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
Когда я жажду своеволий,
И смел и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.
Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке
4.2.Примерный анализ стихотворения
1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.
2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».
Композиционно стихотворение состоит из трех частей:
1) 1-3 строфы,
2) 4 строфа,
3) 5 строфа.
Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.
3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».
3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:
- эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);
- сравнения («четки сны ее, как тени»);
- гиперболы («держит молнии в руке»);
- метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).
Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:
душа – 1)внутренний мир человека; 2)свойства характера;
открыта – 1)поднять что-либо; 2)сделать доступным 3)обнажить;
жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание; 2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.
Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].
3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.
5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.
6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того, знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния.
8.Рефлексия
сегодня я узнал…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
теперь я могу…
Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством поэтов-акмеистов обзорно, следующие встречи будут посвящены творчеству и художественному своеобразию лирики каждого поэта.
Дом. Зад: на листках( обратить внимание на 6 вопрос)
Написать: Синквейн ( ключевое слова «Акмеизм»)
Принести сборники стихотворений
Учитель: Яблокова С.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Еще не раз вы вспомните меня , и весь мой мир, взволнованный и странный, нелепый мир без песен и огня, но меж иных единый необманный . ( Н. Гумелев ) Он ( Гумелев ) взял меня в акмеизм, И этим одним все сказано. ( А. Ахматова).
Поэзия « серебряного века» немыслима без имени Николая Гумилева. Он завоевал Симпатии читателей не только силой художественного таланта, оригинальностью И совершенством стихов, но и фантастичной Любовью к путешествиям, которые стали неотъемлемой частью его жизни и творчества.
Измерение у Гумилева трехмерно. Это – его стихи, свое «я» в войне и его Африка – одно из трех составляющих мир души поэта. Так же, как он – поэт, воин, он – путешественник. В моих садах- цветы, в твоих – печаль, Приди ко мне, прекрасною печалью Заворожи, как дымчатой вуалью, Моих садов мучительную даль. ( Беатриче )
Мир Гумилева скорее прекрасно печален, нежели ярок, дерзок и смел. И поэзия И любовь были для Гумилева всегда трагедией. Оттого и большинство его любовных стихов кончается гибелью. А. Ахматова писала: « И не только от несчастной любви, но и от литературных неудач и огорчений Гумилев лечился Путешествиями. Они были лекарством От всех недугов.»
Трудно объять необъятное и в небольшой работе рассказать все о творчестве Гумилева. Но нельзя не сказать об особенности его поэзии. Это отточенность , изысканность рифм, Гармония слов.
Пусть будет стих твой гибок, но упруг, Как тополь зеленеющей долины, Как грудь земли, куда вонзился плуг, Как девушка, не знавшая мужчины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татарская и русская литература начала 20 века.
О развитии татарской и русской литературы в начале 20 века, посвящается 125 летию Тукая Г.М....
Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Золотой век" русской культуры начала XIX века.
Первая половина XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры. Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь лите...
Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса
Открытый урок по теме: «Мир детства в русской литературе 19-20 века» для 7 класса Сделан анализ трёх произведениий: А.Чехова,Л.Андреева....
Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века.
Вводный урок в 11 классе...
Конспект урока на тему: Литература начала ХХ века.
Цели урока: дать понятие о связи исторического и литературного процессов начала XX века; выяснить, в чём особенности развития литературы в начале ХХ века, отметить своеобразие реализма в литературе ру...
Урок по литературе на тему "Русский футуризм начала 20 века"
Урок создан с целью знакомства учащихся с футуризмом - одним из самых ярких авангардистских литературных направлений начала 20 века. В разработке показаны отличительные черты, а также...
«Модернистские течения в русской литературе начала 20 века. В.Хлебников. "Кузнечик"». (11 класс) Видеоурок
Как вы реагируете, встретившись с ЗАУМЬЮ? Нервно хихикаете или злитесь, встретившись со всеми этими странными словечками? Уверены в том, что автор слегка неадекватен? Или понимаете, что за всеми этими...