Урок литературы по теме "А.А. Ахматова - "голос своего поколения"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок изучения нового материала. Знакоство с лирикой А.А. Ахматовой. Лекция с элементами беседы и литературно-музыкальной композиции. Сопоставление раннего и позднего творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_a.a._ahmatova_-_golog_svoego_pokoleniya_2014.doc | 756 КБ |
prezentatsiya_a.ahmatova.pdf | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «А.А. Ахматова – «голос своего поколения».
Цель урока: продолжить знакомство с лирикой А.А. Ахматовой,
охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»;
показать, как исполнена гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
Развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, художественный вкус исполнителей и слушателей нравственные ценности.
Воспитывать гражданственность, чувство патриотизма, любовь к Родине.
Средства обучения: учебники, хрестоматии, портреты А. Ахматовой, сборники ее стихов, ресурсы Интернет, компьютер, презентация слайдов «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой».
Методические приемы: повторение пройденного материала, лекция с элементами беседы и литературно - музыкальной композиции, сопоставление раннего и позднего творчества поэта.
Тип урока: комбинированный.
Эпиграф:
Я – голос ваш, жар вашего
дыханья,
Я – отражение вашего лица.
Напрасных крыл напрасны
трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.
Многим.
Слово учителя.
У всего на земле есть свой звук, свой голос: по-особому звучит шум камыша у тихой реки, шум ветра в водосточной трубе, своё звучание у скрипки и тромбона, свой особый голос у соловья и совы. У каждого человека тоже свой неповторимый голос.
- Обратите внимание на эпиграф нашего урока.
Целеполагание: - О каком голосе идет речь в этом отрывке? Какой смысл вкладывает поэтесса в эти несколько строк? Как вы понимаете слова автора?
- Чему будет посвящён, по вашему мнению, наш урок?
- Какую задачу мы поставим перед собой? Какова, на ваш взгляд, цель нашего урока?
Учащиеся: Нам уже известно раннее творчество А. Ахматовой, сегодня мы продолжим знакомство с лирикой поэтессы, охарактеризуем особенности ее позднего творчества, увидим, как исполнена гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве и судьбе.
- Откройте тетради и запишите тему и план урока. В течение всего занятия вам необходимо делать записи в тетради в соответствии с данным планом. Необходимо записи делать кратко, чётко, лаконично.
План урока:
1. Раннее творчество А.А. Ахматовой.
2. «Вечер» и «Четки» - первые сборники поэтессы.
3. Сборник «Белая стая» - поворотный момент в творческой биографии А.А. Ахматовой.
4. Судьба России в творчестве поэта.
5. Пушкинские традиции в лирике А.А. Ахматовой.
6. Судьба и творчество поэтессы во время Великой Отечественной войны и послевоенный период.
7. Образ А. Ахматовой в искусстве.
Тихо звучит музыка А. Вивальди.
- Давайте послушаем эпилог поэмы «Реквием» и попробуем ответить на вопрос: Как связана жизнь Ахматовой с жизнью народа? В чём это проявляется?
Учитель:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник
мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условием –
не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана
связь,
Ни в царском саду возле старого
пня,
Где тень безуспешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов,
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной
боюсь,
Забыть громыхание чёрных
марусь,
Забыть, как постылая хлопала
дверь,
И выла старуха, как раненый
зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слёзы, струится подтаявший
снег,
И голубь тюремный пусть гулит
вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Эти строки принадлежат поэтессе, которая среди поэтов XX века занимает особое место. Это Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия – Горенко).
Судьба уготовила ей нести на своих плечах и бремя славы, и тяжесть отчаяния. Ей довелось пережить смерть близких, две революции, две страшных войны, обиды, предательства, личные трагедии… Но никто не видел её с поникшей головой. Душа её не гнулась под «ветрами клевет».
Презентация слайдов «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой».
В первую очередь имя Ахматовой ассоциируется с Петербургом, там она прожила большую часть своей жизни. Но до Петербурга было еще Царское Село – маленький «город муз». Там прошли детство и юность Анны Андреевны, там началось становление ее поэтического дара.
Отцу не понравилось увлечение дочери, и он не разрешил ей «позорить его фамилию». Тогда она взяла фамилию бабушки, не подумав, что под фамилией, хранящей память о монгольском иге, собралась стать русским поэтом. Так в русскую литературу вошла Анна Ахматова.
Я – голос ваш, жар вашего
дыхания,
Я – отражение вашего лица.
Напрасных крыл напрасны
трепетанья,
Ведь все равно я с вами до конца.
Уже в начале своего творческого пути А. Ахматова понимает свое предназначение, говорит «я – голос ваш». И затем всей своей жизнью, всем своим творчеством подтвердит, что она «голос своего поколения».
- Беседа о творчестве поэтессы. Активизация знаний учащихся.
О раннем творчестве Анны Андреевны Ахматовой мы говорили в рамках знакомства с поэзией Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой – Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи.
- Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова. Кто был ее единомышленниками? В чём заключалась суть этого течения?
Ученик: Акмеизм – литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Единомышленниками также были С. Городецкий, М. Кузмин, ранний Н. Гумилев. Акмеизм провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», возврат к материальному миру.
Учитель: Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера «материализации» переживаний была характерна, прежде всего, для творчества Анны Ахматовой.
- Как называются первые сборники Ахматовой? Каковы темы её раннего творчества? («Вечер», 1912 год и «Чётки», 1914. Главная тема раннего творчества – любовь.)
Учитель: Мне хочется заметить, что чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних её сборниках - чувство абсолютно земное, лишённое мистической потусторонности…
Сообщение учащегося о первых сборниках Ахматовой.
В литературу Анна Ахматова вошла внезапно и быстро. Помог напечатать первую книгу Анне Андреевне в 1912 году её муж Николай Гумилёв. Он отобрал из 200 стихотворений те 46, какие и составили сборник «Вечер». После появления первой книги стали говорить о «загадке Ахматовой». Сам талант очевиден, но загадочным казалось сочетание женственности и хрупкости с той твёрдостью, переходящей во власть и почти жестокость.
Сначала хотели это противоречие не замечать. Некоторое время за Ахматовой следовали эпитеты: надломленная, страдающая, безвольная, хрупкая. А Гумилёв писал о своей жене – «и держит молнии в руке». Но вот в 1914 году вышла и вторая книга – «Чётки», и Ахматова заняла своё место на поэтическом Олимпе. Ей стали подражать. Стали «любить по-ахматовски». У многих вызывала восхищение её любовная лирика, в которой, пренебрегая всеми столетними канонами, рассказывает о любви не он, не мужчина, а – она и лишь она. Конечно, и до Ахматовой были талантливые поэтессы (Евдокия Ростопчина, Каролина Павлова), но подобной власти слова не было ни у кого из женщин – поэтов. Ахматову называли Сафо XX столетия.
Стихи из раннего творчества читают учащиеся.
Чтец: Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривляя мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.
Чтец: Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман.
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Это было в 1912 году. Стихи перепечатывали 13 раз, но, тем не менее, российские молодые поэтессы того времени неизменно начинали свое творчество с подражания ее знаменитому «Сероглазому королю».
Александр Вертинский, восхищенный лирикой «красавицы тринадцатого года», брал у нее тексты стихов для своих песен. И получались великолепные романсы.
(Звучит романс на стихи А.А. Ахматовой «Сероглазый король»
в исполнении А. Вертинского)
Так начинался ее путь, путь к совершенству, путь познания и самопознания, путь высокой ответственности души, самый тяжелый и единственно необходимый путь одаренных тягой к познанию творческих натур.
II. Новый материал.
1. Слово учителя.
Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в сентябре 1917 года сборник «Белая стая».
Этот сборник стал для нее драматическим прощанием с прошлым и встречей с новой, страшной действительностью. « Музыку революции», которую услышал А. Блок, Ахматова не восприняла. У нее появились иные строки:
Чтец: И целый день, своих пугаясь
стонов,
В тоске смертельной мечется толпа,
А за рекой на траурных знаменах
Зловещие смеются черепа.
Вот для чего я пела и мечтала,
Мне сердце разорвали пополам,
Как после залпа сразу тихо стало,
Смерть выслала дозорных
по дворам.
В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой. Мотив памяти приобрел новый, во многом надличностный характер. И происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини.
Современники часто отождествляли Ахматову с ее лирической героиней. Однако на деле лирические героини ее поэзии – различные ипостаси русской женщины.
Осип Мандельштам отмечал: «Ахматова принесла в русскую литературу всю сложность и богатство русского романа XIX века. Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развила с оглядкой на психологическую прозу».
Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».
- Чтение и анализ стихотворений.
Мы прослушали стихотворения раннего периода творчества Ахматовой,
а сейчас прозвучат её более поздние стихотворения.
- Попробуйте увидеть изменения, которые произошли во внутреннем мире поэтессы, в её мировосприятии.
(Стихотворения читают заранее подготовленные ученики.)
Чтец: Вместо мудрости – опытность, пресное
Неутоляющее питье.
А юность была – как молитва воскресная…
Мне ли забыть ее?
Столько дорог пустынных исхожено
С тем, кто мне не был мил,
Столько поклонов в церквях положено
За того, кто меня любил…
Это размышления уже много пережившего человека. Изменяется и пространство цикла - оно становится глубже и шире: это и просторы России, и «затоптанные поля» первой мировой войны, и «темный город у грязной реки», Петербург. Изменяется и духовное пространство:
О, есть неповторимые слова,
Кто их сказал - истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная, и милосердье Бога.
В цикле исчезает «псевдосложность» юности; уже осмыслены вечные ценности: свобода, жизнь, смерть. Поэтому даже в стихах, развивающих знакомую тему любви, появляются новые качества лирической героини: достоинство страдания, любви, способность и возможность соотносить своё чувство с простором мира:
Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
Прозрачный, теплый и веселый…
Там с девушкой через забор сосед
Под вечер говорит, и слышат только пчелы
Нежнейшую из всех бесед.
А мы живем торжественно и трудно
И чтим обряды наших горьких встреч,
Когда с налету ветер безрассудный
Чуть начатую обрывает речь.
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И голос музы еле слышный.
В «Белой стае» впервые с большой силой проявляется тревога за судьбу России:
Молитва.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Это молитва за Россию, это готовность на любые жертвы
(«Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар»)
ради того, «чтобы туча над темной Россией/ / Стала облаком в славе лучей».
Какое необыкновенное стихотворение, если вдуматься в непомерность жертв, самоотреченно перечисленных здесь поэтом.
Развивается образ Музы, появившийся уже в ранних стихотворениях Ахматовой. Он становится более предметным, живым, приобретает конкретные черты:
Муза ушла по дороге
Осенней, узкой, крутой,
И были смуглые ноги
Обрызганы крупной росой.
Я долго ее просила
Зимы со мной подождать,
Но сказала: «Ведь здесь могила,
Как ты можешь еще дышать?»
* * * * * * *
Я, глядя ей вслед, молчала,
Я любила ее одну,
А в небе заря стояла,
Как ворота в ее страну.
Прочитаем стихотворение « Я так молилась: «Утоли…».
-Какова тема этого стихотворения?
- Какие традиции продолжает Ахматова?
Я так молилась: «Утоли
Глухую жажду песнопенья!»
Но нет земному от земли
И не было освобожденья.
Как дым от жертвы, что не мог
Взлететь к престолу Сил и Славы,
А только стелется у ног,
Молитвенно целуя травы,-
Так я, Господь, простерта ниц:
Коснется ли огонь небесный
Моих сомкнувшихся ресниц
И немоты моей чудесной?
Ученик: Тема поэта и поэзии. Разрабатывается она в традициях русской классической поэзии.
Учитель: Прежде всего, пушкинской. Вспомним стихотворение Пушкина «Пророк».
В нем Пушкин говорит о высоком назначении поэта и поэзии.
Без ясных взглядов на жизнь, на творчество поэт не может нести истину людям, пробуждать в них «чувства добрые».
Мысль о гражданственности творчества с особенной силой высказана в строках:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Этим требованиям отвечало творчество самого Пушкина.
А. Ахматова видит предназначение поэта в том, чтобы быть «голосом» совести своего народа, его веры, его правды.
Широкое смысловое поле сборника «Белая стая», глубина и разнообразие ассоциаций придают импульс дальнейшему творчеству, эпическому основанию мира.
Книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), и «Anno Domini МСМХХI 1921» упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России.
Сообщение учащегося о сборниках «Подорожник» и «Anno Domini МСМХХI».
Сборник «Подорожник», вышедший в апреле 1921 года, содержал всего 36 стихотворений. В «Подорожнике» Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты «Белой стаи». Что касается тем, связанных с общественной жизнью (революция, гражданская война), то они в «Подорожнике» выявлены отдельными значительными стихотворениями, но большая часть стихотворений этого плана, написанных в плодотворном для Ахматовой 1921 году, вошла в следующую книгу поэта.
Ахматова дважды включала «Подорожник» в качестве отдельного раздела в книгу «Anno Domini». Однако в основных изданиях последних лет жизни («Из шести книг» и «Бег времени») «Подорожник» печатался как самостоятельная книга.
„Anno Domini“- пятая книга Ахматовой. Она выходила двумя изданиями. Первое вышло в 1922 году с названьем «Anno Domini МСМХХI» - что в переводе с латинского означает «В лето Господне 1921». Второе издание отпечатано в Берлине под заглавием «Anno Domini». Новые стихи Ахматовой большевик Н.Осинский назвал «документом эпохи», а саму Ахматову «лучшим русским поэтом нашего времени».
Учитель: Впереди целая жизнь и три сборника, которые А. Ахматова выпустит при жизни.
Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.
Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян её муж, поэт Николай Гумилев. В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Она в полной мере разделила судьбу миллионов своих соотечественников. Был арестован её единственный сын, Лев Гумилев. Вскоре освобожденный, он вновь был арестован. Во время воины воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе. Этому периоду жизни Ахматова посвятила поэму «Реквием». Лев Гумилев стал ученым с мировым именем и не уехал из страны, как и его мать.
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
Для Ахматовой слова «родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем её больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году поэтесса вернулась в освобожденный Ленинград.
В годы Великой Отечественной войны А. Ахматовой были написаны стихи, насыщенные высокой патетикой и мужеством, хранившие, как святыню, «великое русское слово». Это был «голос поколения», много пережившего, но лишь закалившего силу духа.
Мы знаем, что ныне лежит
на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших
часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми
лечь.
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Мужество. 1942 г.
Учитель: В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны. Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться. И здесь Ахматова говорит «мы» - голос всего народа, объединенного Словом.
В конце жизни голос Ахматовой с высоты прожитого и пережитого зазвучал с новой силой. В 1962 году она завершила писавшуюся более двадцати лет «Поэму без героя», где поэтически преобразуется давняя метафора, прозвучавшая в стихах Николая С. Гумилева «Все мы – смешные актёры / В театре Господа Бога». В том далеком 1910 году она стала женой Гумилева. Из трагического времени Великой Отечественной войны Ахматова бросает мысленный взгляд в годы своей поэтической юности. Прежняя жизнь Серебряного века предстает как маскарад, вызывает у автора поэмы самые противоречивые чувства: радости узнавания, боли, горечи. «Большое видится на расстоянье» - Ахматова, « голос своего поколения», осмысливает ход времени, Историю!
…по набережной легендарной
Приближался не календарный –
Настоящий Двадцатый Век.
Лирические стихи Ахматовой последних десятилетий её жизни пронизаны высокой духовностью, философичностью, раздумьями над смыслом жизни: «Когда человек умирает, / Изменяются его портреты» (1940), «И голос вечности зовет / С неодолимостью нездешней…» (1958).
В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлениях А. Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. У Ахматовой было отобрано всё: возможность продолжать работу, печататься, её книги были под запретом, тираж уже напечатанный в 1946 году сборника стихов был уничтожен. После исключения из Союза писателей она лишилась даже продовольственных карточек. Тогда её друзья создали так называемый фонд помощи Ахматовой, а в той ситуации это было подвигом.
Но была и очередная волна славы. В последние годы жизни поэзия Ахматовой получила мировое признание. Летом 1964 года ей была присуждена одна из крупнейших литературных премий Италии «Этна-Таормина». Анна Андреевна ездила за ней в Италию. В 1965 году она была в Англии, где получила почетное звание доктора Оксфордского университета.
В этом же году выпустился сборник стихов «Бег времени» - это итог её поэзии, её судьбы.
Сообщение учащегося о сборнике «Бег времени».
До сборника «Бег времени» был цикл стихов «Тростник» (1940год), затем рукопись книги «Нечет» (1946 год) со стихами военных лет. Когда в 1952 году издательство возвратило Ахматовой рукопись её стихотворений «Нечёт», она начала работу над «седьмой книгой», дав ей название «Бег времени», где вместила сокровенные раздумья о личной ответственности поэта за отпущенное ему историческое Время.
Но влиятельная в высших литературных кругах критик-литературовед Е. Ф. Книпович, которой рукопись ахматовской книги была отдана на рецензию, не пропустила ее. В результате чего название «Бег времени» получила не седьмая книга, а сборник, состоящий из всех вышедших ранее книг Ахматовой.
Классическая строгость и ясность стихов Ахматовой напоминают о главной традиции, которой она следует, - традиции Пушкина. До последних лет жизни она изучала творческое наследие великого поэта, написала целый ряд статей и заметок о жизни и творчестве Пушкина. В желании сохранить бесценные традиции тоже возразила «голос поколения» Ахматовой. Отсюда интерес к природе творчества, к «тайнам ремесла».
В цикле «Тайны ремесла» Ахматова рассказала о том, как рождаются стихи:
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
-В чем видит Ахматова природу творчества? Что роднит её с другими поэтами?
Ученик: (Творчество по Ахматовой - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из глуши самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта - услышать их, уловить).
Учитель: По Ахматовой, поэзия вырастает из «сора» земли, хочет быть услышанным – через поэта – и обрести бессмертие:
Много еще, наверно, хочет
Быть воспетым голосом моим:
То, что бессловесное грохочет,
И во тьме подземный камень точит,
Или пробивается сквозь дым.
У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой…
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.
- Как вы думаете, Ахматова исполнила своё назначение на этой земле?
Ахматова исполнила своё назначение на этой земле. А если что-то не придумалось, не написалось, то «божественно спокойна и легка: «Допишет музы смуглая рука». Ахматова всегда ощущала присутствие музы за своим плечом, слышала шорох её крыльев, видела блеск её белой тени.
Я завет твой, Господи, исполнила
И на зов твой радостно ответила,
На твоей земле я все запомнила…
Под музыку А. Вивальди.
Она скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном санатории.
Её похоронили под Ленинградом в посёлке Комарово на Карельском перешейке. И летом, и зимой на её могиле всегда лежат живые цветы.
Розы. Ландыши. Цикламены. И ромашки тоже. Дорожка на её могиле не заносится снегом и не зарастает травой летом. Ветер с залива шумит в вершинах сосен, и они разговаривают, чуть раскачиваясь, между собой, о чём-то своём. К ней приходит и юность, и старость, к ней приходят женщины и мужчины. Такая у неё участь. Ведь истинный поэт живёт очень долго и после смерти, и люди будут идти сюда долго, очень долго.
Анна Ахматова – истинный поэт, поэтому ее образ запечатлен в искусстве.
Образ А. А. Ахматовой в искусстве.
А. Ахматову рисовали многие знаменитые художники, в числе их Амедео Модильяни (1911), Юрий Анненков (1921), Лев Бруни (1922), Николай Тырса (1927), Георгий Верейский (1929), Мартирос Сарьян (1946), Михаил Лянглебен (1964) и др. Наиболее выразителен портрет Натана Альтмана. Анна Ахматова изображена в платье интенсивно-синего цвета, контрастирующем с ярко-жёлтой шалью, и как бы обрамлена зелёными кристаллами пейзажа, причём угловатость её фигуры соответствует гранениям фона и уравновешивает их. И, несмотря на оттенок салонности, присущий этому полотну, перед нами подлинный портрет Ахматовой и в какой-то мере – той эпохи. В нём прочитываются духовная глубина, спокойная сила, тревожное предчувствие драматических событий и стоическое противостояние судьбы.
Известны также барельеф, бюст и статуэтка Анны Ахматовой работы скульптора Натальи Данько.
На стихи А. А. Ахматовой «Сероглазый король» А. Вертинский написал романс. На тему поэмы «Реквием» композитор Э. Раздолина сочинила музыку.
О памятниках А. Ахматовой.
А. Ахматовой были поставлены памятники, но также исполнилось ее завещание из поэмы «Реквием», в котором она просила поставить памятник ни около моря, ни в Царском саду, а там где она «простояла триста часов», и где для нее «не открыли засов». На петербуржской набережной Робеспьера 18 декабря 2006 года открыт памятник Анне Ахматовой работы скульптора Галины и архитектора Владимира Реппо. Бронзовый монумент обращен к следственному изолятору «Кресты», где был заключен сын поэтессы Лев Гумилев.
Итог урока:
А.С. Пушкин сказал о себе:
…Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
- Как вы думаете, можно ли эти строки адресовать Анне Андреевне Ахматовой?
- Обоснуйте свой ответ.
(Ахматова – истинный Поэт, «голос своего поколения», голос совести своего народа.)
Рефлексия: Поэзия - это великое чудо, удивительная музыка пробуждается в нашем сердце, когда мы читаем настоящие стихи.
- Какую музыку услышали сегодня вы?
- С игрой какого музыкального инструмента вы могли бы сравнить ваше настроение в конце урока?
- Тесты по лекции.
- Оценка работы учащихся.
Домашнее задание: письменно проанализируйте понравившееся стихотворение
А.А. Ахматовой.
Список использованных источников
- Ахматова А.А., Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе. – М.: АСТ «Олимп», 2000
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. – М.: ВАКО, 2004
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. – М.: ВАКО, 20012
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. – М.: ВАКО, 2014
- Русская литература XX века. 11 класс. IIчасть. – М.: Изд. «Просвещение», 2004
- «Читаем, учимся, играем». Сборник сценариев для библиотек. - М.: Издательство «Либерия-бибинформ», 2000-2005
Савельева Т.А. МОБУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Марченко А.А.» Бузулукского района, Оренбургской области Страница
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе. Я голос ваш, жар вашего дыханья. А.Ахматова.
Медиаурок по литературе в 11классе. Литературная композиция по жизни и творчеству А.Ахматовой....
А. Ахматова - "голос своего поколения"
Презентация будет ярким иллюстративным материалом к лекции учителя о творчестве А.А. Ахматовой...
АННА АХМАТОВА - ГОЛОС СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Музыкально-поэтический спектакль о жизни и творчестве Анны Ахматовой...
Урок литературы по творчеству А. Ахматовой в 11 классе
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой в11 классе...
урок литературы по творчеству А. Ахматовой
Цель урока литературы в 9 лингвистическом классе: познакомить учащихся с узнаваемыми чертами поэтики А. Ахматовой.Главной задачей урока является овладение навыками аналитического чтения лирических про...
Презентация к уроку "А.А. Ахматова - "голос своего поколения"
Презентация к уроку "А.А. Ахматова - "голос своего поколения"...
План-конспект урока литературы в 11 классе «Я – голос ваш»
План-конспект урока литературы в 11 классе "Я - голос ваш"...