Урок литературы в 11 классе. Я голос ваш, жар вашего дыханья. А.Ахматова.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Маслова Татьяна Викторовна

Медиаурок по литературе в 11классе. Литературная композиция по жизни и творчеству А.Ахматовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор – Маслова Татьяна Викторовна

Образовательное учреждение – МБОУ средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области

Предмет: литература

Класс: одиннадцатый

Тема: «Я голос ваш, жар вашего дыханья…»

Тип урока: урок-открытие

Форма урока: литературная композиция о жизни и творчестве поэта 

Методы обучения: наглядный, словесный, выразительного чтения, инсценирования.

Технологии: ИКТ, элементы технологии развития критического мышления.

Цели: образовательные -  рассказать биографию Анны Ахматовой необычным способом: словами из ее стихотворений, писем и воспоминаний ее и ее современников, вызвать интерес к личности  поэта, пробудить интерес к поэзии Серебряного века;

 развивающие - развивать чувство прекрасного, умение выразительно читать стихи и эмоционально на них откликаться;

воспитательные -  воспитывать патриотические и гражданские чувства, любовь к прошлому, к творчеству великих людей. 

Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор

Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт: презентация 19 слайдов (среда PowerPoint)

Методические рекомендации по подготовке и  проведению урока: для эффективного проведения данного урока необходима предварительная подготовка обучающихся.  В классе всегда найдутся ребята, которые умеют выразительно читать стихотворные тексты. Именно их я и привлекаю к такого рода урокам. Предварительно надо подготовить чтецов, исполняющих стихотворения А. Ахматовой и Н. Гумилёва. Строки из воспоминаний Ахматовой и её современников также исполняют обучающиеся. От того, как прозвучат поэтические строки, зависит их восприятие обучающимися.

План урока


Комментарий хода урока

Время

(мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Организационный момент. Каждый урок – это открытие. Какое открытие ждет нас сегодня?

1

1

Дисциплина

Любознательность

Учитель предлагает подумать над словами эпиграфа и объяснить их

2

   2

Внимание

Активность

Учитель предлагает литературную композицию о жизни и творчестве поэта

35

   3-17

Мышление

Активность

Исполнение ролей

Учитель предлагает выполнить свободную творческую работу(эссе, синквейн, отзыв об уроке) направленную на восприятие личности и творчества Ахматовой

6

 18

Память

Мышление

Точность

Самостоятельность

Рефлексивность

Логичность, аккуратность

Домашнее задание

1

 19

Внимание

Память

Альтернатива

Сценарий урока

"Я голос ваш, жар вашего дыханья…"

(Литературная композиция о жизни и творчестве Анны Ахматовой)

Цели:

образовательные -  рассказать биографию Анны Ахматовой необычным способом: словами из ее стихотворений, писем и воспоминаний ее и ее современников, вызвать интерес к личности  поэта, пробудить интерес к поэзии Серебряного века;

1

развивающие - развивать чувство прекрасного, умение выразительно читать стихи и эмоционально на них откликаться;

воспитательные -  воспитывать патриотические и гражданские чувства, любовь к прошлому, к творчеству великих людей. 

Оформление: компьютер, сборники стихов поэтов Серебряного века.

Ход урока:

I Оргмомент.

 Учитель:

 Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что каждый урок – это открытие. Какое открытие ждет нас на этом уроке?

(ответы обучающихся)

Учитель:

Сегодня мы снова обращаемся к поэзии Серебряного века. Среди сборников поэтов Серебряного века вы видите книги Анны Андреевны Ахматовой. Наше сегодняшнее открытие- поэзия Ахматовой, её личная жизнь, её голос (слайд1).

      II Работа с эпиграфом (слайд2):                                

                                                   Я иду за тобой след в след.

                                        Я целую его свет в свет.

                                        Я бессонна, как ты, бред в бред.

                                        Знаю так же, как ты,

                                        Что смерти нет.

                                                                                            Ольга Берггольц.

   III Литературная композиция о жизни и творчестве А.Ахматовой.

Учитель:

Пересказать биографию Поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, «прозаического» содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

Об Ахматовой сегодня рассказывает она сама и её современники (слайд3).

2

А.А.(чтец)

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещенье — Анна,

Сладчайшее для губ людских и слуха.

Так дивно знала я земную радость

И праздников считала не двенадцать,

А столько, сколько было дней в году…

А.А. (воспоминания)

Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север - в Царское Село. Мои первые впечатления царскосельские: зелёное великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали меленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое… (слайд4)

А.А.(чтец)

              Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

К.И. Чуковский(воспоминания)(слайд5)

      Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней её муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилёв. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал её своей ученицей. Прошло два-три года, и в её осанке наметилась главнейшая черта её личности - величавость.

Слово «царственная» приходило в голову всем, знавшим Анну Андреевну (слайд6)

Учитель:

Настоящая фамилия Анны Андреевны- Горенко. Отец не разрешил ей подписываться настоящим именем, потому что считал, что  стихи дочери- это несерьёзное занятие, а просто юношеская блаж. Она взяла в качестве псевдонима фамилию своей татарской бабушки- княжны Ахматовой.

А.А. (воспоминания)

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю (слайд7)

3

Н. Гумилёв

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о Вас, о Вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,

И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжёт.. нет, мне не спать,

а ждать.

И крадучись я  подойду к окну,        

На дымный луг взгляну и на луну,

Вон там, у клумб, Вы мне сказали: «Да»,

О, это «да» со мною навсегда

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что вас, покорной, не было и нет,

Что ваше «да», ваш трепет у сосны.

Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.

А.А. (воспоминания)

Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с  письмом   к  знакомым   и  спрашиваю объяснений.

Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моём решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя.

Н. Гумилёв

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

А думал забавницу,

Гадал — своенравницу,

Весёлую птицу-певунью.

Покликаешь — морщится,

Обнимешь — топорщится,

А выйдет луна — затомится.

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то,— и хочет топиться.

Твержу ей: крещёному

С тобой по-мудрёному

Возиться теперь мне не в пору.

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую Гору.

А.А. (воспоминания)

Гумилёв - моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной.

А.А.(чтец)

Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

...А я была его женой.

Учитель:

Через полгода после женитьбы Н. С. Гумилёв отправился в Абиссинию.

А.А. (воспоминания)

Я обещала, что никогда не помешаю ему ехать, куда он захочет. Ещё до того, как поженились, обещала. Заговорили об одном нашем друге, которого жена не пускала на охоту. Н. С. спросил: «А ты бы меня пускала?» - «Куда хочешь, когда захочешь».

А.А.(чтец)

Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать или уехал;

Весна как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли...

Он был со мной еще совсем недавно,

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны отравна,

Он был со мной еще совсем недавно...

5

Учитель:

 В 1912году вышла первая книга её стихов «Вечер»;(слайд8)

 в 1914- вторая «Чётки». И хотя сборники появились в бурное, нерасполагающее к лирике время, имели небольшие тиражи, эти стихи навсегда приковали внимание любителей поэзии к царскосельской Музе Плача (так называла Ахматову Марина Цветаева);

в 1917году- сборник «Белая стая»;

         в 1921году- сборник «Подорожник»  

 М. Цветаева (воспоминания).(слайд9)

Дорогая Анна Андреевна! Спасибо за очередное счастье моей жизни - «Подорожник». Не расстаюсь. Вы мой самый любимый поэт. Я понимаю каждое Ваше слово, весь полет, всю тяжесть.

Ах, как я Вас люблю и как я Вам радуюсь, и как мне больно за Вас, и как высоко от Вас! Если были бы журналы, какую бы я статью о Вас написала!

Мне так жалко, что всё только слова - любовь - я так не могу, я бы хотела настоящего костра, на котором бы меня сожгли.

А.А.(чтец)

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Учитель:

          В год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов «Белая стая» с надписью: «Моему дорогому другу Н. Гумилёву с любовью. А. Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург».

Н. Гумилёв

Ты, для кого искал я на Леванте

Нетленный   пурпур   королевских   мантий,

Я проиграл тебя, как Дамаянти,

Твоих волос не смел поцеловать я,

Ни даже сжать холодных тонких рук.

И ты ушла, в простом и тёмном платье,

Похожая на древнее Распятье.

6

А.А.(чтец)

И когда друг друга проклинали

В страсти раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала,

И что память яростная мучит,

Пытка сильных — огненный недуг! —

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

Учитель:

Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н. С. Гумилев был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре. По последним данным, никаких активных действий против советской власти поэт не предпринимал (слайд10)

А.А.(чтец)

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

        

Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.

Учитель:

Некоторые авторы пишут, что в отличае от своих друзей Ахматова всем сердцем приняла революцию. Вряд ли это точно. Далеко не всем русским интеллигентам ясна была необходимость социального переустройства мира. Недаром многие из них так легко покинули Россию. Ахматова осталась, осталась потому, что вне её не мыслила своей жизни. Любовь к родине была главной силой, определившей её отношение к революции. Она не знала, какие испытания готовит ей судьба, но никакие расчеты не принимались во внимание.

А.А.(чтец)

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

7

             Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

Учитель: (слайд11)

Новый всплеск творчества Ахматовой- годы Великой Отечественной войны. В самое мрачное время сказала она с обычным своим бодрящим и вдохновляющим чувством:

А.А.(чтец)

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

  Свободным и чистым тебя пронесем,
 И внукам дадим, и от плена спасем
  Навеки!

Учитель:

Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

Д. Гранин (воспоминания)

 Стоял  в намокшей от дождя танкистской куртке, еле разбирая печать на тёмном сыром листе. По солдатской привычке считал, что раз постановили, значит нужно. Зря не будут. Но уж больно яростно ругали, злобились не по размеру: «беспринципный, бессовестный хулиган»- это про Зощенко и ещё покрепче, а про Ахматову почти нецензурно… как будто в самую последнюю минуту заменили на «блудница»

Учитель:

Один из критиков сказал, что «мирок Ахматовой необычайно узок: ни глубины захвата, ни широты размаха»

8

Жданов- секретарь ЦК ВКП(б): «До убожества ограничен диапазон её поэзии- взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельной. Основное у неё- это любовно- эротические мотивы, переплетённые с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обречённости»

Ахматова ежедневно на протяжении двух десятилетий ожидала у себя обыска и ареста. Не могла хранить дома многие тексты. Некоторые отдавала знакомым, другие уничтожала и держала только в памяти, третьи просила заучить своих знакомых.

Услужливые журналисты в то время писали о ней так:

А.А.(чтец)

И всюду клевета сопутствовала мне.

Ее ползучий шаг я слышала во сне

И в мертвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

Учитель:

Началась очередная вакханалия во имя «нужной народу» культуры. Трудящиеся в письмах и на митингах клеймили, писатели отворачивались при встречах. Но она выдержала и это.

Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз - в 1948-м обвинили в покушении на Жданова(слайд12)

Помнила   ли   Анна   Андреевна  свою пророчески роковую «Молитву» 1915 г.?

А.А.(чтец)

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Учитель:

Эту молитву ей напомнила при встрече М. Цветаева: «Как Вы могли написать: «Отыми и ребёнка, и друга,  И таинственный песенный дар...». Разве вы не знаете, - что в стихах все сбывается?» (слайд13)

             Помирает царь,

Православный царь

Колокол стозвонный раскачал звонарь.

………

Раскачалась звонница: дон-дон.

9

Собирайся, вольница, на Дон, на Дон.

Вольная головушка, хмелю не проси.

Грозный царь преставился на Руси.

Учитель:

Умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. - освобождение сына, который вернулся из лагерей с последней волной реабилитации. 1956-й - выход в свет сборника переводов.

В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия «Этна-Таормина»(слайд14)        

Вы едете — о том шумит молва —

В Италию принять дары признанья —

Уже давно там лавры заждались.

Когда венчал Петрарку вечный Рим —

То честь была взаимная обоим.

Когда Ахматова прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной (75лет), предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма.

А.А. (воспоминания)

Торжественности и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперёд. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя.

Учитель:

В июне 1965 г. в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета (слайд15)

А.А. (воспоминания)

И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала... Прошлое обступает меня и требует чего-то... (слайд16)

Теперь, когда всё позади  даже старость, и остались только дряхлость и смерть, оказывается, всё как-то мучительно проясняется (как в первые осенние дни)  люди, события, собственные поступки, целые периоды жизни. И столько горьких и даже страшных чувств возникает при этом...

Учитель:

Такая величественная и царственная личность. Тяжёлая судьба, полная трагедий и испытаний, но как бы компенсацией за все  её страдания является внимание современников Ахматовой и внимание читателя.

Творчество  современников Анны Андреевны помнит звуки её лиры, голос её музы, тяжесть и подвиг её жизни. Её жизненная стойкость является примером для многих (эпиграф урока).

 В 1966 году Анны Андреевны не стало. Но звучит над ее любимой родиной:

    Я - голос ваш, жар вашего дыханья, 
    Я — отраженье вашего лица. 
    Напрасных крыл напрасны трепетанья, - 
    Ведь все равно я с вами до конца (слайд17)

IV Свободное творческое задание (эссе, синквейн, отзыв об уроке) (слайд18)

                                                                                           

V Домашнее задание (слайд19): 1.Выучить наизусть понравившееся стихотворение   А.Ахматовой;

  2. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Анны Ахматовой, пользуясь материалами учебника.

11



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

урок литературы в 11 классе на тему "Я – голос ваш, жар вашего дыханья, Я – отраженье вашего лица»

Знакомство с жизнью и творчеством А.А.Ахматовой, выявление ее поэтической индивидуальности. Анализ стихотворений "Сероглазый король", "Я научилась просто мудро жить!", "Молитва" и др....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...