План-конспект урока литературы в 11 классе «Я – голос ваш»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

План-конспект урока литературы в 11 классе "Я - голос ваш"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 11 классе «Я – голос ваш» (по теме «любовная лирика А. А. Ахматовой»)

Цель:

  • раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;
  • помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оформление урока: Стенд с фотографиями. А.А. Ахматовой, Н.С. Гумилева, Н.Н. Пунина.

Эпиграф к уроку:

“Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица. 
Напрасных крыл напрасны трепетанья – 
Ведь все равно я с вами до конца”. (А. Ахматова. “Многим”. 1922.)

Содержание урока

1. Краткое слово учителя об отношении критики к любовной лирике Анны Ахматовой, о том, как воспринимали ее современники.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы: здесь встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыня, отчаяние, тоска, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством. Любовь предстает в стихах Ахматовой как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как: “Сероглазый король”. 1910, “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…”. 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917, и др.

2. Конкурс чтецов. Желательно, чтобы прозвучала большая часть стихотворений, тогда будут правомерными вопросы: “Что вы скажете о героине первых сборников Ахматовой?”. (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, “Подорожник”, “Anno Domini”) Почему Ахматову называли “Сапфо XXвека”

3. Чтение стихотворения “Сероглазый король”. Многие считают, что стихотворение о Блоке. Против этого категорически возражала Анна Андреевна, отмечая, что стихотворение было написано за четыре месяца до знакомства с Блоком. (Л. Чуковская “Записки об Анне Ахматовой”. Нева – 89, №7, с. 102), а потом шутливо называла объяснение по этому поводу “Как у меня не было романа с Блоком”.

- Кем является король в жизни героини?

- Какие чувства испытывает героиня, узнав о гибели своего короля?

- Как передает состояние героини поэтесса?

4. Чтение стихотворения. “Лотова жена”. Рассказ учителя о том, как любил читать со сцены это стихотворение Качалов, и о том, что говорится в Библии о поступке женщины и за что она осуждается.

- А как на этот поступок посмотрела Ахматова?

- Как вы понимаете это стихотворение?

В библейском тексте книги “Бытие”, в главе 19, рассказывается о том, как жена праведника Лота была превращена в соляной столп за то, что нарушила запрет ангелов не оглядываться на пожар, в огне которого погибали города Содом и Гоморра. Нарушение божественного запрета и любопытство погубили несчастную женщину. Но ахматовская героиня погибает не за это. Ценою жизни она платит за возможность оглянуться на своё прошлое и еще раз посмотреть

На красные башни родного Содома, на площадь, где пела, 
на двор, где пряла, 
На окна пустые высокого дома, 
где милому мужу детей родила.

Не любопытство, а память, прощание толкнули ее нарушить запрет. И за эту верность прошлому, “за единственный взгляд” она заплатила жизнью. В этом стихотворении раскрыто величие женского сердца, которое никак не обозначено в библейском тексте. Стихотворение заканчивается строфой:

Кто женщину эту оплакивать будет?
Не меньшей ли мнится одна из утрат?
Лишь сердце мое никогда не забудет
Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

5. Сообщение ученика “А.А. Ахматова и Н. С. Гумилев”.

Он встретил её 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейским, принявшим его за бродягу. В другой раз выпил яд – но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его.

Он боролся – но ничего не мог с собой поделать. Однажды он приехал к ней на дачу Шмидта.

Из воспоминаний Анны Горенко.

У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II.

Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались. Но счастья им не было. Почему? Нам остается только предполагать, опираясь на свидетельства людей, хорошо их знавших, подобно Валерии Срезневской, многолетней, с самого детства и до конца жизни, подруге Анны.

Из воспоминания Срезневской.

Оба они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков…Их отношения скорее были тайными единоборством – с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным… увы, без власти над этой вечной ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщиной.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Когда в 1918 году он вернулся из заграничной командировки, я сказала ему “Дай мне развод”. Он страшно побледнел… “Пожалуйста”… Не просил остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: “Ты выйдешь замуж? Ты любишь?” Я ответила: “Да”.

Во время развода он очень выдержан был. … Никогда ничего не показывал, не сердился, хотя расстроен был очень.

Только раз он заговорил об этом. Когда мы сидели в комнате, а наш сын разбирал перед нами игрушки, - мы смотрели на него, он внезапно поцеловал руку мою и грустно сказал: “Зачем ты это все выдумала?”.

6. Чтение и разбор стихотворения "Я научилась просто, мудро жить"

Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)

- Что вы можете сказать о герое стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)

- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные , будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)

- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?

(Мудрость в том , чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности , всего живого в вечности природы и самой жизни).

- С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?

(С помощью простых, очень зримых и понятных всем реалий. С первой строки заявлено кредо: мудрость в просторе)

- На что направлены все открытия, все уроки мудрости?

(Они направлены на жизнь без него, ибо жизнь с ним порождает ненужную тревогу, грусть, неприемлемую для обновления души героини.)

7. Чтение и анализ стихотворения “Небывалая осень построила купол высокий…”

Рассказ ученика о Н.Н. Пунине.

- Пунин Николай Николаевич(1888-1953) – профессор Академии художеств, известный искусствовед, автор нескольких учебников по искусству и фундаментальных исследований об Андрее Рублеве, Татлине, Лионской гравюре. В1923-1938 гг. был мужем Ахматовой. Совместная жизнь счастья и покоя не принесла. Второй раз арестован 26 августа 1949 года, в 1953г. погиб под Воркутой в сибирском лагере поселка Абезь. Ему посвящены стихи: “От тебя я сердце скрыла…”, “Не недели, не месяцы, годы…”, “И как всегда бывает в дни разрыва”, “Я пью за разоренный дом..”, “И сердце то уже не отзовется…”.

Разбор стихотворения “Небывалая осень построила…”

- О чём это стихотворение? Что в нем описывается?

(В стихотворении говорится о моменте встречи с любимым человеком)

- Чьими глазами видится мир?

(Глазами влюбленной женщины)

- Каким изображен этот мир?

(Измененным, необычным)

- Как же он изменился, в чем его необычность?

(“Изумрудною стала вода замутненных каналов”,

“И крапива запахла, как розы, но только сильней”,

“Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник”

“И весенняя осень так жадно…”

“Что казалось – сейчас забелеет подснежник”).

- Как вы понимаете сравнение солнца с вошедшим в столицу мятежником?

(Для осени такое солнце было необычным)

- Как понимаете выражение “весенняя осень”? Какое художественное средство использовано (оксюморон)?

(Обратимся к значению этого слова. Купол- это то, что покрывает какое-то священное место. Значит, купол-это то, что защищает, оберегает любовь.)

- От чего защищает купол?

(От “студеных”, “влажных” дней)

- Как вы понимаете строчку “Был приказ облакам этот купол собой не темнить” Чей это приказ?

(Любовь благословлена, оберегаема свыше)

- Итак, почему же осень “небывалая” (Пришла любовь, и весь мир изменился)

- Можно ли сказать, что это стихотворение о чудодейственной силе любви?

8. Подведение итогов урока.

- Какие повторяющиеся мотивы, приемы характеристики героини встречаются в стихотворениях Ахматовой на любовную тему?

- Каковы основные принципы ахматовской поэтической манеры и формы их воплощения в зависимости от конкретной темы стихотворения?

Домашнее задание

Сочинение “Тема любви в лирике А.Ахматовой”. Прочтение поэмы «Реквием»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

План- конспект по татарской литературе 6 класс

План- конспект по татарской литературе 6 класс...

План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...