Анализ рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг".
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

В разработке  урока  представлен вариант аналитического  чтения  рассказа И.С.Тургенева "Бежин  луг".  Урок  сопровождает   презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezhin_lug.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан  

учителем русского  языка и литературы

 Крутиковой С.И.

Урок литературы 6 класс. Роль природы в  рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Цель: развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблему с разных точек зрения.

Технологии: мастерская, технология креативного мышления.

Ход урока:

I Стадия вызова.

О чём рассказ «Бежин луг»?

Обратимся к началу рассказа. С чего начинается рассказ? С описания природы.

Слайд 2,3

Найдите в тексте описание природы. Заполните данную таблицу примерами из текста.

Краски    

Звуки

Запахи    

микрообразы

День

Лиловый

Золотисто-серый

Бледно-лиловый

Исчезают (тихо)

Спокойно (тихо)

Полынью

Сжатой рожью

Гречихой

Заря

Солнце

Облака

ночь

Неясно белело

Угрюмый мрак

Синева ночи

Всё чернело

Перепела кричали

Неслышно пролетела

Глухо отдавались

Жалобно пискнул

Не слышалось почти никакого шума

Иногда плеснёт рыба

Слабо зашумит тростник

Сыростью

Свежесть

Земля, бездна, пустота

Во второй части экспозиции появился человек — рассказчик. Он смело “окунулся” в эту, не им созданную стихию. Природа будто отторгает чужое, инородное: всё становится мрачным, грозит гибелью. С другой стороны, возникает ощущение, что день — торжество Божественного промысла, а ночь — разгул дьявольской стихии. Это подчёркивается долгим плутанием рассказчика: “До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно…” Кульминацией этого вторжения человека в природу становится угроза падения в бездну: “…как вдруг очутился над страшной бездной. Я быстро отдёрнул занесённую ногу…”

Экспозиция, построенная на антитезе (день–ночь, свет–мрак, жизнь–смерть, шум–тишина, многообразие — унылое однообразие, покой–тревога), звучит как предупреждение: человек бессилен перед тайной природы, она таит в себе так много неизведанного, непонятного, смутного, что вторгаться надо осторожно…Это фон, на котором разворачиваются события.

Всё, что днём было ясно, вечером становится иным. Картины вечера и наступающей ночи нагнетают чувство беспокойства.

Природа становится участником.

II Стадия осмысления.

Слайд 4,5

Кто рассказывает истории? Деревенские мальчики.

Какие истории  рассказывают мальчики у костра?

Случайна ли эта антитеза, имеет ли она своё смысловое, идейное развитие в основном сюжете? Разделить текст на крупные фрагменты, ребята обязательно предложат цепочку “страшных” рассказов мальчиков, находящихся в ночном. Таких эпизодов шесть (Илья — о домовом; Костя — о русалке; Илья — об оборотне, покойниках; Илья, Павел — о Гришке; Костя, Илья — о лешем; Костя, Илья — об утопленниках). Потрясающие результаты получили мы с ребятами, пронаблюдав, как структурированы эти шесть эпизодов. Оказалось, что все они построены одинаково.

Общая схема эпизода

Рассказ мальчика о нечистой силе.

Молчание.

“Божий знак”.

Насмешливая реакция Павла.

Таким образом, в каждом эпизоде повторяется структура экспозиции: столкновение света и тьмы; более того: эта антитеза “уточняется” как противостояние христианского и языческого.

Вот как выглядят схемы каждого из шести эпизодов.

Рассказ Ильи о домовом — “все помолчали” — “а вон звёздочка покатилась”.

Павел: “Вишь как! Чего ж он раскашлялся”.

Рассказ Кости о русалке — “все смолкли” — “здесь место чистое, вольное”, “с нами крестная сила”.

Павел: “Эх вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились”.

Рассказ Ильи об оборотне, покойниках — “все опять притихли” — “вдруг откуда ни возьмись белый голубок — налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами”.

Павел бросается в темноту на волков; голубь — просто отбился от дому (Костя предположил, что это “праведная душа летела на небо”).

Рассказ Ильи о Тришке (антихристе) — “все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновенье” — “бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…”

Павел: комическая история об ожидании Тришки (антихриста), который оказался мужиком со жбаном на голове.

Рассказ Кости, Ильи о лешем — “настало опять молчание” — “гляньте-ка, ребятки, гляньте на Божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!”

Павел: “А зачем эта погань в свете развелась? Не понимаю, право!”

Рассказ Кости, Ильи об утопленниках — “мальчики приутихли” — “притча о рае”:

“— Это кулички летят, посвистывают.

— Куда ж они летят?

— А туда, где, говорят, зимы не бывает.

— А разве есть такая земля?

— Есть.

— Далеко?

— Далеко, далеко, за тёплыми морями”.

Павел ходит за водой; без трепета рассказывает, что слышал голос из реки, однако воды зачерпнул. “Своей судьбы не минуешь”.

Рассказ завершается пейзажем, который можно назвать “гимном утру”. И лишь небольшой авторский постскриптум о гибели Павла нарушает эмоционально приподнятый финал.

Наши наблюдения за структурой рассказа необходимо проинтерпретировать. Предложим учащимся ответить на ряд вопросов.

— Как устроен мир в представлении мальчиков?

— Какие силы движут этим миром?

— Почему автор “убивает” Павла? Как мальчики объяснили бы эту смерть?

— Чья жизненная позиция вам ближе: Павла или других мальчиков?

— Что же побеждает, по мысли автора, — свет или мрак?

В итоге мы приходим к следующим выводам.

Слайд6,7,8,9

III Стадия рефлексии.

Заданный в экспозиции конфликт “свет/тьма — человек” начинает разворачиваться в сюжете. Тьма реализуется через образы нечистой силы в рассказах мальчиков и таинственные звуки природы. Свет робко пробивается сквозь этот мрак: звёздочка покатилась, голубок пролетел, Млечный Путь заблестел… И свет, и мрак рождает сама природа. Где же мальчики? Они верят в тайные, мрачные силы природы, но верят и в силу света, поднимают взоры к небу, крестятся. Земной путь, уверены, должен завершиться раем на небесах. Дети просты, незлобивы, естественны. Их души цельны, в их взгляде на мир есть твёрдое основание — вера, а значит — победа света над тьмой.

Так ли видит мир рассказчик? На первый взгляд, замыкая круг повествования светлым утренним пейзажем, он близок к мальчикам. Но кольцо композиции “разрывается” небольшим постскриптумом о смерти Павлуши. Что это? Сбылось мрачное предзнаменование? Но Павел не утонул — убился, упав с лошади. С одной стороны, можно всё правдоподобно объяснить: Павел отличался бойким, живым характером, бесшабашной смелостью. Но с другой стороны, в общем смысловом движении рассказа эта смерть символична. На наш взгляд, автор пессимистичен относительно будущего русского народа. Павел — единственный из мальчиков оторвался (или готов оторваться) от языческих корней, самостоятелен, индивидуален (в отличие от общинной скученности остальных), деятелен, готов к поступку. Но замкнутость, традиционность крестьянского уклада, по мысли автора, порождает иной характер, иную систему ценностей, в которой Павел “чужой”.

Домашнее задание:  Ж. Санд писала, что И.С. Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов «Записок охотника». Что именно помог открыть в России «Бежин луг»? Ответить письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...