Анализ рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг".
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
В разработке урока представлен вариант аналитического чтения рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг". Урок сопровождает презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezhin_lug.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан
учителем русского языка и литературы
Крутиковой С.И.
Урок литературы 6 класс. Роль природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Цель: развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблему с разных точек зрения.
Технологии: мастерская, технология креативного мышления.
Ход урока:
I Стадия вызова.
О чём рассказ «Бежин луг»?
Обратимся к началу рассказа. С чего начинается рассказ? С описания природы.
Слайд 2,3
Найдите в тексте описание природы. Заполните данную таблицу примерами из текста.
Краски | Звуки | Запахи | микрообразы | |
День | Лиловый Золотисто-серый Бледно-лиловый | Исчезают (тихо) Спокойно (тихо) | Полынью Сжатой рожью Гречихой | Заря Солнце Облака |
ночь | Неясно белело Угрюмый мрак Синева ночи Всё чернело | Перепела кричали Неслышно пролетела Глухо отдавались Жалобно пискнул Не слышалось почти никакого шума Иногда плеснёт рыба Слабо зашумит тростник | Сыростью Свежесть | Земля, бездна, пустота |
Во второй части экспозиции появился человек — рассказчик. Он смело “окунулся” в эту, не им созданную стихию. Природа будто отторгает чужое, инородное: всё становится мрачным, грозит гибелью. С другой стороны, возникает ощущение, что день — торжество Божественного промысла, а ночь — разгул дьявольской стихии. Это подчёркивается долгим плутанием рассказчика: “До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно…” Кульминацией этого вторжения человека в природу становится угроза падения в бездну: “…как вдруг очутился над страшной бездной. Я быстро отдёрнул занесённую ногу…”
Экспозиция, построенная на антитезе (день–ночь, свет–мрак, жизнь–смерть, шум–тишина, многообразие — унылое однообразие, покой–тревога), звучит как предупреждение: человек бессилен перед тайной природы, она таит в себе так много неизведанного, непонятного, смутного, что вторгаться надо осторожно…Это фон, на котором разворачиваются события.
Всё, что днём было ясно, вечером становится иным. Картины вечера и наступающей ночи нагнетают чувство беспокойства.
Природа становится участником.
II Стадия осмысления.
Слайд 4,5
Кто рассказывает истории? Деревенские мальчики.
Какие истории рассказывают мальчики у костра?
Случайна ли эта антитеза, имеет ли она своё смысловое, идейное развитие в основном сюжете? Разделить текст на крупные фрагменты, ребята обязательно предложат цепочку “страшных” рассказов мальчиков, находящихся в ночном. Таких эпизодов шесть (Илья — о домовом; Костя — о русалке; Илья — об оборотне, покойниках; Илья, Павел — о Гришке; Костя, Илья — о лешем; Костя, Илья — об утопленниках). Потрясающие результаты получили мы с ребятами, пронаблюдав, как структурированы эти шесть эпизодов. Оказалось, что все они построены одинаково.
Общая схема эпизода
Рассказ мальчика о нечистой силе.
Молчание.
“Божий знак”.
Насмешливая реакция Павла.
Таким образом, в каждом эпизоде повторяется структура экспозиции: столкновение света и тьмы; более того: эта антитеза “уточняется” как противостояние христианского и языческого.
Вот как выглядят схемы каждого из шести эпизодов.
Рассказ Ильи о домовом — “все помолчали” — “а вон звёздочка покатилась”.
Павел: “Вишь как! Чего ж он раскашлялся”.
Рассказ Кости о русалке — “все смолкли” — “здесь место чистое, вольное”, “с нами крестная сила”.
Павел: “Эх вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились”.
Рассказ Ильи об оборотне, покойниках — “все опять притихли” — “вдруг откуда ни возьмись белый голубок — налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами”.
Павел бросается в темноту на волков; голубь — просто отбился от дому (Костя предположил, что это “праведная душа летела на небо”).
Рассказ Ильи о Тришке (антихристе) — “все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновенье” — “бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…”
Павел: комическая история об ожидании Тришки (антихриста), который оказался мужиком со жбаном на голове.
Рассказ Кости, Ильи о лешем — “настало опять молчание” — “гляньте-ка, ребятки, гляньте на Божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!”
Павел: “А зачем эта погань в свете развелась? Не понимаю, право!”
Рассказ Кости, Ильи об утопленниках — “мальчики приутихли” — “притча о рае”:
“— Это кулички летят, посвистывают.
— Куда ж они летят?
— А туда, где, говорят, зимы не бывает.
— А разве есть такая земля?
— Есть.
— Далеко?
— Далеко, далеко, за тёплыми морями”.
Павел ходит за водой; без трепета рассказывает, что слышал голос из реки, однако воды зачерпнул. “Своей судьбы не минуешь”.
Рассказ завершается пейзажем, который можно назвать “гимном утру”. И лишь небольшой авторский постскриптум о гибели Павла нарушает эмоционально приподнятый финал.
Наши наблюдения за структурой рассказа необходимо проинтерпретировать. Предложим учащимся ответить на ряд вопросов.
— Как устроен мир в представлении мальчиков?
— Какие силы движут этим миром?
— Почему автор “убивает” Павла? Как мальчики объяснили бы эту смерть?
— Чья жизненная позиция вам ближе: Павла или других мальчиков?
— Что же побеждает, по мысли автора, — свет или мрак?
В итоге мы приходим к следующим выводам.
Слайд6,7,8,9
III Стадия рефлексии.
Заданный в экспозиции конфликт “свет/тьма — человек” начинает разворачиваться в сюжете. Тьма реализуется через образы нечистой силы в рассказах мальчиков и таинственные звуки природы. Свет робко пробивается сквозь этот мрак: звёздочка покатилась, голубок пролетел, Млечный Путь заблестел… И свет, и мрак рождает сама природа. Где же мальчики? Они верят в тайные, мрачные силы природы, но верят и в силу света, поднимают взоры к небу, крестятся. Земной путь, уверены, должен завершиться раем на небесах. Дети просты, незлобивы, естественны. Их души цельны, в их взгляде на мир есть твёрдое основание — вера, а значит — победа света над тьмой.
Так ли видит мир рассказчик? На первый взгляд, замыкая круг повествования светлым утренним пейзажем, он близок к мальчикам. Но кольцо композиции “разрывается” небольшим постскриптумом о смерти Павлуши. Что это? Сбылось мрачное предзнаменование? Но Павел не утонул — убился, упав с лошади. С одной стороны, можно всё правдоподобно объяснить: Павел отличался бойким, живым характером, бесшабашной смелостью. Но с другой стороны, в общем смысловом движении рассказа эта смерть символична. На наш взгляд, автор пессимистичен относительно будущего русского народа. Павел — единственный из мальчиков оторвался (или готов оторваться) от языческих корней, самостоятелен, индивидуален (в отличие от общинной скученности остальных), деятелен, готов к поступку. Но замкнутость, традиционность крестьянского уклада, по мысли автора, порождает иной характер, иную систему ценностей, в которой Павел “чужой”.
Домашнее задание: Ж. Санд писала, что И.С. Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов «Записок охотника». Что именно помог открыть в России «Бежин луг»? Ответить письменно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...
Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...
урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....
Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"
Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".
Анализ рассказа " Юшка". Размышления над страницами рассказа А. Платонова....
Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»
Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...