Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: "Н.В. Гоголь "Ревизор"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока по литературе в 8 классе по теме: "Н.В. Гоголь "Ревизор"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_po_pese_n.v._gogolya.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Н.В.Гоголь. «Ревизор». Разбор 5 действия.
Цели:
1) закончить изучение комедии Н.В. Гоголя, повторить литературоведческие термины, обогащать словарный запас учащихся;
2) развивать умение анализировать текст, ориентироваться в нём, умение по речи и поступкам героев определять их психологическое состояние; развивать устную речь, мышление, внимание к слову;
3) воспитывать гражданские качества личности (советь, справедливость), отрицательное отношение к нравственным и социальным порокам.
1. Оргмомент.
2.Целеполагание.
- Сегодня мы продолжим изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». К какому роду литературы относим это произведение? (Драма)
- Что такое драма? (Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене, написанное в форме монологов и диалогов. В драме характеры людей раскрываются в речи героев, их поступках)
- Что такое комедия? (Род драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Высмеиваются отрицательные черты людей или общественные пороки)
- В комедии, как одном из направлений драмы есть конфликт. Что такое конфликт? (Борьба, столкновение)
- Разделим героев, между которыми происходит конфликт. (Хлестаков – городничий и чиновники)
- Назовите момент завязки комедии. (Чтение письма городничим)
- Что такое кульминация? (Наивысшая точка, действие особенно напряженное)
- Какая сцена может считаться кульминацией? (Сцена вранья Хлестакова, когда он на вершине своей воображаемой власти)
- Итак, действие достигло наивысшего развития. В 5 действии прояснится истина, читателю раскроется замысел Н.В. Гоголя, идея его комедии.
3. Работа по тексту.
- Чем заканчивается 4 действие? (Хлестаков уезжает).
- Что повлияло на его решение уехать?
- Как через этот поступок проявляется характер Хлестакова? (Легкомысленность, несамостоятелность).
- Какие чувства испытывает городничий после отъезда Хлестакова? Зачитайте. (Д.5, явл.1)
- Можно ли по этим чувствам, словам судить о его жизненных целях? Найдите слова, которые помогают это понять.
- Что сближает городничего с Хлестаковым? (Мечтают о славе, власти, богатстве).
- Городничий добился большего, чем хотел: не только сумел скрыть от «ревизора» свои преступления, но и породнился с ним. Он считает, что ему теперь всё позволено.
- Как речь и действия городничего передают его состояние?
- Как он обращается с купцами, со своими подчинёнными?
- С какой интонацией произносит он слова? (Важность, превосходство).
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ УЧЕБНИКА
- Как показаны грубость городничего, человека, который возомнил, что ему всё можно?
- В каком внутреннем состоянии купцы слушают городничего?
- Какому правилу, принципу они подчиняются? (Страх, подобострастие).
- Что должен передать актёр?
- Актёр И.Ильинский (показать фотографию) так говорил о работе над ролью городничего: «Я это место долгое время не любил играть, и оно у меня не получалось. Ведь по традиции именно здесь наиболее демонстративна звериная природа образа, здесь нужно бить и топтать ногами купцов, творя расправу над ними. А я всякий раз чувствовал: не хочется мне ни топтать, ни пускать в ход кулаки. Это грубо, противно зрителю. Потом понял: достаточно лишь пригрозить им как следует, и воображение смотрящих само дорисует картину, причём, куда более яркую. Городничий не столько стремится мстить, сколь вдосталь куражится над купцами, предпочитая пугать, чем пускать в ход кулаки».
ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ (Д.5, ЯВ.2)
- Как к успеху городничего относятся другие чиновники? Обратите внимание на ремарки. Д.5, яв.5,6,7. (Поздравляют, но завидуют в душе).
- Какие чувства может испытывать автор, читатель, зритель, наблюдая за ними?
- Что общего в их поведении? (Угода, лесть, зависть, злоба, страх).
-Какие отношения были между городничим и чиновниками до приезда «ревизора»? (Мир и согласие)
- На чём построены эти взаимоотношения? (Каждый знает друг о друге всё, они связаны «грешками»: воровством, взятками, расхлябанностью, самодовольствием).
- Что их сближает, превращает в единую сплочённую группу? (Одно состояние – страх, одно стремление – власть. Общий страх перед ревизором).
- Какое ещё чувство, кроме страха, они испытывают? (Желание жить так, как жили раньше).
- Какие же истинные отношения между городничим и подчинёнными? (Дружбы нет. Есть зависть).
- Как последнее действие разъясняет истину? (Дружба до тех пор, пока все в одной связке, а как только один стал более богатым, властным, дружба распадается).
- Итак, городничий считает себя уже петербургским генералом, его поздравляют, завидуя и одновременно ненавидя. Что происходит дальше? (Узнают, что Хлестаков не ревизор).
- Кто узнаёт об этом первым?
- Каким образом узнаёт? Как это характеризует почтмейстера? (Труслив, любопытен).
- Какие чувства и желания испытывает почтмейстер, приходя в дом городничего, чтобы рассказать новость? (Злорадство, самодовольство, желание унизить, уязвить городничего, почувствовать себя выше).
- Какие жесты, какая поза почтмейстера в этой сцене? (Лицо вздёрнуто, язвительная усмешка, потрясает перед носом городничего письмом).
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
- «Позвольте прочитать письмо…». Уже в этой фразе желание посплетничать.
- Какие чувства испытывает городничий? (Гнев).
- Как ведут себя чиновники, слушая почтмейстера? Какие чувства их наполняют?
- Какие фразы наиболее отчётливо представляют их желание унизить друг друга? (Бесконечное число раз повторяет «сивый мерин»).
- Когда чиновники читают про себя, ка ведут? (Не хотят слушать, нарочно заикаются, закрывают строки пальцем).
- С каким чувством читают про других?
- Найдите слова, которыми Хлестаков охарактеризовал каждого из чиновников. Зачитайте.
- Какие чувства захватывают городничего в заключительном монологе? Чего он боится?Обратите внимание на ремарки.
- Какое событие является развязкой? (Чтение письма Хлестакова).
- Какие чувства вызывает у зрителей, читателей монолог городничего, его самообвинение?
- Герои представлены маленькими, ничтожными. А что же должен чувствовать городничий в момент своего падения, слушая такие отзывы о себе?
- И.Ильинский так говорил о работе над ролью городничего в этой сцене: «Со своих заоблачных высей городничий стремительно падает вниз. Он хочет избежать публичного скандала, найти какой–нибудь выход, не дать торжествовать своим многочисленным врагам. Его сводит с ума мысль, что он, пройдоха из пройдох, мошенник над всеми мошенниками, так глупо попался».
4. Итог урока.
- Итак, герои развенчаны, каждый предстал в истинном свете. Герои смешны и жалки одновременно. Это мир, который управляет Россией, чиновничий аппарат, который не соблюдает закон. Письмо Хлестакова – последний штрих к его портрету. Каковы основные черты характера Хлестакова? (Легкомыслие, поверхностное отношение ко всему).
- Об этом хорошо сказано в его письме. Найдите в нём слово, которое лучше всего передаёт его взгляд на жизнь. (Волочусь)
- Почему человека с такими качествами приняли за ревизора? (Из – за страха)
- Хлестаков оказался кумиром, потому что в каждом из героев живёт его тень. Стремление играть роль, хоть на ступеньку выше той, которую отвела ему жизнь, живёт внутри городничего, чиновников и даже Бобчинского и Добчинского.
- Какое событие является развязкой?
- Что должны были бы сделать теперь чиновники? (Вспомнить, что едет настоящий ревизор).
- Почему же не вспомнили? (Чувства затмили разум).
- Кто сообщил о приезде настоящего ревизора?
- Можете представить, что ожидает сейчас городничего, как сложится его дальнейшая судьба?
- Какова реакция на сообщение о приезде ревизора? («немая сцена») Зачитайте.
- Н.В. Гоголь придавал большое значение этой сцене, и ни один режиссёр не опускал её при постановке. Длится сцена до 2 минут. О её смысловом и эмоциональном значении мы будем говорить на следующем уроке.
- О чём заставила задуматься эта пьеса? (О правящем аппарате России, об утрате людьми совести, об ответственности и т.д.)
- В чём же заключён настоящий конфликт комедии? (Между истиной и стремление к роскоши, власти).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)
Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...
Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"
Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС....
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...