Урок литературы 5 классе "М. В. Ломоносов «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Учащиеся знакомятся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; работают над основным содержанием и художественными особенностями произведения; учатся выразительному чтению; развивают умения находить в тексте юмористические моменты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse_sluchilis_dva_astronoma_v_piru.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы 5 класс
Тема: «М. В. ЛОМОНОСОВ. «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме.
Цели: познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; рассмотреть основное содержание и художественные особенности произведения; обучение выразительному чтению; развивать умения находить в тексте юмористические моменты.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
Предметные умения: знать особенности содержания произведения; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельностити, участвует в творческом, созидательном процессе, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
1.Оргмомент.
Я: Какое у вас сегодня настроение? Вы готовы сегодня быть активными, любознательными, творческими? Хорошо, тогда у нас с вами все сегодня получится.
2.Введение в тему.
Я:Скажите, что мы изучаем? (басни)
-Басни каких авторов мы знаем? А с именем какого выдающегося человека мы познакомились на прошлом уроке? (М.В. Ломоносов) СЛАЙД
-А что вы расскажете своим родителям, бабушкам, дедушкам об этом ученом?
-А теперь открыли свои тетради по литературе, запишем число. Нарисуем ассоциограмму М.В. Ломоносов. С чем ассоциируется у вас это имя? (Ответы детей)
-А у меня возникли такие ассоциации… Как вы думаете, почему?
-Как вы считаете, почему я взяла астрономию, философию и быт?
-А сейчас мы с вами составим словарную статью о М.В. Ломоносове. Где мы встретим подобную статью? (в Википедии, в научной литературе и т.д.) А мы составим для энциклопедического словаря. Обратите внимание на пример такой статьи. СЛАЙД
-Что в статье должно быть обязательно? (ФИО, даты жизни, кто это такой, чем известен этот человек)
(Дети составляют в тетрадях. Потом зачитывают свои варианты)
-А теперь обменялись тетрадями, проверьте работы, учтите правильность информации, глубину ответа и эстетику оформления)
-А вот что о Ломоносове сказал А.С. Пушкин, согласны ли вы с ним? СЛАЙД
-Кто мог бы предположить тему нашего урока? Можно открыть учебник.
-Я уточню «Случились два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме.
3. Работа по теме урока
1)-А как связана астрономия с темой нашего урока?
-А что такое астрономия? Как вы ответите?
-Прочитаем, что такое астрономия СЛАЙД
-Астрономия волновала людей всегда, еще с древности люди наблюдали за звездами. А с тех пор, как обнаружили другие небесные тела, стали задаваться вопросом: что вокруг чего вращается, Солнце вокруг Земли или наоборот?
Чтобы это понять, рассмотрим 2 точки зрения на этот вопрос.
2)-Итак, ученый Клавдий Птолемей. Что мы знаем о нем? (индивид. задания) СЛАЙД
-Как давно он жил?
-Что он утверждал?
-Какое название системы он дал?
-Другую точку зрения предложил Николай Коперник. Что мы знаем об этом ученом? СЛАЙД
-Какова его позиция? Какое название системы у него?
4. Физкультминутка
5. Работа со стихотворением
1) Прочитайте стихотворение самостоятельно. Поделитесь первыми впечатлениями. СЛАЙД
Случились вместе-встретились
В жару-напряженно, горячо
Круг-вокруг
Слыть-быть
Звезд теченье-вращение
Такова-такого
Жаркова-жаркого – обратите внимание на правописание этих слов
-Как бы вы написали слова сейчас? (Сейчас это считается ошибкой.)
2)-Я прочитаю стихотворение, а вы слушайте и подумайте: могли ли эти ученые спорить?
-В чем противоположность суждений? Найдите в тексте
-Кто разрешил спор?
-Почему спор разрешил повар? Как он его разрешил? (на примере в быту)
-Почему стихотворение шуточное? (повар решает спор ученых)
-Какой повар? (находчивый, умный, ироничный)
-В чем проявилось содружество наук: астрономии, философии, литературы? (многие не знали об ученых, не знали об астрономии, а Ломоносов, как говорили в начале урока, несет просвещение, поэтому он избрал такую необычную форму)
6. Отработка выразительного чтения стихотворения
-С каким чувством нужно читать стихотворение?(с иронией, усмешкой)
-А как нужно читать начало стихотворения? (с интригой)
-А как вообще нужно выразительно читать? Что соблюдать? (паузы, логическое ударение)
-Короткая пауза /, долгая пауза // . А как их соблюдать? Возьмите карандаш и отметьте паузы в парах
-Работаем с логическим ударением (слово, несущее основную смысловую нагрузку)
Читаем по строчкам, выделяя голосом слово
-Теперь читаем выразительно в парах друг другу
7. Итог урока. Рефлексия. Д/З
1) Скажите, кто догадался, какое д/з я задам? (прочитать выразительно, по желанию выучить «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ»)
2) Что сегодня нового узнали за урок?
3) Какое у вас теперь настроение? У кого хорошее, поднять руку. Молодцы
4) Оценки. Спасибо за урок, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по стихотворению Ломоносова "Случились вместе 2 астронома..."
Урок включает рассказ о Ломоносове и работу со стихотворением "Случились вместе два астронома в пиру..." Сопровождается презентацией....
урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."
презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."...
Михаил Ломоносов "Случились вместе два астронома..."
В презентации представлени урок для 5 класса по теме "М.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."...
М.Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру..."
Конспект урока по литературе в 5 классе...
Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."
Презентация к уроку литературы в 5 классе...
урок литературы в 5 классе "М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру...»
Урок литературы в 5 классе "М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...»...
Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" (9 класс)
Презентация к уроку литературы "М. В. ЛОМОНОСОВ - УЧЕНЫЙ, ПОЭТ, РЕФОРМАТОР РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА" в 9 классе....