М.Ломоносов. "Случились вместе два астронома в пиру..."
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока по литературе в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov._sluchilis_vmeste_dva_astronoma_v_piru.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА ЛОМОНОСОВ
«Случились вместе 2 астронома в пиру..»
- Оргмомент
- Повторение
- О чем говорили на прошлом уроке?
- Какая лит-ра называется ДР?
- С каким событием связано появление ДРЛ?
- Какие жанры выделяют в ДРЛ?
- Какой жанр самый распр?
- В чем заключается смысл жанра летописи? (запись по годам)
- Назовите 2 самых известных летописцев 10-12 веков ( Никон и Нестор)
3) Проверка домашнего задания
- Дома вы должны были прочитать рассказ из «Повести временных лет» «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» и ответить на вопросы
- Текст для 1-го раза непонятен, поэтому давайте послушаем его еще раз и потом побеседуем по его содержанию. (видеоролик)
- Итак, кто может сказать вкратце, о чем этот текст? (как на русскую землю напали печенеги и люди не могли выйти из города. Тогда один подросток-отрок решился выйти из Киева и пройти мимо печенегов за помощью. Он знал печенежский язык, поэтому печенеги его не тронули. Отрок перебрался на другую сторону Днепра и позвал на помощь воеводу. Воевода Претич приблизился к Киеву и сказал печенегам, что он их друг, что позади идет со своей дружиной Святослав, чтобы разгромить печенегов. Печенеги отступили, а Святослав, вернувшись в город, прогнал окончательно врагов)
- В этом тексте очень много непонятных слов. Давайте посмотрим в презентации, что они означают. (просмотр презентации)
- Скажите, поучителен ли этот рассказ Повести? (да)
- Чему он нас учит? (быть патриотом своей страны, уметь защитить себя и свой народ)
4) Физминутка
5) Новая тема
- Сегодня мы с вами начинаем знакомство с произведениями, у которых есть автор в лице одного какого-то человека. И первым представителем среди писателей является Михаил Васильевич Ломоносов (171101765). Запишем тему урока …..
- Что вы знаете об этом человеке? Кто он такой? (ответы детей)
- Ребята, М.В.Ломоносов – не только писатель, но и ученый в области химии, физики, ин.языков, математики, геометрии и многих других наук. Внимание на слайд (презентация о жизни Ломоносова)
6) Знакомство с произведением
- Сегодня мы познакомимся с его произведением «Случились вместе 2 астронома в пиру…» (читает учитель)
- Что значит «случились 2 астронома»? (встретились)
«спорили в жару»? (вели жаркий спор, громкий, серьезный)
“Круг Солнца ходит» (вокруг Солнца ходит)
«Как ты о сем сомненье рассуждаешь»? (Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?)
«Такова» (прил.) (такого)
«Жаркова» (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
— В чем противоположность взглядов ученых?
— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
7) Итог урока
- О чем сегодня узнали?
- Что понравилось на уроке?
- Кто такие Коперник и Птолемей?
- О чем говорил Коперник?А Птолемей?
- Чья теория в настоящее время вернее?
8) Инструктаж домашнего задания
- стр 53 – выразительное чтение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по стихотворению Ломоносова "Случились вместе 2 астронома..."
Урок включает рассказ о Ломоносове и работу со стихотворением "Случились вместе два астронома в пиру..." Сопровождается презентацией....
Пире вăрçă кирлĕ мар, пире кирлĕ мир!
Тăван çĕр-шывăн Аслă вăрçине хутшăннă чăваш паттăрĕсене асра тытасси ...
урок литературы "Роды и жанры литературы. Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."
презентация к уроку литературы 5 класс с дополнительным материалом к уроку по теме "Стихотворение М.В.Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру..."...
Михаил Ломоносов "Случились вместе два астронома..."
В презентации представлени урок для 5 класса по теме "М.Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."...
Ломоносов "Случились вместе два астронома в пиру..."
Презентация к уроку литературы в 5 классе...
Урок литературы 5 классе "М. В. Ломоносов «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме"
Учащиеся знакомятся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; работают над основным содержанием и художественными особенностями произведения; учатся выразитель...
урок литературы в 5 классе "М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру...»
Урок литературы в 5 классе "М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру...»...