Урок-исследование Тема: «В мире чеховского слова».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок -исследование в 9 классе по теме "В мире Чеховского слова" направлен на достижение целей: способствовать воспитанию грамотного и вдумчивого читателя, формирование навыков общения, дискуссии, исследовательской работы, развитию воображения, нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок - исследование69 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Пояснительная записка

Урок литературы в 9 классе по теме «В мире чеховского слова» составлен  на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература под редакцией В.Я.Коровиной», учебного плана МБОУ Азёвской СОШ, учебника-хрестоматии «Литература-9 класс» в 2-х частях под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва. На изучение творчества А.П.Чехова отводится 2 часа. Цели урока: способствовать воспитанию грамотного и вдумчивого читателя, формировать навыки общения, дискуссии, исследовательской работы, развивать воображение, нравственные качества, актёрские способности, а также обобщить знания о писателе, его произведениях.

Класс был поделён на группы, которые провели исследовательскую работу по творчеству писателя. Они изучили дополнительную литературу, самостоятельно читали рассказы А.П.Чехова, готовили выступления. На уроке учащиеся рассказывали о писателе, читали воспоминания о нём, инсценировали отрывки из рассказов, читали по ролям, а в заключении составили свой «моральный кодекс» человека. Дети осознали, что человек должен жить по совести, не унижать  и не унижаться самому.

                                    Урок-исследование

 Тема:

«В мире чеховского слова».

Цели:

  • Воспитать грамотного и вдумчивого читателя.
  • Формировать навыки общения, дискуссии.
  • Развивать воображение, нравственные качества, актерские способности.
  • Обобщить знания о писателе – А.П.Чехове, его произведениях.

Оборудование:

Выставка книг, портреты писателей, компьютер.

Эпиграф:  «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. Это главное».

                                                                                                      Л.Н.Толстой.

Содержание:

Дети делятся на микрогруппы. Они рассказывают о писателе, читают воспоминания, анализируют тексты, дискуссируют, инсценируют отрывки из рассказов А.П.Чехова и, в заключении, составляют моральный кодекс человека.

Ожидаемые результаты:

Дети должны осознать, что человек должен жить по совести, не унижать другого человека.

Ход урока

Организационные моменты.

Постановка цели урока.

● Поговорим о жизни и деятельности А.П.Чехова.

● Мы обсудим рассказы А.П. Чехова.

● Ответим на вопрос: Актуальны ли рассказы А.П. Чехова?

● Постараемся создать моральный кодекс человека.

  Работа по теме.

● «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. Это главное».

Так сказал о нем Л.Н. Толстой.

Учитель

Антон Павлович Чехов – один из самых популярных прозаиков в мире, замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа.

В 80-е годы прошлого века писатель приходит в литературу с миниатюрными рассказами, поднимающие далеко не шуточные проблемы.

Выступления групп:

Первая группа.

 В девяностые годы в жизни страны происходят важные перемены. Глухая реакция сменяется общественным оживлением и подъемом. В эти годы с особой настойчивостью, на разных индивидуальных судьбах, писатель решает проблему равнодушия, «футляра». Его рассказы и повести – своего рода художественные исследования души современного ему человека. Жив человек духовно или навеки уснул, погрузился в «сонную одурь», лень, мертвое безразличие в погоне за чином и рублем? Есть ли еще в нем «искра» – отзывчивость к чужой беде, к чужому состраданию, к народному горю, стремление к иной, лучшей жизни? Вот вопросы, над которыми бьется пытливая мысль художника.

Учитель:

Давайте вспомним биографию писателя.

Вторая группа.

                 А.П. Чехов родился в 1860 году. Его дед по отцу был крепостным в Воронежской губернии, выкупил себя с семьей на волю и в конце жизни служил управляющим имением. Отец А.П. Чехова владел в Таганроге небольшой бакалейной лавкой                Сыновья должны были помогать отцу в торговле, а также петь в организованном им церковном хоре. Наказания розгой, семейный деспотизм рано выработали в писателе отвращение к несправедливости и насилию, обостренное чувство достоинства, жажду независимости.  Мать А.П. Чехова. Также внучка выкупившегося на волю крестьянина – крепостного, вносила в семью мягкость и человечность. «талант в нас со стороны отца, а душа – со стороны матери»,  – говорил он впоследствии.

Третья группа.

                 Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, принужден был объявить себя банкротом, вскоре переехал в Москву. А.П. Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии, пришлось с шестого класса вести самостоятельную жизнь. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1884 году. В последующее время А.П. Чехов пишет медицинскую диссертацию, занимается врачебной практикой, совершает поездку на остров Сахалин, активно участвует в помощи голодающим.

Четвертая группа.

                 Короткая жизнь писателя – всего сорок четыре года – целиком была наполнена работой. В 1884 году вышла из печати его первая книга рассказов.

        В 1892 году А.П. Чехов покупает имение Мелихово под Москвой. Здесь он наблюдает жизнь крестьян и ведет среди них большую общественную работу (в качестве врача, попечителя школы). Быстро развивающийся туберкулезный процесс заставил писателя поселиться в Ялте. В 1904 году он уехал лечиться в Германию, где и умер.

Первая группа.

 Его рассказы всегда кратки. «Краткость – сестра таланта,»  – говорил А.П. Чехов.  

«В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать».

Искрящийся юмор, громкий смех, сопутствующий         ранним произведениям А.П. Чехова, все чаще сменяется постановкой наиболее важных нравственных вопросов. Новаторство А.П. Чехова проявилось в умение просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни так, что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрылся глубокий смысл.

Учитель.

У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения А теперь обратимся к рассказам А.П. Чехова.

Представление рассказов.

Первая группа.

 Рассказ «Тонкий и толстый».

  • Инсценирование эпизода рассказа «Тонкий и толстый».

Наш пункт морального кодекса:

● Имей человеческое достоинство. Не унижайся и не унижай других.

Вторая микрогруппа.

Рассказ «Смерть чиновника».

  • Инсценированное чтение отрывка из рассказа «Смерть чиновника» (на выбор).
  • Пересказ.
  • Вывод:

«Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он». А.П. Чехов.

 А.П. Чехов высмеивает тех, кто пресмыкается, унижается перед другими, хочет показать, как это противно, если бы человек мог видеть себя со стороны.

Наш пункт морального кодекса:

 ● Даже маленький конфликт может быть разрешен высоким способом.

 ●  Не пресмыкайся и не унижайся!

 ● Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.

 ● Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права.

 ● «Сегодня пан, а завтра – пропал».

Третья группа.

Рассказ «Человек в футляре».

  • Краткий пересказ рассказа «Человек в футляре».
  • Учитель задает вопросы:  Как построен рассказ? Кто эти запоздавшие охотники? Кто рассказывает о Беликове?

Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова:

Тёплое пальто на вате, зонтик в чехле, калоши ,нож в чехольчике, лицо "в чехле" - поднятый воротник, Часы в чехле из серой замши, тёмные очки, вата в ушах и др.

Вывод: В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства. Человек всю жизнь играет какие-то роли. «Жизнь – театр», - это еще Шекспир сказал. В разных ситуациях, обстановках каждый ведет себя по-разному. Иногда можно поймать себя на мысли, а какой я на самом деле. Человек бережно хранит свой внутренний мир от посторонних, мало кто способен полностью понять другого. Мы боимся быть смешными, показаться не умными, не добрыми и еще какими-нибудь. Нет ни одного поступка, которому мы не нашли бы оправдания в своих глазах. Мы прячемся в свои футляры. Но футляры из «маленькой трилогии» у всех на виду, и именно поэтому они так ярко выделяются в обществе. Люди «маленькой трилогии» многое понимают. Они осознали безысходный тупик «футлярной» жизни. Показывая исчерпанность и не состоятельность всех старых устоев русской жизни, А.П. Чехов не скрывает и трудностей, которые предостерегают Россию на пути обретения духовной свободы.  

Наш пункт морального кодекса:

●  Не быть равнодушными, чтобы жизнь не казалась напрасно прожитой         жизнью

.● Каждый человек имеет право на хорошие условия жизни и работы.

Четвертая группа. Выступление ученика

Среди чеховских персонажей много чиновников. Чиновник не был новой фигурой в русской литературе, ведь чиновничество – одно из самых распространенных сословий в старой России. И в русской литературе перед читателем проходят легионы чиновников – от регистраторов до генералов. У А.П. Чехова он (чиновник) обретает вполне самостоятельный собирательный образ, несущий в себе многоликие черты сущности, обозначенной понятием «чин», в человеческом социуме.
Так, в рассказах А.П. Чехова завершилась тема «маленького человека» - одна из сильнейших тем русской классической литературы, восходящая к А.С. Пушкину и Н.В. Гоголю, продолженная и развитая Ф.М. Достоевским. Они своим литературным гением сумели поднять малость и унижение человека до трагедийных высот. Героями произведений этих писателей были люди, низкие по социальному положению, совершенно раздавленные жизнью, но всеми силами старавшиеся противостоять несправедливости, царящей в России. Существа обездоленные и угнетенные, эти «маленькие люди», действительно, были достойны сострадания, лишенные заботы и защиты государства, «униженные и оскорбленные» властью вышестоящих чиновников. По сути, А.П. Чехов уже изображает не маленьких людей, а то, что мешает им быть большими – он изображает и обобщает маленькое в людях.
В 80-е годы XIX в., когда казенные отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» утрачивает свойственные ему гуманные качества, являя собой человека сложившейся социальной системы, - продукт и инструмент в одном лице. Обретая социальный статус по чину, он становится чиновником, не только и не обязательно по профессии, а по главной своей функции в обществе.

Первая группа. Выступление ученика

Тема страха и ее раскрытие у Чехова. Быть может, А.П. Чехов был одним из первых наших писателей, кто понял, что все регалии власти (чин, авторитет, деньги) – все это лишь внешние атрибуты порабощения; подлинный же его инструмент, тончайший, всепроникающий и неотразимый – страх.
Психологию страха А.П. Чехов исследовал, как, быть может, никто другой ни в отечественной, ни в мировой литературе. Анализируя тему страха, пришлось бы перебрать все множество юморесок, сценок, рассказов писателя.
В мире Чехова в равной степени запуганы все от поденщицы до полицейского – дремучим страхом перед священным авторитетом власти и государства, непростым отечественным опытом прошлого.
Именно у А.П. Чехова можно отыскать корни этого парадоксального явления нашего российского менталитета – самозакрепощения людей в существующей системе социальных отношений, когда каждому предлагается соучастие в закрепощении, компенсация своего рабства властью над другими.

Учитель задает вопросы: Актуальны ли рассказы А.П. Чехова в наше время? Чему они нас учат?

Обобщая все вышеперечисленные факторы, определим для себя моральный кодекс человека, который мы создали:

  • Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права.
  • Имей человеческое достоинство.
  • Никто не имеет права обижать человека, унижать его и жестоко наказывать.
  • Не унижайся и не унижай других.
  • Не забывай: «сегодня ты – пан, а завтра – пропал».
  • Не будь равнодушным.
  • Будь отзывчивым, чутким человеком.
  • Чтобы жизнь не показалась напрасно прожитой, нужно жить, а не существовать.
  • Каждый человек имеет право на хорошие условия жизни и работы.
  • Будь духовно богатым человеком.

Заключительное слово учителя:

Что значит духовно богатый человек? Сегодня мы живем в жестоком эгоистическом мире. Но нам надо сохранить для будущего – Человека. И это в наших руках. Для духовно богатого человека доступен весь спектр человеческих чувств и отношений, что Человек – это сложнейший мир: в нем может быть не только доброе и злое, но и странное, труднопостижимое…. В ХХI веке нам нужны чувства, ибо «не единым разумом жив человек». И все творчество А.П. Чехова пронизано этой идеей – оставаться всегда Человеком. И закончить хотелось бы словами Максима Горького, которые он сказал об этом великом русском писателе: «… единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший  искусство писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Он не говорит нового, но то, что он говорит, выходит у него до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно…»

Выставление оценок за урок. Домашнее задание: Творческая работа. Напишите небольшой юмористический рассказ в стиле А.П. Чехова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Мастерская по русскому языку "В русском мире иностранных слов"

Рассчитана на учащихся 6-8 кл. Время проведения 45 минут. Можно использовать в рамках урока при изучении или повторении темы "Лексика"...

программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"

Программа дополнительного  образования может быть использована в рамках реализации ФГОС  в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету  "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?» Сроки реализации: 1 неделяЦель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...

Проект интеллектуальной игры по литературе в 6 классе по творчеству А.С. Пушкина "В мире пушкинских слов"

Литературная игра - это эффективная форма контроля знаний и умений учащихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка, возможность проявить себе в каком-то новом каче...