Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»
Сроки реализации: 1 неделя
Цель проекта:
- знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова;
-развитие навыка анализа художественного текста;
- формирование личностных качеств и нравственных ценностей учащихся;
- приобщать обучающихся к восприятию личности писателя А.П. Чехова.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о ранних рассказах Чехова;
-подготовить групповые задания по рассказам А. Чехова («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», «Тоска");
- формировать личностные ориентиры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_po_literature_chehov_6.kl_.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный проект по литературе (конспект)
Класс: 6а
Тема: « Путешествие в мире чеховских героев».
Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»
Оборудование: презентация, оформление кабинета, реквизит для инсценировок.
Сроки реализации: 1 неделя
Цель проекта:
- знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова;
-развитие навыка анализа художественного текста;
- формирование личностных качеств и нравственных ценностей учащихся;
- приобщать обучающихся к восприятию личности писателя А.П. Чехова.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о ранних рассказах Чехова;
-подготовить групповые задания по рассказам А. Чехова («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник», «Тоска");
- формировать личностные ориентиры.
План реализации
Первый этап. Подготовительный (внеурочный) .
- Формирование групп: 1 группа – «оформители», подготовка презентации о Чехове и его рассказах; 2 группа –«актёры» - инсценирование рассказа «Толстый и тонкий»; 3 группа – чтение по ролям рассказа «Злоумышленник»; 4 группа – художественный пересказ рассказа «Смерть чиновника»; 5 группа – рассказ «Тоска»; 6 группа – аналитики.
- Консультации.
Второй этап .
Урок по теме «Путешествие в мире чеховских героев».
Цель урока:
-знакомство с биографией Чехова А. П. (коротко);
-развитие навыков анализа худ.текста;
-формирование личностных качеств и нравственных ориентиров.
Задачи урока:
- познакомиться с биографией Чехова (кратко) и воспоминаниями о нем;
-формировать личностные ориентиры.
Ход урока
1. Организационный этап. Цели,задачи.
2. Вступительное слово учителя.
3. 1 группа. Представление презентации о Чехове, чтение воспоминаний о Чехове.
4. Слово учителя.
А.П. Чехов – один из самых читаемых и любимых русских писателей в мире. Что же привлекает читателей в творчестве А.П. Чехова? Почему до сих пор его произведения не оставляют никого равнодушными? Чтобы понять это, обратимся к его рассказам и свершим путешествие в мир чеховских героев, постараемся поближе познакомиться с ними и понять их, понять отношение автора к своим героям и через это отношение представить, каким человеком был А.П. Чехов.
Представим, что мы с вами в губернском городе конца 19 века. Губернский город начинается с вокзала, есть здесь и суд, и тюрьма, и книжная лавка, и театр… (А в театре сегодня, посмотрите афишу, постановка «Толстый и тонкий» А.П. Чехова).
На вокзале Николаевской железной дороги мы становимся свидетелями интересной встречи.
2 группа – инценирование рассказа «Толстый и тонкий» ( на актёрах – элементы костюмов).
Обсуждение рассказа.
- Какое впечатление произвела встреча в самом начале?
- Как писатель передаёт радость встречи?
- Искренние ли эти чувства? Как Чехов даёт нам это понять? (Тонкий рассказывает о своей жизни «жалование плохое» пауза … не хочет говорить об этом сейчас.)
- Почему так изменился Тонкий? (Окаменел – глагол-метафора, лишился дара речи.)
- Изменилось ли настроение Толстого? Почему?
- Что разоблачает Чехов? (Подхалимство, чинопочитание, угодничество) – «аналитики»
6 группа.
- Смешной рассказ? А грустно? – «аналитики» 6 группа
- Кто из героев Чехова в других рассказах похож на Тонкого? (Очумелов, Червяков)
- Режиссёрские замечания.
Слово учителя. Теперь посетим театр «Аркадия» и посмотрим, что там происходит.
4 группа – художественный пересказ рассказа «Смерть чиновника». Вопросы , подготовленные группой для обсуждения.
- Жалко ли Червякова?
- Отчего он умер? (От страха)
- Почему вмесилто нейтрального слова умер Чехов употребляет «помер»? (Чехов относился к Червякову с неуважением. Фамилия Червяков тоже напоминает пресмыкающегося.)
- Смешно от этих рассказов? А грустно? Почему? (Чехов не любил эти качества людей: чинопочитание, подхалимство, угодничество. Назвал их «добровольное холопство». Но он обращает внимание на них, делая их героями своих рассказов не случайно. Показывая в людях отрицательные качества, Чехов как будто говорит: «Таким быть не надо. Это некрасиво, нехорошо!» И всё-таки их жаль, ведь такими их сделала среда, воспитание. Нафанаил будет таким же, как и его отец.)
Слово учителя. Продолжая путешествие, заглянем в суд.
3 группа – рассказ «Злоумышленник», чтение по ролям.
- Что означает слово «злоумышленник»?
- Понимает ли Денис Григорьев свой злой умысел?
- Какой смыл в названии рассказа? (Иронический)
- Смешной рассказ? А отчего грусть?
- Оправдали ли вы Григорьева? Какова основная идея рассказа? (Чехова возмущает забитость, невежество, отсталость народа).
Слово учителя. Улицы губернского города нельзя представить без извозчиков. Молодые и не очень, лихачи и осторожные. У каждого своя душа, своя жизнь. Чехов не оставил без внимания и этих людей.
5 группа – пересказ рассказа «Тоска» с выборочным чтением.
- Какое чувство вызывает этот рассказ? Отличается ли он от предыдущих? Чем?
- Какое чувство вызывает начало рассказа? (Сумерки. Грустно. Лошадь и извозчик из деревни.)
- Что привело их в город? Отчего ещё грусть?
- Почему люди так относились к откровению Ионы? (Им не было дела до чужого горя. Люди оказывались равнодушными, занятыми только собой, им было хорошо, и они хотели только одного, чтобы лошадёнка ехала быстро.)
- Почему Иона рассказывает свою историю лошади? (Она, может, и не понимает, но она молчит, не обижает. А Ионе надо выговориться.)
- Почему такое название «Тоска»?
Подведение итогов. Вывод.
Путешествие наше подходит к концу. Мы возвращаемся в настоящее. Прошло много лет со дня смерти Чехова. Есть ли в нашей жизни герои чеховских рассказов? Живы ли они? Да, хотя Чехов не хотел, чтобы они были: подхалимы, угодники, холопы, люди, занятые только собой, равнодушные к чужому горю. Поэтому и писал такие рассказы, чтобы люди посмотрели на себя со стороны. Смех Чехова добродушный, но, смеясь, писатель предъявлял людям высокие требования, одновременно понимая и сложность жизни, и слабость человеческой натуры. Через отношение к своим героям со страниц рассказов встаёт личность удивительного человека.
- Какой вам видится личность Чехова?
Чехову принадлежат слова, ставшие крылатыми: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Чехов имел полное право так сказать, потому что сам жил по этому правилу.
Посмотрите ещё раз на портрет Чехова. Чехов – врач по профессии, но его можно назвать и врачом души, и учителем. По-доброму, очень зорко смотрит на нас с портрета писатель.
Я хочу, ребята, чтобы уроки Чехова не прошли для вас даром. Хочу видеть вас людьми добрыми, человечными, отзывчивыми на чужую беду, с чувством уважения к себе и к другим.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «О чём меня заставили задуматься рассказы А.П. Чехова?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект по литературе 5 класс (УМК В.Я.Коровиной)
Исследование жанровой природы произведения К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"....
Учебный проект по литературе "Длинные вещи в рассказах А.П. Чехова".
Материал предназначен для учащихся 6 класса. Конспект реализации проекта обобщает учебный материал по рассказам А. П. Чехова....
Методическая разработка учебного проекта по литературе для 5 кл.в соответствии с ФГОС второго поколения "Сказки Г.Х.Андерсена"
Учебный проект проводится на спаренном уроке в два этапа. Первый -викторина в форме Брейн-ринга. Просматривается презентация. Второй- театрализованные инсценировки сказок Андерсена, подгот...
Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"
Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...
Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"
Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...
Учебный проект по литературе "Сказка ложь, да в ней намек..." 5 класс
Учебный проект предназначен для учащихся 5 класса в ходе работы над темой "Устное народное творчество", помогает активизировать ребят на интересную творческую работу по написанию сказки....
Учебный проект по литературе "Сказочные герои Откуда они?"
Данный материал предназначен для учеников и учителей русского языка и литературы, работающих в основной школе....