Класс: 6 Учебный предмет: Литература Тема урока «Жалейте каждого больного…» (по рассказу И. А.Бунина «Лапти»).
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Тип урока: урок-размышление.
Основной метод – стратегия смыслового чтения.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: сострадание, милосердие, гуманность, доброта.
Методические приемы – работа с художественным текстом, «Бортовой журнал», «До и после», «Верю ли, что…», «Чтение в кружок», «Дневник двойниковых записей», «Хочу спросить», «Ромб ассоциаций», «Райнинг», «Кластер», «Сенквейн», словарная работа, составление плана текста, словесное описание, ролевая игра
Оборудование: портрет И. А. Бунина, презентация, текст с рассказом И.А.Бунина «Лапти», запись музыки Свиридова «Метель», лапти, словарь Н.Ожегова, словарь В.И.Даля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 6
Учебный предмет: литература
Тема урока «Жалейте каждого больного…»
(по рассказу И. А.Бунина «Лапти»).
Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой.
Игорь Северянин
Цель:
1. Максимально точно и полно понять содержание рассказа И.А.Бунина «Лапти», уловить все детали и осмыслить информацию.
Задачи:
1. Обучающая: формировать технику чтения и приемов понимания и анализа текста, развивать умения анализировать художественный текст, выделять ключевые слова, оценивать поступки героев.
2. Развивающая: развивать устную и письменную речь, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность у детей, развивать связную речь , расширить кругозор обучающихся.
3. Воспитательная: воспитать милосердие и доброту, умение сострадать , воспитать уважительное отношение к людям, способным к самопожертвованию, готовым прийти на помощь в беде.
Тип урока: урок-размышление.
Основной метод – стратегия смыслового чтения.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: сострадание, милосердие, гуманность, доброта.
Методические приемы – работа с художественным текстом, «Бортовой журнал», «До и после», «Верю ли, что…», «Чтение в кружок», «Дневник двойниковых записей», «Хочу спросить», «Ромб ассоциаций», «Райнинг», «Кластер», «Сенквейн», словарная работа, составление плана текста, словесное описание, ролевая игра
Оборудование: портрет И. А. Бунина, презентация, текст с рассказом И.А.Бунина «Лапти», запись музыки Свиридова «Метель», лапти, словарь Н.Ожегова, словарь В.И.Даля.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. У нас сегодня необычный урок. В классе много гостей. Желаю вам успехов!
2. Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, выдающегося русского писателя, почетного академика , лауреата Нобелевской премии.
3. Вызов. Формулировка темы урока, постановка цели и формулировка задач урока.
-Скажите, пожалуйста, что у меня в руках? (лапти)
- Что такое лапти? Для чего они использовались?
- Можно ли по названию предмета определить содержание произведения? (Нет)
- О чем будет рассказ?
4. Ассоциативный куст.
- Подберите ассоциации к слову «лапти» (крестьяне, лыко, старина)
- Какой вывод можно сделать? (События происходят до революции в России. Главный герой – крестьянин)
Ребята, на доске у меня написан эпиграф. Он взят из стихотворения поэта Серебряного века Игоря Северянина. Я сейчас прочитаю его стихотворение под музыку Георгия Свиридова «Метель».
Вы должны сказать, какая у нас сегодня будет тема урока.
Поэзия сострадания
Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой.
Пусть к вам потянется калека,
Как к доброй матери — дитя;
Пусть в человеке человека
Увидит, сердцем к вам летя.
И, обнадежив безнадежность,
Все возлюбя и все простив,
Такую проявите нежность,
Чтоб умирающий стал жив!
И будет радостна вам снова
Вся эта грустная земля...
Жалейте каждого больного,
Ему сочувственно внемля.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(о сострадании, о милосердии).
Прочитаем в «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля значение слова «милосердие»: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».
Прочитаем в «Толковом словаре» С. И. Ожегова: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».
- А что такое сострадание?
Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.
- Какую цель мы поставим? (Познакомиться с рассказом И. А. Бунина «Лапти», главными героями, оценить поступки героев, расширить словарный запас, наш читательский кругозор, воспитать в себе доброту, сострадание
уметь прийти на помощь)
Записываем в Бортовом журнале: «Что я знал об этой теме…»
Изучение нового материала.
5. Как вы думаете, как связано это музыкальное произведение с рассказом Ивана Алексеевича Бунина «Лапти»? (И в рассказе говорится о метели, вьюге.)
Первое предложение «Пятый день несло непроглядной вьюгой».
Анализ рассказа И.А.Бунина «Лапти».
«Чтение в кружок»
Ученик читает 1 абзац под музыку Свиридова «Метель». Приготовимся задавать вопросы.
-В какое время происходит действие рассказа? (вьюжной зимой)
- Какие метафоры использует писатель в описании зимы? (буйство природы, потонул в белом степном море, бездна снежного урагана и мрака).
- Какое чувство вызывает стихия?
- Почему душа матери охвачена страхом?
-Понятен ли вам страх?
- Когда происходят события? (до революции, барыня, лапти, протасовские луга).
6.Ищем «ключевые слова» (лапти, ребенок, вьюга, горе, свеча).
7. Кратко изложить сюжет (1 вариант)
В хуторском доме болен ребенок. В бреду он просит красные лапти. За окном 5 суток не прекращается снежная буря. Лавка, где можно купить лапти и фуксин, в Новоселках, за 6 верст.. Нефед решается идти туда. Барыня всю ночь напряженно ждет возвращения Нефеда. Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в снегу Нефеда.
7. Составить план текста (работа в парах):
1. Тяжело болен ребенок.
2. Душа желает. Надо добывать.
3. Ожидание Нефеда.
4. Мертвое тело Нефёда и новенькие ребячьи лапти.
9. « Как вы понимаете слова ?»
1.Лапти-крестьянская обувь из лыка, обхватывающая стопу.
2. Фуксин – красная краска.
3. Зипун – верхняя крестьянская одежда из грубого сукна.
4. Верста- старинная мера длины , равная 1, 076 километра.
5. Вернуться обыдёнкой – вернуться в тот же день.
6.Кнут – большая плеть.
9. «Устное рисование». А теперь составьте устный портрет Нефеда.
- Каким вы его представили себе ? (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьезный, участливый, немногословный, решительный, кроткий).
10. Давайте посмотрим на картины И.Н. Крамского «Полесовщик» и В.Г.Перова «Странник».
- Похож ли на них Нефед?
- Какие главные качества вы бы выделили? ( Работящий, кроткий, добросердечный, немногословный)
11. -«Встреча с героем». ( от лица Нефеда рассказывает ученик)
( мое имя в переводе с греческого языка Бог, от имени Федор. Но я не Бог)…).
12. Беседа по образу Нефеда.
- Какие отношения были у Нефёда с барыней? ( теплые, дружеские, доверительные).
- Почему только Нефёд наделен именем?
- Как автор показывает, что в доме в его отсутствии было неуютно? Зачитайте.
- Как вы думаете, почему Нефед решился идти, что это опасно? (мужественный, смелый)
- Почему это его не остановило? (Душа желала)
Как вы понимаете эти слова «Значит, душа желает? ( У Нефеда чуткое сердце, верит в чудо исцеления. На Руси существовало поверье: если выполнить заветное желание больного, он непременно выздоровеет).
- Какие черты характера проявляются в нем?
- Кого спас своей смертью Нефед?
- Можно ли сказать, что Нефед совершил подвиг?
- Ради чего? Во имя кого?
- Как вы думаете, мальчик выздоровеет?
М Мальчик | Маленький, больной | Бредит, плачет, горит огнем, просит лапти | |
Нефед | Заботливый, добрый, немногословный, решительный | Переживает, хочет помочь, помогает | |
Мама | Беспомощная, добрая | Волнуется, помочь не может, не надеется на свои силы, молится |
13. « Таблица образов»
- Какие еще образы мы выделим в рассказе? (мальчика и мамы)
12. «Верите или не верите?»
1. Нефед- крепостной, но к нему относятся , как к члену семьи? Верно это или нет? (верно. Барыня называет его «Нефедушка», разговаривает, как с близким человеком, пугается за него, ждет).
2. Барыня сама послала Нефеда за лаптями? (Нет. Душа его просила)
3. Нефеда долго не было, тогда барыня попросила своего мужа пойти навстречу Нефеду? (Нет, муж был в отъезде)
4. Новосельские мужики привезли замерзшее мертвое тело Нефеда? (Да)
5. Автор использует в рассказе только белый цвет? (Нет, красный и черный). ( Красный – болезнь и мечта, цвет радости и любви; черный и белый - равнодушие и холодность окружающего мира, цвет болезни и страдания)).
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- О чем заставил задуматься рассказ? ( О милосердии, сострадании).
- Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом? (Смысл Нефеда – помогать другим, жертвуя своей жизнью)
- Почему, рассказывая о подвиге Нефеда, И.А.Бунин называет рассказ «Лапти»?
- Какое значение имеет в тексте слово «лапти»? Нарисуйте кластер «Лапти»:
- мечта для ребенка,
- надежда на спасение сына для матери,
- символ жизни для новосельских мужиков,
- связь между ребенком и Нефедом.
- Как вы думаете, мы сумели достичь цели?
Запишите в Бортовом журнале, что нового узнали.
Д/з –1) написать синквейн «Нефед».
2) ромб ассоциаций (Макаров, Милованова, Маслова, Попова, Непомилуев).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Смерть ради жизни» по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Данный урок внеклассного чтения по рассказу И.А.Бунина «Лапти» был проведён в рамках городского семинара «Уроки добра и милосердия» в 7в классе. На примере героя рассказа И.А.Бунина «Лапти» дети учатс...
"Спешите делать добро!..." (конспект урока литературы и презентация по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Учащимся на уроке предстоит ответить на вопрос: что общего в рассказе И.А. Бунина "Лапти, древнерусских иконах и песне Светланы Копыловой "Окно"...
Урок литературы в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Урок литературы в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"...
Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Презенттация к уроку по технологии продуктивного чтения...
Методическая разработка урока литературы в 7 классе по теме: «Подвиг во имя жизни. По рассказу И.А. Бунина «Лапти».
Урок направлен на развитие речи обучающихся, их творческих способностей, читательской наблюдательности, совершенствование коммуникативных навыков на основе умения анализировать, обобщать и систематизи...
План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе «Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
конспект урока...
Урок по литературе в 6 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
Во время урока ребята выступают в роли соавторов, прогозируя будущие события в рассказе....