урок литературы в 5 классе " Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок литературы в 5 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова " Бородино" является первым уроком. Целью урока является знакомство со стихотворением и его обсуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок литературы в 5 классе | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по литературе
Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение « Бородино»
Цель: познакомить с содержанием и композицией стихотворения, проанализировать стихотворение; развивать умение самостоятельно мыслить, доказательно высказывать своё мнение, воспитывать интерес и уважение к истории России;
Планируемые результаты:
Познавательные -анализ произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),
-смысловое чтение текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)
Коммуникативные -изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами
-осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностные -аргументированно оценивать героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Задачи: познакомить с исторической Бородинского сражения; отработать навыки выразительного чтения литературного произведения;
Технологии: технология развития критического мышления
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция картины П.Гесса «Сражение при Бородине, 26 августа», репродукции фрагментов панорамы Ф.А.Рубо «Бородинское сражение», тематическая выставка книг, учебники; тетради, ТСО.
Ход урока
1.Оргмомент
2.Актуализация знаний
-На прошлом уроке мы начали изучать творчество известного писателя М.Ю.Лермонтова. Давайте проверим себя, насколько хорошо знаем творчество писателя.
Б) Тестирование
3.Мотивация к деятельности
А) Работа по репродукции картины П.Гесса «Сражение при Бородине, 26 августа».
- Что вы видите на картине? Как вы думаете, примерно, когда это происходило?
- Как мы называем людей, которые защищают родину?
- Какими должны быть солдаты?
- Назовите элементов солдатской формы? Какую одежду носят современные солдаты.
Б) Словарная работа
- Какую одежду носили солдаты 1812 года? Как называется их солдатская форма? Как называются оружия того времени, виды войск?
- Подумайте и соотнесите стрелками слова и их значения.
1.Бивак | 1.артиллерийский снаряд |
2.картечь | 2.высокий головной убор |
3.драгун | 3.стоянка войска в поле для ночлега или отдыха |
4.улан | 4.полевое укрепление, обнесенное валом |
5.кивер | 5.станок, на который укрепляется пушка |
6.лафет | 6.солдат легкой конницы |
7.редут | 7.солдат кавалерии |
8.ликовать | 8.судьба |
9.досадно | 9.радоваться |
10. доля | 10.обидно |
Ответы: 1-3;2-1;3-7;4-6;5-2;6-5;7-4; 8-9;9-10;10-8.
3. Изучение нового материала.
- Данные слова встретятся нам в стихотворении « Бородино». М.Ю.Лермонтов прожил короткую жизнь, но за свою короткую жизнь он создал много замечательных произведений. Одно из них- стихотворение « Бородино».
Бородино- это село, вблизи которого произошло большое сражение в 1812 году между французскими и русскими войсками.
А) Сообщение учащегося о Бородинском сражении.
Б) Чтение стихотворения учителем.
4. Вопросы по содержанию стихотворения
- Какая форма речи используется в стихотворении?
- Между кем идет диалог?
- Что интересует солдат и чем они взволнованы?
- Каким вам кажется старый солдат?
– Как старый солдат называет воинов? Что говорит об их судьбе?
– Почему, рассказывая о своих товарищах, солдат нигде не называет их по именам?
– Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны?
– Прочитайте описание ночи перед боем.
– Как вели себя французы?
– Чем занимались перед боем русские солдаты?
– Кого вспоминает старый солдат?
– Какое напутствие дал полковник перед боем своим солдатам, и что они обещали?
–Прочитайте описание сражения. Что вы видите во время боя?
– Какое настроение в русской армии? Что делают французы?
– Что вы можете сказать о старом солдате?
– Чему учит это стихотворение?
4. Физминутка.
5. Чтение стихотворения учащимися
6. Самостоятельная работа.
Закончить предложения( вместо точек вставить слова или словосочетания.
Ведь были ж схватки …
Да, говорят, еще какие!
… помнит вся Россия
Про … …!
- Да, были люди в наше …
Не то, что нынешнее племя:
…- не вы.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили …
Прилег вздремнуть я у …
И слышно было до рассвета,
Как …. Француз.
Но тих был наш … открытый:
Кто … чистил весь избитый,
Кто … точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Я на уроке работал активно..
-За урок я не устал…
- Мое настроение хорошее…
- Материал урока мне понятен…
8. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворение. Выучить отрывок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения "Парус"
В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению "Парус"....
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Презентация к уроку литературы 5 класс "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"
Презентация к уроку литературы "Иллюстрации художника Д.Шмаринова к стихотворению Н.Некрасова "Крестьянские дети"...
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"
Урок литературы 10 класс "Стихотворения в прозе И.С.Тургенева"...
Урок - практикум по литературе 5 класс. Стихотворение А.А. Фета "Весенний дождь"
Обучение детей практической работе по данному стихотворению. Умение анализиривать текст самостоятельно....
Урок литературы. 5 класс. Стихотворения в прозе.
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 5-6 классах при изучении темы "Стихотворения в прозе"....