Итоговая контрольная работа по литературе
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Поможет в полном объеме оцени качество знаний учащихся по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_po_literature_v_8_klasse.docx | 62.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа по литературе за курс 8 класса
1 вариант Часть 1 | |
1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному? а) сказка; б) былина; в) народная песня; г) поэма | |
2. Назовите героев исторических песен: а) Ермак Тимофеевич; Б) Князь Потемкин; в) Емельян Пугачев; г) М.И. Кутузов | |
3. Кого присылал Бог лягушкам в качестве царя в басне И.А.Крылова? а) осиновый чурбан; б)цаплю; в) журавля | |
4. Кто учил Митрофана, героя комедии «Недоросль» математическим наукам? | |
5. Перечислите не менее трёх отрицательных героев комедии «Недоросль» с говорящими фамилиями, именами. | |
6. Какие слова вынесены в качестве эпиграфа к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? а) Мы в фортеции живём, хлеб едим и воду пьём. | |
7. О ком была сказка Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу? а) о Вороне и Лисице, б) о Соколе и Змее, в) о Вороне и Орле | |
8. Узнайте героя по описанию: «Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары». а) Емельян Пугачёв, б) Савельич, в) Алексей Швабрин, г) Зурин | |
9. Определите жанр произведения «Мцыри». | |
10. Какое событие не изображено в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? а) захват русскими войсками пленных, среди которых оказался Мцыри б) бегство из монастыря во время грозы и общей молитвы в) бой с барсом г) предсмертная беседа героя с монахом, которому он рассказывает о трех днях на свободе | |
11. Действие поэмы «Мцыри» происходит а) в Грузии, б) в Москве, в) в Германии, г) в Турции | |
12. Действие пьесы «Ревизор» происходит а) в Москве, б) в Тульской губернии, в) в уездном городе, г) в Петербурге | |
14. Какую пословицу Н.В.Гоголь взял в качестве эпиграфа к комедии «Ревизор»? а) «Не в свои сани не садись»; б) «На всякого мудреца довольно простоты»; в) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» | |
15. Откуда чиновники города Н. узнают о том, что ревизор ненастоящий? а) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером; б) Хлестаков сам признался в обмане; в) проговорился Осип, слуга Хлестакова | |
16. Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»? а) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке; б) старушка не хотела отдавать долг франту; в) у старушки заболела внучка | |
17. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский) а) с Рязанщины; б) с Орловщины; в) со Смоленщины | |
18. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»? а) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!» | |
19. Кто помог разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»? а) жена героя Вера; б) сам герой – Николай Алмазов; в) старый профессор, принимавший экзамен | |
20. Выберите произведение, написанное Теффи. а) жизнь и воротник Б) Куст сирени В) история болезни Г) Старый гений Часть 2 Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем: 1. Образы животных в баснях И.А.Крылова. 2. Как выполнил Гринев завет отца? ( по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») 3. Маша Миронова в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 4. Картины природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и их значение. 5. Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 6. Вещь в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне». | |
2 вариант Часть 1 | |
1.Какой из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному? а) повесть; б) пословица; в) народная песня; г) частушка | |
2. Назовите героев преданий: а) Ермак Тимофеевич; Б) Николай Первый; в) Степан Разин | |
3. Кто является аллегорическим героем басни И.А.Крылова «Обоз»? а) свинья; б) мартышка; в) лошадь | |
4. Кому из героев комедии «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»? | |
5. Перечислите не менее трёх положительных героев комедии «Недоросль» с говорящими фамилиями, именами | |
6. В чьи уста А.С.Пушкин вкладывает пословицу, ставшую эпиграфом к повести: «Береги честь смолоду»? а) Савельича; б) Петра Гринева; в) Отца Петруши, Андрея Петровича Гринева | |
7. Кто является повествователем в произведении? а) А.С.Пушкин б) автор, в) Маша Миронова | |
8. Узнай героиню по описанию: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели». а) Василиса Егоровна Миронова, б) Маша Миронова, в) Палашка | |
9. Что можно назвать символом свободы в поэме «Мцыри»? | |
10. Каков эпиграф к поэме «Мцыри»? а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива». б) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». в) «Береги честь смолоду». г) «Стрелялись мы». | |
11. Какова форма поэмы «Мцыри» а) рассказ героя, б) исповедь героя, в) рассказ автора о Мцыри г) рассказ монаха о Мцыри | |
13. Произведение «Ревизор» а) комедия, б) роман, в) трагедия, г) драма | |
14.Знакомством с каким писателем хвалится Хлестаков? а) с Гоголем; б) с Пушкиным; в) с Лермонтовым | |
15. Кто из героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»? а) Бобчинский; б) Хлестаков; в) городничий | |
16. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу? а) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом; в)он ее не оставлял. | |
17. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни»? а) «Помоги себе сам»; б) «Выдача трупов с 3х до 4х»; в) «Помни о смерти!» | |
18. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»? а) в разведку; б) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку; в) наладить сорванную переправу. | |
19. Кого обманул герой рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»? а) жену героя Веру; б) правительство в) старого профессора, принимавшего экзамен. | |
20. Выберите произведение, написанное М.М. Зощенко. а) жизнь и воротник Б) Куст сирени В) история болезни Г) Старый гений Часть 2 Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем: 1. Образы животных в баснях И.А.Крылова. 2. Как выполнил Гринев завет отца? ( по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка») 3. Маша Миронова в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 4. Картины природы в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и их значение. 5. Образы чиновников в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 6. Вещь в рассказе М.А.Осоргина «Пенсне». | |
Кодификатор
итоговой работы по литературе в 8 классе
Код контролируемого элемента | Элементы содержания, проверяемые в ходе контрольной работы |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
1.1 | Художественная литература как искусство слова |
1.2 | Художественный образ |
1.4 | Литературные роды и жанры |
1.5 | Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм |
1.6 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
1.7 | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория |
2 | Из русского фольклора |
2.1 | Фольклорные жанры: русские народные песни, предания |
4 | Из русской литературы XVIII в. |
4.2 | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль». |
5 | Из русской литературы первой половины XIX в. |
5.1 | И.А. Крылов. Басни «Обоз» |
5.9 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка», |
5.12 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» |
5.14 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» |
6 | Из русской литературы второй половины XIX в. |
6.8 | Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений» |
6.9 | Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала», |
7 | Из русской литературы ХХ в. |
7.6 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» |
7.82 | М. Зощенко. Рассказ «История болезни» |
7.89 | А.И. Куприн. «Куст сирени». |
Спецификация
итоговой работы по литературе в 8 классе
1.Назначение контрольной работы:
выявить уровень сформированности знаний, умений, навыков учащихся за курс 7 класса по литературе
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Итоговая работа составляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утвержденииФедерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3.Время тестирования: 45 мин.
4.Условия проведения:
При проведении тестирования дополнительные материалы не используются.
5.Содержание работы:
Содержание теста охватывает учебный материал, изученный за период 1 триместра в 8 классе до момента тестирования, а также некоторые вопросы на повторение материала, изученного в предыдущие годы обучения.
Составлено 2 варианта диагностической работы, каждый вариант содержит задания двух уровней: базовый уровень и творческий уровень.
Часть 1 (базовый уровень) включает 20 заданий (1-20). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 (творческий уровень) состоит из задания, требующего развернутого ответа (сочинения-миниатюры) который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
В табл. 1 приведены основные разделы курса литературы, вынесенные на контроль.
Таблица 1.
№ | Разделы |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
2 | Из русского фольклора |
3 | Из русской литературы XVIII века |
4 | Из русской литературы первой половины XIX в. |
5 | Из русской литературы второй половины XIX в. |
В табл. 2 приведены элементы содержания диагностической работы по русскому языку для 8 класса.
Таблица 2.
№ | Проверяемые элементы содержания |
1 | Основные теоретико-литературные понятия |
2 | Художественная литература как искусство слова |
3 | Художественный образ |
4 | Литературные роды и жанры |
5 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой |
6 | Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. |
7 | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий |
8 | Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении. |
9 | Иван Андреевич Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Мораль баснен. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. |
10 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). |
11 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему мире. Свободный, мятежный, ильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой, романтическая поэма. |
12 | Н.В. Гоголь. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков |
13 | Александр Иванович Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. |
14 | Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом. М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. |
15 | Михаил Андреевич Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. |
16 | Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина. |
В табл. 3 приведены умения и виды деятельности проверочной работы по литературе для 8 класса.
Таблица 3.
Умения и виды деятельности | |
1 | знать/понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов; изученные теоретико-литературные понятия |
2 | уметь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; владеть различными видами пересказа; строить письменные высказывания в связи с изученным произведением; понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения |
3 | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. |
6.Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы (1-20) выставляется 1балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший 20 тестовых заданий первой части работы, – 18 баллов.
Творческий уровень – 20 баллов
Максимальное количество баллов за всю работу – 38 баллов.
Критерии оценивания сочинения
Критерии | Баллы |
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений | |
учащийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; при необходимости формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют | 3 |
учащийся раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию ; при необходимости формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает одну-две фактические ошибки | 2 |
учащийся раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию, и/или не обосновывает свои тезисы, и/или допускает три-четыре фактические ошибки | 1 |
учащийся не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок | 0 |
2. Обоснованность привлечения текста произведения | |
текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения) | 2 |
текст привлекается, но не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом) | 1 |
текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются | 0 |
3. Композиционная цельность и логичность изложения | |
сочинение характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности | 2 |
в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы сочинения | 1 |
в сочинении не прослеживается композиционный замысел, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей | 0 |
4. Следование нормам речи | |
а) допущено не более двух речевых ошибок | 3 |
б) допущено три речевых ошибки | 2 |
в) допущено четыре речевых ошибки | 1 |
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено пять и более речевых ошибок) | 0 |
5. Оценка грамотности Соблюдение орфографических норм | |
а) орфографических ошибок нет, или допущено не более1 ошибки | 2 |
б) допущены 2 –3 ошибки | 1 |
в) допущены 4 ошибки и более. | 0 |
Соблюдение пунктуационных норм | |
а) пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. | 2 |
б) допущены 3–4 ошибки. | 1 |
в) допущены 5 ошибок и более. | 0 |
Соблюдение грамматических норм | |
а) грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. | 2 |
б) допущены 2 ошибки. | 1 |
в) допущены 3 ошибки и более. | 0 |
Фактическая точность письменной речи | |
а) фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. | 2 |
б) допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. | 1 |
в) допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов. | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение | 18 |
Критерии выставления оценок:
От 0% до 38% (0-14 баллов) | «2» |
От 39% до 66% (15-25 баллов) | «3» |
От 67% до 88% (26-33 баллов) | «4» |
От 89% до 100% (34-38 баллов) | «5» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса
Итоговая контрольная работа по литературе для 7 класса по программе Т. Ф. Курдюмовой. Работа состоит из заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом....
Итоговая контрольная работа по литературе 7 класс
Данный материал содержит итоговую контрольную работу по литературе для 7 класса в двух вариантах...
Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.
Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...
Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»
Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения. Д...
Итоговая контрольная работа по литературе XIX века в 7 классе. Литература и история: изображение в литературе исторических событий.
Контрольная работа составлена в двух вариантах, соответствует новому тематическому планированию, действующему с 2023-2024 учебного года. Дана система оценивания....