Из опыта работы по теме «Проблема развития монологической речи в контексте личностно ориентированного обучения»
статья по литературе

Белоцерковская Вера Николаевна

Материал предназначен для учителей, использующих в своей работе как традиционные, так и нестандартные формы и методы в обучении, уделяющих пристальное внимание развитию монологической речи школьников. Конечная цель работы по развитию  монологической речи - формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме

«Проблема развития монологической речи в контексте личностно ориентированного обучения»

Автор: Белоцерковская Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Черноморская СШ №3»

Конечная цель работы по развитию монологической речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения. Эта  задача решается на всех уроках русского языка и литературы.

        Обучение учащихся различным видам речевой деятельности наряду с обогащением запаса языковых средств школьников и усвоением норм литературного языка обеспечивает работу по развитию монологической речи.

Выполнение программы по развитию связной речи должно обеспечить формирование у школьников важнейших речевых (коммуникативных) умений, которые необходимы для построения развернутых монологических высказываний.

        Не подлежит сомнению зависимость между развитием обеих форм монологической речи: устной и письменной. Обе формы речи находятся в органической связи, обе восходят к внутренней речи, не имеющей словесного выражения. Устной формой мы пользуемся чаще, чем письменной, поэтому ее совершенствование играет важную роль. В распоряжении учителя большой выбор методических приемов, с помощью которых можно добиваться развития устной монологической речи школьников.

        Речевые навыки формирую в развернутых устных ответах, анализах стихотворений, кратких и подробных пересказах, аннотациях, устных отзывах, рецензиях, сочинениях-рассуждениях, выступлениях на литературных вечерах. Для развития устной монологической речи важно также совершенствование умений выразительного чтения художественных произведений.

        Но я считаю, что в устном высказывании учащемуся некогда размышлять над словом, предложением. Когда же свою мысль он излагает письменно, то может спокойно обдумать и отобрать слово, шлифовать предложение, оттачивать стиль. Поэтому письменные работы незаменимы для развития монологической речи.

        Совершенствование  навыков устной и письменной монологической речи, способствующее повышению речевой культуры учащихся в аспекте личностно ориентированного обучения, подчеркивает актуальность данной работы.

        Неограниченные возможности для развития речи учащихся заключены в сочинении-миниатюре. Развивается монологическая речь ребенка, он учится связно высказывать свои мысли. Этот вид работы является и средством закрепления изученного по грамматике, так как учащиеся используют языковые категории, рассматриваемые на данном уроке: тема сочинения-миниатюры связана с темой урока. Эффективность таких письменных работ очевидна.

        Осуществляю дифференцированный подход в обучении: учащиеся с достаточным уровнем учебных достижений должны передать душевное состояние человека, а учащимся с высоким уровнем учебных достижений необходимо сравнить состояние природы и свои душевные переживания.

        А накануне школьникам следует понаблюдать за состоянием природы, заметить какую-то деталь, описать ее, подобрать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Перед работой читаю учащимся текст-стихотворение мастера русского художественного слова на данную тему (текст лежит у каждого ребенка) и отмечаем изученные языковые категории.

        Заголовки – назывные предложения, строки из стихотворений.

Некоторые примеры названий сочинений-миниатюр.

        Под музыку осеннего дождя…

К. Фофанов

 Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

А.С. Пушкин

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной!

                А.А. Фет

Осень сады перелистывает

После учебных каникул…

                А.И. Недогонов

Тишь стареющей природы.

Звезды осени горят.

В.А. Луговской

Мороз и солнце; день чудесный!

А.С. Пушкин

                                По дороге зимней, скучной…

А.С. Пушкин

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон…

                Е.А. Баратынский

Весна, весна кругом живет и дышит…

М.В. Исаковский

О, весна без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

А.А. Блок

Люблю грозу в начале мая…

                Ф.И. Тютчев

Смеется мне июль…

И.В. Северянин

Я описала подготовительную работу с учащимися перед тем, как они приступят к своим сочинениям-миниатюрам. Не следует ограничиваться описанием природы.

Как богат и разнообразен окружающий нас мир, так богат и разнообразен выбор тем. Он осуществляется с учетом всех учебных и воспитательных задач, с учетом изучаемых тем по русскому языку и литературе.

         Предлагаю две творческие работы учащейся 6-А класса.

Первый снег.

        Мне очень нравится белый пушистый снег! Зима, благодаря ему, становится настоящей. Какая зима без снега! Скучной и унылой кажется она. А когда снег падает на серые дороги, становится так радостно на душе, что хочется бегать и веселиться.

        Все так и делают: мальчики затевают игру в снежки, девочки строят большую горку, а малыши катаются на санках. Солнце уже садится, быстро и весело прошел день. Но ребята не унывают: завтра они опять пойдут во двор кататься на санках.

Великое русское слово.

Русское слово – это удивительный и интересный клад, который создал человек за всю свою историю. Люди научились использовать слово так, чтобы оно приносило им больше радости в жизни. Слово учит нас рассуждать и действовать. Оно помогает мыслить и понимать окружающий мир. Русское слово бессмертно! С ним растет новое поколение и уходят из жизни старики. Прислушайся к нему: оно – великое!

        Опираясь на опыт Т.Я. Фроловой, кандидата педагогических наук, периодически в качестве домашнего задания предлагаю учащимся написать сочинение-миниатюру по опорным словам (на изученную языковую тему).

        В контексте работы над сочинениями-миниатюрами периодически на уроках использую музыкальные фрагменты, не называя их. Учащиеся описывают образы, которые возникают у них благодаря прослушанной мелодии.

        Второй вариант: предлагаю музыкальное произведение и сообщаю его название. Учащиеся пишут  сочинение-миниатюру на определенную тему.

Третий вариант: включаю запись «Звуки природы». Учащиеся пишут  сочинение-миниатюру на определенную тему.

Учитывая ограниченность во времени, предлагаю задания разного характера:

  • подобрать опорные слова, которые выражают характер музыки;
  • составить текст из нескольких предложений;
  • описать предмет живой или неживой природы.

Например, включаю запись, которая воссоздает шум волн, крик чаек.

Задание учащимся: передать словесно возникающие ассоциации, составив текст из нескольких предложений; таким образом задания распределяются дифференцированно.

Предлагаю творческую работу учащейся 6 класса.

Магия волн.

У меня на душе становится легко и радостно, когда я слушаю шум волн на фоне звучащего саксофона.

Представляю, что иду по берегу моря и размышляю о самом хорошем, что есть у меня в жизни. Но об этом не буду писать. Как прекрасно, что сейчас я на морском берегу. Какое наслаждение: дышать свежим, чистым воздухом! Мне бы хотелось приходить сюда каждое утро: слушать просыпающееся море, волнующий крик чаек, набегающие на берег волны. Действительно, магия волн. Но меня ждут дома повседневные дела.

К сожалению, я не могу всегда делать то, что хочется. Как жаль!

Ребенок учится словесно оформлять свои наблюдения и  впечатления, а музыка содействует развитию его творческих речевых способностей. Здесь уместно вспомнить В.А. Сухомлинского: «Музыка-воображение-фантазия-сказка-творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы. Музыкальная мелодия пробуждает у детей яркие представления. Они – ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума».

Музыка оказывает общее педагогическое воздействие, которое проявляется в готовности класса идти на контакт с учителем.

Конечно, в использовании музыки нужна мера и целесообразность, четкое понимание того, какую работу должны выполнить учащиеся. Но ценность таких уроков несомненна: ребенок становится автором более выразительной и эмоциональной творческой работы.

Переоценить роль сочинений-миниатюр невозможно. Они развивают творческие способности учащихся, помогают закрепить изученный на уроке языковой материал, так как ребенок самостоятельно использует полученные сведения о языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок общественных дисциплин в системе личностно-ориентированного обучения. (из опыта работы)

Содержание. Актуальность личностно-ориентированного подхода в обучении.История  становления «личностной компоненты» образования   в отечественной педагогике.3.Особенности лич...

Формирование гражданской позиции в контексте личностно-ориентированного обучения и воспитания

В статье изложена оценка уровня работы по реализации программы формирования у детей убеждения в ценности образования на уроках литературы. Приведены примеры проблемных ситуаций на разных этапах изучен...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Доклад «Приемы работы с художественным текстом на уроках литературы в системе личностно ориентированного обучения»

Доклад для выступления на школьном методическом объединении учителей гуманитарного цикла....