Конспект уроков по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Конспект и презентация к спаренному уроку литературы по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" по теме: «Евгений Онегин». История создания романа. Автор и Герой в романе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onegin.pptx | 230.61 КБ |
urok_onegin_i_avtor.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 – нач.18 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В России классицизм зародился во второй четверти 18 века
Сентиментализм – течение в европейской литературе и искусстве 2 пол. 18 века. Герой в сентиментализме более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоёв, часто простолюдин, у него богатый духовой мир. В России получили наиболее полное выражение в произведениях Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»), молодого В. А. Жуковского, также оказали большое значение просветительские тенденции Радищева и Карамзина. Романтизм в России: особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно- национальным подъёмом после войны 1812г. (южные поэмы А.С.Пушкина , « Войнаровский » Рылеева, творчество М.Ю.Лермонтова ).
Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.
Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).
В России основы реализма были заложены в 20-30г.г. 19 века творчеством И.А.Крылова , А.С.Пушкина . Далее в этом литературном направлении работали И.С.Тургенев , Н.А.Некрасов и многие другие писатели и поэты 19 века.
Поэт считал этот роман своим главным произведением. Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался 7 лет 4мес. 14 дней с 1823 по 1830г.г. Полный отредактированный текст вышел в свет в марте 1833г.
«Глядишь – и площадь запестрела, Всё оживилось: здесь и там Бегут за делом и без дела, Однако больше по делам. Дитя расчёта и отваги, Идёт купец взглянуть на флаги, Проведать, шлют ли небеса Ему знакомы паруса. Какие новые товары Вступили нынче в карантин? Пришли ли бочки жданных вин? И что чума? И где пожары? И нет ли голода , войны Или подобной новизны?
Предварительный просмотр:
Конспект 2 уроков (два урока подряд )
литературы в 9 классе по теме:
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания романа. Автор и Герой в романе»
Автор : Юрко Дарья Михайловна
Цель – реализовать дифференциацию обучения литературе как основу личностно-
ориентированного обучения.
Задачи.
1.Познакомить учащихся с творческой историей создания романа, его идейно-художественными особенностями.
2.Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности: самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы.
3.Умению отстаивать свои взгляды.
4.Продолжать воспитывать у учащихся потребность самостоятельно находить способы решения стоящих перед ними задач.
Оборудование.
Компьютер, мультипроектор.
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Рабочие тетради.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы с вами начнём знакомство с романом А. С. Пушкина « Евгений Онегин». Но прежде, чем мы познакомимся с этим произведением, нам необходимо ввести в наш словарь понятие «реализм». Для начала вспомним уже известные нам литературные направления.
Слайд1.
Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 – нач.18 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В России классицизм зародился во второй четверти 18 века
Слайд2.
Сентиментализм – течение в европейской литературе и искусстве 2 пол. 18 века. Герой в сентиментализме более индивидуализирован, по происхождению он из демократических слоёв, часто простолюдин, у него богатый духовой мир. В России получили наиболее полное выражение в произведениях Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»), молодого В. А. Жуковского, также оказали большое значение просветительские тенденции Радищева и Карамзина. Романтизм в России: особенно мощное развитие романтизма происходит в связи с общественно- национальным подъёмом после войны 1812г. (южные поэмы А.С.Пушкина, «Войнаровский» Рылеева, творчество М.Ю.Лермонтова).
Слово учителя.
Ребята, вы когда – нибудь сталкивались с понятием «реализм».?
Ответы учащихся.
Да, на уроках по истории СПб, нам рассказывали о реализме, как направлении в архитектуре.
Слово учителя.
Правильно.
Слайд .3
Нынче в этом здании находится «Дом книги».
А сейчас познакомимся с новым литературным направлением «реализм».
Слайд 4
Реализм представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные искажения и преувеличения. Данное направление следовало за романтизмом, и было предшественником символизма.
Слайд 5
Это направление зародилось 30-х годах 19 века и достигло своего расцвета к его середине. Его последователи резко отрицали использование в литературных произведениях каких-либо изощренных приемов, мистических веяний и идеализации персонажей. Основной признак данного направления в литературе — художественное отображение реальной жизни с помощью обычных и хорошо знакомых читателей образов, которые для них являются частью их повседневной жизни (родственники, соседи или знакомые).
В России основы реализма были заложены в 20-30г.г. 19 века творчеством И.А.Крылова, А.С.Пушкина. Далее в этом литературном направлении работали И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов и многие другие писатели и поэты 19 века.
Беседа.
- Исходя из этого, подумайте, в чём его своеобразие?
Ответы учащихся.
Вывод: своеобразие реализма заключается в том, чтобы писатель смог дать «типичные образы» те, в которых наиболее полно воплощены черты, характерные в определённый исторический период для той или иной общественной группы или явления.
Слово учителя
Как раз типичный образ молодого дворянина и отобразил А.С.Пушкин в своём романе «Евгений Онегин».
-Работа над романом «Евгений Онегин» продолжалась на протяжении всего зрелого творчества А.С.Пушкина. Поэт считал этот роман своим главным произведением. Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался 7 лет 4мес. 14 дней с 1823 по 1830г.г. Полный отредактированный текст вышел в свет в марте 1833г.
- Ребята, дома вы прочитали 1гл. и отрывки из
-Кто предстаёт перед нами в романе?
- Можно ли сказать, что совпадают образы Онегина и Автора?
Предположительные ответы ребят :
(В первой главе перед нами предстают образы Онегина и Автора. Они близкие друзья, их многое объединяет. «С ним подружился я в то время// Мне нравились его черты…»)
Автор не упускает возможности дистанцироваться от своего персонажа «Всегда я рад заметить разность// Между Онегиным и мной…»
Слово учителя
Мы увидели, что между Онегиным и Автором много сходных черт, немало и различий. Автор смотрит на жизнь значительно шире, нежели его герой, он свободнее, чем Онегин, скованный модой, зацикленный на своем эго…. Можно смело сделать вывод о том, что Онегин и Автор два разных человека, разных характера…
- Обратимся к тексту с тем, чтобы продолжить сравнение наших Автора и Онегина.
-Каковы дни Онегина в Петербурге и дни Автора в Одессе.
-В чём сходство, в чём различие?
Ответы уч-ся.
Сходства.
Начинаются они с одного и того же слова: «Бывало он ещё в постели…» и «Бывало, пушка зоревая// Лишь только грянет с корабля…»
Последовательность событий имеет некоторые совпадения: пробуждение, ресторан, театр Перекликаются и детали, например, при описании «негоциантка молодая» «толпой рабов окружена», а в 1гл. упомянут «разочарованный лорнет», но уже в «Путешествии…» - «разыскательный лорнет» и т.д. Но уже к последней детали стоит приглядеться внимательнее, чтобы почувствовать, что за внешним сходством скрыто глубокое различие.)
- Действительно, «разочарованный лорнет» Онегина свидетельствует о глубокой скуке, ибо через него герой «окинул взором» и сцену, и ложи, и дам и всем остался недоволен. Лорнет Автора тоже направлен повсюду, но он назван «разыскательным», взгляд не скользит по предметам, а задерживается на них, выделяет единственное из целого.
Давайте попробуем найти примеры в тексте!
Ответы уч-ся:
мы можем видеть вместе с автором и «prima donny» и «негоциантку молодую», и её мужа, дремлющего в углу). За образом «разыскательного ларнета» сам автор«Разыскательный лорнет» - метонимия, за ней сам Автор, чувствующий, испытывающий целую гамму ощущений. В этом одно из главных его отличий от собственного героя.
- Где мы можем найти упоминания об этих ощущениях?
Ответы учащихся.
Упоминания об этих ощущениях везде: проснувшись, Автор бежит купаться – и «солёная волна» «оживляет» его, обыкновенная чашка кофе заставляет переживать неземное блаженство: «Как мусульман в своём раю,// С восточной гущей кофе пью», известие об устрицах – «О, радость!»; Россини – «упоительный» и так далее, ничего этого не может испытывать Онегин. Таким образом выходит, что хоть день обоих и наполнен похожими событиями, но Автор переживает их, а Онегин просто проживает по обязанности.
Онегин едет в театр один, покинув пирушку, то у Автора же действия совершаются вместе – «летит обжорливая младость», «пора нам в оперу скорей», «а мы ревём речитатив».
Давайте вспомним, как Онегин проносится в дреме мимо купцов, разносчиков, извозчиков:
Слайд 6
«Глядишь – и площадь запестрела,
Всё оживилось: здесь и там
Бегут за делом и без дела,
Однако больше по делам.
Дитя расчёта и отваги,
Идёт купец взглянуть на флаги,
Проведать, шлют ли небеса
Ему знакомы паруса.
Какие новые товары
Вступили нынче в карантин?
Пришли ли бочки жданных вин?
И что чума? И где пожары?
И нет ли голода , войны
Или подобной новизны?
- Автор наблюдает за жизнью площади, вживается даже в строй мыслей отдельного купца Онегин же на это абсолютно не способен. Автор явно видит жизнь шире, ему открыто её многообразие, он умеет всмотреться и досмотреть до конца, его герой в этот момент уже летит за очередным впечатлением, не подозревая, что обделяет себя.
Вывод: Автор и Герой проживают свой день по-разному. Может быть, отсюда и итоговые определения: Онегин «Пронесётся за полдень, и снова// До утра жизнь его готова// Однообразна и пестра», для Автора же в Одессе «Всё блещет югом и пестреет// Разнообразностью живой». Умение ощущать жизненную пестроту как жизненную полноту, претворять её в разнообразие – это свойство Автора с его способностью чувствовать, любить, творить, для Онегина же лишённого такой способности, пестрота жизни оборачивается скукой и однообразием.
Д/з: дочитать роман «Евгений Онегин», подготовить устный рассказ об одном из героев.
Подведение итогов. Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы "Роман Ольги Славниковой "2017" - антиутопия нашего времени"
Хотя насыщенность программы 11 класса практически не оставляет времени для изучения художественных произведений последних десятилетий, хочется, чтобы элементарное представление о литературе этого пери...
Конспект урока по роману "Евгений Онегин" в 9 классе.
Данный материал представляет собой конспект урока-обощения работы над образом главного героя....
Конспект урока по роману "Война и мир" "Княжна Марья Болконская: история одной жизни"
Разработка представляет собой один из заключительных уроков по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир"...
Конспект урока по роману Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание»
Это 4 урок в системе изучения романа "Преступление и наказание", где определяется сущность разработанной Раскольниковым теории и рассматриваются взаимоотношения Раскольникова с остальными действующими...
Конспект урока литературы в 9 классе " Евгений Онегин - самое задушевное произведение А.С. Пушкина.
Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» - самое задушевное произведение поэта. Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, с особенностями сюжета романа, учить работать с опорной схемой, показ...
Конспект урока по роману "Мастер и Маргарита"
Подробная разработка урока...
Конспект урока по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Тема: А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. «От делать нечего друзья»? Цель:- продолжить формирование умения анализировать образ литературного героя, давать соп...