Бал литературных героев А.С. Пушкина
методическая разработка по литературе (9 класс)
Бал литературных героев А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Бал литературных героев А.С. Пушкина | 33.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе «Бал литературных героев А.С.Пушкина».
Цели:
- Углубить знания о жизни и творчестве А.С. Пушкина.
- Воспитание чувства гордости за свою страну, свой народ, создавший великую культуру 19 века.
- Расширение кругозора учащихся, осознанное знакомстве с большим количеством литературного, поэтического и музыкального материала за счёт введения литературного материала в исторический контекст 19 века.
- Воспитание, основанное на умении ребят воспринимать окружающий мир, благодаря которому они имеют возможность познать лучшие образцы мировой художественной культуры через музыкальный материал, историко-бытовой танец, литературные и исторические источники.
- Создание необыкновенной, неповторимой атмосферы бала 19 века, где каждый и актер, и зритель одновременно. Эстетическое воздействие на эмоции учащихся посредством использования разных видов искусства.
- Развитие творческих способностей через участие в танцах, театральныхпостановках,инсценировании.
Используемые наглядные пособия и презентации:
- Звучит музыка : произведения Штрауса , Чайковского , Моцарта , Глинки .
- Хозяйка бала и хозяин бала встречают гостей, с которыми раскланиваются и обмениваются любезностями.
- Каждый из гостей одет в бальный наряд или в вечернее длинное платье и костюм с белой рубашкой
- Звучит музыка.
Зал празднично оформлен. Участники вечера, изображающие героев произведений А.С.Пушкина, о чем-то оживленно беседуют. Действующие лица:
Хозяева бала:
Николай 1 и его жена Александра Федоровна
Гости: А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова.
Герман и графиня. («Пиковая дама»)
Маша Миронова и ее величество императрица Екатерина1 («Капитанская дочка»)
Граф Евгений Онегин и княгиня Татьяна Ларина. ( «Евгений Онегин»)
Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Дельвиг, Анна Керн, Клизавета Воронцова, Анна Оленина, Мария Раевская, Пьер Безухов, Графиня Болконская, графиня Анна Павловна Шеррер, Наташа Ростова, распорядитель бала, Дубровский Владимир графиня Мария Троекурова , Барышня-крестьянка-княгиня Елизавета Муромская, Граф Алексей Берестов,
Распорядитель бала: Сегодня у нас бал при дворе его величества Николая 1- всероссийского императора и его жены Александры Федоровны.
Николай 1: добрый вечер, дамы и господа. Нам выпала высокая честь быть ведущими Пушкинского бала. По светским условиям бала представляем вам почетных гостей: А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова.
Герман и графиня. («Пиковая дама»)
Маша Миронова и ее величество императрица Екатерина1 («Капитанская дочка»)
Граф Евгений Онегин и княгиня Татьяна Ларина. ( «Евгений Онегин»)
Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Дельвиг, Анна Керн, Клизавета Воронцова, Анна Оленина, Мария Раевская, Пьер Безухов, Графиня Болконская, графиня Анна Павловна Шеррер, Наташа Ростова, распорядитель бала, Дубровский Владимир графиня Мария Троекурова , Барышня-крестьянка-княгиня Елизавета Муромская, Граф Алексей Берестов
Александра Федоровна:
В этом году наш бал посвящен Александру Сергеевичу Пушкину, его окружению и конечно же его литературным героям.
Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век, приглашаем побывать на великосветском бале, рукоплескать нашим актрисам и постановщикам театральных действии, насладиться поэзией Пушкина.
Сегодня мы окунемся в минувшую жизнь, в эпоху 19 века. Одна из примет 19 века – бал как элемент дворянского быта, дворянской культуры.
Николай 1
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма
О, эта бешеная младость,
И теснота, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд.
Отправляясь в путешествие во времени, мы скажем, что бал в 19веке начинался с полонеза.
В 1858 году Теофиль Готье присутствовал на балу в Зимнем дворце и так описал его:
«В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинается»
Итак, полонез, господа! 10а класс
Александра Федоровна
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!
Николай 1
Благодарим! Вы были великолепны.
Для юной девушки, которую только начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там ее увидят в красивом бальном платье, и будет много света, и она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она легкая, грациозная…
Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
11 класс Пушкин, Вяземский, Гончарова- Башаров Юра, Кожевин Артур, три дамы- Боровских, Франтенко, Иршникова
Инсценировка «Пушкин женится» 11кл
1-я дама Слыхали новость: Пушкин женится.
2-я дама Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!
3-я дама-Но кто ж она?
1-я дама-Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.
2-я дама -Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.
3-я дамаМатушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.
1-я дама Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования
2-я дама Но, слышно, там появилась холера.
3-я дама Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.
1-я дама Брак для поэта – это такая проза!
2-я дама Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс.Натали – первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин – первый поэт России.
3-я дама Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали
1-я дама Да, да, я помню. Учила с маменькой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех ,
Без притязаний на успех.
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.
2-я дама И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька.
3-я дама Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.
1-я дама Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен.Шарман, шарман! Эль этэфий, эль этэамурёз
Пушкин.
Моя встреча с Натальей Гончаровой , моей милой, прелестной, нежной Натали произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Я даже не собирался в этот день никуда выезжать, но вдруг ко мне забегает Вяземский, в своей бобровой шубе, мокрой от снега, и прямо с порога кричит: «
Пушкин! Мой милый Пушкин! Поехали к Иогелю выбирать мне молоденькую невесту ».
На балу я увидел её – в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых…Я шагнул навстречу своей судьбе.
Пушкин приглашает Натали на вальс. К ним присоединяются остальные.
Вальс 11 класс
Распорядитель бала . С тех пор, как Пушкин шагнул навстречу Натали, для него не было ничего дороже и прекраснее неё. Он понял, что это прекрасное создание составит его счастье.
Пушкин.
Я думал сердце позабыло
Способность легкую страдать.
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты.
Натали. Звезда моя! Свет предреченных дней!
Твой путь и мой. Судьба их сочетает.
Твой луч светя звучит в душе моей,
В тебе она заветное читает.
И жар её, твой отблеск верный здесь,
Гори, гори! Не выгорит он весь.
Ведущая. Около двух лет тянулась история сватовства поэта. Наконец согласие было получено.
Пушкин, вскрывая конверт: Участь моя решена! Я женюсь…
та, которую я любил целые два года,
которые везде отыскивали глаза мои,
с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой!-
она моя…Я никогда не хлопотал о счастье.
Распорядитель бала:
Но вернемся к нашему балу. Он в полном разгаре. В зал входит Маша Миронова. -9а класс(Подходит к даме лет сорока)
Дама. Вы, верно, не здешние?
Маша. Точно так-с: я вчера только приехала.
Дама. Вы приехали с вашими родными?
Маша. Никак нет-с. Я приехала одна.
Дама. Одна? Но вы так еще молоды.
Маша. У меня нет ни отца, ни матери.
Дама. Вы здесь, конечно, по каким-нибудь делам?
Маша. Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне.
Дама. Вы сирота: вероятно жалуетесь на несправедливость и обиду?
Маша. Никак нет-с. Я приехала просить милости, а не правосудия.
Дама. Позвольте спросить, кто вы?
Маша. Я дочь капитана Миронова.
Дама. Капитана Миронова? Того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
Маша. Точно так-с.
(От автора.) Дама казалось, была тронута.
Дама. Извините меня, если вмешиваюсь в ваши дела; но я бываю при дворе; изъясните мне, в чем состоит ваша просьба, и, может быть, мне удастся помочь вам.
(Маша вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее даме, которая стала читать про себя)
Дама (с холодным видом) Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.
Маша. Ах, неправда.
Дама. (вся вспыхнув) Как неправда!
Маша. Неправда, ей богу неправда. Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве только потому только, что не хотел запутать меня.
Дама. (выслушав со вниманием) Где вы остановились? А, знаю. Прощайте, не говорите никому о нашей встрече. Я надеюсь, что вы не долго будете ждать ответа на ваше письмо.
В зал входит Татьяна Ларина.- 9в класс- Ефимова Дарья, Савельева Вера- слова, Башаров Олег
Распорядитель бала В зал входит «величавая» и «небрежная» законодательница зал Татьяна Ларина. (Подходит и садится в кресло с письмом в руках, плачет)
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине не узнал!
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит,
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева…
Его больной, угасший взор
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно все. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней
Она его не подымает,
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей…
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
XLIII
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…
XLIV
Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
…………………………………
XLVII
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Ведущий: На Пушкинских балах вторым по популярности считался вальс. Вальс был любимцем русских балов уже в пушкинские времена. Не из-за вальса ли Онегина с Ольгой Ленский вызвал друга на дуэль.
Помните: 9в класс Ольга, Онегин- Ладатко, - вальс 9в класса
Скучающий Онегин
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том, о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает…
Ведущая: Король бала! Вальс, господа!-9в класс
Ведущая: На балах «Пушкинской эпохи» очень часто звучали различные произведения. Баронесса Анна Керн исполнит для вас стихотворение.
Под звуки этого стихотворения вспоминаются сюжеты, ставшие достоянием русской литературы Х1Х века. Итак сцены из романа «Дубровский» 10 кл, «Пиковая дама» 10 класс, «Барышня- крестьянка»
инсценировка – 9в кл Пушкин подходит к друзьям
За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Мы её боготворили, ставили на первое место выше карьеры, удачи, даже любви.
Ученик Пушкин подходит к друзьям. Четверо лицеистов, взявшись за руки, читают хором:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Вальсированный шаг
Ведущий : А сейчас конкурс «Дефиле».
Всех юных красавиц просим выйти в круг. (Звучит медленная музыка) под вальсированный шаг проходят по кругу
В ней все гармония, все диво,- написал Пушкин о юной красавице. Вот и мы сейчас увидим походку, манеры, прически и туалеты наших милых барышень.
(Дефиле участниц бала. )Звучит медленная музыка.
Николай 1
Здесь теснота, волненье, жар.
Музыки грохот, свеч блистанье.
Мелькание, вихрь быстрых пар.
Красавиц легкие уборы.
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг —
Все чувства поражает вдруг.
Александра Федоровна
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.
Просим жюри подвести итоги конкурсов,
Звучат фанфары
Победители конкурсов в номинациях:
«Царица бала»
«Галантный кавалер»
«Чистейшей прелести чистейший образец»
«Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна..»
«Все в ней гармония, все диво »
награждаются.
Звучит спокойная музыка.
Николай 1
Время быстротечно. На востоке бледнеет небо. У парадного подъезда ждут кареты. У наших барышень стоптались туфельки.
Александра Федоровна
Кавалеры устали от блеска красоты.
Николай1:Вот и окончен наш блистательный бал! Пришло время расставания. Благодарим всех за участие в Пушкинком бале.
Распорядитель бала До свиданья. До новых встреч в следующем году!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль бытовой детали в раскрытии характера литературного героя. (На примере повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Не секрет, что деталь в художественном произведении играет значительную роль. Внимание к деталям обязательно, если вы стремитесь понять идейный замысел автора, проникнуть в мир его мыслей, чувст...
Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)
Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев" ( по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")
Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин в повести А.С.Пушкина....
Методическая разработка урока литературы с презентацией в 8 классе по теме "Обучение сравнительной характеристике литературных героев по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринев и Швабрин."
Обучение составлению сравнительной характеристики литературных героев....
Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели урока:*познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;*сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки ...
Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...