Адаптированная рабочая программа по русскому языку и чтению для коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по литературе (6, 8, 9 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Рабочая программа по русскому языку и чтению 6, 8, 9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

I    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе:

1.Федерального закона от 29.12.2012  273-ФЗ ( ред. От 03.02.2014) « Об образовании в Российской Федерации»

2. Постановление главного государственного врача РФ от 10 июля 2015 г.  26»Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Базисного учебного плана специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вид  ( вариант II), утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002  29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4.Приказа Министерства  образования и науки Российской Федерации от 31 марта  2014 г.

 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5.Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 года «О рабочих программах учебных предметов».

6. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» / Под редакцией И.М.Бгажноковой ( раздел «Язык и речь» авторы Галунчикова ,Якубовская 5-9 классы). Москва «Просвещение» 2010 ( 4-е издание исправленное и дополненное).

7. Учебного плана ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на   2017-2018 учебный год.

8.Календарного учебного графика на 2017 -2018 уч. год.

9.Положения «О рабочей программе учителя ГКОУ Кабанская СКОШИ VIII вида»

Цели и задачи:

- овладеть навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных пониманию детей произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

- быть социально адаптированными в плане общего развития .

Специальная задача коррекции речи и мышления учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Актуальность

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.

Содержание обучения программы имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

В программе принцип коррекционной направленности является ведущим. В программе конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, нравственного воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию личности в целом.

Обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями носит воспитывающий характер. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания, так как рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Учащиеся с интеллектуальными нарушениями трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, кратко, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.

Основные направления коррекционной работы:

коррекция познавательной деятельности учащихся;

- коррекция и развитие наглядно-образного мышления;

-развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приёмы запоминания и припоминания;

- коррекция внимания;

- развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Образовательный процесс организован в форме классно – урочной системы, а также в форме текущего контроля знаний , умений и навыков ( самостоятельные, контрольные работы, тестовые задания).

Данная программа ориентирована на обучающихся 5-9 классов «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

II УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение чтения на ступени основного общего образования отводится: в 5 классе – 4 часа в неделю 136 ч в год, в том числе 5 контрольных работ, в 6 классе – 4 часа 136 ч в год, в том числе 5 контрольных работ, в 7 классе – 4 часа в неделю 136 ч в год , в том числе 5 контрольных работ,  в 8 классе – 4 часа в неделю 136 ч в год , в том числе 5 контрольных работ, в 9 классе – 4 часа 136 ч в год ,в том числе 5 контрольных работ. Контрольные работы - проверка техники чтения.

Срок реализации программы 1 год

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о событиях в мире; о труде людей; о родной природе и бережном к ней отношении, о знаменательных событиях в жизни страны.

Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц.

Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы.

Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста.  

Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.

Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.

Заучивание наизусть стихотворений.

Тематика чтения

Сказки. Мир добра и зла.

Люблю русскую природу. Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться  окружающий мир. Светские и религиозные праздники  связи с разными временами года.

Удивительные животные. Рассказы, стихи, сказки, басни  жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных качеств.

Человек, будь человеком! Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.

Смешное и веселое. Юмористические произведения разных жанров.

Вечный свет подвига. Художественные произведения

о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.

Писатели мира- детям. Сказки и рассказы зарубежных авторов о жизни детей, об их приключениях, о животных.

Межпредметные связи

Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.

VIТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

6 класс

1-ый уровень

- Правильно читать вслух доступный текст целым словом, в трудных случаях по слогам

- читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения

задания учителя;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать несложные по содержанию тексты, используя картинный план;

- выражать своё отношение к поступкам героев (хорошо-плохо, правильно-

неправильно, почему;

- знать наизусть 8 стихотворений (объёмом в 8 строк).

2 уровень

- Правильно читать вслух доступный текст по слогам;

- отвечать на вопросы по предметному содержанию произведения;

- давать элементарную оценку поступкам героев (хорошо – плохо);

- заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом возможностей учащегося)

8 класс

1-ый уровень

- Читать вслух правильно, целым словом; выразительно в соответствии с нормами

литературного произношения;

- читать про себя с предварительным заданием доступные по содержанию тексты и

отвечать на вопросы;

- давать оценку поступкам действующих лиц;

- пересказывать текст по плану;

- знать наизусть не менее 8-10 стихотворений ( объём не менее 10 строк).

2 уровень

- Правильно читать вслух доступные тексты целым словом и по слогам;

- отвечать на вопросы по содержанию;

- пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные

учащимся по изображённым событиям;

- выражать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

- учить стихотворения наизусть (объём текста и количество стихотворений с учётом

особенностей учеников).

V КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Чтение 6 класс

(136 ч., 4 ч в неделю)

№ урока

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

План

Факт

Первая четверть 36 ч.

Произведения о

Родине

1

По В.Пескову «Отечество»

1

01.09

2

М.Ножкин «Россия»

1

04.09

3

М.Пришвин «Моя Родина»

1

06.09

Произведения о природе

4

В.Бианки «Сентябрь»

1

07.09

5

И.Бунин «Лес, точно терем расписной»

1

11.09

6

Ю.Качаев «Грабитель»

1

13.09

7

8

Б.Житков «Белый домик»

2

14.09

15.09

9

10

А.Белорусец «Звонкие Ключи»

2

18.09

20.09

11

12

13

К.Паустовский «Заячьи лапы»

3

21.09

22.09

23.09

14

И.Тургенев «Осенний лес в берёзовой роще»

1

04.10

15

16

Н.Носов «Хитрюга»

2

05.10

06.10

17

В.Бианки «Октябрь»

1

09.10

18

С.Михалков «Будь Человеком»

1

11.10

19

Б.Заходер «Петя мечтает»

1

12.10

20

По ДБиссету «Слон и муравей»

1

13.10

21

По.Д.Биссету «Кузнечик Денди»

1

16.10

22

Д.Родари «Как мальчик играл с палкой»

1

18.10

23

24

25

Д.Родари «Пуговкин домик»

3

19.10

20.10

23.10

Произведения на историческую тему

3

26

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

25.10

27

28

Ф.Глинка «Москва»

2

27.10

30.10

29

30

В.Бианки «Ноябрь»

Проверка техники чтения

1

1

01.11

02.11

31

32

По С.Алексееву «Без

Нарвы не видать моря»

2

03.11

13.11

33

По С.Алексееву «На берегу Невы»

Вторая четверть (28 ч.)

1

13.11

34

35

По С.Алексееву «На берегу Невы» По С.Соколову «Медаль»

3

15.11

16.11

17.11

36

По С.Алексееву «Гришенька»

1

20.11

37

Рассказы по Е.Холмогоровой 4 ч.

По.Е.Холмогоровой«Серебряный лебедь»

1

22.11

38

По Е.Холмогоровой «Боевое крещение»

1

23.11

39

«День рождения Наполеона»

1

24.11

40

«В дни спокойные»

1

27.11

41

42

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

2

29.11

30.11

43

44

Е.Пермяк «Тайна цены»

2

01.12

04.12

45

«Здравствуйте» Перевод Д.Гальпериной.

1

06.12

46

В.Бианки «Декабрь»

1

07.12

47

Е.Благинина «Новогодние загадки»

1

08.12

48

49

А.Никитин «Встреча зимы»

2

11.12

13.12

50

А.Дорохов «Тёплый снег»

1

14.12

51

А.С.Пушкин «Вот север, тучи…»

1

15.12

52

53

Д.Хармс «Пушкин»

2

18.12

20.12

54

Проверка техники чтения

В.Бианки «Январь»

2

21.12

22.12

55

56

58

Х.К.Андерсен «Ель»

3

25.12

27.12

28.12

59

60

61

А.Чехов «Ванька»

Третья четверть 38ч.

3

29.12

15.01

17.01

62

И.Никитин «Весело сияет…»

1

18.01

63

И.Суриков «Белый снег пушистый»

1

19.01

64

М.Зощенко «Лёля и Минька»

1

22.01

65

М.Зощенко «»Ёлка»

1

1

24.

25.01

66

Ю.Рытхэу «Пурга»

1

26.01

67

Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость»

1

29.01

68

В,Бианки «Февраль»

1

31.01

69

70

71

Изучение пьесы

4

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

3

01.02

02.02

05.02

72 -79

Изучение сказки

8

Х.-К. Андерсен «Снежная королева»

8

07.02-19.02

80

С.Смирнов «Первые приметы»

1

21.02

81

Изучение произведений о весне

16

В.Бианки «Март»

1

22.02

82

По В.Пескову «Весна идёт»

1

26.02

83

М.Пришвин «Жаркий час»

1

28.02

84

85

Г.Скребицкий «Весенняя песня»

2

01.03

02.03

86

В.Жуковский «Жаворонок»

Проверка техники чтения

1

05.03

87

88

А.Толстой «Детство Никиты»

2

07.03

12.03

89

А.Твардовский «Как после мартовских метелей»

1

14.03

90

А.Плещеев «И вот шатёр свой голубой»

1

15.03

91

В.Бианки «Апрель»

1

16.03

92 -95

96

К.Паустовский «Стальное колечко»

Проверка техники чтения

4

1

19.03

21.03

22.03

23.03

Четвёртая четверть 29 ч

97

98

99

Произведения о животных

6

По В.Астафьеву «Злодейка»

3

02.04

04.04

05.04

100

101

102

По Е.Барониной «Рассказы про зверей»

3

06.04

09.04

11.04

103

104

Изучение рассказа, басни.

13

В.Драгунский «Кот в сапогах»

2

12.04

13.04

105

106

Д.Хармс «Заяц и ёж»

2

16.04

18.04

107

И.Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

19.04

108 - 115

По Р.Киплингу «Рикки–Тикки-Тави»

8

20.04-

07.05

116

Изучение стих-й

В.Набоков «Дождь пролетел…»

3

1

10.05

117

В.Бианки «Май»

1

11.05

118

М.Дудин «Наши песни спеты на войне»

1

14.05

119 -122

В.Медведев «Звездолёт «Брунька»

4

16.05

17.05

18.05

21.05

123 -127

128

По К.Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

Проверка техники чтения

1

1

23.05

24.05

129

По А. де Сент–Экзюпери «Маленький принц»

1

25.05

130

В.Астафьев «Зорькина песня»

1

28.05

131

Н.Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел»

1

29.05

Чтение.   8 класс.

(136ч., 4 ч. в неделю)

 урока

Раздел

                               Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

Первая четверть 33 ч

Устное народное творчество

13

1

2

3

4

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

4

01.09

04.09

05.09

11.09

5

6

Пословицы и поговорки.

2

12.09

14.09

7

Баллады. В.А.Жуковский «Перчатка»

1

15/09

8

И.З.Суриков «Нашла коса на камень»

1

18/09

9

Былины

1

19/09

10-13

Былина «Добрыня и Змей»

4

21/09

22/09

25/09

26/09

Произведения русских писателей девятнадцатого века

56

 14

15

А.С.Пушкин. Биография

2

28/09

29/09

16

17

М.Я.Басина «Публичное испытание»

2

02/10

03/10

18

19

И.И.Пущин «Записки о Пушкине»

2

05/10

06/10

20

21

22

А.С.Пушкин «Памятник», «Во глубине сибирских руд»

3

09/10

10/10

12/10

23

24

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

2

13/10

16.10

25

26

27

А.С.Пушкин «И.И.Пущину», «19 октября 1827 года», «Няне»

3

17.10

19.10

20.10

28

А.С.Пушкин. «Я вас любил»

1

23.10

29

30

31

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о его работнике Балде»

3

24.10

26.10

27.10

32

Проверка техники чтения.

1

30.10

33

34

35

36

М.Ю. Лермонтов Биография

Вторая четверть 28 ч.

М.Ю.Лермонтов «Смерть Поэта»

1

3

31.10

13.11

14.11

16.11

37

38

39

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Родина», «Парус», «Сосна»

3

17.11

20.11

21.11

40

41

42

43

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…»

4

23.11

24.11

27.11

28.11

44

И.А.Крылов. Биография.

1

30.11

45

46

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне»

2

01.12

04.12

47

И.А.Крылов «Осёл и Соловей»

1

05.12

48

И.А.Крылов « Муха и Пчела»

1

07.12

49

Н.А.Некрасов. Биография.

1

08.12

50

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»

1

11.12

51

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская»

1

12.12

52

53

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный Нос»

2

14.12

15.12

54

55

Н.А.Некрасов «Русские женщины»

2

18.12

19.12

56

57

И.А.Никитин. «Русь», «Утро на берегу озера»

2

21.12

22.12

50

58

И.С.Тургенев. Биография

1

25.12

59-63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74-83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106-111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126-133

134

135

136

И.С.Тургенев «Муму»

5

26.12 – 29.12

Л.Н.Толстой. Биография

1

15.01

Л.Н.Толстой «После бала»

3

16.01

18.01

19.01

Произведения русских писателей первой половины двадцатого  века

А.П.Чехов.  Биография

1

22.01

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

2

23.01

25.01

В.Г.Короленко. Биография

1

26.01

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

10

29.01-

13.02

М.Горький «Макар Чудра»

3

15.02

16.02

С.А.Есенин. «Спит ковыль»

1

19.02

С.А.Есенин «Пороша»

1

20.02

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…»

1

22.02

А.П.Платонов «Разноцветная бабочка»

3

26.02

27.02

01.03

А.Н.Толстой «Русский характер»

4

02.03

05.03

06.03

12.03

Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»

2

13.03

15.03

Произведения русских писателей второй половины двадцатого века

43

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

3

16.03

19.03

20.03

Проверка техники чтения

1

22.03

Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

1

23.03

Четвёртая четверть 30 ч

Р.И.Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

6

02.04 – 10.04

Л.А.Кассиль «Пекины бутсы»

3

12.04

13.04

16.04

А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»

4

17.04

19.04

20.04

23.04

В.М.Шукшин «Гринька Малюгин»

3

24.04

26.04

27.04

В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка»

4

28.04

03.05

04.05

07.05

Р.П.Погодин «Алфред»

8

08.05 – 21.05

Проверка техники чтения

1

22.05

А.А.Сурков «Родина»

1

24.05

Итоговый урок

1

25.05

VI  ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1.Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. Учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – 8-е изд.  – М.: Просвещение, 2010. – 230 с.: ил.

2.Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).

3.Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).

4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития                                      (олигофренопедагогика)\ Б.П.Пузанов\ Академия\Москва,2009 г.

5. В.Волина «Учимся играя», М.: Новая школа, 1994 г.

6. В.И.Воробьева «Сочинения по картинам», М.: Астрель, 2003 г.

7.Воспитание и обучение детей с нарушениями развития \ периодическое издание  



Предварительный просмотр:

     I  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе:

1.Федерального закона от 29.12.2012  273-ФЗ ( ред. От 03.02.2014) « Об образовании в Российской Федерации»

2. Постановление главного государственного врача РФ от 10 июля 2015 г.  26»Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3. Базисного учебного плана специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вид  ( вариант II), утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002  29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4.Приказа Министерства  образования и науки Российской Федерации от 31 марта  2014 г.

 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

5.Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 года «О рабочих программах учебных предметов».

6. «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы» / Под редакцией И.М.Бгажноковой ( раздел «Язык и речь» авторы Галунчикова ,Якубовская 5-9 классы). Москва «Просвещение» 2010 ( 4-е издание исправленное и дополненное).

7. Учебного плана ГКОУ «Кабанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» на   2017-2018 учебный год.

8.Календарного учебного графика на 2017 -2018 уч. год.

9.Положения «О рабочей программе учителя ГКОУ Кабанская СКОШИ VIII вида»

Цели предмета:

1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».

2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)

3) Овладение умениями  участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.

Задачи предмета:

1) Овладевать речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

2) Формировать  орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

3) Обогащать словарный запас, учить пользоваться словарями разных типов;

4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Актуальность

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим для социальной адаптации.

Содержание обучения программы имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Основные направления коррекционной работы

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Активизация мыслительных процессов: обобщение, исключение.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Развитие и способности обобщать и делать выводы.

Коррекция и развитие устойчивости внимания и способности его переключать.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Данная программа ориентирована на обучающихся 5-9 классов «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

                                     II УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение письма и развития речи на ступени основного общего образования отводится: в 5 классе – 4 часа в неделю 136 ч в год, в том числе 5 контрольных работ, в 6 классе – 4 часа 136 ч в год, в том числе 5 контрольных работ, в 7 классе – 4 часа в неделю 136 ч в год , в том числе 5 контрольных работ,  в 8 классе – 4 часа в неделю 136 ч в год , в том числе 5 контрольных работ, в 9 классе – 3 часа 102 ч в год ,в том числе 5 контрольных работ.

Срок реализации программы 1 год.

                                          III СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6   класс (136 ч в год, 4 ч в неделю)

Предложение. Текст (4 ч.)

Деление текста на предложения. Распространение предложений Выделение главных и второстепенных членов предложения. Части текста: вступление, главная часть, заключение. Красная строка. Составление плана рассказа с последующим его изложением по плану. Однородные члены предложения. Использование в тексте однородных членов предложения.

Звуки и буквы. Текст (6 ч.)

Повторение. Звуки гласные и согласные. Их дифференциация по наличию и отсутствию преграды.

Ударные и безударные гласные. Написание ударных гласных в соответствии с произношением (произносим — слышим — пишем). Несоответствие звука и буквы в безударном положении (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка безударной гласной изменением формы слова и подбором родственных слов.

Звонкие и глухие согласные. Написания, соответствующие и не соответствующие их произношению. Правописание сомнительных согласных (произносим — сомневаемся — решаем орфографическую задачу). Проверка сомнительной согласной изменением формы слова и подбором родственных слов.

Слово. Текст. Состав слова (26 ч.)

Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Изменение лексического значения слова в зависимости от приставки и суффикса. Слова с суффиксами оценки (-оньк- — -еньк-, -ик, -ок, -к-, -ушк- — -юшк-, -ищ- и др.). Их употребление в речи.

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Дифференциация способов проверки.

Непроизносимые согласные.

Слова с двойными согласными в корне и на стыке корня и суффикса (осенний, длинный). Составление словаря наиболее употребительных слов.

Приставка и предлог.

Части речи (76 ч.)

Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их дифференциация в предложении.

Имя существительное. Значение в речи.

Существительные с шипящей на конце. Их правописание.

Три типа склонения имен существительных. Упражнения в вы- ', делении безударных падежных окончаний существительных.  Наблюдение за единообразным  написанием ударных и безударных падежных окончаний.

Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2,. 3-го склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и падежа с ударным окончанием (на родине — на земле, на дереве — на окне и т. д.).

Составление коротких рассказов с использованием разных средств связи: текстовых синонимов, местоимений, наречий (без терминов), существительных в различных падежах — по картинке, по предложенной ситуации и по опорным словам-существительным.

Имя прилагательное. Значение в речи.

Дифференциация существительных и прилагательных, обозначающих цвет (красный — краснота), форму (круглый — круг), настроение {радостный — радость) и т. д.

Род имен прилагательных, его зависимость от рода существительных. Согласование прилагательных с существительными в роде.

Родовые окончания прилагательных: ударные и безударные. Правописание прилагательных среднего рода с основой на шипящий (свежее, хорошее).

Число имен прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в числе.

Распространение текста именами прилагательными. Их правильное согласование с существительными в роде и числе.

Понятие о склонении прилагательных.

Упражнения в постановке вопросов от существительного к прилагательному в косвенных падежах. Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.

Глагол. Значение в речи.

Дифференциация глаголов, существительных и прилагательных, обозначающих однотипные семантические группы (свет — светить, светлый).

Времена глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Их различение по вопросам и значению. Употребление в речи глаголов различных временных категорий.

Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Предложение. Текст (19 ч.)

Различение предложений в зависимости от цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Правильное их интонирование. Логическое ударение в предложениях.

Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Интонация перечисления.

Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления.

Выбор лексического материала для построения различных предложений в зависимости от речевой ситуации (говорить о деле, живо о чем-то рассказывать, что-то доказывать). Составление диалогов с речевыми задачами: хочу сообщить, хочу рассказать, хочу убедить.

Практическое знакомство с обращением. Интонационные особенности. Культура речи при обращении. Место обращения в предложении. Знаки препинания.

Повторение.  (5 ч.)

Состав  слова. Составление  текстов  по  теме. Безударная  гласная  в  корне  слова. Правописание  согласной  в  корне  слова. Падежные  окончания  существительных. Падежные  окончания  прилагательных.

8 класс(136 ч в год, 4 ч в неделю)

Предложение.  (7 ч.)

Простое и сложное предложения. Их сравнение. Союзы и, а но в простом и сложном предложениях. Знаки препинания. Нахождение простых и сложных предложений в текстах учебников по литературе, географии и др.

Использование простых и сложных предложений в структуре текста. Отражение в тексте темы и идеи, наличие вступления главной части, заключения, средств связи предложений, образных слов и выражений.

Состав слова (16 ч.)

Однокоренные слова: подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, их дифференциация, разбор по со ставу. Систематизация орфографических правил: способы проверки гласных и согласных в корне, окончании имен существительных и прилагательных. Запоминание непроверяемых безударных гласных в корне слова, гласных и согласных в приставках.

Сложные слова с соединительной гласной и без нее (треугольник, турпоход).

Образование разных слов с помощью одних и тех же приставок и суффиксов. Наблюдение за значением этих слов. Слова с суффиксами оценки: уменьшения, увеличения, ласковости, пренебрежения.

Составление рассказа или описания. Использование в тексте слов с оценочными суффиксами.

Части речи (83 ч.)

Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение как части речи. Обобщение. Упражнения в составлении различных словосочетаний с предлогом или без предлога. Постановка вопросов от главного слова к зависимому.

Имя существительное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж, склонение). Анализ имен существительных с опорой на таблицу.

Использование имен существительных в качестве образных средств языка (бусы рябины, головка ромашки) и текстовых синонимов для связи предложений. (В наших лесах растет рябина.Это нарядное дерево красиво в любое время года.)

Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Проверка безударных окончаний способом подстановки существительного с ударным окончанием.

Составление словосочетаний существительных во множественном числе с другими словами (много тетрадей, килограмм конфет, пара чулок, носков).

Имя прилагательное. Значение в речи. Основные грамматические признаки (род, число, падеж). Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении. Выделение из литературного текста словосочетаний прилагательного с существительным и в том и в другом значении Для описания предмета, места, пейзажа, характера человека.

Упражнения в самостоятельном подборе прилагательных для описания картины или рассказа по ней. Составление текста.

Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Основные грамматические признаки (лицо, число, падеж).

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Склонение личных местоимений. Правописание местоимений предлогами.

Глагол. Значение в речи. Основные грамматические признак (время,, число, лицо).

Неопределенная форма глаголов на -ть, -ти, -чь, -ться. Правописание глаголов на -тся, -ться.

Употребление однокоренных глаголов с различными приставками (сказать, пересказать, высказать; спросить, допросить, переспросить и т. п.).

Упражнения в выборе глагольной лексики для художественно го описания предмета, места, пейзажа. Составление текстов.

Понятие о I и II спряжении. Упражнения в спряжении глаголов с ударным окончанием. Наблюдение за безударными окончаниями глаголов I и II спряжения. Запоминание написаний наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Использование таблицы, школьного орфографического словаря.

Наречие. Роль в речи (признаки действия, отвечающие на вопросы как? где? куда? откуда? когда?).

Образование    наречий    от    прилагательных    (веселый весело).

Составление словосочетаний наречий с глаголами движений речи, состояния, труда и т. д. Включение их в текст по определенной теме.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Случаи употребления в устной и письменной речи.

Упражнения в правописании числительных от 5 до 20, 30; о 50 до 80; от 100 до 900.

Упражнения в правописании составных числительных (двести восемьдесят пять).

Оформление доверенности, расписки, объявления, денежного перевода.

Предложение.  (25 ч.)

Сложное предложение с союзами и, а, но и простое с однородными членами с теми же союзами.

Сложное предложение с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Упражнения в составлении сложных предложений для рассуждения о чем-то (с опорой на схему), например: отнесение слова к определенной части речи с доказательством; объяснение времени, цели, причины поступка и т. д.

Составление простых и сложных предложений для последующего составления рассказа, описания, рассуждения.

Составление простых и сложных предложений для оформления деловых бумаг. Написание заявления.

Исправление текста.

Повторение (5 ч.)

Свободный диктант по тексту повествовательного характера с предварительным анализом.

Сочинение с опорой на картинку (описание места) и план-схему: вступление; главная часть (где? что?); заключение.

Изложение текста с элементами рассуждения с предварительным анализом.

Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала.

Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

Составление текста на основе заглавия-темы и плана или заголовка-идеи и плана.

Сочинение с элементами рассуждения («Мое любимое занятие», «Какая современная музыка мне нравится и почему», «Самая интересная компьютерная игра», «Почему надо беречь природу» и др.).

Письмо с элементами рассуждения.

Работа с деформированным текстом.

Изложения.

Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги.

9 класс(102 ч в год, 3 ч в неделю)

Повторение ( 8 ч.)

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но>со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы ( 6 ч.)

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъзнаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово (9 ч.)

Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Части речи (64 ч.)

Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов Iи II спряжения, глаголов с -ться и -тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200, 300,400,90.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение (12 ч.)

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Связная речь

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

  VI    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

6 класс

1 уровень

Списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова по слогам.Соблюдать красную строкупри списывании текста.;

писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40- 45 слов);

подбирать однокоренные слова;

доказывать принадлежность слов к определённым частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;

делить текст на предложения;

коллективно восстанавливать текст по предварительно выписанным опорным словосочетаниям ( до 50 слов);

писать и правильно оформлять короткие записки.

2-й уровень

Списывать слова в тексте по слогам, отдельные слова целыми словами;

писать под диктовку отдельные слова и короткие предложения с предварительным разбором изученных орфограмм;

подбирать однокоренные слова;

различать части речи по вопросам.

8 класс

 русский язык

1-й уровень

Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ( 50-60 слов)

Исправлять отмеченные учителем орфографические ошибки, комментируя орфограммы;

Подбирать однокоренные слова, опираясь на вопросы ( кто? какой?)

Определять части речи;

Писать объявления на заданную тему;

Составлять план письма и обсуждать его содержание

2-й уровень

Писать под диктовку текст, включающий слвоа с изученными орфограммами после предварительного анализа;

Исправлять ошибки, отмеченные учителем;

Различать части речи с опорой на таблицу;

Принимать участие в составлении плана, в отборе речевого материала для создания текста.

9 класс

1-й уровень

Писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами ( 60-65 слов)

Подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;

Определять части речи;

Составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;

Составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными структурными частями;

Писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;

Оформлять деловые бумаги с опорой на образец.

2-й уровень

Писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;

Пользоваться школьным орфографическим словарём;

Решать орфографические задачи, опираясь на схему;

Называть и различать части речи;

Принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;

Оформлять деловые бумаги с опорой на образец ( под руководством учителя)

            V      КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИ РОВАНИЕ

        6 класс русский язык 4 ч в неделю, 136 ч в год

 урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во ч.

Дата план

Дата

факт

Примеч

1

Повторение.

Предложение

1

01.09

2

Подлежащее и сказуемое

1

04.09

3

Распространённые и нераспространённые предложения

1

05.09

4

Однородные члены предложения

1

06.09

5

Звуки и буквы

Звуки и буквы

1

11.09

6

Парные звонкие и глухие согласные

1

12.09

7

Упражнения на закрепление

1

13.09

8

Состав слова

Состав слова

1

15.09

9

Однокоренные слова

1

18.09

10

Приставка

1

19.09

11

Контрольный диктант

1

20.09

12

Работа над ошибками

1

22.09

03.10

13

Приставка

1

25.09

04.10

14

15

Суффикс

2

26.09

27.09

06.10

09.10

16

Окончание

1

29.09

10.10

17

18

Упражнения на закрепление

2

02.10

04.10

11.10

13.10

19

20

Правописание безударных гласных в корне слова

2

06.10

09.10

16.10

17.10

21

22

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

2

11.10

13.10

18.10

20.10

23

Непроизносимые согласные в корне слова

1

16.10

23.10

24

Контрольный диктант

1

18.10

24.10

25

Работа над ошибками

1

20.10

25.10

26

27

Упражнения на закрепление

2

23.10

25.10

27.10

30.10

28

29

30

Приставка и предлог

3

27.10

30.10

01.11

31.10

01.11

03.11

31

32

Разделительный Ъ после приставок

2

13.11

14.11

13.11

14.11

33

34

35

Правописание приставок

3

15.11

17.11

20.11

15.11

17.11

36

37

Упражнения на закрепление

2

21.11

22.11

38

Части речи

Части речи

1

24.11

39

Имя существительное

Имя существительное

1

27.11

40

Имена собственные

1

28.11

41

42

43

Склонение имён существительных в единственном числе

3

29.11

01.12

04.12

44

45

Упражнения на закрепление

2

05.12

06.12

46

47

Склонение имён существительных во мн. числе

2

08.12

11.12

48

Дательный падеж

1

12.12

49

Творительный падеж

1

13.12

50

Предложный падеж

1

15.12

51

52

53

54

55

56

57

58

Родительный падеж

Упражнения на закрепление

4

1

1

2

18.12

19.12

20.12

22.12

25.12

26.12

27.12

29.12

6 класс 2 полугодие

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол –во ч.

Дата

План

Факт

Примеч

Третья четверть (40 ч.)

59

60

61-

68

69 -74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109 - 112

113

118

119

120

120

121

122

 123

124

125

126

127

128

129

130

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи

2

15.01

16.01

Изменение имён прилагательных по родам

8

17.01 –

30.01

Изменение имён прилагательных по числам

5

31.01 –

07.02

Упражнения на закрепление

1

Контрольные вопросы и задания

1

Склонение имён прилагательных в единственном числе

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода

2

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

1

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

2

Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

2

Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

2

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

2

Упражнения на закрепление

2

Склонение имён прилагательных женского рода

1

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

3

Винительный падеж имён прилагательных женского рода

2

Упражнения на закрепление

1

Контрольные вопросы и задания

1

Контрольный диктант

1

Склонение имён прилагательных во множественном числе

Склонение имён прилагательных во мн.ч.

1

Родительный и предложный падежи

1

Дательный и творительный падежи

2

Упражнения на закрепление

4

Контрольные вопросы и задания

1

Предложение

Однородные члены предложения

5

Сложное предложение

5

Обращение

2

Упражнения на закрепление

1

Контрольные вопросы и задания

Контрольный диктант

Работа над ошибками

1

Повторение

Повторение

Календарно-тематическое планирование. 7 класс

127 часов в год

Первая четверть 37 часов

№ п/п

Название раздела и темы урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечания

По

плану

По

факту

         1

2

Повторение                                                       Простое и сложное предложение

11

2

3

4

5

Однородные члены предложения.

3

6

7

Сложное предложение

2

8

Упражнения на закрепление

1

9

Контрольные вопросы и задания

1

10

11

Контрольный диктант

Работа над ошибками

1

1

12

 Состав слова.

Корень и однокоренные слова

23

1

13

Приставка.

1

14

 Суффикс

1

15

 Окончание

1

16

 Упражнения на закрепление.

1

17

18

Правописание безударных гласных в корне слова.

2

19

20

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

2

21

22

Непроизносимые  согласные в корне слова.

2

23

24

Упражнения на закрепление.

2

25

Гласные и согласные в приставках.

1

26

Разделительный ъ после приставок

1

27

Приставка и предлог.

1

 28

Упражнения на закрепление.

1

39

30

Сложные слова

1

31

Упражнения на закрепление

1

32

33

Контрольный диктант

Работа над ошибками

1

34

Контрольные вопросы и задания.

1

             

35

Части речи

 Имя существительное                                                              Имя существительное. Основные грамматические категории им. сущ. – род, число, падеж

75         

15

1

36

37

Имена существительные собственные и нарицательные

2

Вторая четверть 28 часов

38

Правописание имён существительных с шипящей на конце слова

1

39

Склонение им. существительных.

1

40

41

42

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

3

43

44

45

46

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе

4

47

48

49

Упражнения на закрепление

3

Имя прилагательное

22

50

51

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи

2

52

53

54

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже

3

55

56

57

58

Правописание родовых и падежных окончаний  им. прил. в единственном числе (мужского и среднего рода)

4

59

60

61

62

Правописание родовых и падежных окончаний  им. прил. в единственном числе(женского рода)

Контрольный диктант

Работа над ошибками

2

1

1

63

64

65

Упражнения на закрепление

3

Третья четверть 38 часов

66

67

68

Склонение им. прилагательных во мн. числе

3

69

70

71

       72

73

74

Упражнения на закреплени

Местоимение

Местоимение.Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2, 3 – го лица

3

17

3

75

76

77

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа

3

78

79

80

81

Склонение и правописание личных местоимений.

Личные местоимения единственного и множественного числа.  2  лицо местоимений.

2

2

82

Личные местоимения единственного и множественного числа.  3  лицо местоимений.

1

83

84

Раздельное написание предлогов с местоимениями

2

85

86

Упражнения на закрепление

2

87

88

Контрольная работа по теме «Местоимение».  

Работа над ошибками

2

Глагол

21

89

 Глагол. Понятие о глаголе.

1

90

91

92

Изменение глаголов по временам.(настоящее,прошед

-шее,будущее)

3

93

94

Изменение глаголов по числам

2

95

96

97

98

99

100

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Контрольный диктант

Работа над ошибками

4

1

1

101

102

103

Не с глаголами

Изменение глаголов по лицам

2

1

Четвёртая четверть 28 часов

104

105

Изменение глаголов по лицам

2

106

107

Правописание  окончаний глаголов 2 лица –  шь,-шься

2

108

109

     110

Упражнения на закрепление

        

Предложение

Предложение

2

22

1

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123-

124

125

126

127

128

129

130

131

132

Предложение. Простое и сложное предложения.

1

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении

1

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

2

Бессоюзное перечисление однородных членов с одиночным союзом и, союзами, а, но, повторяющимся союзом и Знаки препинания при однородных членах.

1

Перечисление однородных членов с  повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

1

Упражнения на закрепление.

1

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов

2

Обращение. Знаки препинания при обращении

3

Упражнения на закрепление

Контрольный диктант

Работа над ошибками

Повторение

3

1

1

5

   Календарно – тематическое планирование 8 класс русский язык

    4 ч. в неделю, 136 ч. в год

п/п

Наименование раздела и тем

Кол –во часов

Дата

По плану  

По факту

Примечания

I  четверть

1

1.Повторение (9 часов)

Предложение. Понятие.

1

1.09

1.09

2

Предложение простое и сложное.

1

4.09

4.09

3

Сложное предложение с союзами и, а, но

 и без них.

1

6.09

6.09

4-5

Однородные члены предложения.

2

6,8

6,11

6

Разные по составу слова

1

11

12

7

Однокоренные слова

1

12

13

8

9

Знакомые орфограммы.

2

13

15

15

18

10

2.Состав слова (14 часов)

Гласные и согласные в приставках

1

18

19

11

12

13

Приставка и предлог

3

19 -22.09

14

15

Сложные слова

2

25 -26.09

16

Контрольный диктант

1

27.09

27.09

17

Упражнения на закрепление

1

29.09

29.09

18

Автобиография

1

30.09

30.09

19

Контрольные вопросы и задания

1

    03.10

03.10

20

Части речи

1

04.10

04.10

21

Имя существительное

1

6.10

06.10

22

Собственные имена существительные

1

07.10

07.10

23

Правописание имён существительных единственного числа

1

10.10

10.10

24

25

Склонение имён существительных в ед. числе

2

11-13.10

11-13.10

26

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

1

14.10

14.10

27

Правописание имён существительных с шипящей на конце.

1

17.10

17.10

28

Несклоняемые имена существительные.

1

18.10

18.10

29

Упражнения на закрепление.

1

20.10

20.10

30

Контрольные вопросы и задания.

1

21.10

21.10

31

Упражнения на закрепление.

1

24.10

24.10

32

Контрольный диктант.

1

26.10

26.10

33

Работа над ошибками.

1

27.10

27.10

34

Упражнения на закрепление.

1

    28.10

28.10

II четверть

35

 Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи.

1

07.11

07.11

36

Согласование прилагательных с    существительными.

1

09.11

37

Родовые окончания прилагательных.

1

10.11

  38

  39

Правописание безударных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе.

2

11.11

14.11

40

Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ьи.

1

16.11

41-42

Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода на –ий, -ья,  -ье.

2

17.11

43

44

Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.

2

18.11

21.11

45

46

47

Упражнения  на закрепление по теме: «Склонение прилагательных в единственном и множественном числе».

3

23.11

24.11

25.11

48

Контрольные вопросы и задания.

1

28.11

49

Работа над ошибками.

1

30.11

50

51

Личные местоимения.

Личные местоимения как часть речи.

1

01.12

02.12

52

 Лицо и число местоимений.

1

05.12

53

 Местоимения 3 лица единственного числа.

1

07.12

54-55

Склонение местоимений 1, 2 и 3 лица.

2

08.12

09.12

56

Правописание местоимений с предлогами.

2

12.12

14.12

57

58

Особенность в правописании личных местоимений  3 лица с предлогами.

2

15.11

16.12

59

60

61

Упражнения на закрепление.

2

19.-22.12

62

Контрольный диктант.

1

23.12

63

Работа над ошибками.

1

26.12

64

Работа с деловыми бумагами. Заявление.

1

     27.12

III  четверть

62-63

Глагол.

Глагол как часть речи. Понятие. Значение в  речи.

2

15.01

64

Неопределенная форма глагола.

1

16

65

Правописание шипящих на конце слова.

1

17

66-67

Изменение глаголов по временам.

2

18,20.01

68-69

Прошедшее время глагола. Род и число.

2

23,24

70-71

Не с глаголами.

2

25,27

72

Изменение глаголов по лицам и числам.

1

30.01

73-74

Правописание глаголов 2 лица ед. числа.

2

31.01;

1.02

75-76

Правописание глаголов 3 лица на –тся и –ться.

2

3,6.02

77

Развитие речи. Изложение «Рыба-прилипала».

1

7

78

Работа над ошибками.

1

8

79

Упражнения на закрепление по теме: «Правописание глаголов 2 и 3 лица».

1

10

80

Диктант по теме «Изменение глаголов по временам и числам»: «Друзья птиц».

1

13

81

Работа над ошибками.

1

14

82

Спряжение глаголов. Понятие.

1

15

83-84

Личные окончания глаголов I и II спряжения.

2

17,20

85

Правописание ударных и безударных личных окончаний глаголов.

1

21

86

Определение спряжения глагола по окончанию.

1

22

87

Развитие речи. Сочинение по рисунку «Случай на рыбалке».

1

27

88

Работа над ошибками.

1

28.02

89

Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения.

1

1.03

90

Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения.

1

3

91-92

Распознавание спряжений глагола по неопределенной форме.

2

6,7

93-95-

Упражнения на закрепление по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения».

3

10,13,14. 03

96-97

Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

2

15,17.03

98

Контрольный диктант за III  четверть «Лесная опушка».

1

20

99

Работа над ошибками.

1

21

100

Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Анкета.

1

22.03

IV четверть

101

4.Предложение (22 часа)

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

3.04

102-103

Простое предложение нераспространенное и распространенное.

2

4,5.04

104

Главные члены предложения нераспространенные и распространенные.

1

7

105

Запятая при однородных членах предложения.

1

10

106

Однородные члены предложения с союзами и без них.

1

11

107

108

Однородные члены предложения нераспространенные и распространенные.

1

12

109

Работа над ошибками.

1

17

110-111

Обращение. Понятие. Знаки препинания при обращении.

2

18,19

112-113

Виды предложений по интонации. Знаки препинания.

2

21,24

114

Сложное предложение. Понятие.

1

25

115

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

26

116

Различие сложного предложения с союзомИи однородных членов предложения, связанных союзом И.

1

28.04

117-118

Сложное предложение с союзными словами. Знаки препинания.

2

2,3.05

119

Развитие речи. Восстановление текста по картине В. Маковского "Свидание".

1

5

120

Работа над ошибками.

1

8

121

Упражнения на закрепление по теме: «Предложение».

1

10

122

Развитие речи. Работа с деловыми бумагами. Объявление.

1

12

123

5. Повторение (11 часов)

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

15

124

Правописание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова.

1

16

125

Правописание безударных окончаний разных частей речи.

1

17

126

Контрольный диктант за IV четверть

1

19

127

Работа над ошибками.

1

22

128

Спряжение глаголов

1

23

129

Развитие речи. Изложение

1

24

130

Работа над ошибками.

1

26

131

Простые и сложные предложения

1

29

132

Упражнения на закрепление изученного.

1

30

133

Урок занимательной грамматики.

1

134

135

136

Повторение

3

9 класс

Русский язык

(102 ч., 3 ч. в неделю)

Первая четверть (27 ч.)

п.п.          

Раздел

Тема уроков      

Кол-во  

часов

Дата по

плану

Дата по

факту

Примечания

Повторение

5

1

Предложение    

1

05.09

05.09

2

Обращение

1

06.09

06.09

3

4

5

Сложные предложения с союзами и, а. но и с союзными словами

Контрольный диктант

2

1

07.09

12.09

20.09

07.09

12.09

20.09

Звуки и буквы

7

6

Звуки и буквы

1

13.09

13.09

7

Разделительные ъ и ь

1

14.09

14.09

8

9

10

Знакомые орфограммы

3

19.09

20.09

21.09

11

Обобщающие упражнения.

Объявление

1

26.09

Состав слова

9

13

Разбор слова по составу

1

27.09

14

15

16

Правописание приставок

3

28.09

03.10

04.10

17

Упражнения на закрепление

1

05.10

18

19

Сложные слова

2

10.10

11.10

20

Сложносокращённые слова

1

12.10

21

Обобщающие упражнения

1

17.10

Части речи

86

22

Части речи

1

18.10

23

Контрольный диктант

1

19.10

24

Работа над ошибками

1

24.10

Имя существительное

10

25

Имя существительное. Значение в речи имени существительного

1

25.10

26

27

Грамматические признаки имени существительного

2

26.10

31.10

28

29

Склонение имён существительных в единственном числе

2

01.11

02.11

Вторая четверть

30

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе

1

14.11

31

Правописание имён существительных с шипящей на конце

1

15.11

32

Несклоняемые имена существительные

1

16.11

33

Упражнения на закрепление

1

21.11

34

Контрольные вопросы и задания

1

22.11

       Имя прилагательное

12

35

36

Имя прилагательное. Значение в речи имени прилагательного

2

23.11

28.11

37

Согласование имён прилагательных с именем существительным

1

29.11

38

39

Безударные окончания имён прилагательных

2

30.11

05.12

40

41

Имена прилагательные на –ий, -ья, - ье, -ьи

2

06.12

07.12

42

43

Обобщающие упражнения

2

12.12

13.12

44

Контрольные вопросы и задания

1

14.12

45

Контрольный диктант

1

19.12

46

Работа над ошибками

1

20.12

Местоимение

9

47

48

Личные местоимения. Значение местоимений в речи

2

21.12

26.12

49

Лицо и число местоимений

1

27.12

50

51

Склонение личных местоимений

Третья  четверть.

2

28.12

16.01

52

Личные местоимения с предлогами

1

17.01

53

Правописание личных местоимений 3-го лица

1

18.01

54

Обобщающие упражнения

1

23.01

55

Контрольные вопросы и задания

1

24.01

Глагол

19

56

Глагол. Значение глагола в речи

1

25.01

57

Грамматические признаки глагола.

1

30.01

58

Неопределённая форма глагола

1

31.01

59

Не с глаголами

1

01.02

60

Упражнения на закрепление

1

06.02

61

62

63

Изменение глагола по лицам и числам

3

07.02

08.02

13.02

64

65

66

67

Глаголы I и II спряжения

4

14.02

15.02

20.02

21.02

68

69

Глаголы в повелительной форме

2

22.02

27.02

70

Ь в глаголах

1

28.02

71

72

Обобщающие упражнения

2

01.03

06.03

73

Анкета

1

07.03

74

Контрольные вопросы и задания

1

13.03

75

Контрольный диктант

1

14.03

76

Работа над ошибками

1

15.03

Наречие

9

77

78

Наречие как часть речи

3

20.03

21.03

22.03

Четвёртая четверть

24

79

80

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия

2

03.04

04.04

81

82

Правописание наречий с О и А на конце слова

2

05.04

10.04

83

84

Обобщающие упражнения

2

11.04

12.04

85

Контрольные вопросы и задания

1

17.04

Имя числительное

8

86

Имя числительное как часть речи

1

18.04

87

Порядковые и количественные числительные

1

19.04

88

Правописание числительных от 5 до 20

1

24.04

89

Правописание числительных от 50 до 80

1

25.04

90

Правописание числительных от 500 до 900

1

26.04

91

Правописание числительных 90,200, 300, 400.

1

03.05

92

Обобщающие упражнения

1

08.05

93

Контрольные вопросы и задания

1

10.05

Части речи

2

94

95

Части речи

2

15.05

16.05

Предложение

6

96

Главные и второстепенные члены предложения

1

17.05

97

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами

1

22.05

98

Обращение. Прямая речь

1

23.05

101

Контрольный диктант

1

24.05

102

Работа над ошибками

1

25.05

       VI      ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы» под редакцией  И.М.Бгажноковой ( раздел «Язык и речь» авторы Галунчикова ,Якубовская 5-9 классы). Москва «Просвещение» 2010 ( 4-е издание исправленное и дополненное).

2. В. Дмитриева «Словарные слова (практическое пособие для младших классов)»,  Корона-принт, 2011 г.

3. В.Волина «Учимся играя», М.: Новая школа, 1994 г.

4. В.И.Воробьева «Сочинения по картинам», М.: Астрель, 2003 г.

5.Воспитание и обучение детей с нарушениями развития \ периодическое издание  

6.Л. В. Зубарева  «Коррекция письма на уроках»,Практические и тренировочные упражнения, Учитель, 2008 г.

7.Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе \ А.К.Аксенова \ М.: Просвещение, 1994 г.

8.Н.Н.Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку», М.: Просвещение, 2001 г.

9.Начальная школа \ периодическое издание  

10.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика)\ Б.П.Пузанов\ Академия\Москва,2009 г.

11.Русский язык. Учебник для 6 класса \  Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская \ М.: Просвещение, 2012 г.

12.Русский язык. Учебник для 8 класса \  Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская \ М.: Просвещение, 2012 г.

13.Русский язык. Учебник для 9 класса \ Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская \ М.: Просвещение, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здор...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Развитие связной речи на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида.

Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отри...

Выступление на педагогическом совете на тему «Система оценивания учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида»

У педагогов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида и учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, нередко возникают вопросы, связа...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по русскому языку    2 класс специальной коррекционной школы VIII вида( учебник русский язык 2 класс Э.В. Якубовская)...