Всероссийская олимпиада по литературе (школьный этап) 2018-2019 уч.год
олимпиадные задания по литературе (9, 10, 11 класс)
Всероссийская олимпиада по литературе
(школьный этап) предназначена для 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания олимпиады | 41.5 КБ |
Критерии оценивания | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада по литературе
(школьный этап)
2018-2019 уч.год
Инструкция по выполнению задания
Участники школьного этапа олимпиады по литературе выполняют два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое.
Время выполнения заданий – 5 астрономических часов. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.
I Аналитическое задание
Участнику олимпиады предлагается провести комплексный анализ художественного текста. Анализируя его, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.
Демон
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия –
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья, -
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, -
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапно осеня,
Тогда когда-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел –
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
А.С. Пушкин (1823)
Опорные вопросы:
- Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.
- Как вы думаете, почему «злобный гений стал тайно навещать» лирического героя?
- Охарактеризуйте этого «злобного гения». Как вы думаете, в чём причина его язвительности, неверия, насмешливости?
- В чём особенность композиции стихотворения?
- А.С. Пушкин однажды написал в одном из своих произведений: «Гений и злодейство не совместимы». Прокомментируйте в связи с этим определение, данное поэтом второму лирическому герою стихотворения – «злобный гений».
- Как вы считаете, есть ли перекличка между стихотворением А.С. Пушкина «Демон» и произведением И.-В. Гёте «Фауст»? Свой ответ обоснуйте.
Есть ли параллели со стихотворениями поэтов XX века?
- Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Демон» с приведённым ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Мой демон». В чём сходство и различие между этими двумя стихотворениями?
Мой демон
1
Собранье зол его стихия;
Носясь меж тёмных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туман, бледную луну,
Улыбки горькие и очи,
Безвестные слезам и сну.
2
Ничтожным, хладным толкам света
Привык прислушиваться он,
Ему смешны слова привета
И всякий верящий смешон;
Он чужд любви и сожаленья,
Живёт он пищею земной,
Глотает жадно дым сраженья
И пар от крови пролитой.
3
Родится ли страдалец новый,
Он беспокоит дух отца,
Он тут с насмешкою суровой
И с дикой важностью лица;
Когда же кто-нибудь нисходит
В могилу с трепетной душой,
Он час последний с ним проводит,
Но не утешен им больной.
4
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня;
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда,
И, дав предчувствия блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М.Ю.Лермонтов (1831)
II Творческое задание
- Составьте диалоги (пять реплик у каждого персонажа), которые могли бы состояться:
А) между Владимиром Дубровским («Дубровский», А.С. Пушкин) и Петром Гринёвым («Капитанская дочка», А.С. Пушкин).
Б)между Машей Троекуровой («Дубровский», А.С. Пушкин) и Машей Мироновой («Капитанская дочка», А.С. Пушкин).
Содержание диалогов мотивируйте (5-6 предложений по каждому диалогу). За каждый диалог по 5 баллов и за каждое объяснение содержания диалога по 5 баллов.
Итого максимальный балл-20 баллов
2. По опорным словам напишите четверостишие, которое бы отвечало следующим условиям:
- стихотворный размер – трехстопный амфибрахий; (5 баллов)
- рифма – перекрестная; (2 балла)
- в тексте используйте сравнение и инверсию; (3 балла)
Вечерний…
…
…печальный
Итого максимальный балл-10 баллов
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания аналитического задания (I)
Критерии | Показатели | Баллы |
Понимание произведения как «сложно построенного смысла», последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. | Учащийся характеризует лирического героя стихотворения, его «злобного гения», определяет особенность композиции, комментирует определение «злобный гений», обосновывает своё мнение по поводу переклички между стихотворением А.С. Пушкина «Демон» и произведением И.-В. Гёте «Фауст», выявляет параллели со стихотворениями поэтов XX века, сравнивает стихотворение А.С. Пушкина «Демон» и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Мой демон», определяя сходство и различие. Учащийся характеризует лирического героя стихотворения, его «злобного гения», определяет особенность композиции, комментирует определение «злобный гений», сравнивает стихотворение А.С. Пушкина «Демон» и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Мой демон», определяя сходство и различие. Учащийся не обосновывает своё мнение по поводу переклички между стихотворением А.С. Пушкина «Демон» и произведением И.-В. Гёте «Фауст», не выявляет параллели со стихотворениями поэтов XX века. Учащийся характеризует лирического героя стихотворения, его «злобного гения», определяет особенность композиции, комментирует определение «злобный гений». Учащийся сравнивает стихотворение А.С. Пушкина «Демон» и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Мой демон», определяя только сходство или различие, не обосновывает своё мнение по поводу переклички между стихотворением А.С. Пушкина «Демон» и произведением И.-В. Гёте «Фауст», не выявляет параллели со стихотворениями поэтов XX века. Учащийся не характеризует лирического героя стихотворения, его «злобного гения», не определяет особенность композиции, вместо анализа текста – пересказ. | 30 20 10 0 |
Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. | Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, имеется одно нарушение абзацного членения текста. Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, но последовательность изложения нарушена, допущено более одной логической ошибки, имеются нарушения абзацного членения текста. Работа учащегося не характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью, последовательностью изложения, допущено несколько логических ошибок, имеются нарушения абзацного членения текста. | 15 10 5 0 |
Теоретико-литературный контекст, умение ориентироваться в нём | Участник владеет литературоведческими понятиями, правильно их определяет, находит в тексте и объясняет значение в конкретном произведении. Участник владеет литературоведческими понятиями, находит в тексте, но не объясняет их роль. Участник владеет литературоведческими понятиями, но не все находит в тексте и не объясняет их роль. Участник не владеет литературоведческими понятиями, не умеет находить их в тексте. | 10 7 3 0 |
Историко-литературный контекст | Участник демонстрирует историко-литературную эрудицию, уместно использует фоновый материал из области культуры и литературы, фактические ошибки отсутствуют. Участник демонстрирует историко-литературную эрудицию, но не всегда уместно использует фоновый материал из области культуры и литературы, фактические ошибки отсутствуют. Участник не в полной мере демонстрирует историко-литературную эрудицию, не использует фоновый материал из области культуры и литературы, допущена одна фактическая ошибка. Участник не проявляет историко-литературную эрудицию, не привлекает фоновый материал из области культуры и литературы, допущены две и более фактические ошибки. | 10 7 3 0 |
Общая языковая и речевая грамотность | Ошибок нет или допущена одна негрубая. Допущены 1-2 ошибки. Допущены 3-4 ошибки. Допущено более 4 ошибок. | 5 3 1 0 |
Примечание: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.
Итого: максимальный балл – 70 баллов
II Творческое задание
Содержание диалогов мотивируйте (5-6 предложений по каждому диалогу). За каждый диалог по 5 баллов и за каждое объяснение содержания диалога по 5 баллов.
Итого максимальный балл-20 баллов
2. По опорным словам напишите четверостишие, которое бы отвечало следующим условиям:
- стихотворный размер – трехстопный амфибрахий; (5 баллов)
- рифма – перекрестная; (2 балла)
- в тексте используйте сравнение и инверсию; (3 балла)
Вечерний…
…
…печальный
Итого максимальный балл-10 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап
Это задания и ответы Всероссийской олимпиады школьников II (муниципального) этапа Мировая художественная культура. 10 класс....
Программа Всероссийской Олимпиады по физкультуре. (Районный Этап)
Программа включает в себя комплекс заданий для подготовки к Олимпиаде (практическая часть)....
1 ИТОГИ ОЛИМПИАДЫ по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (районный этап) 2018-2019 год
ИТОГИ ОЛИМПИАДА по ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (районный этап) 2018-2019 год...
Команда МБОУ СОШ № 1 г. Сальска заняла 3 место во Всероссийском суперфинале "Локобаскет – Школьная лига" сезон 2018-2019
13-й в истории турнир «Локобаскет – Школьная лига» финишировал в символичной локации – в Сочи, на «Адлер-Арене»....
Всероссийская олимпиада школьников по предмету «География», школьный этап, 2018-2019 учебный год
Всероссийская олимпиада школьников по предмету «География», школьный этап, 2018-2019 учебный год...
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК) 2018-2019 уч. год (5-6 класс)
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по искусству (МХК)2018-2019 уч. год(5-6 класс)1,5 астрономических часа....
Участие в работе жюри олимпиады по математике (муниципальный этап) 2018-2019 учебный год
Приказ управления по образованию г.Химки...