Урок литературы в 7 классе
учебно-методический материал по литературе (7 класс)
Изучение произведения Е.Носова "Живое пламя". 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosov_zhivoe_plamya_urok.rar | 413.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 57. Е.Носов « Живое пламя»
Цель обучения: познакомить с идейно - художественным своеобразием рассказа Е.И. Носова « Живое пламя»; способствовать развитию навыков работы с лексикографической литературой; продолжить работу над развитием речи учащихся: формирование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса; способствовать развитию мыслительной деятельности: умение анализировать прозаический текст, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе: в парах, в группах; воспитывать чувства ответственности за результат групповой работы, стремление к успешности; воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому Отечества: уважение к ветеранам, к славным традициям России, способствовать эстетическому вкусу учащихся.
Эпиграф к уроку:
Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины,
бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и
очевидцы, пока ещё живы, передали бы своим
детям и внукам священную память о павших из
рук в руки, от сердца к сердцу.
Е.Носов
Ход урока:
1.Орг. начало
2.Актуализация знаний
- Когда мы обычно зажигаем свечи?
- Что символизирует свеча?
Огонь во все времена считался символичным, священным для людей. Его оберегали в древности, его почитали, считалось, что огонь очищает душу человека, и может смести и уничтожить всё на своём пути. Именно поэтому перед огнём благоговели, его же и боялись. Историки находят свидетельства того, что огонь наши предки зажигали тогда, когда необходимо было почтить умерших людей. Такие ритуальные особенности огня перешли и в наше время.
Свеча догорает, память остаётся.
- Память! Что это? Наказанье или дар божий?
- Может ли жизнь без неё быть полноценной?
3.Работа по теме:
Работа над понятием «ПАМЯТЬ». Составление «энциклопедии» слова.
Работа с высказываниями. Задание: вставьте пропущенное слово в данных ниже высказываниях:
1. … - это сокровищница и опекунша всего в мире. (Цицерон)
2. Прошлое, хранящееся в … , есть часть настоящего.
(Т. Котарбиньский)
3. Потерял … - потерял себя. Пословица.
4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик)
5. Без … наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн)
Работа со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Приложение.
-Познакомьтесь со словарными статьями слова ПАМЯТЬ. Какое определение вам кажется более удачным?
-Вспомните, что называется эпитетом. (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)
-Подберите эпитеты к слову ПАМЯТЬ. Работа со словарной статьёй слова ПАМЯТЬ. В словаре приведено около 100 эпитетов к слову. Выберите понравившиеся эпитеты.
-Вспомните крылатые выражения, фразеологизмы со словом ПАМЯТЬ, объясните их значение.
-Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?
-Ответить на эти вопросы сразу трудно. Вам поможет рассказ Е. И.Носова « Живое пламя»
-Сегодня на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя», проследим, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения. Слайд № 1.
( портрет Е. Носова)
Перед нами предстаёт очень добрый и светлый человек. О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, мучило его так сильно и неотступно , что он говорил: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу».
Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.
Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».
После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. С детства любивший рисовать и явно обладавший талантом, уезжает в Среднюю Азию работать художником, оформителем, литературным сотрудником. Начинает писать прозу. В 1958 году выходит его первая книга рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
В 1961 году возвращается в Курск, становится профессиональным писателем. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».
Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.
Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «ЖИВОЕ ПЛАМЯ».
СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА РАССКАЗА.
1) «Ну, какой из мака цвет!»
2) «Клумба стояла неузнаваемой».
3) «Два дня буйно пламенели маки».
4) «И у людей так бывает…»
5) «... не дать погаснуть живому огню».
БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ.
1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?
2) Расскажите об Ольге Петровне. Назовите детали, свидетельствующие об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце. Обратите внимание на слова, мимику, жесты, осанку героини.
3) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов? (Чтобы унять душевную боль.)
4) Почему тётя Оля не любила маки? (Для клумбы мак не подходит: пыхнул и сразу сгорел.)
5) Почему рассказчик посеял маки?
6) Выразительно прочитайте описание клумбы. Каким цветам автор уделяет особое внимание? Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки? Какие художественные приёмы использует автор при описании маков? Как показана их недолгая красота? Заполните таблицу:
СРАВНЕНИЯ:
ЭПИТЕТЫ:
МЕТАФОРЫ:
7) Перечитайте эпизод, где герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?
8) Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?
9) Сумел ли Е. Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны?
10) Война – величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает бесконечно тяжелый грохот бомбежек…
-В рассказе Е. И. Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. Сын тёти Оли геройски погиб, короткая у него была жизнь, зато в полную силу прожита.
- Как вы думаете, почему так назван рассказ?
- Давайте посмотрим. Слайд ( маки)
- Найдите в тексте описание клумбы. Прочитайте.
- С чем сравнивает Носов описание маков?
- Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?
- Почему пламя живое? Давайте проследим, какие глаголы употребляет автор: пламенели - осыпались-погасли. Как называется художественный приём, основанный на усиление или, наоборот, ослаблении какого-либо признака?
Маки, подобно человеческой жизни, сначала распустились, затем пламенели, гасли и горели.
Вот так и люди, так говорит тётя Оля.
- Что она имела в виду?
Мак сравнивается с человеческой жизнью: « Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную жизнь прожита». Мак как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни. Человек принёс пользу стране, оставил после себя хороший. Яркий след - добрую память.
- Почему всё – таки маки, а не пионы, не тюльпаны.
Почему маки - ответ даёт на этот вопрос сам Носов.
Знайте! Слово «мак» имеет мифологическое объяснение. Происхождение мака связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека. В христианской литературе распространено представление, что маки растут на крови распятого на кресте Христа ( мак как символ невинно пролитой крови)
Теперь становится ясно, почему автор выбирает из всей « цветочной аристократии» именно мак и делает его главным художественным образом. В рассказе « цветочная аристократия» « кажется настоящим ковром», если рядом – маки. Но без них сразу на пышной клумбе стало пусто.
ВЫВОД:
- Мак- символ возвышенного, героического у Н. Носова. Он, словно боясь, что его неправильно истолкуют, сказал: « Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу…»
- Как вы понимаете конец рассказа?
Любуясь « большим костром маков», автор наблюдает, как « снизу… подымались всё новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».
И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже» большой костёр» огненных цветов. А ведь это и есть Вечный огонь.
- Что символизирует Вечный огонь? ( Знак вечной памяти и молчания.)
- Ребята, кто знает, почему Вечный огонь не затушили, даже на короткое время, а просто временно переселили на Поклонную гору, в связи с ремонтными работами?
Вечный огонь потому и называется Вечным, что он горит всегда. Память не должна затихать ни на одну минуту. Без памяти жизнь потеряла бы смысл.
- Ребята, а если б Алексей не погиб молодым, красивым. Сколько ему было бы лет? Посчитайте. Примерно 85 лет.
- Давайте представим человека, которому 85 лет, представим образ ветерана.
(На доске портреты ветеранов)
Эти немощные люди со сверкающими орденами и медалями в День Победы. Обычно, в повседневности, это старики : дедушки и бабушки, сидят на скамейке, говорят о погоде, здоровье, детях и никогда о войне. У них слезятся глаза, но эти глаза видели взрывы, немецкие танки. В этих глазах был страх смерти. У ветеранов немощные, дрожащие руки, но эти руки держали оружие, стреляли в фашистов, перевязывали раны, стирали грязные бинты в ледяной воде, эти руки рыли окопы и хоронили своих товарищей.
Они стараются не думать о войне. Тяжело это и больно. Мы в огромном долгу перед ними, потому что мы должны сохранить эту память.
- Так что же такое память? Помогает ли она нам жить сейчас или мешает?
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»
Стихотворение Е. Акимовой «Маки»:
Война прошла, минуло много лет,
Из памяти стирая эти годы.
Но не забудь, Россия, этих бед,
О них тебе напомнят маков всходы.
Алеют маки искрой на земле,
Горят они в степных просторах, в поле
И обжигают сердце всей стране,
Как капли крови, да, горячей крови.
Цветут они и не дают забыть
О тех боях за жизнь и за свободу,
О тех, кто смог себя не пощадить,
Своею кровью обогреть всю воду.
Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.
Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.
Звучит песня «Красные маки»
Заключительное слово учителя. Прошло 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.
Приложение
«Энциклопедия» слова ПАМЯТЬ
ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. (С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.)
ПАМЯТЬ ж. (мнить, мнети). Способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)
ПАМЯТЬ, памяти, мн. нет, жен. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Д. Н. Ушаков. Толковый словарь.)
ПАМЯТЬ. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления; запас хранимых впечатлений. О хорошей памяти. Баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, громадная, ёмкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная, исключительная, кибернетическая, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная, недурственная (разг.), незаурядная, неимоверная, необыкновенная, необычайная, неплохая, нестареющая, обширная, огромная, острая, отличная, отменная, поразительная, превосходная, прекрасная, редкая, свежая, сильная, сногсшибательная (разг.), твердая, удивительная, уникальная, упрямая, феноменальная, фотографическая, хваткая (разг.), хорошая, цепкая, чудесная, чудная, чуткая. О плохой памяти. Гусиная (разг.), девичья (разг.), дурная (разг.), дырявая (разг.), капризная, короткая, куриная (разг.), неважная, незавидная, непрочная, никудышная (разг.), отвратительная, плохая, птичья (разг.), слабая, худая, Анафемская, демонская, зеркальная, крылатая, нерастраченная, помертвелая, тучная, усталая. Аффективная, долговременная, зрительная, логическая, машинная, механическая, моторная, музыкальная, образная, оперативная, словесная, слуховая, чувственная, эмоциональная и т. п. 2. Воспоминания о ком.-, чем-либо. Бессмертная, благодарная, блаженная (устар.), вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая (устар.), священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная. Гранитная, кровавая, темная, яростная. Всеобщая, людская, народная, человеческая и т. п. (Словарь эпитетов. К. С. Горбачевич.)
Фразеологизмы со словом ПАМЯТЬ.
Врезаться в память (хорошо запомниться).
Свежо в памяти (еще хорошо помнится).
Это на его памяти (о чем-нибудь отдаленном: он это помнит, был свидетелем происходившего).
Прийти на память (вспомниться).
Короткая память (о человеке, который быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-нибудь).
По старой памяти (в силу прежней дружбы, старого знакомства, старых отношений).
Хранить в памяти (никогда не забывать).
Память души (то, что глубоко прочувствовано кем-либо, тяжело пережито).
Вечная память (выражение пожелания всегда помнить умершего).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...