Социализация старшеклассников на уроках литературы.
статья по литературе (11 класс)
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педагогического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность проблемы обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома, а также особенностями личности ребенка, воспитуемого вне семьи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лобанова Н. В., учитель русского языка и литературы
ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа».
Социализация старшеклассников на уроках литературы.
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педагогического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность проблемы обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома, а также особенностями личности ребенка, воспитуемого вне семьи.
Мы, взрослые, знаем, какими трудными бывают вхождение в коллектив, профессиональное становление. Не каждый способен преодолеть эту «полосу препятствий», выстоять, не спасовать перед трудностями. Человек живет среди людей и не всегда может выстроить с ними отношения. Вот почему в детских домах и школах-интернатах уделяется большое внимание проблеме социализации старшеклассников.
Педагогам важно сосредоточить усилия на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повешенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Ведь сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству.
Юношеский возраст – это период, когда старшеклассники стремятся проявить себя в таких качествах, которые считают наиболее ценными, когда происходит врастание в культуру, развитие самосознания, самооценки уровня собственных требований; идет усиление процесса рефлексии, самоуглубления, поиска неповторимой ценности собственной личности. В этот период особо высока роль предмета литературы, который в значительной степени помогает реализовать нравственный компонент социализации.
Для моих учеников уроки литературы – это творческий процесс осмысления важных жизненных ценностей. Активно влияя на формирование учащихся, литература способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру. Поэтому одну из важных задач вижу в том, чтобы научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.
На мой взгляд, уроки литературы должны быть ступенью взросления личности. Опыт показывает, что в процессе обучения важно создание определенных нравственных ситуаций, в которых проявляются приобретенные учащимися знания. Ученик, постигая объективное содержание произведения писателя, находит в нем личностный смысл, пищу для размышлений, для глубоких переживаний. Он оценивает нравственные конфликты, ситуации, пробует поставить себя на место героя, и постепенно происходит процесс самопознания и самостроения личности. На каждом уроке стараюсь задавать вопросы, вызывающие живой отклик, истинные переживания. Так, например, после знакомства с повестями Ф.Абрамова «Пелагея» и «Алька» задаю вопрос: «Как каждый из вас поступил бы на месте Альки?» Наше поколение осуждает Альку, а современные школьники беспощадны и убеждены в том, что Алька по-своему права, что каждый человек сам пробивает себе дорогу в жизни, что и Пелагея виновата в том, что у нее выросла такая дочь. И становится понятно, что мы часто бываем не правы: прерываем ход мыслей учащихся, не даем им выражать свои чувства, отношение, торопясь делать выводы, свести произведение к идейному замыслу. Или, к примеру, урок-суд над Молчалиным, который можно проводить по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». На этих уроках равнодушных не бывает. Одни обвиняют, другие защищают Молчалина. Рождается спор, который превращается в дискуссию о мужьях, о роли мужчины в семье. Положительно то, что учащиеся приходят подготовленными к таким урокам, высказывают свои суждения, опираясь на текст произведения, свой жизненный опыт. Даже вопрос о том, каков женский идеал у Л.Н.Толстого и согласны ли вы с ним в том, что женщина должна быть прежде всего женой и матерью, может стать началом серьезного разговора о роли женщины в обществе, об идее святости дома, брака, семьи как опоры и залога личности.
Мы часто говорим со старшеклассниками об одной из самых горьких бед нашей жизни – равнодушии. О равнодушии, с которым постоянно встречаешься и среди молодых, юных. И вот на урок литературы приходит поэт Маяковский, олицетворяющий собой «великое неравнодушие». Поэт, для которого все: и труд рабочих Курска, и драма отравившейся Маруси, и Татьяна Яковлева, отвергнувшая его, поэта « размаха шаги саженьи» - все отзывается как личное, кровное, свое.
В экстремальных условиях бывает нелегко сделать выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам? Об этом размышляют одиннадцатиклассники на уроках, посвященных роману М.А.Булгакова «Белая гвардия». Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.
Анализируя, обсуждая, споря на уроках литературы, старшеклассники от частной истории, представленной в том или ином произведении, поднимаются до общечеловеческих проблем. Так, при изучении пьесы А.Вампилова «Старший сын» вниманию учащихся предлагаются вопросы:
- Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?
- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Зачем герои «Старшего сына» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?
В ходе дискуссии выпускники приходят к выводу, что духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей, очередной раз убеждаются в том, как важно хранить в себе способность к любви, прощению, состраданию.
В сущности, каждый урок литературы можно превратить в серьезный разговор о многообразии и сложности отношений между людьми, человека к обществу, общества к человеку. Настоящий урок литературы от начала до конца – набор тончайших воспитательных действий. Это урок воспитания человечности, активной жизненной позиции. При правильной и целенаправленной организации ценностно-ориентационной читательской деятельности школьников уроки литературы открывают большие возможности для саморазвития личности. Высвечивая в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека, учитель литературы значительно облегчает послешкольное включение своих воспитанников в среду социального взаимодействия. А принятые в юности идеалы могут служить им необходимой нравственной опорой, помогут определить свое место в жизни.
Предварительный просмотр:
Лобанова Н. В., учитель русского языка и литературы
ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа».
Социализация старшеклассников на уроках литературы.
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педагогического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность проблемы обусловлена изменением общественных и социокультурных требований к молодым людям, начинающим самостоятельную жизнь вне стен детского дома, а также особенностями личности ребенка, воспитуемого вне семьи.
Мы, взрослые, знаем, какими трудными бывают вхождение в коллектив, профессиональное становление. Не каждый способен преодолеть эту «полосу препятствий», выстоять, не спасовать перед трудностями. Человек живет среди людей и не всегда может выстроить с ними отношения. Вот почему в детских домах и школах-интернатах уделяется большое внимание проблеме социализации старшеклассников.
Педагогам важно сосредоточить усилия на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повешенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну темных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Ведь сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству.
Юношеский возраст – это период, когда старшеклассники стремятся проявить себя в таких качествах, которые считают наиболее ценными, когда происходит врастание в культуру, развитие самосознания, самооценки уровня собственных требований; идет усиление процесса рефлексии, самоуглубления, поиска неповторимой ценности собственной личности. В этот период особо высока роль предмета литературы, который в значительной степени помогает реализовать нравственный компонент социализации.
Для моих учеников уроки литературы – это творческий процесс осмысления важных жизненных ценностей. Активно влияя на формирование учащихся, литература способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определенный вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру. Поэтому одну из важных задач вижу в том, чтобы научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом.
На мой взгляд, уроки литературы должны быть ступенью взросления личности. Опыт показывает, что в процессе обучения важно создание определенных нравственных ситуаций, в которых проявляются приобретенные учащимися знания. Ученик, постигая объективное содержание произведения писателя, находит в нем личностный смысл, пищу для размышлений, для глубоких переживаний. Он оценивает нравственные конфликты, ситуации, пробует поставить себя на место героя, и постепенно происходит процесс самопознания и самостроения личности. На каждом уроке стараюсь задавать вопросы, вызывающие живой отклик, истинные переживания. Так, например, после знакомства с повестями Ф.Абрамова «Пелагея» и «Алька» задаю вопрос: «Как каждый из вас поступил бы на месте Альки?» Наше поколение осуждает Альку, а современные школьники беспощадны и убеждены в том, что Алька по-своему права, что каждый человек сам пробивает себе дорогу в жизни, что и Пелагея виновата в том, что у нее выросла такая дочь. И становится понятно, что мы часто бываем не правы: прерываем ход мыслей учащихся, не даем им выражать свои чувства, отношение, торопясь делать выводы, свести произведение к идейному замыслу. Или, к примеру, урок-суд над Молчалиным, который можно проводить по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». На этих уроках равнодушных не бывает. Одни обвиняют, другие защищают Молчалина. Рождается спор, который превращается в дискуссию о мужьях, о роли мужчины в семье. Положительно то, что учащиеся приходят подготовленными к таким урокам, высказывают свои суждения, опираясь на текст произведения, свой жизненный опыт. Даже вопрос о том, каков женский идеал у Л.Н.Толстого и согласны ли вы с ним в том, что женщина должна быть прежде всего женой и матерью, может стать началом серьезного разговора о роли женщины в обществе, об идее святости дома, брака, семьи как опоры и залога личности.
Мы часто говорим со старшеклассниками об одной из самых горьких бед нашей жизни – равнодушии. О равнодушии, с которым постоянно встречаешься и среди молодых, юных. И вот на урок литературы приходит поэт Маяковский, олицетворяющий собой «великое неравнодушие». Поэт, для которого все: и труд рабочих Курска, и драма отравившейся Маруси, и Татьяна Яковлева, отвергнувшая его, поэта « размаха шаги саженьи» - все отзывается как личное, кровное, свое.
В экстремальных условиях бывает нелегко сделать выбор, не погрешив против собственной совести. Ведь часто от этого зависит жизнь. Сохранить свой маленький, такой привычный мирок любой ценой или пойти на сделку с собой, с порядочностью и благородством и выбрать благополучие в ущерб моральным принципам? Об этом размышляют одиннадцатиклассники на уроках, посвященных роману М.А.Булгакова «Белая гвардия». Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы он сопровождается мультимедийной презентацией.
Анализируя, обсуждая, споря на уроках литературы, старшеклассники от частной истории, представленной в том или ином произведении, поднимаются до общечеловеческих проблем. Так, при изучении пьесы А.Вампилова «Старший сын» вниманию учащихся предлагаются вопросы:
- Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафанова человека? Какой смысл имеет это превращение?
- Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Зачем герои «Старшего сына» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?
В ходе дискуссии выпускники приходят к выводу, что духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей, очередной раз убеждаются в том, как важно хранить в себе способность к любви, прощению, состраданию.
В сущности, каждый урок литературы можно превратить в серьезный разговор о многообразии и сложности отношений между людьми, человека к обществу, общества к человеку. Настоящий урок литературы от начала до конца – набор тончайших воспитательных действий. Это урок воспитания человечности, активной жизненной позиции. При правильной и целенаправленной организации ценностно-ориентационной читательской деятельности школьников уроки литературы открывают большие возможности для саморазвития личности. Высвечивая в окружающем мире то, что имеет непреходящую ценность для растущего человека, учитель литературы значительно облегчает послешкольное включение своих воспитанников в среду социального взаимодействия. А принятые в юности идеалы могут служить им необходимой нравственной опорой, помогут определить свое место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171801-1357147676.jpg)
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171801-1357147676.jpg)
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-249551-1367474791.jpg)
Обобщение опыта по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида»
В работе описывается опыт работы на протяжении 3х лет по теме «Решение практических задач геометрического содержания как средство социализации старшеклассников школы VIII вида»....
«Создание условий для социализации старшеклассников посредством формирования гражданских и патриотических чувств»
Методические рекомендации для классных руководителей...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/29/picture-719709-1730232942.jpg)
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Школьники в процессе своего обучения в общеобразовательных учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования проходят процесс профориентации подсознательно, знакомясь с разными видами челов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1046356-1573739572.jpg)
Учебно-исследовательская работа старшеклассников на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
В современной школе стали очень актуальными такие педагогические технологии как исследовательский проект и учебно-исследовательская деятельность. Это объясняется переходом к деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/20/picture-1219829-1592645113.jpg)
Выступление на заседании МО "Исследовательский проект как метод социализации старшеклассников"
В своем выступлении я рассказала как я мотивирую старшеклассников на работу в проектах. Заинтересованность темой проекта дает хорошие результаты: поиск и отбор материала в ...