Учебно-исследовательская работа старшеклассников на уроках литературы и во внеурочной деятельности.
статья по литературе (9 класс) по теме
В современной школе стали очень актуальными такие педагогические технологии как исследовательский проект и учебно-исследовательская деятельность. Это объясняется переходом к деятельностным методикам, направленным на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.
Сегодня необходимо сформировать у обучающихся определённые навыки исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. УИР «Мои ровесники на страницах русской прозы 20 века» поможет старшеклассникам в создании своих исследований различного содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uir.docx | 47.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская работа старшеклассников на уроках литературы и во внеурочной деятельности
В современной школе стали очень актуальными такие педагогические технологии как исследовательский проект и учебно-исследовательская деятельность. Это объясняется переходом к деятельностным методикам, направленным на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися.
Сегодня необходимо сформировать у обучающихся определённые навыки исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. УИР «Мои ровесники на страницах русской прозы 20 века» поможет старшеклассникам в создании своих исследований различного содержания.
Мои ровесники на страницах
русской прозы 20 века
Учебно-исследовательская работа
ученицы 9 класса
Нестеренко Кристины Александровны
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Журавель Ксения Александровна
2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель исследовательской работы 3
ГЛАВА 2. Мои ровесники на страницах русской прозы 20 века 6
2.1. Какие они, свидетели начала века? 6
2.2. Подвиг героев-краснодонцев – пример отваги и смелости, беззаветного служения Родине 8
2.3. Е.С. Велтисов и его герои. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Почему я выбрала тему «Мои ровесники на страницах русской прозы 20 века»? Во-первых, литература – это самый верный источник знаний, в художественных произведениях, как в зеркале, писатели отражают реальную действительность, создают правдивые образы героев, их характеры, хорошие и плохие поступки, так и в жизни бывает, поэтому, если хочешь заглянуть в прошлое, поразмыслить о настоящем, возможно, предугадать будущее, обратиться нужно к литературе.
Во-вторых, очень часто приходиться слышать от взрослых подросткам: мы в твои годы… А что собственно в мои годы было у взрослых? Что такого особенного было у них в этом возрасте? Есть ли различия их взросления от моего и моих ровесников? А если есть, то какие? Выяснить этот вопрос я решила, проанализировав произведения художественной литературы. Выбор авторов тоже не случайный. Предметом изучения стали произведения русских писателей: А.А. Фадеева «Молодая гвардия», А.Н. Рыбакова «Кортик», Е.С. Велтистова «Приключения Электроника».
Актуальность работы.
Произведения данных авторов никогда не утратят своей актуальности, потому что они талантливо раскрывают суть становления личности подростков. Героев произведений воспитывает окружающий мир во всех его проявлениях. Работа будет интересна моим сверстникам в качестве дополнительного материала для изучения человеческих взаимоотношений. Чувства и поступки молодых людей способны удивлять и восхищать нас, поколение XXI века, потому что мы – тоже подростки и герои похожи на нас.
Цель исследовательской работы:
На материале произведений А.А. Фадеева, А.Н. Рыбакова, Е.С. Велтистова познакомиться с жизнью подростков, живших в прошлом веке, выявить идейно-художественную роль образов героев в произведениях данных авторов.
Задачи:
1. Прочитать произведения, герои которых являются ровесниками старших поколений, и на их основе составить портрет моего ровесника 20 века.
2. Проанализировать поступки героев в разных жизненных ситуациях, их взаимоотношения с другими людьми, их взгляды, жизненные ценности.
3. Определить нравственные уроки, которые можно вынести из этих произведений; проанализировать, что есть общего и различного между подростками 20 века.
Необходимость решения перечисленных выше задач обусловила выбор методов исследования. В данной работе используются описательный метод, метод систематизации исследуемого материала, сравнительно-сопоставительный метод.
ГЛАВА 1.
Познание сложного духовного мира подростков всегда интересовало писателей. И потому тема детства и юности получила широкое распространение в литературе. В современной литературе эта тема освещена более широко, нежели в классических произведениях. В своём исследовании я буду рассматривать литературные произведения XX века, посвящённые жизни подростков и молодежи.
Наблюдая за современной жизнью, за быстротечным прогрессом, за моими ровесниками, мне стало интересно, как жили дети моего возраста в разные годы ХХ века.
ХХ век - время перемен, на его начало было монархическое государство Россия, в 1917 году произошла революция, сменилась власть, все устои переменились. Резкие изменения повлекли за собой Гражданскую войну, мне хотелось узнать, как подростки отнеслись к таким переменам, новым введениям. И это желание с подвигло меня прочитать трилогию А.Н. Рыбакова
Молодая страна СССР подверглась коварному нападению фашисткой Германии. Мир рухнул. Вчерашние школьники пошли на фронт, а многие мои ровесники остались в тылу. Германские войска все глубже проходили, оккупировали новые территории, а на этих территориях было мирное население, среди них были дети. Подростки не стали сидеть сложа руки, они вели подрывную деятельность в тылу врага, тем самым вредя ему, об этом я узнала в произведении А.А. Фадеева «Молодая гвардия».
Война закончилась победой СССР, снова вернулись стабильность и мир. Слушая рассказы моего дедушки о том, что у них был один телевизор на всю улицу, и чтобы посмотреть мультики, они бегали туда, мне стало интересно: а как же мои ровесники проводили свободное от учебы время? чем занимались? о чём мечтали? Я прочитала произведение Е.С. Велтисова «Приключения Электроника».
ГЛАВА 2. Мои ровесники на страницах русской прозы 20 века
2.1. Какие они, свидетели начала века?
А.Н. Рыбаков – советский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. Этого человека не пугало никакое дело, во время войны он воевал на многих фронтах и «прошел от Москвы до Берлина», за это время получил Орден Отечественной войны I степени, медаль «За боевые заслуги» и медаль «За оборону Ленинграда».
Литературное творчество Анатолия Рыбакова началось только после войны. Его первая книга «Кортик» была написана 1948 году, именно она принесла ему популярность и стала началом интереснейшей трилогии. Все происходящее в приключенческой повести относится к нелегкому времени в истории СССР - гражданской войне. Главные герои: Миша Поляков и Генка Петров, переполненные смелостью, рвением попасть на фронт и помогать новой власти, стали разбираться в тайне кортика, принадлежащего одному из офицеров с корабля «Императрица Мария». Матрос Сергей Иванович Полевой рассказал Мише о том, что видел на борту за несколько минут до аварии, и мальчик сознательно стал бороться за правду.
Его ловкость, логическое мышление, проворность и хитрость помогают, но без лучших друзей ему было не разобраться. Вернувшись в Москву из Ревска, вместе с Генкой они стали следить за происходящим вокруг и смогли заполучить ножны, в которых была заключена вторая часть шифра. На протяжении всей повести им угрожала опасность, на их поезд собирался нападать Никитский со своей белогвардейской бандой, он же пытался заполучить кортик в Москве, выслеживая Мишу по вечерам, но несмотря на все трудности, дети все таки шли к своей цели.
Герои этого произведения являются ярким примером целеустремленности, смелости, благородства, патриотизма и взаимовыручки.
Поляков Михаил жил с матерью в Москве, его отец умер, а при жизни он был революционером. Сын полностью перенял жизненные взгляды отца и считал своим долгом бороться за новую власть. Мальчик Миша совершал необдуманные поступки, к которым его приводило любопытство. Он очень добрый, справедливый, ответственный, но в то же время он все делает по-своему, часто бабушка ругает его самовольничество, так же мальчик умело выводит Дядю Сеню из себя. Для друзей и товарищей он готов на многое: Миша рискует жизнью и бросается под ноги бандиту, чтобы спасти комиссара Полевого. Он лидер, активист, очень «идейный», настоящий друг, который не бросит товарища ни при каких обстоятельствах. Так, в самом начале «Кортика» мы видим, как Миша спасает Генку, едущего зайцем в Москву, от «молоденького начальника в синих галифе», но и поехал в Москву именно потому, что Миша его подбил. Так же он, как и его друзья, встают на защиту друг друга. Например, они защищают его от местного хулигана Борьки-жилы. Когда тот отнимает у Славы биту, Мишка и Генка грудью встают на защиту товарища. Мальчик способен на хитрость, он очень умен и это важная черта его образа. Будь ребята менее наблюдательными и более равнодушными, ничего бы не произошло. И кто знает, смог бы спастись от рук бандитов комиссар Полевой? Но герои повести очень мужественные, они не просто храбры, они понимают и принимают ответственность за происходящее. И все же они остаются простыми мальчишками, которые совсем не прочь пошалить.
Увлечение тайной кортика не мешает им заниматься прочей активностью, дети организовали свой кружок, поставили сценку, они так же ходят в школу.
Михаил никак не делит людей, для него все равны, когда один из его одноклассников обидел пожилую женщину, работавшую у них в школе, он поднял этот вопрос на уровне всего класса. Для него было важно, чтобы торжествовала справедливость, и он требовал извинений перед работницей от Юрки. Он не смотрит свысока на беспризорников. Когда на рынке Миша Коровин попытался его обокрасть, Поляков не стал над ним смеяться или драться с ним из-за этого. Случайно порвав его шубу, наш маленький герой почувствовал себя виновато и повел его к себе домой. Они вместе обедали, пока мама Миши зашивала шубу. Такие незаметные моменты показывают чистую душу мальчика.
2.2. Подвиг героев-краснодонцев – пример отваги и смелости, беззаветного служения Родине.
А.А. Фадеев – замечательный советский писатель, который запомнился нам благодаря роману «Молодая гвардия». Фадеев был не только успешным писателем, но руководителем Союза писателей СССР и членом ЦК КПСС. Несколько лет он вынашивал идею написания романа «Молодая гвардия». Он не только писал, но искренне переживал за судьбу каждого из своих героев.
В темные осенние ночи 1942 года создавалась подпольная комсомольская организация «Молодая Гвардия». Во главе ее стал шестнадцатилетний юноша Олег Кошевой. Его непосредственными помощниками в организации подпольной борьбы против немцев были Сергей Тюленин, Иван Земнухов, Ульяна Громова и Любовь Шевцова. Они объединили вокруг себя лучших представителей шахтерской молодежи. Действуя смело, мужественно, хитроумно, члены «Молодой Гвардии» вскоре стали грозой немцев. Листовки и лозунги появлялись у дверей немецкой комендатуры. В годовщину Октябрьской революции в городе Краснодоне на здании школы имени Ворошилова, на самом высоком дереве парка, на здании больницы были подняты красные флаги, сделанные из фашистского знамени, похищенного из немецкого клуба. Несколько десятков немецких солдат и офицеров уничтожили члены подпольной организации, возглавляемой Олегом Кошевым. Их усилиями был организован побег советских военнопленных. Когда немцы пытались отправить молодежь города на принудительные работы в Германию, Олег Кошевой и его товарищи подожгли здание биржи труда и тем сорвали мероприятие немцев. Каждый из этих подвигов требовал огромного мужества, стойкости, выдержки, хладнокровия. Однако славные представители советской молодежи нашли в себе достаточно сил для того, чтобы умело и расчетливо противостоять врагу и наносить ему жестокие разящие удары.
Когда немцам удалось раскрыть подпольную организацию и арестовать ее участников, Олег Кошевой и его товарищи перенесли нечеловеческие пытки, но не сдались, не смалодушничали, а с великим бесстрашием истинных патриотов приняли мученическую смерть. Они сражались и боролись, как герои, и героями сошли в могилу!
Перед вступлением в члены подпольной организации «Молодая Гвардия» каждый из молодых людей давал священную клятву: «Я клянусь мстить беспощадно за сожженные и разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть 30 шахтеров. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний. Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей. Кровь за кровь, смерть за смерть!».
В свои неполные двадцать лет они перенесли, узнали, и сделали столько, сколько множество людей не сделало за всю жизнь.
Этих людей-героев помнят, уважают и любят до сих пор. Они подают пример отваги и смелости, призывают любить и защищать свою Родину до последнего вздоха.
2.2.1. Олег Кошевой и Ульяна Громовы – смелые, сильные, мужественные и стойкие духом молодогвардейцы.
Роман А. Фадеева произведение, основанное на глубоком творческом осмыслении документальных источников о массовом героизме в годы войны.
Вспоминая свою работу над романом, писатель признавался: «Без преувеличения могу сказать, что писал я о героях Краснодона с большой любовью, отдал роману много крови сердца. Работал я над «Молодой гвардией» относительно недолго, написал роман за год и девять месяцев, не считая времени, ушедшего на собирание материала». Писатель глубоко изучал эти материалы, делал пометки, затем выехал в Краснодон, еще хранивший следы героического подвига молодежи. В городе он встречался с родными и близкими молодогвардейцев, услышал интересные воспоминания о личностях молодогвардейцев и их подвигах.
Мужественным и стойким рисует А. Фадеев Олега Кошевого — вдохновителя и инициатора «Молодой гвардии». Олег «бесил гестаповцев непоколебимым презрением к ним. Его жгли раскаленным железом, запускали в тело иголки, но стойкость и воля не покидали его». Иван Земну- хов пользовался всеобщей любовью и авторитетом среди молодежи, любил стихи и сам писал их. Его подвергли зверским пыткам, но не сломили его духа. С любовью дан облик Сергея Тюленина — дерзкого организатора самых отчаянных предприятий, которого не только пытали самого, но пытали при нем и его старую мать, но он был стоек до конца. Писатель запечатлевает волнующе-прекрасный облик Ульяны Громовой и Любови Шевцовой — смелых, сильных духом советских девушек, которые до последнего вздоха остались мужественными и стойкими, веря в победу над фашизмом и ободряя друзей: «Не падайте духом! Наши идут. Крепитесь».
«Молодая гвардия» в осмыслении А. Фадеева – это яркий пример массового героизма советского народа в борьбе с фашизмом: «Везде и повсюду борется гордый советский человек. И хотя члены боевой организации «Молодая гвардия» погибли в борьбе, они бессмертны, потому что их духовные черты есть черты нового советского человека, черты народа страны социализма».
В 1932 году Ульяна пошла в первый класс Первомайской школы № 6. Училась отлично, переходила из класса в класс с похвальными грамотами. В марте 1940 года она вступила в ряды ВЛКСМ. Училась в десятом классе, когда началась Великая Отечественная война. Вместе со своими сверстниками Ульяна работала на колхозных полях, ухаживала за ранеными в госпитале. В 1942 году окончила школу. МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ в период оккупации Анатолий Попов и Ульяна Громова организовали в посёлке Первомайске патриотическую группу молодежи, которая вошла в состав «Молодой гвардии». Громову избрали членом штаба подпольной комсомольской организации. Она принимала участие в подготовке боевых операций, распространяла листовки, собирала медикаменты, вела агитацию среди населения, призывая срывать планы оккупантов по поставкам продуктов, по вербовке молодежи в Германию. Накануне 25-й годовщины Октябрьской революции вместе с Анатолием Поповым Ульяна вывесила красный флаг на трубе шахты. Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других. Эти качества с особой силой проявились в самый трагический период ее жизни, когда в январе 1943 года она попала в фашистские застенки. Как вспоминает мать Валерии Борц, Мария Андреевна, Ульяна и в камере убежденно говорила о борьбе: «Надо в любых условиях, в любой обстановке не сгибаться, а находить выход и бороться. Мы в данных условиях тоже можем бороться, только надо быть решительней и организованней».
С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков.
«...Ульяну Громову подвешивали за волосы, вырезали на спине пятиконечную звезду, отрезали грудь, прижигали тело каленым железом и раны посыпали солью, сажали на раскаленную плиту. Пытки продолжались долго и беспощадно, но она молчала. Когда, после очередных избиений, следователь Черенков спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: «Не для того я вступила в организацию, чтобы потом просить у вас прощения; жалею только об одном, что мало мы успели сделать! Но ничего, быть может, нас еще успеет вызволить Красная Армия!...»[1].
В январе 1943 года была арестована гестапо. На допросах отказалась давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков. После пыток 16 января 1943 года её казнили и бросили в шурф шахты № 5. Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона, где сооружён мемориальный комплекс «Молодая гвардия».
2.3. Е.С. Велтисов и его герои.
Е.С. Велтисов был журналистом, сценаристом и советским писателем, лауреатом Государственной премии СССР. Известность ведущему автору советской детской научной фантастики принес цикл произведений о мальчике-роботе Электронике, копии школьника Сыроежкина «Электроник – мальчик из чемодана. Повесть-фантазия» (1964), «Рэсси – неуловимый друг» (1970, 1971), «Победитель невозможного» (1975), «Новые приключения Электроника» (1984, переработка — 1988); по первым двум повестям снят популярный телефильм
2.3.1. Главное в характерах персонажей произведения «Приключения Электроника» – Электроника и Сергея Сыроежкина.
Произведение Е. С. Велтисова рассказывает нам о приключениях мальчика и его полной копии робота. Вероятность их встречи была очень мала - 0.001%, но все же это случилось. Электроник мечтал стать человеком и хотел учиться этому у Сережи, Сережа же в свою очередь понял, что это может облегчить его жизнь и решил воспользоваться случаем. Электроник стал ходить за него в школу, помогать его маме по дому, в конечном итоге робот почти полностью заменил мальчика. Когда Сережа понял, что теряет друзей, семью, всю свою жизнь он задумался об этом. Не смотря на их полное внешнее сходство, они отличались по поведению, способностям, воспитанию.
Чтобы лучше понять, чем же Электроник похож на обычного мальчика, давайте вспомним, чем отличался этот удивительный робот от человека.
1. Невероятной силой, выносливостью и огромной скоростью передвижения - 300 км/ч (вспомните например эпизоды, где он с играючи разобрался с громилой Гусевым, победил в велогонке, или с лёгкостью убежал от профессора, не сумевшего его догнать на "Москвиче");
2. Золотыми руками (возьмите, к примеру, сцену починки игрушек в магазине);
3. Волшебным певческим голосом (песня "Крылатые качели" просто заворожила всех, кто её слышал);
4. Чрезвычайной наивностью, но быстрой обучаемостью (помог преступникам ограбить музей, думая, что тем самым спасает бесценное наследие человеческой культуры, но узнав о своей ошибке, стремительно сориентировался в новой ситуации);
5. Умением слушать и слышать (посмотрите, сколько у Электроника было искренних, настоящих друзей, готовых для него абсолютно на всё!).
6. Так же у Электроника нет надобности в обычных человеческих потребностях: сон, пропитание.
Сережа Сыроежкин остается простым мальчиком:
1. Он ленив и все время пытается упростить свою жизнь (в своей песне «Мы - маленькие дети» он рассказал о своем нежелании учиться, и о полном непонимании со стороны взрослых);
2. Он обладал хорошей хитростью (Электроник не мог обманывать, и Сережа придумал справку о том, что робот может называться его именем, чтобы заменять мальчика в школе и дома);
3. Простое влечение к шалостям делает его настоящим ребенком (он отвечает на провокации Гусева и в ответ дразнит его).
На мой взгляд, по замыслу автора, Электроник - это образец не только идеального мальчика, но и совершенство, к которому мы все должны стремиться, и даже недолгое общение с ним делает любого чище и светлее, Человечнее! Так же и Сережа Сыроежкин стал меняться, он задумался о себе, о своем поведении и решил его пересмотреть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Прочитав три произведения писателей ХХ века, я могу сделать вывод: «дети во все времена остаются детьми». Герои произведений все были смелыми, отважными, стойкими, в то же время веселыми, задорными, но лишь условия их жизней различались, кому-то пришлось пережить войну, а кому-то больше повезло - они жили в стабильное мирное время конца века.
Произведения «Кортик», «Молодая гвардия» и «Электроник», как и вся литература ХХ века, переполнены любовью к Родине, патриотизмом. Дети в этих произведениях отчасти считаются эталонами, примерами для всех остальных, эти произведения воспитывают в людях упорство, смелость и другие полезные качества.
Перечитывая строки этих произведений я задумалась о своей жизни: правильно ли я определяю ценности? Мои жизненные взгляды изменились и действительно хотелось бы, чтобы мои друзья тоже прочитали эти книги, поняли, что их жизнь не так плоха, как им думается, и пересмотрели свое отношение к ней. Для многих сейчас телефоны, компьютеры и прочие навороченные гаджеты важнее, но истинной ценностью во все времена у подростков и детей должна оставаться дружба, именно она спасет нас в трудной ситуации. Мне хотелось бы сказать всем сверстникам: «Важно научиться преодолевать жизненные трудности, подавлять в себе всякое проявление зла, ненависти, подлости и жестокости – и этому можно научиться у героев книг, они для нас дают уроки человечности и доброты. Читайте книги!»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гордеев А.Ф. «Подвиг во имя жизни» // Днепропетровск, - 2000.- С.45
- Кореневская Е. «Нет, они не инопланетяне, или почему наши дети и внуки так не похожи на нас» // Наука и жизнь. - № 17. – 2003
- Лиханов А. Никто. М.: Астрель, 2002.
- Чепурная. О. На чём держится мир? Литература в школе № 7, с. 39, 2005.
- Рыбаков А.Н. «Кортик», Издательство «АТС», -2002
- Фадеев А.А. «Молодая гвардия», «Азбука СПб», 2017.
- Велтисов Е.С. «Приключения Электроника», «Искателькнига», 2017
- [1]
- А.Ф. Гордеев А.Ф. «Подвиг во имя жизни» // Днепропетровск, - 2000.- С.45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: "Формирование экономической грамотности старшеклассников на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Педагогический проект ориентирован на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и был реализован на уроках математики и во внеурочной деятельности...
Метод проектов на уроках литературы и во внеурочной деятельности
из опыта работы над внедрением эффективной педтехнологии "метод проектов"...
Сказочная педагогика. Методы и формы работы со сказками на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Цель работы: Показать некоторые методы и формы работы со сказками...
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
Современная детская литература на уроках литературы и во внеурочной деятельности
Статья представляет собой презентацию опыта по использованию текстов современной детской литературы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности. Рассмотрен воспитательный оптенциал неко...
Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...