Разработка урока литературы в 8 классе «Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Закрепить навыки работы с художественным текстом, используя литературоведческие понятия: цветовая гамма, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, художественная деталь, психологизм. Развивать умение анализировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ermolova_elena.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы в 8 классе «Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
Разработчик: Ермолова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ АСОШ № 1
Цели: 1) обучающая: продолжить изучать творчество Л. Н. Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить тему, идею, проблематику произведения;
2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя литературоведческие понятия: цветовая гамма, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, художественная деталь, психологизм. Развивать умение анализировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;
3) воспитательная: сформировать прочную нравственную позицию учащихся.
Структура урока.
Слово о писателе.
Учащиеся рассказывают о Л. Н. Толстом.
Слово учителя.
Л. Н. Толстой – это личность, неординарный человек. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, мыслитель, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Лев Толстой, появляются только веками.
Обратимся к рассказу.
Наша задача: понять мысль автора, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора.
- Почему этот текст по своему жанру является рассказом?
В рассказе всего лишь 2 эпизода: бал и после бала. Одно важное событие из жизни героя.
В рассказе описывается бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.
- Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц?
Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя.
Словарная работа.
Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность. Противопоставление, контраст или антитеза как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется?
Работа в группах.
Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.
На балу | После бала | |
Краски, цветовая гамма | Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. | Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека. |
Описание внешности главного героя эпизода | Варенька Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. | Солдат Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте» |
Звуки, характер музыки | Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. | Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов. |
Психологическое состояние рассказчика | 1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро; 2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них; 3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее); 4 Бесконечно счастлив. | На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил. |
Описание полковника | Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. | Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте |
- Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.
Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.
Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул? Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?
- Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?
Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».
- Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».
- О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»?
Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.
Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.
Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.
Рефлексия
-Попробуйте подобрать слова, характеризующие эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке.
Пример:
Николай 1
2 определения (властный, жестокий)
3 действия (наказывал, казнил, унижал)
Предложение (Его эпоха была бесчеловечной)
Домашнее задание.
Домашнее задание.
Напишите эссе «Моё мнение о полковнике», «Утро, изменившее жизнь», «Смысл названия рассказа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ««Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)»
Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала») Цели урока: Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза); Сравнить главных г...
Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».
Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".
Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....
Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Цели урока: Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраж...
ОТКРЫТЫЙ УРОК "КОНТРАСТ, КАК ПРИЕМ, РАСКРЫВАЮЩИЙ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. ТОЛСТОГО "ПОСЛЕ БАЛА"
Проект разработан в качестве электронной поддержки для учителей русского языка и литературы....
презентация для проведения урока-дискуссии "Обсуждение морально-нравственных проблем в рассказе Л.Н. Толстого "После бала""
презентация для проведения урока-дискуссии "Обсуждение морально-нравственных проблем в рассказе Л.Н. Толстого "После бала""...