Разработка урока литературы в 8 классе «Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ермолова Елена Николаевна

Закрепить навыки работы с художественным текстом, используя литературоведческие понятия: цветовая гамма, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, художественная  деталь, психологизм. Развивать умение анализировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolova_elena.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Разработка урока литературы в 8 классе «Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»

Разработчик: Ермолова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ АСОШ № 1

Цели: 1) обучающая: продолжить изучать творчество Л. Н. Толстого на примере его рассказа «После бала» (1903г.), определить тему, идею, проблематику произведения;

2) развивающая: закрепить навыки работы с художественным текстом, используя литературоведческие понятия: цветовая гамма, рассказ в рассказе, рассказ-исповедь, композиция, сюжет, антитеза, художественная  деталь, психологизм. Развивать умение анализировать, обобщать, составлять характеристику героя, работать с иллюстрациями, музыкальными фрагментами;

3) воспитательная сформировать прочную нравственную позицию учащихся.

Структура урока.

Слово о писателе.

Учащиеся рассказывают о Л. Н. Толстом.

Слово учителя.

Л. Н. Толстой – это личность, неординарный человек. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, мыслитель, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Лев Толстой, появляются только веками.

Обратимся к рассказу.

Наша задача: понять мысль автора, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора.

  1. Почему этот текст по своему жанру является рассказом?

В рассказе всего лишь 2 эпизода: бал и после бала. Одно важное событие из жизни героя.

В рассказе описывается бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.

  1. Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц?

Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя.

Словарная работа.

Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность. Противопоставление, контраст или антитеза как художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется? 

Работа в группах.

Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма

Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского.

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Описание внешности главного героя эпизода

Варенька

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Солдат

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1) Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2) Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3) Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство (к отцу ее);

4 Бесконечно счастлив.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте

  1. Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.

Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул?  Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

  1. Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?

Человек думающий, размышляющий о жизни.  Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: «Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».

  1. Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».

  1. О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»?

Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.

Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.

  1. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?

Он отказался от карьеры военного.  Герой выбирает путь «неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.

Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.

Рефлексия

-Попробуйте подобрать слова, характеризующие эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке.

Пример:

Николай 1

2 определения (властный, жестокий)

3 действия (наказывал, казнил, унижал)

Предложение (Его эпоха была бесчеловечной)

Домашнее задание.

Домашнее задание.

Напишите эссе «Моё мнение о полковнике», «Утро, изменившее жизнь», «Смысл названия рассказа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ««Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)»

Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала») Цели урока:  Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза);  Сравнить главных г...

Методическая разработка урока литературы. «Конфликт мечты и реальности в рассказе Т.Н. Толстой «Река Оккервиль».

Новейшая литература постсоциалистического пространства сложна и многообразна. Во многом современный этап может быть рассмотрен как итог художественных экспериментов XXвека и как начало формирования на...

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Интегрированный урок русского языка и литературы на тему "Обособленные обстоятельства в рассказе Л.Н. Толстого "После бала".

Данный материал содержит в себе презентацию и конспект урока, предназначенный для проведения урока в 8 классе....

Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Цели урока:   Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраж...

ОТКРЫТЫЙ УРОК "КОНТРАСТ, КАК ПРИЕМ, РАСКРЫВАЮЩИЙ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. ТОЛСТОГО "ПОСЛЕ БАЛА"

Проект разработан в качестве электронной поддержки для учителей русского языка и литературы....

презентация для проведения урока-дискуссии "Обсуждение морально-нравственных проблем в рассказе Л.Н. Толстого "После бала""

презентация для проведения урока-дискуссии  "Обсуждение морально-нравственных проблем в рассказе Л.Н. Толстого "После бала""...