Спецкурс по детской зарубежной литературе "Мир ребенка в литературе"
элективный курс по литературе (5, 6, 7 класс)
Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно, когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящего. Критика неразрывно связана с творчеством, а в творчестве в первую очередь важно овладение языком, на котором говорит мировая культура.
Технология спецкурса рассчитана на учащихся 10-13 лет.
Спецкурс создает необходимое условие для творческой деятельности ученика в процессе изучения литературного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_mir_rebenka_v_literature.docx | 525.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Сургута ХМАО-Югры
Ул. Островского, №1
Спецкурс по детской зарубежной литературе
«Мир ребенка в литературе»
Автор: Саражакова Г.Г.,
учитель высшей
квалификационной
категории
Пояснительная записка
Хорошая книга – драгоценный
источник жизненной силы духа.
Джон Мильтон
Актуальность
Литература – модель мира. Литература способна воздействовать на психоэмоциональную сферу жизни ребенка. «Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями»
Технология спецкурса рассчитана на учащихся 10-13 лет, так как этому способствуют следующие психофизические факторы:
1. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Он стремится быть и считать себя взрослым.
2. Неустойчивость подростка находит выражение в повышенной активности, эмоционально. Именно в возбудимости подростка, в их способности сконцентрировать все свои внутренние силы заключается огромные возможности для творчества.
3. Появляется устойчивый интерес к искусству, в первую очередь к кино и литературе. Тяга к искусству во многом обусловлена стремлением растущего ребенка расширить свои знания о жизни.
4. Важнейший психологический процесс этого возраста — становление самосознания и устойчивого образа «Я».
5. Характерным является тяга к обобщениям, поиск общих принципов законов, стоящих за частным фактором.
Художественное произведение даст возможность разобраться в своем внутреннем мире, в самом себе.
Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящего. А критика неразрывно связана с творчеством, а в творчестве в первую очередь важно овладение языком, на котором говорит мировая культура.
В основу спецкурса положено изучение произведения эстетической и нравственной ценности, которое не замыкается только в рамках времени создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя, что позволит ученику воспринимать произведение творчески, личностно.
Спецкурс рассчитан на учащихся 5-6 и 7 классов. Спецкурс создает необходимое условие для творческой деятельности ученика в процессе изучения литературного материала, анализа произведения.
Цели спецкурса:
1. Научить обучающихся самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать и воплощать их в поступках.
2. Подтолкнуть ученика к собственному творчеству, желанию понимать искусство, а через искусство себя и жизнь.
Задачи спецкурса:
1. Организовать творческую, самостоятельную читательскую деятельность;
2. Научиться выявлять основную проблематику произведения;
3. Научить определить роль элементов сюжета, композиции, типическое значение характеров;
4. Формировать умение создавать самостоятельно текст на основе прочитанного произведения.
5.Формировать умение творчески сопоставлять произведения, изученные как на уроках, так и на занятиях спецкурса.
Одной из важнейших задач спецкурса является задача помочь ребенку ответить на вопрос: «Кто я? Что я? Какой я в этом мире?», то есть помочь ему развиваться духовно и как личности. Исходя из этого, мы определили следующие воспитательные задачи
Воспитательные задачи:
1. Создать для каждого учащегося эстетическую развивающую среду с общей тематикой «Мир ребенка в литературе».
2. Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей.
3.Стимулировать развитие интереса к самому себе как субъекту культуры.
4. Организовать коллективную творческую деятельность детей на основе договора и взаимной поддержки.
5. Стимулировать субъекты осмысления каждым ребенком мира литературы как искусства и своей сопричастности с ним.
6. Воспитывать культуру чтения и выбора произведений, имеющих эстетическую ценность в контексте мировой литературы.
Данная программа базируется на принципе соответствия литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. Поэтому в основе спецкурса лежит не историко-хронологический, а проблемный подход.
В программе определен круг произведений для изучения. В графе «Теория литературы» содержится перечень основных теоретических понятий, однако, поскольку основная работа над ними ведется на уроках русской литературы, в графу внесены лишь те понятия, которые специфичны для данного курса или же вводятся ранее, чем это предусмотрено программой по русской литературе.
Большое внимание в программе спецкурса уделяется творческой деятельности учащихся. Учитель вправе менять формулировки тем, поскольку главное — это не конкретная тема, а характер деятельности ученика, формируемые в ней умения. Учитель не должен предлагать детям все задания из графы «Творческие работы». Это лишь те варианты, среди которых он может выбрать задания, наиболее соответствующие уровню развития класса, интересам учащихся.
В конце учебного года учитель может проводить контрольные работы, выявляющие уровень литературного развития учеников, их знание в области зарубежной художественной литературы.
Завершающим занятием в заключении каждого года мы предлагаем проводить читательскую конференцию «Мир ребенка в литературе». Заключительные уроки ставят своей целью связать прочитанное в течение года с личным опытом учащихся, стимулировать их собственное литературное творчество.
Основной проблемой курса 5-6 класса является проблема познания ребенком мира и самого себя. Поскольку пятикласснику и шестикласснику в искусстве ближе всего сказка, предлагаемый курс посвящен изучению сказок, это будут прозаические и драматургический тексты. Избранные нами произведения интересны по сюжету, построены в таком порядке, чтобы вести ученика от простых оценок людей и поступков к пониманию их причин. Сказки о путешествиях помогают решить центральную проблему. При анализе этих сказок нас интересовали мотивы, заставляющие героев отправиться в путь. Интересовало то, как открывается героям мир, и то, как в процессе странствий изменяются герои или раскрываются их внутренние качества. В процессе работы, учащиеся узнают, что такое интерпретация текста художником, актером, чтецом режиссером, и сами пробуют себя в этих ролях.
Выбор произведения зачастую определялся необходимостью представить произведения с разных сторон, открывающих центральную проблему познание мира и самого себя.
В центре внимания курса 5-6 класса находится проблема взаимоотношения взрослых и детей. Произведения, предлагаемые курсом, повествуют о мире детства, об особенностях детского взгляда на жизнь, о сложном отношении между детьми и взрослыми, о детской и взрослой жестокости; о возможности достижения взаимопонимания между людьми разных возрастов, о сложном пути взросления ребенка. Эти темы звучат в произведениях Р. Бредбери, Я.Корчака, Чарльза Диккенса, М.Твена, Дж. Олдриджа. В программу включены произведения, повествующие о неспособности, а иногда и нежелании взрослых понять ребенка. Но не только взрослые не понимают ребенка, но и дети не всегда понимают взрослых (например, в повести Я.Корчака «Когда я стану маленьким» и в романе о короле Матиуше, пожелавшем дать детям свободу). Романы М.Твена знакомы многим поколениям детей и взрослых. Тайна их воздействия незабываема. Они привлекают энергией, жизнерадостностью, интересом к жизни главного героя: умением превращать обыденное в интересное и увлекательное, делать будни праздником и удивительным приключением.
Система работы по развитию речи направлена на формирование умений написать эссе, сочинение, рассказ по проблеме (детство, взрослые и дети). Накопление умений происходит при последовательном выполнении творческих работ таких, как сочинение- эссе по проблемам, волнующим ребенка, сочинения — рассуждения на тему о детской жестокости, о счастливой семье, сочинения - миниатюры и т.д.
Система знания уступает место системе образов, совокупности которых позволяет разбудить эмоциональную сферу и получить более целостное представление о мире, так как именно образ несет в себе полноту и целостность бытия, именно в нем заключен и отражен мир. Поиск путей жизни начинается с установления мира в душе. А это невозможно сделать, если не научиться видеть взаимосвязь, преемственность культур и неразрывность цепи времен.
Душевная отзывчивость, чуткости к переживаниям других, в какие бы далекие времена они не жили, умение видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве — все это входит в задачи спецкурса. Но главная его цель- показать взлеты и падения человеческого духа, помочь понять в самого себя и других.
Рабочая программа 5-6 класс
п/п | Тема урока | Кол- во часов | дата | Теория литературы | Творческие работы | Связь с курсом литературы |
1 | Античность – пролог мировой литературы. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о происхождении мира и богов, мифы о героях. | 2 | Понятие о мифе, цикле, структуре, функций мифов. | Сочинение миниатюра. | Выразительное чтение. Устное словесное рисование | |
2 | Фольклорная сказка. Сказки народов мира. Детский фольклор. | 2 | Понятие о сказочном герое, фольклорной сказке, пословице. | Стилизация под народную сказку (сюжет выбирается самостоятельно). Сочинение — миниатюра «Моя любимая сказка», | Героический эпос народов мира. Проект | |
3 | Литературная сказка В.Гауф «Карлик-Нос». Борьба героя за своё место в жизни. Утверждение силы человеческого духа. | 2 | Понятие о литературной сказке. Сюжет, композиция. Автор- повест- вователь. Роль фан- тастики в сказке. | Словесное рисование портрета. Создание собственной сказки и иллюстрации к ней. | Понятие о фольклорной и литературной сказке. | |
4 | В. Гауф «Эльфы». Мотив двоемирия. Использование фантастики для раскрытия мира человеческой души. | 2 | Понятие о стиле. Роль фантастики. | Театрализованное представление эпизодов. Создание собственной сказки. Иллюстрирование. | ||
5 | Оскар Уайльд «Мальчик- звезда». Тема любви, дружбы, взаимоуважения. Система человеческих ценностей. | 2 | Прием противопос- тавления, сюжет, композиция. | Сочинение-миниатюра «Что такое доброе сердце?» Создание Сценариев, театрализованное представ ление эпизодов из сказки. | Проект. Словесное рисование героев. | |
6 | Льюис Кэрролл «Приключение Алисы в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Мотив двоемирия. Философское звучание сказки. | 4 | Понятие о комичес- ком, метафоре, как средстве создания комического. | Словесное рисование. Написание сказки «Моё необычное приключение». Игра «Угадай героя». | Тропы. Роль фантастики, каламбур. | |
7 | Эрнест Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Мир ребенка в сказке. Тема ответственности за данное слово. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера. Тема выбора. | 2 | Композиция. Понятие идеальном мире. | Сочинение «Мой необычный мир», «Необычное в обычном». Попытка создать театр кукол. Создание спектакля по мотивам сказки. | Рисование словесных портретов героев в определенной ситуации. Сопоставительный анализ сказки «Щелкунчик и Мышиный король» и сказки А. Погорельского «Черная курица». | |
8 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Тема детства. Ответственности человека. Взрослый мир глазами ребенка. «Ты в ответе за тех, кого приручил» | 4 | Речевая характеристика героя. Понятие о литературном переводе. Понятие о притче. Понятие об афоризмах. | Иллюстрирование сказки. Сочинение «Что значит быть человеком?» Словесное рисование героя в разных ситуациях. Инсценированные эпизоды. | Своеобразие языка писателя. Пейзаж в художественном произведении. | |
9 | Морис Метерлинк «Синяя птица», Тема дома, семьи. Проблема поиска счастья. Дом, семья, как основа и исток человеческого счастья. Проблема бережного отношения к прошлому как истоку будущего. | 2 | Понятие о драматической сказке, Понятие о ремарке, реплике, монологе, символе. | Чтение по ролям. Создание отзыва, рисованного фильма. Театрализованное представление эпизодов. Сочинение о путешествии. | Шварц «Тень». Понятие о ремарке, монологе. | |
10 | Сельма Лагерлеф «Удивительное приключение Нильса Холь-Герссона по Швеции» («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). | 2 | Пейзаж в литературном произведении. Сказка и легенда. | Словесное рисование героя в разных ситуациях. Иллюстрирование эпизодов. Выразительное чтение эпизодов. | Пейзаж в художественном произведении. Рисование словесных портретов героя в определённой ситуации. Проекты. | |
11 | Астрид Линдгрен «Пеппи - Длинный Чулок», «Расмус бродяга». Соотношение вымысла и реальности. Тема дружбы. Смелость и предприимчивость | 4 | Понятие о соотношении вымысла и реальности. | Пересказ. | Понятие об эпизоде. | |
12 | Читательская конференция | 2 | Защита проектов |
Рабочая программа 7 класс
п/п | Тема или литературное произведение | Кол- во часов | дата | Теория литературы | Творческие работы | Примечания |
1 | Введение: «Я хочу рассказать». («Моё любимое произведение»). | 2 | ||||
2 | Жюль Верн. «Пятнадцатилетний капитан». Тема ответственности человека, взаимовыручки, совести и человеческого достоинства. Психология мальчика как основа организации сюжета. | 4 | Система образов персонажей, конфликт, психология героя. Автор и герой. Авторская речь, внутренний монолог. | Словесное рисование героев. Киносценарии. Проекты
| ||
3 | Джеймс Олдридж. Повесть «Последний дюйм». Тема ответственности, способности вьтстоять. Проблема взаимоотношения родителей и детей. Сила личного. | 3 | Герои и прототипы. Авторская позиция. Повесть. Тема. Проблема. Идея. | Эссе, сочинение миниатюра. | ||
4 | Джеймс Олдридж. «Отец и сын». (из повести «Последний дюйм»). Тема ответственности за судьбу близкого человека. Тема любви к жизни. | 2 | Композиция. Сюжет, тема, проблематика. | Написание рассказа о детстве. Иллюстрирование. | ||
5 | Чарльз Диккенс. «Приключение | 4 | Понятие о романе. | Попытка анализа | ||
6 | Рэй Брэдбери. «Всё лето в один | 3 | Понятие о конфликте. | Инсценированные | ||
7 | Марк Твен. «Принц и нищий». | 4 | Понятие о конфликте. | Сочинение миниатюра. «Уроки, которые | ||
8 | Марк Твен. «Приключение | 4 | Романтика и | Киносценарий. | ||
9 | Януш Корчак. «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш Первый», «Король Король Матиуш на необитаемом острове» | 4 | Система образов персонажей в литературном произведении. | Эссе по одному из дневника Матиуша. | Проект | |
10 | Читательская конференция «Тема детства в произведениях зарубежных авторов». | 2 | Написание рассказа о детстве. | Защита проектов | ||
11 | Развитие речи «Пишем рассказ о детстве». | Сочинение Защита проектов |
Список литературы
1. Белоусов Р. Из родословной героев книг. – М., 1984.
2. Белоусов Р. О чем умолчали книги. – М., 1988.
3. Григорьев В. Антуан де Сент-Экзюпери. – Л., 1973.
4. Кочнов В. Подвиг любви, или Философия педагогики Корчака// Еорчак Я. Воспитание личности. – М., 1992. – С.
5. Смирнова В. Современный портрет. – М., 1986.
6. Смирнова В. Януш Корчак и его книга «Король Матиуш Первый»// Корчак Я. Король Матиуш Первый. – СПб., 1992.
7. Шаров А. Волшебники приходят к людям. Книга о сказке и сказочниках. – М., 1995.
8. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения к чтению [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд., испр. / З.А. Гриценко. –– М.: Издательский центр «Академия», 2007.
9. Гриценко, З.А. «Положи твое сердце у чтения...»: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам [Текст]: учеб. пособие, 2-е изд. / З.А. Гриценко. - М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...
Я иду в детский сад! Адаптация ребенка в детском саду.
Принятию решения отдать ребёнка в дошкольное учреждение, как правило, предшествуют раздумья, тревоги родителей: «Как ребенок будет привыкать к детскому саду? Как он адаптируется к новым людям, новым у...
Авторская программа спецкурса "Зарубежная литература Великобритании" Ачакова Е.В.
Авторская программа спецкурса "Зарубежная литература Великобритании" Ачакова Е.В....
Особенности подготовки к детскому утреннику для ребенка с ОВЗ
Для ребенка с ОВЗ любое мероприятие, в том числе и утренник, особенно, если он происходит впервые - это не простое событие. нередко оно требует особенной подготовки как самого ребенка, так и его родит...
Консультация для педагогов «Детский аутизм. Особенности ребенка с расстройством аутистического спектра»
Неспроста называют аутизм синдромом века. Диагноз встречается все чаще, несмотря на старания общественных и медицинских организаций, мы по-прежнему многого не знаем об аутизме. Проявления аутизма очен...
методическая разработка Тематическое направление «Дошкольные образовательные организации: лучшие практики поддержки детских видов деятельности ребенка-дошкольника».
Как сочетать в работе реализацию принципов и как педагогу- практику ответить на непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где ж...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе детского сада с ребенком с ОВЗ «Уроки от зайчонка Феди»
Представленное занятие направлено на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций....