Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Центр образования №3»
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол № _____ от «__»___________20__ г.
| Утверждаю. Директор : ___________/Л.В.Барданова / Приказ № _____ от «__»_________20__ г.
|
Рабочая программа
учителя первой квалификационной категории
Секлетеевой Мадины Рамзановны
по литературе
6 класс
Сорочинка
2017 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС ООО), требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования; в соответствии с рекомендациями Примерной программы общего образования по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература 5 – 9 классы. - М.: Просвещение, 2012.) на основе авторской программы В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2014 и УМК Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И., позволяющего достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма.
Данную рабочую программу реализует учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015.
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно - деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения предмета. Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий: традиционное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение, проблемное обучение. В основу педагогического процесса обучения литературе заложены следующие формы организации учебной деятельности: общеклассные формы: урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, консультация, практическая работа, зачётный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой и электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания по темам.
На уроках литературы используются следующие методы обучения: словесные – лекция, рассказ, беседа; наглядные – иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические – самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), выполнение практических работ, самостоятельные письменные задания. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: формирование интереса к учению, формирование ответственного отношения к учению.
Методы контроля и самоконтроля: устный контроль – фронтальный опрос, индивидуальный опрос; письменный контроль – контрольная работа, сочинение; самоконтроль – устное и письменное воспроизведение изученного материала.
Срок реализации программы: 2017 – 2018 гг.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение обучающегося с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Цель изучения литературы в школе – приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
В 6-м классе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развивается умение осознанного чтения, способность общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности обучающихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 6 классе - это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения обучающимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 6 классе. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
УМК Коровиной В.Я., Журавлёва В.П., Коровина В.И. по литературе в 6-м классе реализует общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение задачи, заключающейся во владении базовой системой понятий литературы на доступном уровне. Изучение литературы в 6-м классе направлено на достижение следующих целей:
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения литературы в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы всеми обучающимися;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
выявление и развитие способностей обучающихся.
В соответствии с учебным планом ЦО для изучения курса литературы в 6-м классе выделено 3 часа в неделю, что составляет 105 учебных часов. В 6-м классе контрольных работ (тестирование) – 2, классных сочинений - 4 , домашних сочинений – 2.
2. Личностныые, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература».
Личностные результаты обучающихся 6-ого класса, формируемые при изучении предмета «Литература»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутришкольному мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая осуществляется учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта, выполняемого обучающимся в рамках учебного предмета с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть письменная работа (эссе).
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений. Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, тематический, промежуточный контроль уровня обученности обучающихся.
3. Содержание учебного предмета.
1. Введение – 1 ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) воспринимать художественное произведение в единстве содержания и формы;
2) определять отношение автора к герою и способы выражения авторской позиции;
получат возможность научиться: создавать собственную интерпретацию анализируемого текста.
2. Устное народное творчество – 3 ч.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст,
2) различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, загадкам в различных ситуациях речевого общения,
3) выделять нравственную проблематику обрядового фольклора, пословиц, поговорок, загадок как основу развития представлений о нравственном идеале русского народа, формировать представления о русском национальном характере,
4) выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
получат возможность научиться:
1) сравнивать фольклорные произведения разных жанров,
2) сочинять пословицы, поговорки, загадки.
3. Из древнерусской литературы – 2 ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов ( патриотизма, ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
2) воспринимать художественный текст как произведение искусства,
3) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
4) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,
5) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки;
получат возможность научиться:
1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,
2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста.
4. Из литературы XVIII века. Русские басни – 1 ч.
Иван Иванович Дмитриев – 1ч.
Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание ( развитие понятий).
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
2) воспринимать художественный текст как произведение искусства,
3) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
4) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,
5) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки;
получат возможность научиться:
1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,
2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста.
5. Из русской литературы XIX века – 49 ч.
Иван Андреевич Крылов - 4 ч
Краткий рассказ о писателе - баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин – 15 ч.
Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно – поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов – 5 ч. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь – 2 ч. Краткий рассказ о писателе.
Повесть «Старосветские помещики». Жанровое своеобразие произведения. Особенности изображения людей и природы в повести. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.
Иван Сергеевич Тургенев – 4 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев – 3 ч. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет – 3 ч. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы . Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов – 3 ч. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков – 5 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов – 2 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов – 3 ч.
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где
гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций,
2) воспринимать художественный текст как произведение искусства,
3) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации,
4) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,
5) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки и презентации,
6) выбирать произведения для самостоятельного чтения,
7) сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
получат возможность научиться:
1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,
2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста,
3) вести проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в форме проекта.
6. Из русской литературы XX века – 31 ч.
Андрей Платонович Платонов – 2 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин – 3 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин – 5 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне – 2 ч.
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев – 3 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин – 6 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы . Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов – 1 ч. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер – 2 ч. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века – 2 ч.
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Писатели улыбаются – 3 ч.
Василий Макарович Шукшин – 3 ч. Слово о писателе.
Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним неза-щищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Из литературы народов России – 2 ч.
Габдулла Тукай - 1 ч. Слово о татарском поэте.
Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев – 1 ч. Слово о балкарском поэте.
«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».
Родина как источник сил для преодоления любых ис-пытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения,
2) воспринимать художественный текст как произведение искусства,
3) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации,
4) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,
5) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки,
6) определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
получат возможность научиться:
1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста,
2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста,
3) сопоставлять произведения, героев литературы.
7. Из зарубежной литературы – 17 ч.
Мифы народов мира – 6 ч.
Мифы Древней Греции – 2 ч. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот – 1 ч. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер – 3 ч. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Произведения зарубежных писателей – 11 ч.
Мигель Сервантес Сааведра – 4 ч. Рассказ о писателе.
Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
Фридрих Шиллер – 1 ч. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме – 1 ч. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен – 2 ч. «Приключения Гекльберри Финна».
Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери – 3 ч. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.
Теория литературы. Притча (начальные представления).
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ ,
2) различать фольклорные и литературные сказки,
3) выразительно читать и пересказывать произведения,
4) выявлять в литературных произведениях характерные художественные приёмы и на этой основе определять их жанровые особенности,
5) воспринимать художественный текст как произведение искусства,
6) выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
7) аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному,
8) работать с разными источниками информации и владеть основными способами её переработки;
получат возможность научиться:
1) выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста, 2) дифференцировать элементы поэтики художественного текста,
3) сопоставлять произведения русской и мировой литературы,
4) вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и определять её результаты в форме проекта.
8. Итоговое повторение по материалу, изученному в 6 классе – 1 ч.
В результате изучения темы обучающиеся научатся:
1) систематизировать материал, изученный в 6 классе,
2) использовать на практике полученные знания;
получат возможность научиться:
1) пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа художественного текста.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ по/п | Наименование изучаемой темы (раздела) | Количество часов | Основное содержание по теме (разделу) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на основе универсальных учебных действий) |
1. | Введение | 1 | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. | Понимают и объясняют содержание и форму художественного произведения. . Определяют и характеризуют отношение автора к герою, способы выражения авторской позиции. Составляют план учебной статьи, пересказывают научный текст статьи учебника. |
2. | Устное народное творчество | 3 | ||
2.1.Обрядовый фольклор. | 1 | Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. | Объясняют и раскрывают содержание понятия «обрядовый фольклор». Дают ответы на вопросы репродуктивного характера. Создают собственное высказывание с использованием элементов обрядового фольклора. Наблюдают над поэтикой обрядового фольклора. Анализируют тексты всех жанров обрядового фольклора. | |
2.2.Пословицы и поговорки. Загадки. | 2 | Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки. | Объясняют и раскрывают содержание понятий малых жанров фольклора. Овладевают приёмами работы с кратким словарем литературоведческих терминов. Сопоставляют тексты произведений малых жанров фольклора с иллюстрациями художников. Осваивают выразительное чтение пословиц, поговорок, загадок.. Формулируют ответы на вопросы. Осуществляют устное словесное рисование. Создают собственное высказывание с использованием поговорок, пословиц, загадок. Наблюдают над языком малых жанров фольклора. | |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов ( патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений). | Объясняют и раскрывают содержание понятия «древнерусская литература». Осваивают чтение художественного текста и осуществляют его полноценное восприятие. Находят ответы на вопросы. Учатся читать по ролям. Составляют цитатный план. Сопоставляют текст с репродукциями картин художников. Выявляют своеобразие летописи как жанра древнерусской литературы. |
4. | Из литературы XVIII века. Русские басни. И.И.Дмитриев. | 1 | Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). | Учатся эмоционально воспринимать рассказ учителя о жизни поэта. Овладевают навыками анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Развивают представления о родах и жанрах литературы. Актуализируют знания о морали, аллегории, иносказании в басне. Совершенствуют навыки выразительного чтения. |
5. | Из русской литературы XIX века | 49 | ||
5. 1. Русские басни. И.А.Крылов. | 4 | Краткий рассказ о писателе - баснописце. Самообразование поэта. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
| Объясняют и раскрывают содержание понятия «басня». Ведут поисковую работу (подбор материала) по страницам жизни и творчества баснописцев и выступают с сообщениями. Отрабатывают чтение по ролям басен. Выявляют и раскрывают особенности басни. Осуществляют полноценное восприятие басни. Находят ответы на вопросы. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Совершенствуют навыки устного словесного рисования, инсценирования, комментированного чтения, анализа текста, сопоставления с другими баснями. Овладевают навыками сочинения басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен. | |
5.2. А.С.Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 15 | Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно – поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. «Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). | Учатся эмоционально воспринимать материал о лицейских годах поэта, о влиянии на него атмосферы учебного заведения. Развивают навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Осваивают начальные представления о лирическом послании. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Сопоставляют стихотворные произведения и выявляют их общие и отличительные черты. Определяют роль эпитетов и метафор в создании словесной картины. Доказывают принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы. Формируют умения анализа прозаического произведения. Совершенствуют навыки краткого пересказа содержания повестей, художественного пересказа эпизодов, инсценирования эпизодов, вырази тельного чтения. Анализируют язык прозаических произведений. Создают иллюстрации к изучаемым произведениям. | |
5.3. М.Ю Лермонтов. «Бородино». | 5 | Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). | Знакомятся с новыми страницами жизни и творчества поэта. Овладевают навыками анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Развивают представления об изобразительно-выразительных средствах языка. Осваивают начальные представления о поэтической интонации. Получают начальные понятия о размерах стиха и антитезе. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Извлекают необходимую информацию из справочной литературы. | |
5.4. Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики». | 2 | Краткий рассказ о писателе. Повесть «Старосветские помещики». Жанровое своеобразие произведения. Особенности изображения людей и природы в повести. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма. | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя. Получают представления о своеобразии творческой манеры писателя. Овладевают навыками анализа художественного произведения. Совершенствуют навыки краткого пересказа содержания повестей, художественного пересказа эпизодов, инсценирования эпизодов, вырази тельного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Анализируют язык повести. Создают иллюстрации к данному произведению. | |
5. 5. И.С.Тургенев. « Бежин луг». | 4 | Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. | Знакомятся со страницами жизни писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, сопоставления героев произведения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Расширяют представления о литературном герое, портрете, пейзаже. | |
5.6. Ф.И.Тютчев. «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…» | 3 | Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. | Учатся эмоционально воспринимать материал о жизни и творчестве поэта. Овладевают навыками анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими поэтическими произведениями. | |
5.7. А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь…», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». | 3 | Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). | Учатся эмоционально воспринимать материал о жизни и творчестве поэта. Овладевают навыками анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэта. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими поэтическими произведениями. Развивают понятие о пейзажной лирике. | |
5.8. Н.А.Некрасов. «Дедушка», «Железная дорога». | 3 | Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления). | Знакомятся с новыми страницами жизни и деятельности поэта. Анализируют характеры героев. Формулируют полные ответы на вопросы. Совершенствуют навыки выразительного чтения, устного словесного рисования, чтения по ролям; комментирования художественного текста. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Расширяют представления о стихотворных размерах. Получают начальные представления о строфе и диалоге в поэтическом тексте. | |
5.9. Н.С.Лесков. «Левша». | 5 | Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
| Знакомятся со страницами жизни и литературной деятельности писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, краткого и выборочного пересказа. Осуществляют анализ языка произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, сопоставления главного героя с другими персонажами. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Получают начальные представления о сказе и иронии. | |
5.10. А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». | 2 | Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). | Знакомятся с новыми страницами жизни и литературной деятельности писателя. Совершенствуют навыки чтения по ролям и инсценирования художественного текста, осмысления сюжета, пересказа. Осуществляют анализ языка произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками устного словесного рисования, защиты иллюстраций. Развивают представления о юморе. Получают представления о речевой характеристике персонажей. | |
5.11. Родная природа в стихотворениях русских поэтов. | 3 | Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления). | Расширяют представления о творчестве поэтов. Учатся эмоционально воспринимать поэтический текст. Овладевают навыками анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэтов. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими поэтическими произведениями. Развивают представления о лирике как роде литературы, стихотворном ритме. | |
6. | Из русской литературы XX века | 31 | ||
6.1. А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». | 2 | Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. | Знакомятся с новыми страницами жизни и литературной деятельности писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста. Учатся составлять словарь для характеристики предметов и явлений. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. | |
6.2. А.С.Грин. «Алые паруса». | 3 | Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя. Совершенствуют навыки выразительного чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и выборочного пересказа. Осуществляют анализ языка произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, сопоставления главного героя с другими персонажами. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Расширяют представления о портрете. Развивают представления о композиции произведения. | |
6.3. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». | 5 | Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов. | Знакомятся с жизнью и литературной деятельностью писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования. Учатся раскрывать символическое содержание пейзажных образов. | |
6.4. Произведения о Великой Отечественной войне. | 2 | К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. | Получают представления о жизни и творчестве поэтов. Учатся эмоционально воспринимать поэтический текст. Овладевают навыками анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэтов. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Устанавливают ассоциативные связи с другими поэтическими произведениями. | |
6.5. В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 3 | Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героя. | Знакомятся с жизнью и литературной деятельностью писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста. Учатся характеризовать героев произведения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Развивают представление представления о речевой характеристике героя. | |
6.6. В.Г.Распутин. «Уроки французского». | 6 | Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия). | Знакомятся с детством и началом литературной деятельности писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста. Учатся характеризовать героев произведения. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. Актуализируют знания о рассказе, сюжете, герое-повествователе. | |
6.7. Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | 1 | Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. | Знакомятся с жизнью и творчеством поэта. Анализируют особенности поэтического языка. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Овладевают навыками выполнения самостоятельной творческой работы. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. | |
6.8. Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | 2 | Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. | Знакомятся с жизнью и литературной деятельностью писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного и выборочного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста. Учатся характеризовать героев произведения. Актуализируют знания о рассказе, сюжете, герое и юморе. | |
6.9. Родная природа в русской поэзии XX века. | 2 | А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. | Расширяют представления о жизни и творчестве поэтов. Учатся эмоционально воспринимать поэтический текст. Развивают навыки анализа поэтического текста. Выявляют характерные черты творчества поэтов. Совершенствуют навыки выразительного чтения, сравнительной характеристики прозаических и лирических произведений. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. | |
6. 10. Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. «Срезал», «Критики». | 3 | Слово о писателе. Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования. Получают представления о героях шукшинских рассказов. | |
6.11. Из литературы народов России. Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга». | 1 | Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа». | Знакомятся с жизнью и творчеством поэта. Анализируют особенности поэтического языка. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Овладевают навыками выполнения самостоятельной творческой работы. Устанавливают ассоциативные связи с других поэтов. | |
6.12. Из литературы народов России. К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». | 1 | Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа. Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов. | Знакомятся с жизнью и творчеством поэта. Анализируют особенности поэтического языка. Совершенствуют навыки выразительного чтения. Овладевают навыками выполнения самостоятельной творческой работы. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями других поэтов. | |
7. | Из зарубежной литературы | 17 | ||
7.1. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | 2 | Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | Знакомятся с мифами Древней Греции. Овладевают навыками анализа мифов. Определяют изобразительно-выразительные особенности данных произведений. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, пересказа, воспроизводящего сюжет, характеристики героя. | |
7.2. Геродот. «Легенда об Арионе». | 1 | «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. | Знакомятся с творчеством писателя. Овладевают навыками анализа мифов. Определяют изобразительно-выразительные особенности данных произведений. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, пересказа, воспроизводящего сюжет, характеристики героя. Расширяют представление о мифе. Учатся определять отличие мифа от сказки. | |
7.3. Гомер. «Одиссея», «Илиада». | 3 | Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). | Знакомятся с жизнью и творчестом писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, пересказа, воспроизводящего сюжет, характеристики героя. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования. Получают представление о героическом эпосе. | |
7.4. М.С. Сааведра. «Дон Кихот». | 4 | Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя. Совершенствуют навыки выразительного чтения и восприятия художественного текста, анализа языка, осмысления сюжета. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Развивают представления о романе. Получают представление о художественных особенностях данного произведения. Извлекают необходимую информацию из справочной литературы. | |
7.5. Ф.Шиллер. «Перчатка». | 1 | Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. | Знакомятся с жизнью и творчестом писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, характеристики героя. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования и анализа художественного текста, устного словесного рисования. Развивают представление о балладе. | |
7.3. П.Мериме. «Маттео Фальконе». | 1 | Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования, выборочного пересказа. Получают представление о романтическом сюжете и его реалистическом воплощении. | |
7.4. М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». | 2 | «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. | Знакомятся с новыми страницами жизни и творчества писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета и событий, подробного пересказа эпизодов. Получают практические навыки сравнительной характеристики героев. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования. Устанавливают ассоциативные связи с произведениями живописи. | |
7.5. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». | 3 | Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. Теория литературы. Притча (начальные представления). | Знакомятся с жизнью и творчеством писателя. Совершенствуют навыки чтения и восприятия художественного текста, осмысления сюжета, подробного пересказа. Осуществляют самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы. Овладевают навыками комментирования художественного текста, устного словесного рисования, выборочного пересказа отдельных глав. Учатся составлять план, воспроизводящий композицию сказки, сопоставлять данное произведение с другими сказками. Получают начальные представления о притче. | |
8. | Итоговое повторение | 1 | Итоговое повторение по материалу, изученному в 6 классе. | Выполняют тестовые задания. Показывают навыки выразительного чтения. Обобщают знания по изученному материалу. |
5. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
1) Для обучающихся:
Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 6 класс. – М.: Просвещение, 2013.
Ладыгин М.Б. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Коровина В.Я. и др. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2015.
2)Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996.
Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 6 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Экзамен, 2006.
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. – М.: Просвещение, 2006.
Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 6 класс». – М.: Экзамен, 2013.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы.
Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.
Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004.
Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.: Айрис-пресс 2004, Magnamedia 2005.
Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана».
Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ru
Образовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ru
Библиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.info
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям - http://www.encyclopedia.ru
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ru
Электронная библиотека современных литературных журналов России - http://www.russianplanet.ru
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре - http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm
Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4format.ru/
Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КАБИНЕТА
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- видео – и DVD плеер;
- музыкальный центр;
- телевизор;
- Комплекты видеофильмов, аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
- Программное обеспечение:
- операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
- текстовый редактор MS Word
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....