"Магия слова" - конспект открытого занятия
план-конспект
Цель: Вызвать у детей интерес к литературному творчеству.
Задачи:
- формировать представление о литературе, стихосложении, стиховедении, белом стихе, о различии стихотворной и прозаической речи;
- дать определение рифме, ритму;
- формировать умения подбирать рифмы, чувствовать и соблюдать ритм;
- закрепить навыки выразительного чтения, декламации стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Магия слова | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Количество учащихся: 6 человек, возраст 10 -12 лет.
Тема занятия: «Магия слова».
Цель: Вызвать у детей интерес к литературному творчеству.
Задачи:
- формировать представление о литературе, стихосложении, стиховедении, белом стихе, о различии стихотворной и прозаической речи;
- дать определение рифме, ритму;
- формировать умения подбирать рифмы, чувствовать и соблюдать ритм;
- закрепить навыки выразительного чтения, декламации стихов.
Тип занятия: комбинированный.
Форма проведения: творческая лаборатория.
Оборудование и материалы:
- компьютер, проектор
- раздаточный материал (Приложение 1)
- ручки
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма работы: групповая, парная.
Ход занятия
Слайд 1.
1. Организационный момент (с улыбкой, сразу зрительный контакт с детьми). – 2 мин.
Здравствуйте. Меня зовут Альбина Айтмухаметовна.
Трудно сразу запомнить? И выговаривать сложно…
Можно немножко потренироваться, чтобы вам было легче ко мне обращаться.
А как вас зовут? Представьтесь, пожалуйста. (Знакомлюсь, проговариваю имена детей)
Я веду занятия по программе «Проба пера» в творческом объединении «Проба пера». А что такое «проба пера», и с каким школьным предметом можно её связать, как вы думаете? (Ответы детей: что-то сочинять, писать; чтение, литература)
Правильно. В старину люди писали при помощи гусиного пера. И с литературой это тесно связано. А что такое литература? Это искусство.
2. Актуализация знаний. - 8 мин.
Искусство имеет волшебную (магическую) силу. Как вы понимаете слово «магия»? Напишите, какие ассоциации - всё, что приходит в голову, - когда вы слышите это слово. Даю вам минуту времени. Кто первым прочтёт свои варианты ответов? (Ответы детей)
Есть ли магия у слова? (Да)
Слайд 2.
Сегодня мы будем говорить о магии слова.
Ведь в слове можно выразить всё.
Есть в нём и трепетность, и нежность,
И буйный гнев.
Есть в нём суровость и мятежность,
И чувств напев.
Есть в нём и суетность, и вечность,
И пустота.
Есть в нём и строгость, и беспечность,
И красота.
Всё это есть в обычном слове,
Как соль Земли,
Если его с большой любовью
Произнесли.
Владимир Деменков
Слайд 3.
Это стихотворение современного поэта Владимира Деменкова «Слово». Ребята, вы согласны с утверждениями поэта? Как автор относится к слову? Точно так, как он и написал: с большой любовью. У вас это стихотворение есть на столе, напечатанное на листочках. Давайте мы прочитаем его по цепочке, каждый по две строчки, и постараемся передать голосом все состояния, эмоции, которые в нём присутствуют. (Читают дети)
Ребята, а что вы больше любите читать: стихи или прозу?
Чем отличаются стихи от прозы? (Ответы детей: строчки имеют одинаковые или похожие (созвучные) окончания)
Сейчас мы проверим: Прочитайте отрывки, написанные на доске.
Слайд 4.
1. Ветер упал, повсюду стало тихо, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.
А. П. Платонов
2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено.
Н. М. Языков
3. Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное!
И. С. Тургенев
Есть ли среди этих отрывков стихотворение? Укажите его.
Молодцы. А как вы это поняли?
Слайд 5.
Да, в нём есть слова с похожими окончаниями – рифма.
Мы можем найти много рифм вокруг нас. Например, я скажу слово сказка. Назовите слова с похожими окончаниями. А к слову май? Лес - …, осень - …
3. Разминка. – 3 мин.
С рифмами можно даже поиграть. Приглашаю вас выйти из-за столов. Встаём в круг, я буду читать стихотворение, а вы закончите в нём строчки. Называем слова и сопровождаем их жестами, движениями.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..
Это было стихотворение замечательного поэта Даниила Хармса.
Давайте ещё раз скажем, что важно для стихотворения?
- Рифмы, похожие слова на конце строчек.
4. Введение в новую тему. – 10 мин.
А теперь вернитесь на свои места, внимание на экран.
Слайд 6.
Прочитайте самостоятельно – сначала про себя, а потом нужно будет прочитать вслух. Кто прочтёт? Кто ещё хочет прочитать вслух?
Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.
И.С. Никитин
Скажите, стихи это или проза? Задумались?
Посмотрите, как записал свое произведение автор:
Слайд 7.
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу - даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи? А рифма есть?
Сравните слова, заканчивающие строчки. Здесь нет рифмы.
Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.
Слайд 8.
Значит, рифма – не самое главное отличие стихов от рифмы, должно быть в стихах что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?
Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент.
Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение.
И у стихов, ребята, есть такой узор. Он называется ритмом. И в биении нашего сердца, и в дыхании, и в смене дня и ночи, и в шуме дождя, и в шорохе опавшей листвы его тоже можно услышать. Везде: внутри нас и вокруг нас. Чтобы почувствовать этот ритм, нужно просто прислушаться.
Приложите руку к груди, что вы слышите? Как стучит?
Слайд 9.
Ритм - чередование каких-либо элементов, их повторение: звуков, движений. Понятие ритма очень важно в стихах. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.
Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм.
Слайд 10.
Вернёмся к стихотворению Никитина. Прочтём стихотворение, сопровождая при этом чтение хлопками в ладоши. Услышали этот ритм? Почувствовали?
Давайте определим, что же такое стих? (Варианты ответов детей)
Слайд 11.
Стих – художественное произведение, в котором есть ритм и рифма.
Стих – строчка художественного произведения, в котором есть ритм и рифма.
Стихи – строчки, много стихотворных строчек.
Стихотворение – творение из стихов, из строчек.
Слайд 12.
А сейчас попробуем вместе сочинить стихотворение. Возьмём несколько рифмующихся слов, поставим рифмы в конец строк, определим ритм стихотворения и подберем под этот ритм ещё несколько подходящих слов, чтобы получились предложения.
(коллективно сочиняем стихи на заданные рифмы)
А теперь самостоятельно составьте стихотворения по рифмам.
Слайд 13.
6. Творческая работа - 7 мин.
1. океан, ураган, балаган, барабан
2. огонь – ладонь – конь – гармонь
3. стакан – банан – карман – обман
Дети зачитывают варианты стихотворений.
7. Контроль. – 2 мин.
Ребята, мы сегодня позанимались в настоящей творческой лаборатории – лаборатории стиха.
Что же такое стихи?
Что такое рифма? Ритм?
8. Подведение итогов. - 3 мин.
Удалось ли вам почувствовать себя немного поэтами?
Я хочу ещё прочесть вам отрывок из своего стихотворения «Приветное».
И на прощание, на расставание
Вновь пожелания – на расстояния –
На ощущения, на постоянное...
На самочувствие, на состояния:
Доброго утра! Доброго вечера!
Доброго дня! Доброго, вечного,
Благополучного, не поперечного,
Доброго завтра каждому встречного!
А чтобы вдохновение вас сопровождало и дальше, я подарю каждому из вас перо с надписью «Проба пера».
Занятие окончено. До свидания.
Источники:1. Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003
2. http://www.stihi.ru/2014/07/04/5991 - Слово. Нахабинский.
3. https://dic.academic.ru/ - Словари и энциклопедии на АКАДЕМИКЕ.
4. https://www.kakprosto.ru/kak-83522-chto-takoe-ritm#ixzz5Sck2AmkH – Что такое ритм?
Приложение 1.
Составьте стихотворения по рифмам.
. …………………………………..океан
………………………. …………….уши
………………………. ……………ураган
………………………. ……………суши
Составьте стихотворения по рифмам.
. ………………………………….. огонь
………………………. ……………. ладонь
………………………. …………… конь
………………………. ………….гармонь
Составьте стихотворения по рифмам.
. ………………………………….. стакан
………………………. ……………. банан
………………………. …………… карман
………………………. …………. обман
- океан, ураган, балаган, барабан
- огонь – ладонь – конь – гармонь
3. стакан – банан – карман – обман
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)
Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...
Конспект открытого занятия в классе предподготовки детей к школе. Тема: «Дифференциация звуков С _ З в слогах и словах.»
Видиозапись данного занятия представлялась для участия в конкурсе "На звание лучшего специалиста в области сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии", который проходил с 15 января п...
Конспект открытого занятия "Путешествие по стране вежливости. Секрет волшебных слов"
Открытое занятие направленно на: формирование мотивации на освоение нравственных норм поведения; развитие культуры речи воспитанников, коммуникативных способностей, умения общаться в коллект...
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
План - конспект открытого занятия педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко Тема: «Работа над словом»
Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Работа над словом", на котором учащиеся научатся создавать и использовать такие средства художественной выразительности, как эп...
Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»
Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»...
Конспект открытого занятия "Автоматизации звука [Р] в слогах и словах"
Индивидуальное логопедическое занятия для автоматизации звука [р] в слогах и словах. Занятие направлено на развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания. На закрепление правильное п...