Мотивационно-целевой этап урока
Организационно-деятельностный этап
Оценочно-результативный этап
| Стадия вызова Запишем эпиграф. Слайд №3 Люди, человеки, страны и народы Мы теперь навеки должники Природы… - Фронтальное повторение
Составляем понятийный диктант Что такое рассказ? Сюжет? Идея? Слайд 4 Композиция? Антитеза? Образ автора Тропы 2. Работа в парах. Составить смысловое предложение, продолжив высказывание В основе рассказа …(одно событие) С помощью антитезы … (противопоставляются слова, эпизоды, образы) На основе сюжета можно …(проследить последовательность событий) Идея произведения показывает ….(отношение автора к событиям) Композиция помогает (понять замысел автора) Тропы являются (выразительными средствами речи) 3.Подводим итоги. Проверяем по слайду. В конце урока мы вернёмся к этому заданию, чтобы осмыслить содержание рассказа. Слайд №5 4.Ребята, представьте, пожалуйста, себе лебедя. Что вы можете сказать об этой птице. Подберите эпитеты для того, чтобы описать ее. Слайд № 6 Если со словом лебедь образовать словосочетание «лебединая песня», то какое определение можно дать рассказу с названием «Лебединая песнь», обоснуйте свое предположение Прослушивание песни «Раненая птица» Эпиграф. Соотнесите название песни и эпиграф. Как можно сформулировать тему урока словами из песни Вы их жалейте, люди, не убивайте зря. Работать мы будем по рассказу Полин Джонсон «Лебединая песнь». 5. Запишем тему в тетрадь. 6. А каковы цели нашего урока, как, по-вашему? Вспомните, чем мы уже занимались, используйте опорные слова на слайде: Слайд №7 Разобраться … Понять … Дать … Учиться … Аргументировать … Развивать … Формулировать Итак, тема определена, цели сформулированы слайд №8 - давать характеристику героев; - учиться формулировать и аргументировать своё мнение; развивать устную и письменную речь; - участвовать в коллективном обсуждении вопросов; - представлять результаты индивидуальной, парной работы: - формулировать идею произведения Чтобы оценить понимание собственной деятельности на уроке, вам нужно будет заполнить таблицу самооценки. Она связана с целями нашего урока. Стадия осмысления содержания 1. Автором этого интересного рассказа является канадская писательница П. Джонсон. Рассказ «Лебединая песнь» ходит в сборник «Легенды Ванкувера». В своём творчестве П.Джонсон отразила идеологию канадских индейцев. Слайд №9 2. Индив. задание. Рассказ о Полин Джонсон На сегодняшнем уроке мы познакомимся с отрывком из этого рассказа, а весь рассказ прочитаете самостоятельно. 3.РАССКАЗ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ СЮЖЕТА (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ) Джимми – Ниагарский водопад – как в чудесном сне – белоснежные лебеди – смертельно устали – гигантский поток – крик – каменные сердца – добивали – двадцать долларов – один-единственный. Слайд 10 - Послушаем, что у вас получилось. Слушаются версии, сравниваются - 4. Работа по содержанию. Чтение с остановками.
- Раздаётся текст, разделённый на остановки, самостоятельное чтение до первой остановки.
Джимми никогда не видел Ниагарский водопад, и отец, едущий по делам в Буффало, взял его с собой. Отец кончил дела, и в два часа они уже стояли на самом краю пропасти. Столб туманной мглы, сверкающие радуги, гигантские потоки воды – все кружилось перед глазами Джимми, как в чудесном сне. Вдруг до них донеслось далекое, но чистое музыкальное эхо, словно свист сотни ртов. Это летели птицы. На спокойные воды, обманчиво притихшие над водоворотами, опускались один за другим прекрасные белоснежные лебеди. Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню. «Джимми! – закричал отец, - они погибли! Они не видят опасности, а если бы увидели, у них не хватило бы сил подняться выше». Вопросы к тексту Слайд № 11 - Какими вы представляете героев рассказа? (дополняет характеристику по рассказу обучающийся о клубе любителей животных) - Опишите, каким вы видите Ниагарский водопад? - Какие слова помогают увидеть Ниагарский водопад? СЛАЙД № 12, 13 Грохот водопада слышен на расстоянии многих километров, особенно ночью, (по- индейски Ниагара -"грохочущая вода"). 4. Бешеный гигантский поток подхватил дов ерчивых птиц и с неистовой силой увлек их к самому краю водопада. Мальчик зажмурился и бросился ничком на камни. Когда он открыл глаза, река была пуста. Отец с сыном опустились к ледяному мосту. Перекрывая яростный шум водопада, несся жалобный предсмертный крик белоснежных птиц и возгласы собравшихся зрителей. На ледяном обрыве лежала истекающая кровью, перебитая стая – все, что осталось от великолепного отряда. Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растопить даже каменные сердца Такой случай действительно произошел в апреле месяце 1908 года, когда стая из ста шестнадцати свистящих лебедей пролетала над Ниагарским водопадом, но только одному из них удалось уйти от вооруженных убийц. Его спас и выходил маленький мальчик. (Прим. автора.) Заполнение двухчастного дневника (виды тропов) Работа в парах Слайд №14 Ключевые слова, СС | Толкование | Бешеный гигантский поток |
| Жалобный предсмертный крик |
| Возгласы собравшихся зрителей |
| Искалеченные тела |
| Каменные сердца |
|
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Какие у вас возникают вопросы? Какого развития ожидаете вы после этих строк? (Большинство ожидают, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого еще можно спасти) Чтение текста до третьей остановки. Заполнение таблицы. Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспомощных птиц. Они выхватывали их друг у друга, ссорились. Джимми заметил, что несколько лебедей не пострадали, но прежде, чем он успел до них добраться, взрослые люди забили их насмерть. «Перестаньте! – кричал Джимми. – Отпустите их!» - «Как бы не так! – рявкнул здоровенный мужчина. – Эти птицы стоят двадцать долларов за штуку! Я заберу их всех! Последние из тех, что пытались подняться, одна за другой падали на землю, пока не остался один-единственный лебедь. Джимми кинулся к жертве и загородил ее своим худеньким детским телом от занесенной дубинки. Слайд №15 Кто | Какой | Что делают | Лебеди |
|
| Джимми |
|
| Люди |
|
|
ОТКРЫТЫЙ ФИНАЛ. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ДО ЧЕТВЕРТОЙ ОСТАНОВКИ Так случилось, что спасти эту прекрасную птицу удалось маленькому мальчику. Он завернул ее в свою куртку, привез домой и раздвинул прутья клетки, чтобы она свободно могла гулять во дворе. Многие жители городка советовали Джимми посадить лебедя за решетку или отправить в музей. - Что нового вы можете сказать о характере Джимми? - Закончите историю о мальчике Джимми. Работают самостоятельно, пишут концовку рассказа, затем в классе обсуждаются варианты ответов, читается окончание, сравниваются. открытый финал) Он не соглашался. Шли дни, а лебедь оставался у Джимми и казался довольным. Но в один яркий майский день лебедь расправил свои царственные крылья и поплыл вверх. Джимми следил за ним глазами, полными печали, но и несказанной радости, пока лебедь не исчез в вышине. Почему мальчик радовался? Физминутка Слайд 16 Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться Очень бесшумно на воду садятся Стадия рефлексии Какой основной художественный приём использован в рассказе для характеристики героев? (таблица 3 –ей остановки) Кого можно сравнить по каким критериям? Какой вы увидели автора? Мозговая атака. В течение трёх минут подумайте в парах и запишите: почему, на ваш взгляд, П.Джонсон обратилась в своём рассказе к этому случаю? Что она хотела сказать всем людям? Слайд 17 Какие два мира противопоставлены в сюжете рассказа? Сформулируйте идею рассказа Вернитесь к смысловым предложениям, которые были сформулированы в начале урока, и на основе этих предложений напишите, как вы поняли содержание произведения. - Коммуникативная рефлексия
Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа. - Итоги урока
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. СЛАЙД. Удалось ли нам их выполнить?
- Оцените понимание собственной деятельности на уроке по таблице самооценки, исходя из целей урока.
- Запишите задание на дом. Написать сочинение - рассуждение по проблемам или по формуле ПОПС
Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями от урока, если ответ «да», то поднимаем обе руки, если нет, то 1 рука: Интересно ли было на уроке? Проделанная работа была нужной и эффективной? Работа в парах помогала лучшему пониманию материала? Что было особенно трудно? Вернёмся к началу урока. Речевая разминка Сдайте ваши листы самооценки, чтобы я могла тоже сделать выводы и помочь вам. Спасибо за урок. До свидания |
Отвечают на вопросы учителя, записывают понятия
Слушают, анализируют производят соотношение
Примерный ответ учащегося (красивые, белоснежные, великолепные, чудесные и др.)
печальный, трагический, грустный; Лебедь поет один раз в жизни: перед смертью. Песня означает близкую смерть
Слушают, анализируют
Запись темы в тетрадь, формулировка целей урока
Слушают, анализируют
Отвечают, высказывают собственное мнение, прогнозируют
Самостоятельное чтение
Учащиеся высказывают свою точку зрения, исходя из жизненного опыта, опираясь на содержание рассказа, эмоциональный опыт, приёмы анализа текста.
Самостоятельное чтение
Заполняют таблицу, опираясь на личный опыт, осмысливают жизненные проблемы, понимая гуманистический пафос рассказа. Прогнозируют содержание.
Читают, анализируют, заполняют таблицу, дают характеристику героям, сравнивают, формулируют авторское отношение к героям.
Умение кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученному тексту;
Анализ таблицы, формулировка выводов Слушая учителя и одноклассников, исправляют неточности в записи. Контроль – сличение результата с эталоном с целью обнаружения отличий Отвечают, осмысливая предметное содержание рассказа .
Пишут синквейн по формуле
Смотрят слайд, анализируют, составляют таблицу самооценки
Записывают задание на дом.
|
Р: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
К: Осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно- познавательных задач..
П: Понимать информацию , представленную в разной форме, Формулировать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи.
К: Умение слышать и слушать, выделять необходимую информацию.
Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимают и сохраняют учебную задачу.
П: Смысловое чтение с целью поиска ответа на заранее поставленные вопросы. Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию. Выработка умений работать с учебной информацией, проводить умозаключение и делать выводы.
Л: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом , созидательном процессе, осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества
П: Умение сравнивать и сопоставлять материал, соотносить содержание и смысл. Построение речевого высказывания; владение монологической речью; определяют основную и второстепенную информацию.
П: Смысловое чтение с целью поиска ответа на поставленные вопросы. Работа с текстом: постановка цели чтения, направление внимания на полезную в данный момент информацию. Выработка умений работать с информацией, проводить умозаключение и делать выводы.
К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
П: Умение сравнивать и сопоставлять материал, соотносить содержание и смысл. Построение речевого высказывания; владение монологической речью; определяют основную и второстепенную информацию.
П: Структурируют знания по тексту. Р: Осознают качество и уровень усвоения. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли.
К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор К: Осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно - познавательных задач. Л: Приобретение социального опыта Р: Принимает и сохраняет учебную задачу, анализ собственной деятельности. |
Фронтальная работа
Индивидуальная работа в тетрадях с терминами
Работа в парах .
Фронтальная работа с классом
Индивидуальная работа в тетрадях
Фронтальная работа с классом
Индивидуальная работа
Коллективное обсуждение
Коллективное обсуждение
Коллективное обсуждение
Работа в парах
Фронтальная эвристическая беседа
Индивидуальная работа в тетрадях
Коллективное обсуждени
Коллективное обсуждение
Индивидуальная работа в тетрадях
|