Мастер-класс Технология развития критического мышления
материал по литературе

Фаррахова Альбина Фанильевна

Мастер-класс  Технология развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Технология развития критического мышления

Эпиграф

Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть

новое  и не пройти мимо – заслуга не меньшая.

Напротив – большая.  

Д.С. Данин

1.     Практическая часть.

 Работа с текстом.

1этап.  Чтение текста.

 Задание: Определяем тему текста.

Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

Лев Толстой говорил: «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Если это не так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать, (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником». 

Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу. Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И все-таки вначале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

(По В.Пескову)

  1. Формулируем проблему.

Внимательно читаем текст известного журналиста В. Пескова, определяем тип и стиль речи. Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле.

- Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.

В первом абзаце автор пишет: (1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!».  (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово.  (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

А вот в финале: 26) И все-таки в  начале всего стоит  Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры,  важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что дает человеку любовь к природе?

Итак, проблема сформулирована: 

1 группа       Что дает человеку любовь к природе?

                       Об этой проблеме размышляет автор статьи.

2 группа       Текст  Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком  для пробуждения  чувства природы?

  1. Пишем комментарий.

Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.

(1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!».  (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово.  (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.

 (6) Лев Толстой говорил:  «Счастье  – это быть с природой,  видеть ее, говорить  с ней».  (7) Если  это так, то как  же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое?   (8) Чувство природы врожденное.  (9) И есть оно у каждого человека.  (10) Но чувство это спит.  (11) Кто разбудит его в раннем детстве? (12) Сможет ли это сделать школьный  учебник?  (13) Вряд  ли. (14) Но может это сделать умный, чуткий учитель. (15) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец,  мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. (16) Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (17) Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона  «Животные-герои».  (18)  Я считаю ее своим  «будильником».

Получаем такой комментарий:

            1группа В. Песков, замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают полный подъем телесных и душевных сил. Почему такие моменты «радость  жизни» становится почти осязаемой?  Ответ на этот вопрос автор находит в словах  Л. Толстого: «Счастье – это  быть с природой, видеть ее, говорить с ней.

          

  1. Определяем позицию автора.

Рекомендуем перечитать поставленный вопрос 

1группа Что дает человеку любовь к природе? 

2 группа Что должно стать толчком  для пробуждения  чувства природы?

и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция.

 Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце.

(26) И все-таки в  начале всего стоит  Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры,  важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

 У нас получилось:

1группа

В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит , издает звуки, сверкает красками» дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой  «отсчета всех ценностей жизни».

2 группа. Автор  говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой  «будильник».

  1. Выражаем свою позицию.

Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. Получаем.

1группа

Я полностью согласен с мнением автора текста. Природа может дать человеку  силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.

2группа. В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу»

  1. Приводим аргументы – доказываем свое мнение.

Попытаемся доказать, что природа дает человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавление от одиночества. Находим примеры , подтверждающие это в литературе и искусстве, истории, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести два аргумента.

Вот что может получиться.

1 группа.

1. Аргумент. Природа была источником вдохновения для многих  поэтов, писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.

2. Аргумент.  Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому , пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.

2 группа. 

1. Аргумент.  Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник  не только  сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.

2. Аргумент. Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой.

  

 6. Подводим итог - пишем заключение.

Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.

1 Группа. Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того , чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».

2 группа. Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.

Перечитаем получившийся текст.

Обратим внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста.

По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему! Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.

Вариант 2

Проблема

Текст  Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком  для пробуждения  чувства природы?

Комментарий

В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

Позиция

автора

Автор  говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой  «будильник».

Моя 

позиция

В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу»

1-й аргумент

Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник  не только  сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.

2-й аргумент

Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой

Заключение

Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.

Вариант 1

Проблема

Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи.

Коммен-

-тарий

В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

Позиция

автора

Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни»

Моя 

позиция

Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.

1-й аргумент

Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.

2-й аргумент

Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому, пахнущему смолой, стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.

Заключение

Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того, чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим»

Алгоритм для написания сочинения-рассуждения

1. Вступление ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2..Проблема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Комментарии  к  проблеме

 ____________________________________________________________________________   _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Позиция  автора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Собственная позиция (аргументы  "за" или "против" авторской позиции) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Заключение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка «Клише для создания сочинения»

 1. Как написать  вступление…

 «Именительный темы»

1. Пишу ключевое слово проблемы.

2. Ставлю многоточие.

3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.

«Вопросы-стимулы»

1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.

«Картина»

1. Пишу 2-3 назывных (в них есть только подлежащее) распространенных   предложения, которые  рисуют картину по проблеме.

2. Заявляю проблему.

«Название»

 Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема,   …….., посвящена…….

 2. Формулируем проблему.

Именно эта проблема – в центре внимания писателя…

3. Комментируем проблему.

Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.

Типовые конструкции для передачи действий автора

Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…….., анализирует, подробно комментирует,

4. Формулируем авторскую позицию

Автор относится к поднятой проблеме …

 - положительно,  отрицательно, неоднозначно

 - двойственно, скептически, иронически

Позиция автора по затронутым вопросам очевидна….

Типовые конструкции для выражения авторской позиции:

Автор…

иронизирует над кем \ чем?

осуждает кого \ что?

разделяет мнение …

возражает кому \ в связи с чем?

опровергает что?

критикует, обвиняет, разоблачает кого?

отстаивает что?

доказывает что?

убеждает кого в чем?


5. Высказываем своё мнение.

С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться…

Нельзя не согласиться с мнением автора…

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…

Я разделяю позицию автора…

Оценивая авторскую позицию, можно сказать…

Размышляя над позицией автора, хочется отметить…

Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

Приведем пример…

Сошлемся, например, на…

Возьмем в качестве примера… Сравним…  Сопоставим…

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

Никто не будет отрицать, что…

Никто из нас не будет возражать против того…

Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…

Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

ИСПОЛЬЗУЕМ:

1. Реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения.

2. Свои собственные наблюдения и выводы.

3. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях).

4. Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость.

5. Примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы.

6. Примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач.

7. Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, н-р, истории, права, обществознания.

6. Пишем заключение.

В заключение хочу подчеркнуть…

В заключение хотелось бы отметить…

В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Итак,…

Следовательно,…

Таким образом,…

Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....