Мастер-класс Технология развития критического мышления
материал по литературе
Мастер-класс Технология развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Технология развития критического мышления
Эпиграф
Увидеть новое – большая заслуга. Увидеть
новое и не пройти мимо – заслуга не меньшая.
Напротив – большая.
Д.С. Данин
1. Практическая часть.
Работа с текстом.
1этап. Чтение текста.
Задание: Определяем тему текста.
Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
Лев Толстой говорил: «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Если это не так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врожденное. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать, (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». Я считаю ее своим «будильником».
Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведенный летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на все открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу. Нет нужды перечислять все, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как все в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.
И все-таки вначале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
(По В.Пескову)
- Формулируем проблему.
Внимательно читаем текст известного журналиста В. Пескова, определяем тип и стиль речи. Перед нами текст-рассуждение в публицистическом стиле.
- Перечитываем первый и последний абзацы текста, чтобы определить и сформулировать проблему.
В первом абзаце автор пишет: (1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
А вот в финале: 26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
Попробуем поставить вопрос к прочитанным фрагментам текста. Он может быть таким: что дает человеку любовь к природе?
Итак, проблема сформулирована:
1 группа Что дает человеку любовь к природе?
Об этой проблеме размышляет автор статьи.
2 группа Текст Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?
- Пишем комментарий.
Перечитываем центральные абзацы текста. Проследим за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркиваем ключевые слова и фразы.
(1) Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. (2) У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». (3) Другие в эти минуты боятся обронить слово. (4) И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. (5) В русской литературе, в живописи и музыке можно назвать много имен творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский.
(6) Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». (7) Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? (8) Чувство природы врожденное. (9) И есть оно у каждого человека. (10) Но чувство это спит. (11) Кто разбудит его в раннем детстве? (12) Сможет ли это сделать школьный учебник? (13) Вряд ли. (14) Но может это сделать умный, чуткий учитель. (15) Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. (16) Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. (17) Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне книгу Сетон-Томпсона «Животные-герои». (18) Я считаю ее своим «будильником».
Получаем такой комментарий:
1группа В. Песков, замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают полный подъем телесных и душевных сил. Почему такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.
- Определяем позицию автора.
Рекомендуем перечитать поставленный вопрос :
1группа Что дает человеку любовь к природе?
2 группа Что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?
и найти в тексте ответ на него. Это авторская позиция.
Чаще всего наиболее четко она сформулирована в последнем абзаце.
(26) И все-таки в начале всего стоит Любовь. (27) Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. (28) С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчета всех ценностей жизни. (29) Любовь ко всему, что зеленеет, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.
У нас получилось:
1группа
В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит , издает звуки, сверкает красками» дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни».
2 группа. Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник».
- Выражаем свою позицию.
Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте еще раз свою позицию иными фразами. Получаем.
1группа
Я полностью согласен с мнением автора текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.
2группа. В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу»
- Приводим аргументы – доказываем свое мнение.
Попытаемся доказать, что природа дает человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавление от одиночества. Находим примеры , подтверждающие это в литературе и искусстве, истории, вспоминаем биографии выдающихся личностей, научные открытия, необходимые факты. Вы должны привести два аргумента.
Вот что может получиться.
1 группа.
1. Аргумент. Природа была источником вдохновения для многих поэтов, писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка.
2. Аргумент. Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому , пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.
2 группа.
1. Аргумент. Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник не только сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.
2. Аргумент. Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой.
6. Подводим итог - пишем заключение.
Перечитываем все, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу.
1 Группа. Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того , чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».
2 группа. Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.
Перечитаем получившийся текст.
Обратим внимание! Каждый этап работы – отдельный абзац текста.
По каждому исходному тексту можно сформулировать не одну проблему! Важно помнить об этом и строить свой текст только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Другая проблема – это другие комментарии, другая позиция, аргументы. И в результате – другой текст.
Вариант 2
Проблема | Текст Василия Михайловича Пескова посвящен важной для нашего времени проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы? |
Комментарий | В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». |
Позиция | Автор говорит о том, что люди по-разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врожденное, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник». |
Моя | В.Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведенное в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночевкой в лесу» |
1-й аргумент | Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник не только сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А.Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Б.Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл. |
2-й аргумент | Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того, чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение, одиночество, покой |
Заключение | Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент. |
Вариант 1
Проблема | Что дает человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор статьи. |
Коммен- | В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъем телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней». |
Позиция | Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками», дает человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчета всех ценностей жизни» |
Моя | Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества. |
1-й аргумент | Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в свое имение Рудый Яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка. |
2-й аргумент | Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к теплому, пахнущему смолой, стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя. |
Заключение | Нет на земле более вечного и прекрасного, чем природа. Для того, чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно все в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим» |
Алгоритм для написания сочинения-рассуждения
1. Вступление ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2..Проблема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Комментарии к проблеме
____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Позиция автора _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Собственная позиция (аргументы "за" или "против" авторской позиции) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Заключение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Памятка «Клише для создания сочинения»
1. Как написать вступление…
«Именительный темы»
1. Пишу ключевое слово проблемы.
2. Ставлю многоточие.
3. Пишу ассоциации, связанные с этим словом.
«Вопросы-стимулы»
1. Пишу 2-3 вопроса, созвучных проблеме.
«Картина»
1. Пишу 2-3 назывных (в них есть только подлежащее) распространенных предложения, которые рисуют картину по проблеме.
2. Заявляю проблему.
«Название»
Я назвал бы этот текст ……., потому что проблема, …….., посвящена…….
2. Формулируем проблему.
Именно эта проблема – в центре внимания писателя…
3. Комментируем проблему.
Комментарий – это «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.
Типовые конструкции для передачи действий автора
Автор: обращает наше внимание, выделяет, замечает, высказывает интересное предположение, особо останавливается на…….., анализирует, подробно комментирует,
4. Формулируем авторскую позицию
Автор относится к поднятой проблеме …
- положительно, отрицательно, неоднозначно
- двойственно, скептически, иронически
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна….
Типовые конструкции для выражения авторской позиции:
Автор…
иронизирует над кем \ чем?
осуждает кого \ что?
разделяет мнение …
возражает кому \ в связи с чем?
опровергает что?
критикует, обвиняет, разоблачает кого?
отстаивает что?
доказывает что?
убеждает кого в чем?
5. Высказываем своё мнение.
С мнением, позицией, доводами автора трудно не согласиться…
Нельзя не согласиться с мнением автора…
Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения…
Я разделяю позицию автора…
Оценивая авторскую позицию, можно сказать…
Размышляя над позицией автора, хочется отметить…
Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…
Приведем пример…
Сошлемся, например, на…
Возьмем в качестве примера… Сравним… Сопоставим…
Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…
Никто не будет отрицать, что…
Никто из нас не будет возражать против того…
Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых,…
Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…
ИСПОЛЬЗУЕМ:
1. Реальные факты из жизни окружающих, достойные подражания или крайнего осуждения.
2. Свои собственные наблюдения и выводы.
3. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях).
4. Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, его мудрость.
5. Примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы.
6. Примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач.
7. Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, н-р, истории, права, обществознания.
6. Пишем заключение.
В заключение хочу подчеркнуть…
В заключение хотелось бы отметить…
В заключение хотелось бы ещё раз обратить внимание на…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…
Итак,…
Следовательно,…
Таким образом,…
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии
Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение приобретает формиров...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....