Урок педагогическая мастерская "Дети блокады"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Урок разработан ко дню снятия блокады Ленинграда. Свободное чтение. Основой является рассказ Дарьи Даниловой "Васька".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_22deti_blokady22.docx | 22.14 КБ |
vaska.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Водных ресурсов»
Санкт-Петербург
Мастерская «Дети блокады» по рассказу Дарьи Даниловой «Васька»
Выполнила:
Учитель русского языка и литературы
Спб. ГБПОУ «Колледж Водных ресурсов»
Царева Марина Александровна
Санкт-Петербург, 2018
Педагогическая мастерская
Свободное чтение. Рассказ Д.Даниловой «Васька»
(для учащихся 1курса обучения СПО)
Методический комментарий.
Мастерская направлена на актуализацию нравственно-этических ценностей. Через осмысление рассказа «Васька» создаются условия понимания учащимися того, что даже в самых сложных условиях человек должен оставаться человеком.
По окончании мастерской учащиеся должны прийти к пониманию того, что человек может забыть об инстинкте самосохранения для спасения другого человека, что подвиг – это порой нравственный выбор, который человек делает сам для себя.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕРСКОЙ
Тип: ценностно-смысловой ориентации
Цель:
в ходе мастерской
- создать условия для понимания учащимися нравственных ценностей;
- напомнить о жизни людей во время блокады Ленинграда;
- создать условия для патриотического настроя;
- пробудить интерес к литературе о ВОВ.
Задачи:
-актуализация жизненного опыта учащихся;
-- вызвать эмоциональный отклик у детей,
- помочь задуматься, переосмыслить свое отношение к событиям и людям военного времени.
-развитие речи;
-развитие культуры речи.
Расположение учащихся: группами.
Оборудование: тексты-распечатки (см. Приложения), фотографии блокадного Ленинграда, карточки с блокадными рецептами.
Продолжительность мастерской – 45 минут.
Алгоритм
Вариант1 ( к Дню снятия блокады)
Учащиеся располагаются в группах по 5-6 человек.
Оформление: В классе звучит «Ленинградский метроном», на доске слайды из жизни блокадного Ленинграда.
Задание 1:
- Напишите ассоциации к слову «блокада» (5-6 слов).
Один представитель от группы зачитывает слова. Остальные дополняют свой список словами, которых у них нет.
- Выделить 5 слов, которые, по вашему мнению, наиболее важны. Одним из слов окажется слово «голод».
(Приложение№1)
Задание2:
Скажите, что значил «голод» для жителей блокадного города. (Если не прозвучит слово «каннибализм», подвести детей к этому понятию и объяснить значение)
Задание3:
Раздаются конверты, в которых лежит первая часть рассказа (Приложение №2)
Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать способны только профессиональные спортсмены или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу.
Подумайте и скажите, куда и почему может так бежать человек?
Один представитель от группы отвечает. Учитель кратко записывает ответы на доске.
Задание №4:
Раздаются конверты, в которых лежит вторая часть рассказа (Приложение №3)
Воспитанник детского дома Васька Петров, никогда не отличался хорошим поведением. Он был типичным хулиганом, который постоянно прогуливал уроки, стрелял в воробьев и задирал глупых девчонок. Худощавый паренёк не боялся вступать в драки с ребятами старше себя, и пусть его рост едва доставал до плеча противника, кулаки его всегда (ладно, чаще всего!) с лёгкостью встречались с носом неприятеля. На его столе всегда валялась кучка конфет - подачки от тех, кто его боялся, но эти конфеты Васька никогда не ел, предпочитая большую часть сладостей обменивать на деньги. Да, себя он считал слишком взрослым, чтобы любить сладкое и играть в эти детские забавы с фантиками. Впрочем, взрослым он себя возомнил не с проста. У Васьки имелась младшая сестрёнка Варька, за которую он готов был порвать любого........
......А через год, летом сорок первого, в детский дом попала бомба. В тот день Васька потерял последнего родного человека. В тот день вместе с сестрой он потерял веру в счастливое будущее, потерял смысл жизни, потерял себя. Вместе с десятками детдомовцев, вместе с девочкой в платье в красный горошек, в тот день умер и Васька. Теперь его место занял другой человек. Человек без чувств, без эмоций, без души.
Как вы думаете, что стало с подростком, который остался один в блокадном городе?
Записываются ответы.
Задание №5:
Выдается конверт с третей частью рассказа(Приложение №4)
Ему было 12 лет на начало войны.... .... Приходилось трудиться на заводе и каждую ночь дежурить на крышах, обезвреживая «зажигалки». Работа продолжалась постоянно, прерываясь лишь на редкие часы сна.
Зима сорок второго в Ленинграде выдалась особенно суровой. Еле пробираясь через высокие сугробы, Васька пытался донести до дома ведро с водой. Усталость и голод давно убили в нем все эмоции. Он даже перестал замечать замерших насмерть людей, которые лежали прямо на улице, слегка припорошенные снегом. Для него это стало нормальным, он привык. Он вообще ни на что не обращал внимания. Чувств не было. Никаких…Сейчас у него была одна цель: донести воду. Донести воду, сжечь последнюю книгу в попытках развести огонь, а там дальше будь что будет. Строить планы в это время - большая ошибка. Снег… Холод… Ведро с водой…. Серый блокадный город… И вдруг какой-то писк... Писк? Котенок? Откуда в Ленинграде котенок? Показалось. Васька оглянулся по сторонам.
Как вы думаете, что это был за писк и спрогнозируйте, что будет дальше?
Один представитель от группы отвечает.
Задание №6:
Выдается продолжение (Приложение №5)
У дома лежала мертвая женщина, рядом с ней стояли санки, на санках лежал тряпичный сверток. Снова писк. Нет, не показалось. Мальчик осторожно подошел к санкам. Старое одеяло обвязано розовой атласной ленточкой. Ребенок! Совсем еще маленький и замерзший….
..... Из-за угла показались двое прохожих. Ветер донес слова:
- Не везет нам сегодня, никого не нашли, снова будем голодные…..
Дети в блокадном Ленинграде взрослеют быстро, и то, что не ко всем взрослым можно подходить, Васька знал очень хорошо. На заводе ходили слухи о случаях каннибализма, но мальчик им не верил, слушал эти рассказы, как страшилки на ночь когда-то в детском доме. Сколько он сам таких сказок рассказывал! А тут вдруг сразу же поверил!
Двое взрослых и подросток стояли напротив друг друга. Глаза в глаза. Безумный взгляд потерявших человечность взрослых людей и отчаянный взгляд подростка. Васька прижал к себе ребенка. В висках стучало: Варь-ка... Варь-ка…. Варь-ка…. Перед глазами промелькнул разрушенный детский дом, плюшевый медвежонок на руинах….
-Отдай нам его, пацан! Зачем он тебе? Отдай! Тебя мы не тронем.
В следующий момент к детям потянулись костлявые руки.
Что бы вы сделали, оказавшись в такой ситуации?
Один представитель от группы отвечает.
Задание №7
Выдается конверт с продолжением (Приложение№6) (Или зачитывается авторский вариант)
Предположите как поступит Васька?
Один представитель от группы отвечает.
Учитель зачитывает финал или раздает материал ( Приложение №7)
Никогда еще Васька не бежал так, как сейчас.
Он бежал, а где-то еще очень далеко впереди был и январь сорок третьего, когда советские войска прорвут блокаду Ленинграда, и май сорок пятого, и салют Победы, и где-то там далеко – далеко худой до синевы парнишка ведет за ручку по улицам праздничного города девочку в платье в красный горошек, прижимающую к себе грязного плюшевого мишку…
Задание №7 (рефлексия):
- Напишите на отдельном листочке, какие чувства посетили вас во время нашего урока.
Учащиеся описывают свои ощущения, затем зачитывают то, что написали.
Учитель спрашивает у ребят, кто испытал такие же чувства. Дети поднимают руки (таким образом, поднятием руки каждый ребенок участвует в рефлексии, если ему не удалось высказаться).
Затем звучит вопрос: «У кого другие ощущения »?
Рефлексия (можно вывести на экран, а можно раздать учащимся листочки с распечатанным началом рефлексии)
Я задумался
Я понял
Меня взволновало
Мне было тяжело
Я захотел
У меня возникли вопросы
Свой вариант
(эти фразы распечатаны и розданы в группах)
Приложения
Приложение 2
Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать способны только профессиональные спортсмены или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу.
Приложение 3
Воспитанник детского дома Васька Петров, никогда не отличался хорошим поведением. Он был типичным хулиганом, который постоянно прогуливал уроки, стрелял в воробьев и задирал глупых девчонок. Худощавый паренёк не боялся вступать в драки с ребятами старше себя, и пусть его рост едва доставал до плеча противника, кулаки его всегда (ладно, чаще всего!) с лёгкостью встречались с носом неприятеля. На его столе всегда валялась кучка конфет - подачки от тех, кто его боялся, но эти конфеты Васька никогда не ел, предпочитая большую часть сладостей обменивать на деньги. Да, себя он считал слишком взрослым, чтобы любить сладкое и играть в эти детские забавы с фантиками. Впрочем, взрослым он себя возомнил не с проста. У Васьки имелась младшая сестрёнка Варька, за которую он готов был порвать любого........
......А через год, летом сорок первого, в детский дом попала бомба. В тот день Васька потерял последнего родного человека. В тот день вместе с сестрой он потерял веру в счастливое будущее, потерял смысл жизни, потерял себя. Вместе с десятками детдомовцев, вместе с девочкой в платье в красный горошек, в тот день умер и Васька. Теперь его место занял другой человек. Человек без чувств, без эмоций, без души.
Приложение 4
Ему было 12 лет на начало войны.... .... Приходилось трудиться на заводе и каждую ночь дежурить на крышах, обезвреживая «зажигалки». Работа продолжалась постоянно, прерываясь лишь на редкие часы сна.
Зима сорок второго в Ленинграде выдалась особенно суровой. Еле пробираясь через высокие сугробы, Васька пытался донести до дома ведро с водой. Усталость и голод давно убили в нем все эмоции. Он даже перестал замечать замерших насмерть людей, которые лежали прямо на улице, слегка припорошенные снегом. Для него это стало нормальным, он привык. Он вообще ни на что не обращал внимания. Чувств не было. Никаких…Сейчас у него была одна цель: донести воду. Донести воду, сжечь последнюю книгу в попытках развести огонь, а там дальше будь что будет. Строить планы в это время - большая ошибка. Снег… Холод… Ведро с водой…. Серый блокадный город… И вдруг какой-то писк... Писк? Котенок? Откуда в Ленинграде котенок? Показалось. Васька оглянулся по сторонам.
Приложение 5
У дома лежала мертвая женщина, рядом с ней стояли санки, на санках лежал тряпичный сверток. Снова писк. Нет, не показалось. Мальчик осторожно подошел к санкам. Старое одеяло обвязано розовой атласной ленточкой. Ребенок! Совсем еще маленький и замерзший….
..... Из-за угла показались двое прохожих. Ветер донес слова:
- Не везет нам сегодня, никого не нашли, снова будем голодные…..
Дети в блокадном Ленинграде взрослеют быстро, и то, что не ко всем взрослым можно подходить, Васька знал очень хорошо. На заводе ходили слухи о случаях каннибализма, но мальчик им не верил, слушал эти рассказы, как страшилки на ночь когда-то в детском доме. Сколько он сам таких сказок рассказывал! А тут вдруг сразу же поверил!
Двое взрослых и подросток стояли напротив друг друга. Глаза в глаза. Безумный взгляд потерявших человечность взрослых людей и отчаянный взгляд подростка. Васька прижал к себе ребенка. В висках стучало: Варь-ка... Варь-ка…. Варь-ка…. Перед глазами промелькнул разрушенный детский дом, плюшевый медвежонок на руинах….
-Отдай нам его, пацан! Зачем он тебе? Отдай! Тебя мы не тронем.
В следующий момент к детям потянулись костлявые руки.
Приложение 6
Никогда еще Васька не бежал так, как сейчас.
Он бежал, а где-то еще очень далеко впереди был и январь сорок третьего, когда советские войска прорвут блокаду Ленинграда, и май сорок пятого, и салют Победы, и где-то там далеко – далеко худой до синевы парнишка ведет за ручку по улицам праздничного города девочку в платье в красный горошек, прижимающую к себе грязного плюшевого мишку…
Приложение 7
Рефлексия
Я задумался
Я понял
Меня взволновало
Мне было тяжело
Я захотел
На какой вопрос я хочу получить ответ
Свой вариант (начиная словами Я, Мне)
Алгоритм
Вариант2
Демонстрируется видеоролик с бытовыми примерами нравственных поступков с неоднозначным решением (нашли кошелек с деньгами, в магазине дали большую сдачу и т.п.)
Задание1:
Ребята, помогите герою этого видеоролика принять решение.
(Показать завершение ролика)
Задание2.
Скажите, а кто-нибудь встречался с подобными ситуациями?
Всегда ли люди ведут себя нравственно?
Задание 3:
Подумайте и скажите, почему мы высоко ценим подобные поступки? ( обсуждение в группах)
Вывести на экран слова из Библии: «Что ты делаешь – вернется к тебе. Отдавать себя людям – это высшая любовь.»
Задание 4:
Вывести на экран слово «каннибализм».
Скажите, вам знакомо это слово? Вы знаете его значение?
(обсуждение в группах)
Вывести на экран значение слова из Википедии.
Задание 5:
Раздать первую часть рассказа. Дети читают сами или следят за учителем.
Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать способны только профессиональные спортсмены или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу. Ты способен думать только об одном: как спасти собственную жизнь и как сохранить ценный груз в руках.
Воспитанник детского дома Васька Петров, никогда не отличался хорошим поведением. Он был типичным хулиганом, который постоянно прогуливал уроки, стрелял в воробьев и задирал глупых девчонок. Худощавый паренёк не боялся вступать в драки с ребятами старше себя, и пусть его рост едва доставал до плеча противника, кулаки его всегда (ладно, чаще всего!) с лёгкостью встречались с носом неприятеля. На его столе всегда валялась кучка конфет - подачки от тех, кто его боялся, но эти конфеты Васька никогда не ел, предпочитая большую часть сладостей обменивать на деньги. Да, себя он считал слишком взрослым, чтобы любить сладкое и играть в эти детские забавы с фантиками. Впрочем, взрослым он себя возомнил не с проста. У Васьки имелась младшая сестрёнка Варька, за которую он готов был порвать любого.
- Держи, принцесса. - Мальчишка протянул белокурой малышке плюшевого медведя и искренне улыбнулся, когда глаза той ярко заблестели, а на щечках появились ямочки.
- А где ты его взял, Вась? - Девочка не поднимая взгляда на брата, обняла красивую игрушку.
- Ха! На охоте подстрелил! - Гордо выпятив грудь, похвалился Васька и ещё больше растянул губы в улыбке, когда услышал звонкий детский смех.
Ему пришлось отдать все свои деньги и ещё несколько дней работать поломойкой в магазине игрушек, чтобы купить подарок. Но оно того стоило, верно?
А через год, летом сорок первого, в детский дом попала бомба. В тот день Васька потерял последнего родного человека. В тот день вместе с сестрой он потерял веру в счастливое будущее, потерял смысл жизни, потерял себя. Вместе с десятками детдомовцев, вместе с девочкой в платье в красный горошек, в тот день умер и Васька. Теперь его место занял другой человек. Человек без чувств, без эмоций, без души. В сердце этого человека находилась огромная дыра и - нет, никакое время не поможет ране затянуться. Возможно когда-нибудь к этой боли и удастся привыкнуть, но не сейчас.
Ему было 12 лет на начало войны. Попытки попасть на фронт с треском провалились, командиры лишь качали головой, глядя на щуплого ребёнка, называя его неокрепшим птенцом, который только под ногами мешаться будет. Ага, только вот у птенца под шапкой уже были седые волосы. Приходилось трудиться на заводе и каждую ночь дежурить на крышах, обезвреживая «зажигалки». Работа продолжалась постоянно, прерываясь лишь на редкие часы сна.
Зима сорок второго в Ленинграде выдалась особенно суровой. Еле пробираясь через высокие сугробы, Васька пытался донести до дома ведро с водой. Усталость и голод давно убили в нем все эмоции. Он даже перестал замечать замерших насмерть людей, которые лежали прямо на улице, слегка припорошенные снегом. Для него это стало нормальным, он привык. Он вообще ни на что не обращал внимания. Чувств не было. Никаких…Сейчас у него была одна цель: донести воду. Донести воду, сжечь последнюю книгу в попытках развести огонь, а там дальше будь что будет. Строить планы в это время - большая ошибка. Снег… Холод… Ведро с водой…. Серый блокадный город… И вдруг какой-то писк... Писк? Котенок? Откуда в Ленинграде котенок? Показалось. Васька оглянулся по сторонам. У дома лежала мертвая женщина, рядом с ней стояли санки, на санках лежал тряпичный сверток. Снова писк. Нет, не показалось. Мальчик осторожно подошел к санкам. Старое одеяло обвязано розовой атласной ленточкой. Ребенок! Совсем еще маленький и замерзший….
- Ты… Это… Не бойся, принцесса! - Он не разговаривал ни с кем на протяжении нескольких недель, и от этого голос его прозвучал совсем неуверенно и хрипло. А ребенок не мог уже плакать…
Васька осторожно взял сверток на руки и впервые за долгое время позволил себе помечтать. Помечтать, как когда-то в детстве. Когда-нибудь война закончится. Советские войска обязательно разгромят немцев и снова небо над головой станет голубым, и снова улицы наполнятся привычными звуками мирной жизни. Они с Варькой (он назовет ее Варькой!) будут сидеть на берегу Невы, когда по радио объявят о победе.
Из-за угла показались двое прохожих. Ветер донес слова:
- Не везет нам сегодня, никого не нашли, снова будем голодные…..
Дети в блокадном Ленинграде взрослеют быстро, и то, что не ко всем взрослым можно подходить, Васька знал очень хорошо. На заводе ходили слухи о случаях каннибализма, но мальчик им не верил, слушал эти рассказы, как страшилки на ночь когда-то в детском доме. Сколько он сам таких сказок рассказывал! А тут вдруг сразу же поверил!
Двое взрослых и подросток стояли напротив друг друга. Глаза в глаза. Безумный взгляд потерявших человечность взрослых людей и отчаянный взгляд подростка. Васька прижал к себе ребенка. В висках стучало: Варь-ка... Варь-ка…. Варь-ка…. Перед глазами промелькнул разрушенный детский дом, плюшевый медвежонок на руинах….
-Отдай нам его, пацан! Зачем он тебе? Отдай! Тебя мы не тронем.
В следующий момент к детям потянулись костлявые руки.
Задание 6
Подумайте и напишите, чем закончится эта встреча.
(работа в группах)
Задание 7
Выдается окончание рассказа
Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать способны только профессиональные спортсмены. Или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу. Ты способен думать только об одном: как спасти себя и как сохранить ценный груз в руках.
Никогда еще Васька не бежал так, как сейчас.
Он бежал, а где-то еще очень далеко впереди был и январь сорок третьего, когда советские войска прорвут блокаду Ленинграда, и май сорок пятого, и салют Победы, и где-то там далеко – далеко худой до синевы парнишка ведет за ручку по улицам праздничного города девочку в платье в красный горошек, прижимающую к себе грязного плюшевого мишку…
Рефлексия.
ВАСЬКА
Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать способны только профессиональные спортсмены или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу. Ты способен думать только об одном: как спасти собственную жизнь и как сохранить ценный груз в руках.
Воспитанник детского дома Васька Петров, никогда не отличался хорошим поведением. Он был типичным хулиганом, который постоянно прогуливал уроки, стрелял в воробьев и задирал глупых девчонок. Худощавый паренёк не боялся вступать в драки с ребятами старше себя, и пусть его рост едва доставал до плеча противника, кулаки его всегда (ладно, чаще всего!) с лёгкостью встречались с носом неприятеля. На его столе всегда валялась кучка конфет - подачки от тех, кто его боялся, но эти конфеты Васька никогда не ел, предпочитая большую часть сладостей обменивать на деньги. Да, себя он считал слишком взрослым, чтобы любить сладкое и играть в эти детские забавы с фантиками. Впрочем, взрослым он себя возомнил не с проста. У Васьки имелась младшая сестрёнка Варька, за которую он готов был порвать любого.
- Держи, принцесса. - Мальчишка протянул белокурой малышке плюшевого медведя и искренне улыбнулся, когда глаза той ярко заблестели, а на щечках появились ямочки.
- А где ты его взял, Вась? - Девочка не поднимая взгляда на брата, обняла красивую игрушку.
- Ха! На охоте подстрелил! - Гордо выпятив грудь, похвалился Васька и ещё больше растянул губы в улыбке, когда услышал звонкий детский смех.
Ему пришлось отдать все свои деньги и ещё несколько дней работать поломойкой в магазине игрушек, чтобы купить подарок. Но оно того стоило, верно?
А через год, летом сорок первого, в детский дом попала бомба. В тот день Васька потерял последнего родного человека. В тот день вместе с сестрой он потерял веру в счастливое будущее, потерял смысл жизни, потерял себя. Вместе с десятками детдомовцев, вместе с девочкой в платье в красный горошек, в тот день умер и Васька. Теперь его место занял другой человек. Человек без чувств, без эмоций, без души. В сердце этого человека находилась огромная дыра и - нет, никакое время не поможет ране затянуться. Возможно когда-нибудь к этой боли и удастся привыкнуть, но не сейчас.
Ему было 12 лет на начало войны. Попытки попасть на фронт с треском провалились, командиры лишь качали головой, глядя на щуплого ребёнка, называя его неокрепшим птенцом, который только под ногами мешаться будет. Ага, только вот у птенца под шапкой уже были седые волосы. Приходилось трудиться на заводе и каждую ночь дежурить на крышах, обезвреживая «зажигалки». Работа продолжалась постоянно, прерываясь лишь на редкие часы сна.
Зима сорок второго в Ленинграде выдалась особенно суровой. Еле пробираясь через высокие сугробы, Васька пытался донести до дома ведро с водой. Усталость и голод давно убили в нем все эмоции. Он даже перестал замечать замерших насмерть людей, которые лежали прямо на улице, слегка припорошенные снегом. Для него это стало нормальным, он привык. Он вообще ни на что не обращал внимания. Чувств не было. Никаких…Сейчас у него была одна цель: донести воду. Донести воду, сжечь последнюю книгу в попытках развести огонь, а там дальше будь что будет. Строить планы в это время - большая ошибка. Снег… Холод… Ведро с водой…. Серый блокадный город… И вдруг какой-то писк... Писк? Котенок? Откуда в Ленинграде котенок? Показалось. Васька оглянулся по сторонам. У дома лежала мертвая женщина, рядом с ней стояли санки, на санках лежал тряпичный сверток. Снова писк. Нет, не показалось. Мальчик осторожно подошел к санкам. Старое одеяло обвязано розовой атласной ленточкой. Ребенок! Совсем еще маленький и замерзший….
- Ты… Это… Не бойся, принцесса! - Он не разговаривал ни с кем на протяжении нескольких недель, и от этого голос его прозвучал совсем неуверенно и хрипло. А ребенок не мог уже плакать…
Васька осторожно взял сверток на руки и впервые за долгое время позволил себе помечтать. Помечтать, как когда-то в детстве. Когда-нибудь война закончится. Советские войска обязательно разгромят немцев и снова небо над головой станет голубым, и снова улицы наполнятся привычными звуками мирной жизни. Они с Варькой (он назовет ее Варькой!) будут сидеть на берегу Невы, когда по радио объявят о победе.
Из-за угла показались двое прохожих. Ветер донес слова:
- Не везет нам сегодня, никого не нашли, снова будем голодные…..
Дети в блокадном Ленинграде взрослеют быстро, и то, что не ко всем взрослым можно подходить, Васька знал очень хорошо. На заводе ходили слухи о случаях каннибализма, но мальчик им не верил, слушал эти рассказы, как страшилки на ночь когда-то в детском доме. Сколько он сам таких сказок рассказывал! А тут вдруг сразу же поверил!
Двое взрослых и подросток стояли напротив друг друга. Глаза в глаза. Безумный взгляд потерявших человечность взрослых людей и отчаянный взгляд подростка. Васька прижал к себе ребенка. В висках стучало: Варь-ка... Варь-ка…. Варь-ка…. Перед глазами промелькнул разрушенный детский дом, плюшевый медвежонок на руинах….
-Отдай нам его, пацан! Зачем он тебе? Отдай! Тебя мы не тронем.
В следующий момент к детям потянулись костлявые руки.
Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать способны только профессиональные спортсмены. Или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу. Ты способен думать только об одном: как спасти себя и как сохранить ценный груз в руках.
Никогда еще Васька не бежал так, как сейчас.
Он бежал, а где-то еще очень далеко впереди был и январь сорок третьего, когда советские войска прорвут блокаду Ленинграда, и май сорок пятого, и салют Победы, и где-то там далеко – далеко худой до синевы парнишка ведет за ручку по улицам праздничного города девочку в платье в красный горошек, прижимающую к себе грязного плюшевого мишку…
апрель 2018г.
Дарья Данилова, Марина Царева
«Колледж Водных ресурсов»
г. Санкт-Петербург
Предварительный просмотр:
ВАСЬКА
Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать способны только профессиональные спортсмены или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу. Ты способен думать только об одном: как спасти собственную жизнь и как сохранить ценный груз в руках.
Воспитанник детского дома Васька Петров, никогда не отличался хорошим поведением. Он был типичным хулиганом, который постоянно прогуливал уроки, стрелял в воробьев и задирал глупых девчонок. Худощавый паренёк не боялся вступать в драки с ребятами старше себя, и пусть его рост едва доставал до плеча противника, кулаки его всегда (ладно, чаще всего!) с лёгкостью встречались с носом неприятеля. На его столе всегда валялась кучка конфет - подачки от тех, кто его боялся, но эти конфеты Васька никогда не ел, предпочитая большую часть сладостей обменивать на деньги. Да, себя он считал слишком взрослым, чтобы любить сладкое и играть в эти детские забавы с фантиками. Впрочем, взрослым он себя возомнил не с проста. У Васьки имелась младшая сестрёнка Варька, за которую он готов был порвать любого.
- Держи, принцесса. - Мальчишка протянул белокурой малышке плюшевого медведя и искренне улыбнулся, когда глаза той ярко заблестели, а на щечках появились ямочки.
- А где ты его взял, Вась? - Девочка не поднимая взгляда на брата, обняла красивую игрушку.
- Ха! На охоте подстрелил! - Гордо выпятив грудь, похвалился Васька и ещё больше растянул губы в улыбке, когда услышал звонкий детский смех.
Ему пришлось отдать все свои деньги и ещё несколько дней работать поломойкой в магазине игрушек, чтобы купить подарок. Но оно того стоило, верно?
А через год, летом сорок первого, в детский дом попала бомба. В тот день Васька потерял последнего родного человека. В тот день вместе с сестрой он потерял веру в счастливое будущее, потерял смысл жизни, потерял себя. Вместе с десятками детдомовцев, вместе с девочкой в платье в красный горошек, в тот день умер и Васька. Теперь его место занял другой человек. Человек без чувств, без эмоций, без души. В сердце этого человека находилась огромная дыра и - нет, никакое время не поможет ране затянуться. Возможно когда-нибудь к этой боли и удастся привыкнуть, но не сейчас.
Ему было 12 лет на начало войны. Попытки попасть на фронт с треском провалились, командиры лишь качали головой, глядя на щуплого ребёнка, называя его неокрепшим птенцом, который только под ногами мешаться будет. Ага, только вот у птенца под шапкой уже были седые волосы. Приходилось трудиться на заводе и каждую ночь дежурить на крышах, обезвреживая «зажигалки». Работа продолжалась постоянно, прерываясь лишь на редкие часы сна.
Зима сорок второго в Ленинграде выдалась особенно суровой. Еле пробираясь через высокие сугробы, Васька пытался донести до дома ведро с водой. Усталость и голод давно убили в нем все эмоции. Он даже перестал замечать замерших насмерть людей, которые лежали прямо на улице, слегка припорошенные снегом. Для него это стало нормальным, он привык. Он вообще ни на что не обращал внимания. Чувств не было. Никаких…Сейчас у него была одна цель: донести воду. Донести воду, сжечь последнюю книгу в попытках развести огонь, а там дальше будь что будет. Строить планы в это время - большая ошибка. Снег… Холод… Ведро с водой…. Серый блокадный город… И вдруг какой-то писк... Писк? Котенок? Откуда в Ленинграде котенок? Показалось. Васька оглянулся по сторонам. У дома лежала мертвая женщина, рядом с ней стояли санки, на санках лежал тряпичный сверток. Снова писк. Нет, не показалось. Мальчик осторожно подошел к санкам. Старое одеяло обвязано розовой атласной ленточкой. Ребенок! Совсем еще маленький и замерзший….
- Ты… Это… Не бойся, принцесса! - Он не разговаривал ни с кем на протяжении нескольких недель, и от этого голос его прозвучал совсем неуверенно и хрипло. А ребенок не мог уже плакать…
Васька осторожно взял сверток на руки и впервые за долгое время позволил себе помечтать. Помечтать, как когда-то в детстве. Когда-нибудь война закончится. Советские войска обязательно разгромят немцев и снова небо над головой станет голубым, и снова улицы наполнятся привычными звуками мирной жизни. Они с Варькой (он назовет ее Варькой!) будут сидеть на берегу Невы, когда по радио объявят о победе.
Из-за угла показались двое прохожих. Ветер донес слова:
- Не везет нам сегодня, никого не нашли, снова будем голодные…..
Дети в блокадном Ленинграде взрослеют быстро, и то, что не ко всем взрослым можно подходить, Васька знал очень хорошо. На заводе ходили слухи о случаях каннибализма, но мальчик им не верил, слушал эти рассказы, как страшилки на ночь когда-то в детском доме. Сколько он сам таких сказок рассказывал! А тут вдруг сразу же поверил!
Двое взрослых и подросток стояли напротив друг друга. Глаза в глаза. Безумный взгляд потерявших человечность взрослых людей и отчаянный взгляд подростка. Васька прижал к себе ребенка. В висках стучало: Варь-ка... Варь-ка…. Варь-ка…. Перед глазами промелькнул разрушенный детский дом, плюшевый медвежонок на руинах….
-Отдай нам его, пацан! Зачем он тебе? Отдай! Тебя мы не тронем.
В следующий момент к детям потянулись костлявые руки.
Ему бы мог позавидовать любой спринтер, так бежать способны только профессиональные спортсмены. Или те, чья жизнь зависит от быстроты собственных ног. В такие моменты все чувства отключаются. В такие моменты не обращаешь внимания на горящие от недостатка воздуха легкие, на сердце, что вот-вот выпрыгнет из груди и дикую боль по всему телу. Ты способен думать только об одном: как спасти себя и как сохранить ценный груз в руках.
Никогда еще Васька не бежал так, как сейчас.
Он бежал, а где-то еще очень далеко впереди был и январь сорок третьего, когда советские войска прорвут блокаду Ленинграда, и май сорок пятого, и салют Победы, и где-то там далеко – далеко худой до синевы парнишка ведет за ручку по улицам праздничного города девочку в платье в красный горошек, прижимающую к себе грязного плюшевого мишку…
апрель 2018г.
Дарья Данилова, Марина Царева
«Колледж Водных ресурсов»
г. Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества
Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...
Урок на тему: "Блокада Ленинграда""
Цели урока:Образовательные: закрепить действия с дробями; развивать навыки устного счёта; показать значимость ...
Сценарий Урока Мужества "Помни блокаду"
Урок Мужества посвящён блокаде Ленинграда. Музыкально-литературная композиция подходит для проведения её старшеклассниками, а зрителями могут быть обучающиеся 1-11 классов, что делает это мероприятие ...
Открытый урок на тему: "Блокада Ленинграда"
Данный открытый урок проводился для учеников 9-х и 10-х классков коррекрионной школы. Цель данного открытого урока - это воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну и за свой народ....
Урок памяти, посвященный блокаде Ленинграда
Материал для использования на уроке или при проведении внеклассного мероприятия, посвященного блокаде Ленинграда. Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. Период с 8 сен...
Тема урока "Обыкновенные дроби.Блокада Ленинграда".
27 января- день снятия блокады Ленинграда. К этой дате в МБОУ "Тарханско-Потьминская ООШ" в 5 классе был проведен открытый урок математики, на котором присутств...