Сценарий Урока Мужества "Помни блокаду"
учебно-методический материал по истории на тему

Урок Мужества посвящён блокаде Ленинграда. Музыкально-литературная композиция подходит для проведения её старшеклассниками, а зрителями могут быть обучающиеся 1-11 классов, что делает это мероприятие общешкольным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leningrad_-_stsenariy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

ПОМНИ БЛОКАДУ!

Под муз. Выходят в чёрном и становятся у страничек-декораций с лампадками.

- Это физический прибор. Метроном. Для чего он предназначен? Маятниковый прибор для отсчета коротких промежутков времени, употребляется при определении темпа в музыке. 900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца блокадного Ленинграда.

Чтение под музыку

 Эти звуки обозначали, что Ленинград  жив, сердце его бьется, город борется. 

 В блокадном кольце оказалось 2 млн 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей.

Детский хор с движение . Передают метроном.

Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…

Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества. Дома не отапливались, воды не было.

Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 г. рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г.

Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. 

Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "для служебного пользования"  и даже "секретно".

Слушайте! Слушайте внимательно: Мука ржаная дефектная  45%, жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза  15%, обойная пыль 5%, солод 10%.  Добавляли в тесто различные ингредиенты  органического происхождения, например опилки из древесины. Иногда доля опилок составляла более чем  70%.

 Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами.

Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы.

Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов.

Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, в котором эта девочка записывала точные даты смерти своих близких.

Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать лет.

Я расскажу вам, что было потом.
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.

Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повторится!»

Дети войны. Песня.

  Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, театры и музеи.

В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы становились бомбоубежища.

 В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девчушка руку протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула

А оказалось – умерла.

     Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.

21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни ».  22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

 « Дорогу Жизни» бомбили, и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

 И было, что  на всём ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.


Ремонт на пять минут - пустяк, 
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.


Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев


И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора, 
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.


Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.


Шестнадцать тысяч матерей 
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.


Песня Дорога жизни.

Живой легендой Ленинграда стала поэтесса Ольга Берггольц - «блокадная муза Ленинграда». Она постоянно, даже падая в голодные обмороки, выступала со своими стихами по радио, вселяла в души людей мужество и веру.

Я говорю, нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад.

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем наших баррикад.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей.

27 января 1944 г. в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

Запись радио.

1 мая 1945 г.Ленинград получил звание города-героя.

В 1960 г. на Пискаревском мемориальном кладбище был открыт памятник. На высоком гранитном постаменте - бронзовая шестиметровая фигура женщины с ветвью Славы, олицетворяющая Родину. На камне мемориальной стены-стелы высечены печально- торжественные слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим

Метроном

Они умирали за то, чтобы мы жили, учились, любили, слушали музыку, смотрели кино, за то, чтобы мы гордились своей историей, своим народом, своей страной.

Завтра - 27 января - это День воинской славы России. Вспомните Ленинград!

Песня. Вынос хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Методическая разработка сценария концерта, посвященного Блокаде Ленинграда

Сценарий концерта,  посвященного Блокаде Ленинграда...

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"...

Сценарий литературной композиции "Блокада Ленинграда"

Сценарий литературной композиции "Блокада Ленинграда"...

Сценарий урока мужества посвященному ко Дню прорыва блокады Ленинграда.

Сценарий посвящен Дню прорыва блокады Ленинграда .Цель программы : воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну,за свой народ.задачи: формирование у учащихся исторического прошлогоо роли Ле...

СЦЕНАРИЙ УРОКА МУЖЕСТВА «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДНЕВНИК», посвящённого 80-летней годовщине снятия блокады г. Ленинграда.

Мероприятие посвящено юбилейной памятной дате, 80-летней годовщине снятия блокады г. Ленинграда....