Рабочая тетрадь по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по литературе. Тема: А.Н. Островский «Гроза»
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Акопян Нарине Хачатуровна

Рабочая тетрадь по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по литературе. Тема: А.Н. Островский «Гроза»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_-_ostrovskiy.docx461.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ДЗМ МК №6

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по литературе

Тема: А.Н. Островский «Гроза»

 

                                                              Студента  __________________

курса __  группы _______

                                                                                                   специальность «Сестринское дело»

                                                                                     

                            Преподаватель: Н.Х. Акопян

Москва

 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь по литературе предназначена для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по  теме: А.Н. Островский «Гроза».

Рабочая тетрадь разработана с учетом:

  • требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов;
  • методических особенностей преподаваемой учебной дисциплины
  • возрастных и  индивидуальных особенностей студентов.

Цели использования рабочей тетради:

  • учебно-информационная -  формирование у обучающихся необходимых знаний и умений, компетенций;
  • развивающая -  развитие устойчивого внимания, мышления, памяти, воображения  и пр.;
  • воспитывающая - формирование самостоятельности, ответственности и пр.;
  • формирующая - формирует у обучаемых  навыки самообразования, самоорганизации, самооценивания;
  • рационализирующая - обучает рациональной организации времени и учебной работы обучаемых;
  • контролирующая - используется для контроля и самоконтроля знаний и умений обучающихся. 
  • социализирующая - формирует навыки работы в группе.

Главная задача рабочей тетради – помочь студентам самостоятельно освоить некоторые теоретические вопросы и выполнить практические задания, способствовать активизации учебно-профессиональной деятельности обучающихся,         дополнить содержание материалом, который смог бы вызвать у обучающихся интерес, воздействовать на их чувства и расширить кругозор.

Рабочая тетрадь облегчает подготовку и  выполнение самостоятельных работ, а также обращает внимание студентов  на главное, существенное в изучаемой учебной дисциплине, помогает выработать умения анализировать, творчески мыслить.

Самостоятельная работа является внеаудиторной, поэтому важно подготовиться к выполнению заданий, опираясь на помощь и указания преподавателя.

Рабочая тетрадь состоит из следующих частей:

  • Титульный лист;
  • Пояснительная записка;
  • Обращение к студенту;
  • Учебно-практический материал для индивидуального изучения;
  • Задания для работы в группах (биографы, критики и театроведы);
  • Контролирующий блок;
  • Эталоны ответов к заданиям;
  • Критерии оценки;
  • Список литературы.

После изучения данной темы студент должен уметь:

  • определить место главной героини в системе образов;
  • применять навык аналитического чтения.

После изучения данной темы студент должен знать:

  • текст произведения;
  • новаторский вклад Островского в развитие русской драматургии;
  • значение терминов: драма, ремарка, экспозиция, завязка, развязка, кульминация.

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТУ

Уважаемый студент!

Предложенная рабочая тетрадь по литературе поможет в изучении драмы А. Н. Островского «Гроза».

Чтение произведения – главное условие для успешного освоения материала.

Предлагаем порядок работы:

1)        Прочесть произведение;

2)        Ознакомиться с критической статьей в учебнике;

3)        Выполнить задания из 1-го блока (индивидуально);

4)        Выбрать одну из 3-х предлагаемых групп для совместной работы и выполнить соответствующие задания;

5)        Выполнить задания для самоконтроля, взаимоконтроля и контроля преподавателем.

Желаем успехов в работе!


УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

После прочтения драмы «Гроза» и ознакомления со статьей учебника, посвященного творчеству Островского,  предлагаем вопросы для индивидуальной работы:

1. А.Н. Островский.

Синквейн:

  1. Кто?
  2. Какой?
  3. Что делал?
  4. Ключевая фраза
  5. Ключевое слово

2. Раскройте смысл терминов, указанных в таблице:

Термин

Определение

Драма

Ремарка

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

3. Значение названия «Гроза» (самостоятельные наблюдения над текстом). Используя схему, расшифруйте смысл названия «Гроза».

Схема 1.

                                                  Гроза

в природе  (освежает)                                                         в обществе (освещает)

в душе Катерины (очищает)

Дайте разъяснение по образцу:

Гроза в природе (действие 4) – физическое явление, внешне не зависящее от героев.

Гроза  в душе Катерины – …  

Гроза в обществе – …


4. Работа над афишей (говорящие имена и фамилии).

Марфа (греч.) – «хозяйка», «госпожа»

Катерина (греч.) – «чистота», «благопристойность»

Варвара (греч.) – «чужеземная», «грубая»

Продолжите список действующих лиц пьесы с объяснением смысла имени и фамилии:

Тихон – …

Дикой – …

Кулигин – …

5. Композиция драмы.
Чтобы представить волжский пейзаж, рассмотрите картину  И.Левитана «Вечер. Золотой плес» 

Дайте разъяснение по образцу:

Экспозиция – картины волжского простора и духота калининских нравов
Завязка – отъезд Тихона из дома

Развитие действия – жизнь в доме в отсутствие Тихона, встреча Катерины с Борисом, возвращение Тихона
Кульминация – …
Развязка – …

6. Речевая характеристика героев (индивидуальная речь, характеризующая героев).

С помощью речевой характеристики драматург определяет социальную принадлежность героя, уровень его образованности и интеллектуального развития; его нравственные достоинства и недостатки, а также его психологическое состояние и настроение.

Проследите за речью каждого из героев пьесы и дайте краткую характеристику по образцу:
Катерина – поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач, песню; наполненная народными элементами.
Кулигин – …

Дикой – …

Кабаниха – …

7. Прием контраста помогает высветить в пьесе наиболее важные характеристики. Заполните по образцу:

Жизнь в Калинове – волжский пейзаж

Монолог Феклуши – монолог …

Катерина – …

Тихон – …

8. Заполните таблицу:

«Хозяева»

Калинова

Жертвы

«Темного царства»

Определите место Катерины в таблице.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ (БИОГРАФЫ, КРИТИКИ И ТЕАТРОВЕДЫ)

Задание для биографов (группа №1)

Картинки по запросу Островский

Картинки по запросу малый театр Островский

«Портрет писателя Александра Николаевича Островского» работы Василия Перова. 1877 год.

Памятник Островскому у Малого театра

Подготовить сообщение (презентацию) о жизни и творчестве  А. Н. Островского по следующему плану:

  • Происхождение. Детство и юность.
  • Поступление на юридический факультет Московского университета
  • Работа в Московском совестном, а затем в коммерческом судах
  • Увлечение литературой и театром.  
  • «Свои люди – сочтемся».
  • Работа в журнале «Москвитянин».
  • «Колумб Замоскворечья».
  • Сближение с революционно-демократическим лагерем
  • Работа в журнале «Современник»
  • Основоположник русского национального театра
  • Драма «Гроза» (1860 г.)
  • Обобщенный образ русского мироустройства в фольклорно-символической форме «Снегурочка» (1873 г.)
  • Разработка психологической драмы «Бесприданница» (1879 г.)
  • Приобретение имения в Щёлыково.



Задание для критиков (группа №2)
1. Познакомиться с критическими статьями:

Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860)

Картинки по запросу Добролюбов

Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864)

Картинки по запросу Писарев

2. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу «Гроза», опираясь на цитатный план:

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

«Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто всё русской общество».

«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, - вот основания, на которых держится всё безобразие взаимных отношений».

«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, ещё не видна хорошенько, но уже даёт себя предчувствовать и посылает нехорошие видения тёмному произволу самодуру».

«Характер Катерины… составляет шаг вперёд во все нашей литературе».

«Русский сильный характер в «Грозе» поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам»

«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается…  из груди самых слабых и терпеливых».

«Грустно, горько такое освобождение… В том-то и силы её характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатления освежающее».

«Конец этот кажется нам странным… в нём дан страшный вызов самодурной силе».

3. Ознакомившись со статьей Писарева «Мотивы русской драмы», сравните точки зрения Добролюбова и Писарева на образ Катерины.


Задание для театроведов (Группа №3)

Пьеса Островского «Гроза» обрела на сцене бессмертие, но каждая постановка-это своя трактовка, свой взгляд, своя интерпретация.

 Разноплановое сценическое воплощение образа Катерины является своеобразным продолжением полемики, начатой Добролюбовым и Писаревым. Основной спор  касается  вопроса: Катерина - жертва или «луч света», сила в ней или слабость; последняя сцена- протест или смирение?

 Многие театры имеют в своём репертуаре драму «Гроза», и это говорит о её жизненности, о том, что Островский сумел подметить типичные, вневременные черты.

1. Воспользовавшись доступными источниками и посмотрев «Грозу» в разных театрах, сравните интерпретации.  

2. Выучите монолог Катерины, представив свое видение образа.


Приложение

Актрисы, игравшие роль Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза».

Никулина-Косицкая Любовь Павловна

Федотова Гликерия Николаевна

 

Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна

Ермолова Мария Николаевна

Козырева Евгения Николаевна

Нифонтова Руфина Дмитриевна

Хаматова Чулпан Наилева

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

  • Задания №1 – самопроверка
  • Задание № 2 – взаимопроверка
  • Задание №3 проверяется преподавателем.

Задание №1.

Из четырёх предложенных вариантов выберите один правильный ответ.

1. В 1856 г. А. Н. Островский стал сотрудником журнала:

а) «Русский вестник»

б) «Москвитянин»

в) «Современник»

г) «Эпоха»

2. Назовите тип литературного героя, который стал открытием А. Н. Островского.

а) тип «лишнего человека»

б) тип «маленького человека»

в) тип самодура

г) тип босяка

3. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе?

а) Борис и Катерина

б) Катерина и Тихон

в) Кабаниха и Катерина

г) Борис и Тихон

4. Савел Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего А. Н. Островский ввел этого героя в пьесу?

а) чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой

б) чтобы создать целостный образ «темного царства»

в) чтобы оживить пьесу

г) чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

5. Назовите театр, с которым была связана вся творческая деятельность А. Н. Островского в пьесе.

а) Большой театр

б) Малый театр

в) Мариинский театр

г) «Современник»

6. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной экспозиции для того, чтобы:

а) заинтриговать читателей

б) представить героев, непосредственно не участвующих в интриге

в) создать образ мира, в котором живут герои

г) замедлить сценическое время

7. Н. А. Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:

а) Кулигин

б) Катерина

в) Борис

г) Марфа Игнатьевна

8. Какой жанр драматургии наиболее полно разработал в творчестве А. Н. Островского?

а) комедия

б) трагедия

в) социально-бытовая драма

г) лирическая комедия

9. Город, в котором происходило действие «Грозы»:

а) Калинин

б) Калинов

в) Кострома

г) Самара

10. Как называли Островского современники?

а) «русский Мольер»

б) «Колумб Замоскворечья»

в) «русский Бодлер»

г) «русский Мопассан»

11. В пьесе «Гроза» показана жизнь, основанная на патриархальных законах, где миром правят деньги, невежество, дикость, ограниченность, жестокость. Есть ли в городе человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его.

а) Борис

б) Кудряш

в) Варвара

г) Катерина

12. Кому из героев пьесы принадлежит высказывание: «Делай, что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было»?

а) Варваре

б) Кулигину

в) Кабанихе


Задание №2.
Ознакомившись с заданием, впишите правильный ответ во вторую графу таблицы:

  1. Укажите героя драмы А.Н. Островского «Гроза», который рассказывает о себе: «… тут нелёгкая и подсунь мужичонка: за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время!... Согрешил-таки: изругал… После прощения просил, в ноги кланялся…на дворе, в грязи… при всех ему кланялся».

  1. Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин, герой драмы А.Н. Островского «Гроза»?

  1. Вспомните список действующих лиц в драме А.Н. Островского «Гроза». Кто из персонажей пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»?

  1. Какого из героев драмы А.Н. Островского «Гроза» Декой грозится отправить к городничему и называет «фальшивым мужичонкой» и «разбойником»?

  1. Кто из героев драмы А.Н. Островского «Гроза» «позавидовал» мёртвой Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?

  1. Первое действие драмы А.Н. Островского «Гроза» открывает авторское пояснение: « общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов». Как называется авторское пояснение предваряющее или сопровождающие ход действий в пьесе? (Назовите термин.)

Кто из героев пьесы произносит следующий монолог?

  1. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестоки! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности  нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!... А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать…»

  1. Назовите художественный тип, который стал открытием А.Н. Островского в драме «Гроза» и к которому принадлежат такие персонажи, как Дикой и Кабаниха (ответ дайте в единственном числе).


Задание №3. 

Вам следует написать миниатюру (по выбору):

  • Быт и нравы калиновцев
  • Один день в городе Калинове

Работу можно оформить в эпистолярном жанре в виде:

  • Письма о своем пребывании в Калинове
  • Письма Бориса своему другу Петру (вымышленный персонаж)

Или можно изложить свои впечатления в форме:

  • Фельетона
  • Репортажа

Желаем успешной работы!


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАНИЯМ

1

Б

2

В

3

В

4

Б

5

Б

6

В

7

Б

8

В

9

Б

10

Б

11

Г

12

Б

№ 1.  

1

Ремарка

 2

Кульминация

3

Монолог

4

Дикой

5

Громоотвод

6

Борис

7

Кулигин

8

Самодур

 № 2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ


Итоговая оценка за контрольную работу выставляется исходя из суммы трех составляющих: оценки за индивидуальную работу, оценки за взаимопроверку и оценки за творческое задание, проверяемое преподавателем.

Задание 1. Самопроверка студентов

Кол-во правильных ответов

Оценка

12-11

5

10-9

4

8-7

3

Менее 7

2

Задание 2. Взаимопроверка студентов

Кол-во правильных ответов

Оценка

8

5

7-6

4

5-4

3

Менее 4

2


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Островский А.Н. «Гроза»
  2. «В мире литературы. 10 класс». Под ред. А.Г. Кутузова – М.: Дрофа, 2011
  3. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»
  4. Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы»
  5. Материалы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине Статистика

Пособие содержит критерии оценивания и задания самостоятельной работы студентов по важнейшим темам: статистическое наблюдение, ряды распределения, способы наглядного представления статистическийх данн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ по учебной дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫпо  учебной  дисциплине«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ  ЯЗЫК»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯПО ВЫПОЛНЕНИЮВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПО  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЕ«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»...

Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Литература» для профессий СПО

Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.Учебная дисциплина «Литература» является дис...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД 01. Литература

Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформиров...

Методические рекомндации по выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по ОУД.01 Литература

Самостоятельная учебная деятельность - это вид учебной деятельности, которую студент совершает индивидуально или в группе без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформиров...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОП.08 Детская литература с практикумом по выразительному чтению.

Настоящий сборник предназначен в качестве методического пособия при проведении внеаудиторных самостоятельных работ обучающимися по программе дисциплины ОП.08  «Детская литература с практику...