Гражданская лирика А.А. Ахматовой
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Крапивина Светлана Леонидовна

Тексты для работы на уроке, фотографии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гражданская лирика А.А. Ахматовой Учитель ГБОУ СОШ №643 С.Л. Крапивина

Слайд 2

Памяти 19 июля 1914 года Мы на сто лет состарились, и это Тогда случилось в час один. Короткое уже кончалось лето, Дымилось тело вспаханных равнин. Вдруг запестрела тихая дорога, Плач полетел, серебряно звеня… Закрыв лицо, я умоляла Бога До первой битвы умертвить меня. Из памяти, как груз отныне лишний, Исчезли тени песен и страстей. Ей, опустевшей, приказал Всевышний Стать страшной книгой грозовых вестей. 1916 Найдите тропы.

Слайд 4

Памяти 19 июля 1914 года Мы на сто лет состарились , и это Тогда случилось в час один . Короткое уже кончалось лето, Дымилось тело вспаханных равнин . Вдруг запестрела тихая дорога, Плач полетел, серебряно звеня … Закрыв лицо, я умоляла Бога До первой битвы умертвить меня. Из памяти, как груз отныне лишний , Исчезли тени песен и страстей . Ей , опустевшей, приказал Всевышний Стать страшной книгой грозовых вестей.

Слайд 6

Молитва Дай мне горькие годы недуга , Задыханье, бессонницу, жар, Отыми и ребёнка , и друга , И таинственный песенный дар - Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над тёмной Россией Стала облаком в славе лучей . 1915

Слайд 8

Мне голос был. Он звал утешно , Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный , Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид.» Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. 1917

Слайд 10

Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал , И дух суровый византийства От русской церкви отлетал, Когда приневская столица, Забыв величие своё, Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берёт ее, — Мне голос был. Он звал утешно , Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух . Почему без первых двух строф стихотворение стало более выразительным?

Слайд 12

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней , Надменнее и проще нас. 1922

Слайд 14

А.А. Ахматова о том, что было бы, если бы русская интеллигенция не уезжала в эмиграцию: « …Была бы общественность, сейчас её нет, потому что слишком мало людей осталось. А тогда пришлось бы считаться. Те, кто уехал, спасли свою жизнь, может быть, имущество, но совершили преступление перед Россией.»

Слайд 15

Не с теми я , кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю , Им песен я своих не дам . Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной. Темна твоя дорога, странник , Полынью пахнет хлеб чужой . А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней , Надменнее и проще нас.

Слайд 17

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь , в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час… Но в мире нет людей бесслёзней , Надменнее и проще нас.

Слайд 18

«Родная земля» – стихотворение, написанное в 1961 году – почти через 40 лет после стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…» Вспомнив стихотворение «Не с теми я , кто бросил землю…», внимательно прочитайте стихотворение «Родная земля» и коротко ответьте на вопрос: ЧТО ДЛЯ АХМАТОВОЙ РОДИНА?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе Любовная лирика А.А. Ахматовой

В разработке представлены этапы урока, формируемые в ходе работы УУД учащихся. Материал сопровождается презентацией, в которую включена словарная работа с литературоведческими терминами, результаты гр...

Лирика Анны Андреевны Ахматовой

Данная презентация может быть использована при изучении биографии и лирических произведений Анны Ахматовой...

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

Тема урока «Лирика А.А.Ахматовой: «Мир женщины и женщина в мире».

Интеграция олимпийского образования с литературой. Цель: рассказать о лирической героине Ахматовой через социокультурные изменения, произошедшие в мире в 20 веке....

Любовная лирика А.А. Ахматовой.

Любовная лирика А.А. Ахматовой....

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой"

Урок литературы в 11 классе по теме "Тема Родины в лирике А.А.ахматовой"...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...