Урок литературного краеведения в 5 классе "Русские на Волге"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Зазоркина Наталья Павловна

Урок литературного краеведения в 5 классе "Русские на Волге"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kraevedeniya_v_5_klasse.doc655 КБ

Предварительный просмотр:

Урок краеведения

Русские на Волге

                                      Учитель:  Зазоркина Наталья Павловна

                                      Место работы, должность:  МОУ «СОШ имени Н.В.    

                                      Грибанова с. Брыковка»,

                                      учитель русского языка и литературы

                                      Класс:  5 класс

                                      Предмет: Литературное краеведение 

                                             2018 год

Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья» ведётся в школе для учащихся 5  класса.  Он  отличается от традиционного предмета литературы тем, что соединяет  литературу как искусство слова с этнографией – наукой, изучающей происхождение народов, особенности их быта, нравов, культуры.  Цель курса  не только развивать  художественный  вкус и воспитывать  читателей, но и углублять  представления о Саратовском Поволжье и людях, его населяющих.

Урок краеведения «Русские на Волге» -  это прежде всего урок, на котором изучаем фольклор народов Поволжья, т.е. литературные произведения. Этот урок дополняет основную программу по литературе, даёт возможность не только расширить знания учащихся, но и отрабатывать навыки чтения, анализа литературного произведения, развивать устную и письменную речь учащихся

Урок литературно-этнографического краеведения в 5 классе

Тема 

Русские на Волге.

Цель

 Формирование представления о богатой народной культуре нашего региона, знакомство с этнографией народов, населяющих Саратовскую область, сохранение русских народных традиций

Задачи

Актуализация ранее полученных знаний.

Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами.

Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему.

Формируемые УУД

Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи

Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания.

Ожидаемые результаты

- личностные: обучающиеся смогут уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения легенд и сказок русского народа и использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях.

- метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи; углубить  представления о Саратовском Поволжье и людях, его населяющих.

- предметные: обучающиеся смогут объяснить термины «обрядовая поэзия», «обычаи», «легенда», «сказка»

Ресурсы

Волжские сказки, легенды и были  уч. пособие составитель Л.П. Толкачева, Саратов КИЦ «Добродея». 2012, рабочая тетрадь.

Мультимедийное оборудование.

Презентация к уроку в программе PowerPoint.

Задания для обучающихся  

Раздаточный материал

Карточки-задания для работы в группе.

Ход урока.

1 этап – Организационный момент.

Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.

- Здравствуй, солнце золотое!

- Здравствуй, небо голубое!

- Здравствуйте, мои друзья!

- Всех вас видеть рада Я!

2 этап – Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд№ 2 )

Учитель. - Сегодня у нас не обычный урок, а посиделки в школьном музее «Русская изба». Много лет назад на Руси в длинные зимние вечера молодые девушки и парни собирались у кого-нибудь в избе на посиделки. Посиделки, согласно В.Далю (знатоку русского языка), это «сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен».

 -Как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу?

- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)

- А какие цели мы перед собой поставим? (Ответы детей)

 - Расскажу такую притчу. Рос дуб. Макушка дерева высоко поднялась над корнем, но она о корне не забывала, от него получая все жизненные соки и силы. Так вот и живёт дерево тысячу лет, стоит оно и по сей день, и стоять будет пока корень не подрубили. Неужели мы с вами глупее дуба или так недальновидны, что станем забывать о своих корнях? Итак, тема нашего урока «Русские на Волге», и  речь у нас сегодня пойдёт о русской старине, о том, как жили - не тужили наши предки.

3 этап–Актуализация знаний. (Слайд№3 )

Учитель. Кто они – эти русские? Вот и ответим сегодня на этот вопрос. Предания, сказы и легенды, как нельзя больше описывают русскую натуру, душу, характер. Дома вы познакомились с легендой «Утесы над Волгой».

- Скажите, как появились на берегу Волги Молодецкий курган и Девичья гора? (Слайд№4 ) (Ответы детей)

С героями легенды Микулой и Дарьицей мы вспомним быт и нравы русских людей, проживавших  на Волге. Предлагаю создать кадры  диафильма и сделать к ним соответствующие подписи. Для этого разделимся на группы.  Каждая группа получает карточку с заданиями.

1-ая группа:     “Изба, как образ мира” (Приложение 1) (Слайд№ 5-8 )

2-ая группа:   «Национальная русская кухня» или «Традиционная пища» (Приложение 2) (Слайд№ 9)

3-ая группа:     «Русский национальный костюм» (Приложение 3) (Слайд№10-12 )

- Выступление групп. Оценивание своей работы в группе.

 4 этап – Первичное усвоение новых знаний .

Учитель: Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с  одним  великим русским православным праздником. Это самый важный летний праздник русского народа. Он отмечает конец весны и начало лета.  Троица празднуется через 50 дней после Пасхи и всегда в воскресенье. Этот день еще называют Пятидесятница. Давайте посмотрим, откуда пришёл к нам этот праздник и что он означает. (Просмотр видеофрагмента.  «День Святой Троицы. Пятидесятница») https://cloud.mail.ru/public/3UN3/hYQB2quRV  (Слайд 13-14 )

 Святую Троицу на иконах изображают в виде трех Ангелов. Вот перед вами самая прекрасная из икон Святой Троицы, написанная 500 лет назад русским святым иконописцем Андреем Рублевым. (Иллюстрация иконы А. Рублева «Троица») https://cloud.mail.ru/public/L3vx/bL74yZaD5 (Слайд № 15) 

 Учитель: У этого праздника есть другое название, в честь прекрасного  дерева. Какого? Узнаете, разгадав загадку.

Одно дерево четыре угодья дает:

Темной ночью — свет;

 Старому — здоровье;

Разбитому — связь;

 И, как некопаный колодец, поит всех.  Дети (хором). Это береза. (Слайд 16 )

Учитель: Другое название праздника - Праздник русской березки. С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы.  Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду. (Показ иллюстрации березового леса)

Но прежде, чем рассказывать вам о празднике дальше, я попрошу вас помочь ответить на сложные, но интересные вопросы.

 За каждый правильный ответ вы получаете цветок и прикладываете его к этому кругу, который у меня в руках (каркас круга, сделанный из проволоки). Если вы не знаете ответ на вопрос, то говорите «дальше» и передаёте цветок следующему товарищу.

Учитель: Ребята перед вами кроссворд с вопросами - вставив пропущенные буквы, мы узнаем слово - главный символ праздника Троица. (Слайд 17 )

 1 С(..)(..)В(..)(..)

 2 (..)Р (..)Е(..)(..)(..)

 3 (..)(..) С(.. )(..) Н (..)(..)(..)

4 (..)О(..)Я(..)(..)(..)

 5 (..)Е(..)(..) Ч(..)С (..)(..)

6 (..) Н Е(..)(..)(..)(..)(..)(..)(..)

7(Б)(.)(.)(.)(.)(.)Й К(..)

 1.Как называются дощечки, которыми закрывают на ночь окна в русской избе? (ставни)

 2.Как называется большое собрание музыкальных инструментов?(оркестр)

3.Как называется древний народный праздник, который отмечается в конце зимы и наступлении весны? (масленица)

4.Как называется песенка, с которой ходят по дворам в Рождество? (колядка)

5.Назовите главную особенность русской народной песни? (певучесть)

 6.Назовите оперу Н.А. Римского-Корсакова, в котором звучит фрагмент «Прощание Масленицы» (Снегурочка)

 7.Назовите 3х-струнный инструмент - символ России. (балалайка)

Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось?

Дети: «ВЕНОЧЕК» (показ веночка сделанного ребятами из цветков)

Учитель:  Благодаря вашим правильным ответам мы собрали красивый венок, который является главным символом праздника, о котором сегодня мы с вами говорим.

Учитель: Девушки в старину шли в лес, завивали венки на берёзках, украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. (Слайд 18)

Учитель: Выходите, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем. А какую песню про березку вы знаете?

Дети: Русская народная песня «Во поле береза стояла»

(Исполнение песни « Во поле берёза стояла» с музыкально-ритмическими движениями)  https://cloud.mail.ru/public/581P/uLXYnVQce 

Учитель: Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту. (Слайд 19 )

Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек». Музыка для игры: https://cloud.mail.ru/public/5j6d/vUqKgHXHT 

Физкультминутка. Игра «Веночек».

 Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним он произносит слова:

 Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают:

 Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

 Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться…

 Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их поймать. Пойманный становиться водящим.

Учитель: В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова. И благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас. (Слайд  20)

5 этап – Первичная проверка  понимания. 

Учитель: О  народах, живущих на берегах Волги, на уроках литературно-этнографического краеведения узнаём в основном из сказок, легенд, преданий. Эти яркие и интересные произведения народного творчества рассказывают об обычаях, нравах, интересах наших предков.

Давайте прочитаем русскую сказку «Правда и кривда» (Слайд 21 )

Выразительное чтение сказки вслух одним учеником. (Приложение 4)

 6 этап Первичное закрепление

   Фронтальный опрос:

- Что такое сказка?

- Какие сказочные элементы встречаются в этой сказке? (Зачин, концовка). Зачитайте их.

- Кто является героями этого произведения?

- Как вы поняли смысл сказки?

- Какую сказку она вам напоминает? (Сербская сказка «Правда и кривда»)

- Проведите исследование, подтвердив или опровергнув гипотезу: «Народы разные, а мораль одна». (Задание в рабочей тетради на стр.34) (Слайд 22)

Сербская сказка

Русская сказка

Сходство

При внешнем первенстве Кривды, последнее слово однозначно остается за Правдой.

Добрый брат стал зятем короля, а злого разорвали Вилы.

Правда в итоге все равно останется правой. Правда не ставит ничего себе в заслугу, она просто есть.

Царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом.

Различие

Герои: добрый брат и злой брат, поспорившие о том, что правда сильнее кривды.

Герои: Правда и Кривда — воплощения двух жизненных принципов, противоположных друг другу.

7.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Итак, мы вспомнили сербскую сказку, соотнесли ее с русской.  К какому выводу мы пришли? Что их объединяет?

Ответы детей. Сказки "Правда и Кривда" учат людей быть честными перед собой и другими людьми. На первый взгляд, может показаться, что лучший выход из сложной и запутанной ситуации сказать ложь, но это далеко не так. Гораздо важнее сказать правду, хоть сделать это и нелегко, но так будет правильнее и легче потом. А в обмане можно запутаться и попасть в капкан лжи. Нужно помнить, что побеждает всегда правда, честность, добро и справедливость.

8 этап – Домашнее задание.  (Слайд 23)

  1. Нарисовать интересные моменты праздника.
  2. Составить кроссворд по теме «Русские на Волге»
  3. Сочинить синквейн «Русский народ»

9 этап – Рефлексия. (Слайд 24)

Учитель: Наши посиделки подошли к концу. Мы с вами говорили о русской культуре, обычаях и традициях русского народа. Нам нужно помнить и беречь традиции наших предков, не забывать своих корней.

Одолевая жизни зло,

Мы чуем с предками родство.

Их золотое мастерство

Чтоб к нашим детям перешло.

А для того чтобы узнать больше, я призываю вас обращаться к дополнительным источникам, которые откроют вам много тайн, связанных с культурой и бытом русского народа.

 «ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

Литература

1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.

2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.

3. Сергеева, А.: Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. Издательство „Флинта“, Издательство „Наука“, Москва 2005.

4. Фольклор Саратовской области.

5. Материалы музеев краеведения и этнографии.

Интернет ресурсы

https://cloud.mail.ru/public/3UN3/hYQB2quRV

https://cloud.mail.ru/public/L3vx/bL74yZaD5

https://cloud.mail.ru/public/581P/uLXYnVQce 

                                                                                             

                                                                                                          Приложение 1

1-ая группа:  “Изба, как образ мира”

1. задание. Из какого материала строили избу?________________________

2 Вставьте пропущенное слово в текст и узнаете, какая часть дома была самой главной.

_________ кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рождали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно встретить смерть и навек успокоиться. _________ нужна в любом возрасте, в любом состоянии, в любом положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома. Тепло, которым дышала ___________, было сродни душевному теплу.

                                                                                    (из книги «Лад» В.Белова)

3. Отгадай загадки о предметах крестьянской утвари.

  1. Чем дольше я верчусь,
    Тем толще становлюсь, (______________)

  1. Не бык, а бодает.
    Не ест, а хватает.
    Что схватит — отдаёт,
    Снова в угол отойдёт, (_______________)

  1. Конь чёрен — в огне проворен, (____________)
  2. Три братца пошли купаться.

     Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем
Повисли, (___________________)

        5.  Лопасть, серьги, донце, стояк, городки. О чем идет речь?( _____________)

                                                                                                          Приложение 3

3-ая группа:  «Русский национальный костюм»

1задание: Назовите детали женского и мужского костюма.

Мужской

______________________________________________________________________________

Женский

_____________________________________________________________________________________________________________________

2 Задание. - Роспись деталей женского и мужского костюма орнаментом по подолу, рукавам, горловине и оплечьям.

                                                                                                        Приложение 2

2-ая группа: «Национальная русская кухня»

1 задание. Определи название блюд по картинке

 

1___________2_______________3___________4___________5___________

_6______________7_____________8_______________

2 задание. О каком овоще речь?

Бабка, старый дед и внучка, Мышка, кот, собака Жучка - Вместе все меня смогли вытянуть из-под земли.

до XVIII в. играла в России ту же роль, что теперь картофель. Ее ели печеной, вареной, пареной, готовили из нее сложные блюда.

___________________

3 задание. Какому празднику соответствуют данные кушанья.

Праздничные и обрядовые блюда

____________________ – сочиво, кутья

____________________ - блины с маслом

___________________ - кулич, яйца, пасха, нe кушают горячие блюда

                                                                                                     Приложение 4

Правда и Кривда.

Русская сказка.

Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда: «Пойдем к писарю, он нас рассудит!» — «Пойдем», — отвечает Правда.

Вот пришли к писарю. «Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?» Писарь спросил: «О чем вы бьетеся?» — «О ста рублях» . — «Ну ты, Правда, проспорила; в наше время лучше жить кривдою».

Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою. «Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать». — «Хорошо, пойдем». Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое: «В наше время лучше жить кривдою». — «Подавай-ка свои глаза!» — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.

Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит: я того-то на грех смустил; а Кривда в свой черед похваляется: «Я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!» —

«Что глаза! — говорит Набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!» Правда лежит да слушает.

Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу. В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом

Правда и кривда

Сербская сказка

Было у царя два сына: один злой и несправедливый, а другой добрый и справедливый. Когда отец умер, несправедливый сказал справедливому:

 — Убирайся подобру-поздорову. Жить вместе мы больше не будем. Вот тебе триста цехинов и конь — это твоя доля отцовского наследства, а больше ты ничего не получишь.

 Добрый взял триста цехинов, коня, да и пошел.

 — Спасибо и за это!

 Немного спустя встретились братья на дороге. Добрый сказал злому:

 — Бог в помощь, брат!

 — Так он и поможет! — ответил злой. — Что ты все его поминаешь? Кривда сильнее правды! 

 — Давай побьемся об заклад, что правда сильнее кривды, — говорит добрый.

 Побились братья об заклад на сто золотых цехинов и уговорились, что рассудит их тот, кто первый встретится им на пути.

 Проехали немного, и встретился им дьявол в обличье монаха верхом на коне, и они спросили его:

 — Что сильнее, правда или кривда?

 — Кривда, — ответил дьявол.

 И добрый проиграл сто цехинов.

 Побились они об заклад на вторую сотню, потом на третью, и каждый раз появлялся перед ними в разных образах дьявол, и по его решению добрый проиграл все триста цехинов, а потом и коня.

 Тогда он сказал:

 — Нет у меня больше цехинов, нет коня, но остались глаза, и я побьюсь об заклад на них.

 И побился он об заклад на свои глаза, что правда сильнее кривды. Тогда злой, не ожидая чужого суда, вынул нож и выколол брату глаза со словами:

 — Пусть-ка теперь тебе поможет правда, когда ты лишился глаз! — Я потерял глаза за правду. Но умоляю тебя, брат, дай мне воды, чтобы смочить уста и обмыть рану, отведи меня под ель к источнику и оставь там, — сказал несчастный.

 Брат послушался, дал ему воды, отвел его под ель к источнику и оставил там.

 Сидя под елью, слепой услыхал среди ночи, как вилы пришли купаться и как одна из них говорит подругам:

 — Знаете ль вы, что королевская дочь заболела проказой? Король созвал всех лекарей, но никто не может ее вылечить. Если бы они знали, что ее надо окропить водой, в которой мы купались, она бы через сутки была здорова! Глухие, слепые, хромые — все могут исцелиться этой водой.

 Как раз тут запели петухи, и вилы исчезли. Тогда несчастный дополз на четвереньках до источника, обмыл себе глаза и сразу прозрел. Потом он набрал чудесной воды в кувшин и пошел прямо к королю.

 — Я могу вылечить королевну, — сказал он. — Если вы меня пустите к ней, она через сутки выздоровеет.

 Привели его в комнату королевской дочери, и он велел обрызгать ее водой из принесенного им кувшина. Через сутки королевна выздоровела.

 Возрадовался король, отдал ему половину королевства и свою дочь в жены. И стал он королевским зятем, первым человеком после короля.

 Слух о том прошел по всему королевству; дошел он и до злого брата, твердившего, что кривда сильнее правды. «Знать, брат нашел счастье-то под елью», — решил злой и отправился туда. Набрал воды в кувшин, встал под ель и выколол себе глаза.

 Среди ночи пришли вилы купаться и стали говорить о том, как выздоровела королевна.

 — Должно быть, нас кто-то подслушал, когда мы говорили, как ее можно вылечить. Может быть, и теперь нас подслушивают? Пойдемте посмотрим.

 Заглянули они под ель, увидели там злого брата — того, что говорил, будто кривда сильнее правды, схватили его за руки и за ноги и разорвали. Вот как ему, проклятому, помогла кривда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Константин Седых . "Даурия". Урок литературного краеведения Забайкалья.

Урок  - введение в тему : К. Седых. "Даурия" Предмет: литературное краеведение Забайкалья....

Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья в 7 классе по теме "Георгий Граубин о родном Забайкалье"

Данная презентация предназначена для урока литературного краеведения Забайкалья в 7 классе....

Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов  В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....

Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.

Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов  Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой.  (По материалам Интернета)...

Урок литературного краеведения

Урок литературного краеведения...

презентация к уроку литературного краеведения по изучению творчества Бехтерева

Презентация содержит материал об оренбургском писателе для уроков литературного краеведения...