Урок литературного краеведения в 5 классе "Русские на Волге"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературного краеведения в 5 классе "Русские на Волге"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kraevedeniya_v_5_klasse.doc | 655 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок краеведения
Русские на Волге
Учитель: Зазоркина Наталья Павловна
Место работы, должность: МОУ «СОШ имени Н.В.
Грибанова с. Брыковка»,
учитель русского языка и литературы
Класс: 5 класс
Предмет: Литературное краеведение
2018 год
Литературно-этнографический курс «Культура народов Поволжья» ведётся в школе для учащихся 5 класса. Он отличается от традиционного предмета литературы тем, что соединяет литературу как искусство слова с этнографией – наукой, изучающей происхождение народов, особенности их быта, нравов, культуры. Цель курса не только развивать художественный вкус и воспитывать читателей, но и углублять представления о Саратовском Поволжье и людях, его населяющих.
Урок краеведения «Русские на Волге» - это прежде всего урок, на котором изучаем фольклор народов Поволжья, т.е. литературные произведения. Этот урок дополняет основную программу по литературе, даёт возможность не только расширить знания учащихся, но и отрабатывать навыки чтения, анализа литературного произведения, развивать устную и письменную речь учащихся
Урок литературно-этнографического краеведения в 5 классе
Тема | Русские на Волге. |
Цель | Формирование представления о богатой народной культуре нашего региона, знакомство с этнографией народов, населяющих Саратовскую область, сохранение русских народных традиций |
Задачи | Актуализация ранее полученных знаний. Формирование навыков работы в группах и исследовательской деятельности, навыков работы с текстами. Отработка навыков составления письменного высказывания на заданную тему. |
Формируемые УУД | Личностные: принимать и сохранять учебную цель и задачу. Регулятивные: способность ставить новые учебные цели и задачи Познавательные: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков. Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, создавать письменные высказывания. |
Ожидаемые результаты | - личностные: обучающиеся смогут уяснить для себя некоторые уроки нравственности после прочтения легенд и сказок русского народа и использовать читательский опыт в реальных жизненных ситуациях. - метапредметные: обучающиеся смогут усовершенствовать читательские умения и культуру речи; углубить представления о Саратовском Поволжье и людях, его населяющих. - предметные: обучающиеся смогут объяснить термины «обрядовая поэзия», «обычаи», «легенда», «сказка» |
Ресурсы | Волжские сказки, легенды и были уч. пособие составитель Л.П. Толкачева, Саратов КИЦ «Добродея». 2012, рабочая тетрадь. Мультимедийное оборудование. Презентация к уроку в программе PowerPoint. Задания для обучающихся |
Раздаточный материал | Карточки-задания для работы в группе. |
Ход урока.
1 этап – Организационный момент.
Урок начинается с приветствия и общего настроя на работу.
- Здравствуй, солнце золотое!
- Здравствуй, небо голубое!
- Здравствуйте, мои друзья!
- Всех вас видеть рада Я!
2 этап – Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд№ 2 )
Учитель. - Сегодня у нас не обычный урок, а посиделки в школьном музее «Русская изба». Много лет назад на Руси в длинные зимние вечера молодые девушки и парни собирались у кого-нибудь в избе на посиделки. Посиделки, согласно В.Далю (знатоку русского языка), это «сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним вечерам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен».
-Как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу?
- Какая тема нашего урока? (Ответы детей)
- А какие цели мы перед собой поставим? (Ответы детей)
- Расскажу такую притчу. Рос дуб. Макушка дерева высоко поднялась над корнем, но она о корне не забывала, от него получая все жизненные соки и силы. Так вот и живёт дерево тысячу лет, стоит оно и по сей день, и стоять будет пока корень не подрубили. Неужели мы с вами глупее дуба или так недальновидны, что станем забывать о своих корнях? Итак, тема нашего урока «Русские на Волге», и речь у нас сегодня пойдёт о русской старине, о том, как жили - не тужили наши предки.
3 этап–Актуализация знаний. (Слайд№3 )
Учитель. Кто они – эти русские? Вот и ответим сегодня на этот вопрос. Предания, сказы и легенды, как нельзя больше описывают русскую натуру, душу, характер. Дома вы познакомились с легендой «Утесы над Волгой».
- Скажите, как появились на берегу Волги Молодецкий курган и Девичья гора? (Слайд№4 ) (Ответы детей)
С героями легенды Микулой и Дарьицей мы вспомним быт и нравы русских людей, проживавших на Волге. Предлагаю создать кадры диафильма и сделать к ним соответствующие подписи. Для этого разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с заданиями.
1-ая группа: “Изба, как образ мира” (Приложение 1) (Слайд№ 5-8 )
2-ая группа: «Национальная русская кухня» или «Традиционная пища» (Приложение 2) (Слайд№ 9)
3-ая группа: «Русский национальный костюм» (Приложение 3) (Слайд№10-12 )
- Выступление групп. Оценивание своей работы в группе.
4 этап – Первичное усвоение новых знаний .
Учитель: Сегодня, ребята, я хочу познакомить вас с одним великим русским православным праздником. Это самый важный летний праздник русского народа. Он отмечает конец весны и начало лета. Троица празднуется через 50 дней после Пасхи и всегда в воскресенье. Этот день еще называют Пятидесятница. Давайте посмотрим, откуда пришёл к нам этот праздник и что он означает. (Просмотр видеофрагмента. «День Святой Троицы. Пятидесятница») https://cloud.mail.ru/public/3UN3/hYQB2quRV (Слайд 13-14 )
Святую Троицу на иконах изображают в виде трех Ангелов. Вот перед вами самая прекрасная из икон Святой Троицы, написанная 500 лет назад русским святым иконописцем Андреем Рублевым. (Иллюстрация иконы А. Рублева «Троица») https://cloud.mail.ru/public/L3vx/bL74yZaD5 (Слайд № 15)
Учитель: У этого праздника есть другое название, в честь прекрасного дерева. Какого? Узнаете, разгадав загадку.
Одно дерево четыре угодья дает:
Темной ночью — свет;
Старому — здоровье;
Разбитому — связь;
И, как некопаный колодец, поит всех. Дети (хором). Это береза. (Слайд 16 )
Учитель: Другое название праздника - Праздник русской березки. С наступлением лета в старину начинались Зелёные святки – торжество в честь цветущей природы. Березка белая – символ расцвета природы. По библейским преданиям береза укрыла Богородицу и Христа в непогоду. (Показ иллюстрации березового леса)
Но прежде, чем рассказывать вам о празднике дальше, я попрошу вас помочь ответить на сложные, но интересные вопросы.
За каждый правильный ответ вы получаете цветок и прикладываете его к этому кругу, который у меня в руках (каркас круга, сделанный из проволоки). Если вы не знаете ответ на вопрос, то говорите «дальше» и передаёте цветок следующему товарищу.
Учитель: Ребята перед вами кроссворд с вопросами - вставив пропущенные буквы, мы узнаем слово - главный символ праздника Троица. (Слайд 17 )
1 С(..)(..)В(..)(..)
2 (..)Р (..)Е(..)(..)(..)
3 (..)(..) С(.. )(..) Н (..)(..)(..)
4 (..)О(..)Я(..)(..)(..)
5 (..)Е(..)(..) Ч(..)С (..)(..)
6 (..) Н Е(..)(..)(..)(..)(..)(..)(..)
7(Б)(.)(.)(.)(.)(.)Й К(..)
1.Как называются дощечки, которыми закрывают на ночь окна в русской избе? (ставни)
2.Как называется большое собрание музыкальных инструментов?(оркестр)
3.Как называется древний народный праздник, который отмечается в конце зимы и наступлении весны? (масленица)
4.Как называется песенка, с которой ходят по дворам в Рождество? (колядка)
5.Назовите главную особенность русской народной песни? (певучесть)
6.Назовите оперу Н.А. Римского-Корсакова, в котором звучит фрагмент «Прощание Масленицы» (Снегурочка)
7.Назовите 3х-струнный инструмент - символ России. (балалайка)
Учитель: Посмотрите, какое слово у нас получилось?
Дети: «ВЕНОЧЕК» (показ веночка сделанного ребятами из цветков)
Учитель: Благодаря вашим правильным ответам мы собрали красивый венок, который является главным символом праздника, о котором сегодня мы с вами говорим.
Учитель: Девушки в старину шли в лес, завивали венки на берёзках, украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Ветки берез свивали в венки с тайным умыслом. Ведь о чем думается в Троицу, когда березку завиваешь, то и сбудется! Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. (Слайд 18)
Учитель: Выходите, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем. А какую песню про березку вы знаете?
Дети: Русская народная песня «Во поле береза стояла»
(Исполнение песни « Во поле берёза стояла» с музыкально-ритмическими движениями) https://cloud.mail.ru/public/581P/uLXYnVQce
Учитель: Повсюду: на улице, в усадьбах и домах – ставили берёзки, раскладывали цветы на столах, на полу, на подоконниках. Прихожане шли в церковь с букетами. Считалось, что освящённые цветы и веточки приобретают целебные свойства. Из них готовили отвары, их добавляли в корм скоту. (Слайд 19 )
Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек». Музыка для игры: https://cloud.mail.ru/public/5j6d/vUqKgHXHT
Физкультминутка. Игра «Веночек».
Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним он произносит слова:
Я иду сорвать цветок
Из цветов сплести венок.
Дети «цветы» отвечают:
Не хотим, чтоб нас сорвали,
И венки из нас сплетали.
Мы хотим в лесу остаться,
Будут нами любоваться…
Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их поймать. Пойманный становиться водящим.
Учитель: В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова. И благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас. (Слайд 20)
5 этап – Первичная проверка понимания.
Учитель: О народах, живущих на берегах Волги, на уроках литературно-этнографического краеведения узнаём в основном из сказок, легенд, преданий. Эти яркие и интересные произведения народного творчества рассказывают об обычаях, нравах, интересах наших предков.
Давайте прочитаем русскую сказку «Правда и кривда» (Слайд 21 )
Выразительное чтение сказки вслух одним учеником. (Приложение 4)
6 этап – Первичное закрепление
Фронтальный опрос:
- Что такое сказка?
- Какие сказочные элементы встречаются в этой сказке? (Зачин, концовка). Зачитайте их.
- Кто является героями этого произведения?
- Как вы поняли смысл сказки?
- Какую сказку она вам напоминает? (Сербская сказка «Правда и кривда»)
- Проведите исследование, подтвердив или опровергнув гипотезу: «Народы разные, а мораль одна». (Задание в рабочей тетради на стр.34) (Слайд 22)
Сербская сказка | Русская сказка | |
Сходство | При внешнем первенстве Кривды, последнее слово однозначно остается за Правдой. Добрый брат стал зятем короля, а злого разорвали Вилы. | Правда в итоге все равно останется правой. Правда не ставит ничего себе в заслугу, она просто есть. Царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом. |
Различие | Герои: добрый брат и злой брат, поспорившие о том, что правда сильнее кривды. | Герои: Правда и Кривда — воплощения двух жизненных принципов, противоположных друг другу. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Итак, мы вспомнили сербскую сказку, соотнесли ее с русской. К какому выводу мы пришли? Что их объединяет?
Ответы детей. Сказки "Правда и Кривда" учат людей быть честными перед собой и другими людьми. На первый взгляд, может показаться, что лучший выход из сложной и запутанной ситуации сказать ложь, но это далеко не так. Гораздо важнее сказать правду, хоть сделать это и нелегко, но так будет правильнее и легче потом. А в обмане можно запутаться и попасть в капкан лжи. Нужно помнить, что побеждает всегда правда, честность, добро и справедливость.
8 этап – Домашнее задание. (Слайд 23)
- Нарисовать интересные моменты праздника.
- Составить кроссворд по теме «Русские на Волге»
- Сочинить синквейн «Русский народ»
9 этап – Рефлексия. (Слайд 24)
Учитель: Наши посиделки подошли к концу. Мы с вами говорили о русской культуре, обычаях и традициях русского народа. Нам нужно помнить и беречь традиции наших предков, не забывать своих корней.
Одолевая жизни зло,
Мы чуем с предками родство.
Их золотое мастерство
Чтоб к нашим детям перешло.
А для того чтобы узнать больше, я призываю вас обращаться к дополнительным источникам, которые откроют вам много тайн, связанных с культурой и бытом русского народа.
«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»
Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
Литература
1. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996.
2. Саратовский вестник. Выпуск 5. Костюм, 1995.
3. Сергеева, А.: Русские. Стереотипы поведения, традиции, ментальность. Издательство „Флинта“, Издательство „Наука“, Москва 2005.
4. Фольклор Саратовской области.
5. Материалы музеев краеведения и этнографии.
Интернет ресурсы
https://cloud.mail.ru/public/3UN3/hYQB2quRV
https://cloud.mail.ru/public/L3vx/bL74yZaD5
https://cloud.mail.ru/public/581P/uLXYnVQce
Приложение 1
1-ая группа: “Изба, как образ мира”
1. задание. Из какого материала строили избу?________________________
2 Вставьте пропущенное слово в текст и узнаете, какая часть дома была самой главной.
_________ кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рождали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно встретить смерть и навек успокоиться. _________ нужна в любом возрасте, в любом состоянии, в любом положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома. Тепло, которым дышала ___________, было сродни душевному теплу.
(из книги «Лад» В.Белова)
3. Отгадай загадки о предметах крестьянской утвари.
- Чем дольше я верчусь,
Тем толще становлюсь, (______________)
- Не бык, а бодает.
Не ест, а хватает.
Что схватит — отдаёт,
Снова в угол отойдёт, (_______________)
- Конь чёрен — в огне проворен, (____________)
- Три братца пошли купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем
Повисли, (___________________)
5. Лопасть, серьги, донце, стояк, городки. О чем идет речь?( _____________)
Приложение 3
3-ая группа: «Русский национальный костюм»
1задание: Назовите детали женского и мужского костюма.
Мужской
______________________________________________________________________________
Женский
_____________________________________________________________________________________________________________________
2 Задание. - Роспись деталей женского и мужского костюма орнаментом по подолу, рукавам, горловине и оплечьям.
Приложение 2
2-ая группа: «Национальная русская кухня»
1 задание. Определи название блюд по картинке
1___________2_______________3___________4___________5___________
_6______________7_____________8_______________
2 задание. О каком овоще речь?
Бабка, старый дед и внучка, Мышка, кот, собака Жучка - Вместе все меня смогли вытянуть из-под земли.
до XVIII в. играла в России ту же роль, что теперь картофель. Ее ели печеной, вареной, пареной, готовили из нее сложные блюда.
___________________
3 задание. Какому празднику соответствуют данные кушанья.
Праздничные и обрядовые блюда
____________________ – сочиво, кутья
____________________ - блины с маслом
___________________ - кулич, яйца, пасха, нe кушают горячие блюда
Приложение 4
Правда и Кривда.
Русская сказка.
Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда: «Пойдем к писарю, он нас рассудит!» — «Пойдем», — отвечает Правда.
Вот пришли к писарю. «Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?» Писарь спросил: «О чем вы бьетеся?» — «О ста рублях» . — «Ну ты, Правда, проспорила; в наше время лучше жить кривдою».
Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою. «Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать». — «Хорошо, пойдем». Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое: «В наше время лучше жить кривдою». — «Подавай-ка свои глаза!» — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.
Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит: я того-то на грех смустил; а Кривда в свой черед похваляется: «Я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!» —
«Что глаза! — говорит Набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!» Правда лежит да слушает.
Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу. В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом
Правда и кривда
Сербская сказка
Было у царя два сына: один злой и несправедливый, а другой добрый и справедливый. Когда отец умер, несправедливый сказал справедливому:
— Убирайся подобру-поздорову. Жить вместе мы больше не будем. Вот тебе триста цехинов и конь — это твоя доля отцовского наследства, а больше ты ничего не получишь.
Добрый взял триста цехинов, коня, да и пошел.
— Спасибо и за это!
Немного спустя встретились братья на дороге. Добрый сказал злому:
— Бог в помощь, брат!
— Так он и поможет! — ответил злой. — Что ты все его поминаешь? Кривда сильнее правды!
— Давай побьемся об заклад, что правда сильнее кривды, — говорит добрый.
Побились братья об заклад на сто золотых цехинов и уговорились, что рассудит их тот, кто первый встретится им на пути.
Проехали немного, и встретился им дьявол в обличье монаха верхом на коне, и они спросили его:
— Что сильнее, правда или кривда?
— Кривда, — ответил дьявол.
И добрый проиграл сто цехинов.
Побились они об заклад на вторую сотню, потом на третью, и каждый раз появлялся перед ними в разных образах дьявол, и по его решению добрый проиграл все триста цехинов, а потом и коня.
Тогда он сказал:
— Нет у меня больше цехинов, нет коня, но остались глаза, и я побьюсь об заклад на них.
И побился он об заклад на свои глаза, что правда сильнее кривды. Тогда злой, не ожидая чужого суда, вынул нож и выколол брату глаза со словами:
— Пусть-ка теперь тебе поможет правда, когда ты лишился глаз! — Я потерял глаза за правду. Но умоляю тебя, брат, дай мне воды, чтобы смочить уста и обмыть рану, отведи меня под ель к источнику и оставь там, — сказал несчастный.
Брат послушался, дал ему воды, отвел его под ель к источнику и оставил там.
Сидя под елью, слепой услыхал среди ночи, как вилы пришли купаться и как одна из них говорит подругам:
— Знаете ль вы, что королевская дочь заболела проказой? Король созвал всех лекарей, но никто не может ее вылечить. Если бы они знали, что ее надо окропить водой, в которой мы купались, она бы через сутки была здорова! Глухие, слепые, хромые — все могут исцелиться этой водой.
Как раз тут запели петухи, и вилы исчезли. Тогда несчастный дополз на четвереньках до источника, обмыл себе глаза и сразу прозрел. Потом он набрал чудесной воды в кувшин и пошел прямо к королю.
— Я могу вылечить королевну, — сказал он. — Если вы меня пустите к ней, она через сутки выздоровеет.
Привели его в комнату королевской дочери, и он велел обрызгать ее водой из принесенного им кувшина. Через сутки королевна выздоровела.
Возрадовался король, отдал ему половину королевства и свою дочь в жены. И стал он королевским зятем, первым человеком после короля.
Слух о том прошел по всему королевству; дошел он и до злого брата, твердившего, что кривда сильнее правды. «Знать, брат нашел счастье-то под елью», — решил злой и отправился туда. Набрал воды в кувшин, встал под ель и выколол себе глаза.
Среди ночи пришли вилы купаться и стали говорить о том, как выздоровела королевна.
— Должно быть, нас кто-то подслушал, когда мы говорили, как ее можно вылечить. Может быть, и теперь нас подслушивают? Пойдемте посмотрим.
Заглянули они под ель, увидели там злого брата — того, что говорил, будто кривда сильнее правды, схватили его за руки и за ноги и разорвали. Вот как ему, проклятому, помогла кривда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения
Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...
Константин Седых . "Даурия". Урок литературного краеведения Забайкалья.
Урок - введение в тему : К. Седых. "Даурия" Предмет: литературное краеведение Забайкалья....
Презентация к уроку литературного краеведения Забайкалья в 7 классе по теме "Георгий Граубин о родном Забайкалье"
Данная презентация предназначена для урока литературного краеведения Забайкалья в 7 классе....
Подборка материалов к урокам №№ 13-15 по теме "Из современной оренбургской поэзии" может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.
Шестиклассники откроют для себя имена современных оренбургских поэтов В.Кузнецова, В.Курушкина, С.Поповой, И.Бехтерева....
Подборка материалов к уроку № 16 по теме "Из современной оренбургской поэзии" (творчество поэтов В.Одноралова, Н.Лукьяновой) может пригодиться коллегам в подготовке к урокам литературного краеведения в 6 кл.
Учитель откроет для учащихся 6 классов имена современных оренбургских поэтов Владимира Одноралова, Нины Лукьяновой. (По материалам Интернета)...
Урок литературного краеведения
Урок литературного краеведения...
презентация к уроку литературного краеведения по изучению творчества Бехтерева
Презентация содержит материал об оренбургском писателе для уроков литературного краеведения...