Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Данная рабочая программа по литературе предназначена для работы в 9 классе общеобразовательной школы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Победино муниципального образования
городской округ «Смирныховский» Сахалинской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/ _____________/
Протокол № ___ от «__»_____20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/О.Н.Власенко/
«____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________/Е.Е.Гераськина/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет литература | |
Класс 9 | |
Учебный год 2018-2019 | |
Учитель (ФИО) Рудакова Л.Д. |
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « »________20__ г.
с. Победино
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
- авторов и содержание изученных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
- выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В т.ч. развитие речи |
Введение. | 1 | |
Литература Древней Руси | 4 | 1 |
Русская литература ХVIII века | 9 | |
Литература ХIХ века | 48 | 5 |
Русская литература ХХ века. | 22 | |
Из зарубежной литературы | 12 | |
Итого | 96 | 6 |
Содержание тем учебного курса.
Введение (1ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч+1ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9ч)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (48ч+5ч)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (22ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (12ч)
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Календарно-тематическое планирование по литературе
9 класс (общеобразовательный) (102 часа: 3 часа в неделю)
№ | Программный материал | Кол-во часов | Сроки | Корректи-ровка | Д/З |
1 | Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. | 1 | чт. ст. учеб. "Древнерус. лит-ра",отв. на вопр. | ||
Древнерусская литература | (4+1) | ||||
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. | 1 | чт.и анализ "Слова о полку Игореве" | ||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы | 1 | образы Игоря и Святослава в поэме | ||
4 | Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. | 1 | изображение русской земли в поэме | ||
5 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения. Поэтическое искусство автора в «Слове…». | 1 | наизусть отрывок из поэмы | ||
6 | Р/р. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны». Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…» | 1 | написать сочинение на одну из заданных тем | ||
Литература XVIII века | (9) | ||||
7 | Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма. | 1 | сообщение о Ломоносове; выразит чт. оды | ||
8 | М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | прославление Родины, мира, науки в оде | ||
9 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведении « Ода на день восшествия…». Жанр оды. | 1 | творчество Державина, чт.и ан. оды. | ||
10 | Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»). | 1 | выразит. чтен. "Памятник"; ответы на вопросы | ||
11 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. | 1 | творчество Радищева | ||
12 | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» (главы) Обличительный пафос произведения. | 1 | Особенности повествования произведения | ||
13 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. | 1 | творчество Карамзина | ||
14 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. | 1 | хар-ки Лизы и Эраста | ||
15 | Н.М.Карамзин .«Бедная Лиза» - произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | творчество В.Жуковского | ||
Литература XIX века | (48+5) | ||||
16 | Золотой век русской литературы (обзор). Понятие о романтизме и реализме. | 1 | анализ стихотворений, выразит. чтен. | ||
17 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое». Отношение романтика к слову. | 1 | чт. и анализ баллады "Светлана" | ||
18 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. | 1 | Творчество А.Грибоедова | ||
19 | А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреич Чацкий». Первые страницы комедии. | 1 | изображение фамусовской Москвы в комедии. | ||
20 | А.С.Грибоедов «Горе от ума». Особенности композиции комедии. Фамусовская Москва в комедии. | 1 | хар-ки Чацкого и Софьи | ||
21 | «Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии. | 1 | представители стар. и нового века в комедии, их хар-ки. | ||
22 | «Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Чацкий в системе образов комедии. | 1 | анализ IV действия | ||
23 | «Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия. Язык комедии. | 1 | чтение критич. статьи И. А. Гончарова | ||
24 | Р/р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. | 1 | подгот. к соч.; наизусть отр. из комедии. | ||
25 | Р/р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | дописать сочинение; тв-во Пушкина. | ||
26 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. | 1 | основные мотивы лирики Пушкина (сообщение) | ||
27 | Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. Лирика петербургского периода. Тема свободы и власти в лирике. | 1 | любовная лирика Пушкина (сообщение) | ||
28 | Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | тема поэта и поэзии в лирике Пушкина | ||
29 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. | 1 | Подгот. к конт. раб.; наизусть "Я памятник себе воздвиг..." | ||
30 | Контрольная работа по романтической лирике начала ХIХ века. | 1 | чтен. и анализ поэмы "Цыганы" | ||
31 | «Цыганы» как романтическая поэма. Особенности композиции. Герои поэмы. Противоречие двух миров. | 1 | творч. ист. созд. романа "Евг. Онегин" | ||
32 | «Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Система образов. Онегинская строфа. | 1 | чтен. и ан. романа, сравн. хар-ки Онегина и Ленского | ||
33 | Онегин и Ленский: типическое и индивидуальное в образах. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | хар-ки Татьяны и Ольги | ||
34 | Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | 1 | взаимоотн. Онегина и Татьяны; выраз. чт. писем. | ||
35 | «Бегут. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Анализ двух писем. | 1 | образ автора в романе; наизусть отр. из романа | ||
36 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | чтение и анализ критич. статей В.Белинского и Д.Писарева | ||
37 | Пушкинский роман в зеркале критики (В.Г.Белинский, Д.И.Писарев и др.) | 1 | подгот. к сочинению | ||
38 | Р/р. Классное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | дописать сочинение | ||
39 | А.С.Пушкин.«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства» | 1 | творчество М.Ю.Лермонтова | ||
40 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. | 1 | тема поэта и поэзии; анализ стихотворений | ||
41 | Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова. | 1 | тема любви; анализ стихотв. | ||
42 | Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | тема России; анализ стихотв. | ||
43 | Эпоха безвременья в лирике поэта. Тема России и ее своеобразие. | 1 | композиция романа "Герой нашего времени" | ||
44 | Роман «Герой нашего времени».Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | хар-ка Печорина как "портрета поколения" | ||
45 | Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | чтение и анализ романа; хар-ка Бэлы | ||
46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 | чтение и анализ романа | ||
47 | Печорин в системе образов романа. | 1 | Печорин и Вера | ||
48 | Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского. | 1 | подгот. к контр. работе; тв-во Н.В.Гоголя | ||
49 | Контрольная работа по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | раннее творчество Н.В.Гоголя | ||
50 | Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». | 1 | история создания поэмы "Мертвые души" (сообщ.) | ||
51 | Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия. | 1 | основные образы поэмы, их хар-ки. | ||
52 | Система образов поэмы «Мертвые души». | 1 | анализ эпизода Чичиков у Манилова | ||
53 | Н.В.Гоголь "Мертвые души". Обучение анализу эпизода. | 1 | образ города в поэме (сообщ.) | ||
54 | Образ города в поэме «Мертвые души». | 1 | хар-ка Чичикова | ||
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. | 1 | хар-ка Плюшкина; образ автора в поэме | ||
56 | «Мертвые души» - поэма о величии России. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | Анализ критич. ст. В.Г.Белинского | ||
57 | Р/р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | написать сочинение по поэме "Мертвые души" | ||
58 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе. | 1 | хар-ка героев пьесы "Бедность не порок" | ||
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | 1 | тв-во Достоевского | ||
60 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. | 1 | тип петербургского мечтателя (сообщ.) | ||
61 | Ф.М.Достоевский «Белые ночи».Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 1 | образ Настеньки, ее роль в повести | ||
62 | Роль истории Настеньки в повести. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. | 1 | тв-во Л.Н.Толстого, личность героя повести "Юность" | ||
63 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | 1 | тв-во А.П.Чехова, анализ рассказа "Смерть чиновника" | ||
64 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в литературе XIX века. | 1 | анализ рассказа "Тоска" | ||
65 | А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ города и его роль в рассказе. | 1 | подготовка к сочинению | ||
66 | Р/р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» ( На примере одного-двух произведений). | 1 | |||
67 | Р/р. Сочинение – ответ на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» (На примере одного-двух произведений). | 1 | дописать сочинение, выразит. чтение стихотв. Некрасова, Тютчева, Фета, их анализ | ||
68 | Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 1 | творчество И.А.Бунина | ||
Русская литература ХХ века. | (22) | ||||
69 | Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений. | 1 | анализ рассказа "Темные аллеи" | ||
70 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | 1 | особенности повествов. рассказа "Темные аллеи" | ||
71 | Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. | 1 | тв-во М.Булгакова | ||
72 | М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | анализ образов повести "Собачье сердце" | ||
73 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Система образов повести. | 1 | сатира на общество шариковых и швондеров | ||
74 | М.А.Булгаков. «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров. | 1 | тв-во М.Шолохова, чт. и ан. "Судьба человека", образ А.Соколова | ||
75 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. | 1 | судьба чел-ка и судьба Родины в рассказе | ||
76 | М.А.Шолохов. Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. | 1 | смысл названия рассказа | ||
77 | М.А.Шолохов. Судьба человека». Смысл названия рассказа. | 1 | тв-во Солженицына, анализ рассказа "Матренин двор" | ||
78 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | Образ Матрены-праведницы | ||
79 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | подгот. к контр.раб. | ||
80 | Контрольная работа по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | чт. и анализ статьи учебника "Поэзия Серебряного века" | ||
81 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | тв-во А.А.Блока, анализ стихотв. | ||
82 | А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики. «О, весна без конца и без краю…» и др. Образы и ритмы поэта. | 1 | тема Родины в лирике С.Есенина, | ||
83 | С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины. Размышления о жизни, природе, человеке. | 1 | тв-во Маяковского, новаторство его поэзии | ||
84 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 1 | тв-во М.Цветаевой, осн. темы лирики. | ||
85 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 1 | Особенности лирики Н.Заболоцкого, тема гармонии с природой | ||
86 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | тв-во А.Ахматовой, осн. темы лирики. | ||
87 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | тв-во Б.Пастернака, анализ стихотворений | ||
88 | Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность. | 1 | тв-во Твардовского, тема Родины и природы в лирике | ||
89 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. | 1 | Анализ стихотв. "Я убит подо Ржевом..." | ||
90 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | песни и романсы на стихи рус. поэтов 19-20вв (сообщ.) | ||
91 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XX веков. | 1 | подгот. к контр. работе | ||
92 | Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | написать соч. по поэзии серебряного века. | ||
Зарубежная литература | (12) | ||||
93 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Гораций. Поэтическое творчество и заслуги.«Я воздвиг памятник…» | 1 | чт. "Божественной комедии" (фрагменты) | ||
94 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | тв-во Шекспира, чт. и ан. "Гамлет" | ||
95 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор). Гуманизм эпохи Возрождения. | 1 | образ Гамлета | ||
96 | Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром "расшатавшегося века". | 1 | трагизм люби Гамлета и Офелии | ||
97 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. | 1 | Гамлет как вечный образ мировой литературы. | ||
98 | Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | Гете "Фауст", чтение и анализ | ||
99 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор). Философская трагедия. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. | 1 | образы Фауста и Гретхен. | ||
100 | И.-В. Гёте. «Фауст». Трагизм любви Фауста и Гретхен. | 1 | Особенности жанра трагедии | ||
101 | И.-В. Гёте. «Фауст». Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. | 1 | |||
102 | Итоговый урок. Что читать летом. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....