Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для работы в 11 классе общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._11_kl.lit-ra.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Победино муниципального образования
городской округ «Смирныховский» Сахалинской области
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/ _____________/ Протокол № ___ от «__»_____20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _______/О.Н.Власенко/ «____»_____20__ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________/Е.Е.Гераськина/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет литература | |
Класс 11 | |
Учебный год | |
Учитель (ФИО) Рудакова Л.Д. |
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _______
от « «---------- 20---г.
Победино
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа среднего ( полного) общего образования
Статус программы: рабочая программа учебного предмета
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг права на гарантию качества получаемых услуг;
-для педагогических работников МБОУ СОШ с. Победино программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
-для администрации МБОУ СОШ с. Победино программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 11 класса МБОУ СОШ с. Победино
Объём учебного времени: 102 часа
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Формы контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, краткий, выборочный, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, пьесы, критической статьи;
-выразительное чтение текста художественного произведения;
-заучивание наизусть стихотворных текстов;
-устный или письменный ответ на вопрос;
-устное словесное рисование;
-комментированное чтение;
-характеристика героя (героев) (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
-установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
-определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;
-анализ (в том числе и сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
-подготовка доклада, презентации, связанной с изучаемым художественным произведением, его автором;
-составление конспектов критических статей и т. д.;
Итоговый:
- написание сочинений, на основе и по мотивам литературных произведений;
-письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1.Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе на базовом уровне, утверждённого Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.
2.Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7,9, 32).
3.Примерной и авторской программы среднего (полного) общего образования по литературе под редакцией В. Я. Коровиной, входящей в Образовательную систему « Школа 2100»
Главными целями изучения предмета « Литература» являются:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы;
- поэтапное, последовательное умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Отличие данной программы от других заключается в том, что:
1)Главной идеей программы В. Я. Коровиной является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18, 19 и 20 веков.
2) В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме « Фольклор и литература « в старших классах; от сказок Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом (вертикаль).
3)Существует система ознакомления с литературой разных веков и с каждым из классов (горизонталь).
4) Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы; в каждом курсе затронута одна из ведущих проблем.
5)Авторы программы избегают жёсткой регламентации, представляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие - читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.
6) Принцип концентризма осуществляется данной программой.
Планируемые образовательные результаты освоения предмета обучающимися:
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XX в.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание учебного предмета:
11 класс
Введение.
Взаимосвязь русской литературы XX в. с мировой культурой, литературой других народов. Основные темы и проблемы русской литературы XX в.
Литература конца XIX- начала XX века
Тенденции русской литературы концаXIX-начала XX вв. Толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс»
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество, (Обзор).Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор). Повесть «Олеся». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Любовь как высшая ценность мира в рассказе.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Л. Андреев.Творчество Л. Андреева, основные темы и проблемы его творчества; выявить проблематику рассказа «Иуда Искариот».
Серебряный век. Символизм. Своеобразие серебряного века; предпосылки модернизма; сущность модернизма и его просчеты; символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.Истоки русского символизма. "Старшие символисты" (В.Брюсов, К. Бальмонт,Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Трагическая судьба поэта после революции.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западно-европейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
В.Хлебников. Поэтические эксперименты поэта.
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль» Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», из цикла «На поле Куликовом», «На железной дороге».«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия. Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады.,.», «Я посвященный от народа...». Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина и др. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст». «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый».
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Трагическое восприятие революционнойломки традиционного уклада русской деревни.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное». «Прозаседавшиеся». «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Поэтическое новаторство Маяковского ( рифма, неологизмы, гиперболичность, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
А.А.Фадеев. Страницы жизни писателя. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма в романе. Народ и интеллигенция в романе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести.
«Сокровенный человек». Осмысление революционной действительности в повести.
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики.
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...». «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...». «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Трагичность поэтического мира Цветаевой. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Алексей Николаевич Толстой. «Пётр первый»
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пастернак-переводчик.Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго.
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия).Сюжетность лирики (развитие представлений).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность (Обзор.) «Донские рассказы».
«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Герои эпопеи. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Женские судьбы в романе. Шолохов как мастер психологического портрета. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода Великой Отечественной войны.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...»
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина».
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Искренность исповедальной интонации поэта. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Архипегал Гулаг (обзор)
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Валентин Григорьевич Распутин.
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Василий Макарович Шукшин. «Алёша бесконвойный»
Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Б. Васильев. Биография писателя (обзор). Антивоенный пафос военной прозы в произведении «А зори здесь тихие». Конфликт и образы героев-женщин на войне.
В. Быков. Знакомство с биографией писателя. Повесть «Сотников».Тема нравственного выбора в повести В. Быкова
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Автобиографический характер прозы В, Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице». Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава.Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мненевмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Расул Гамзатов. Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Юрий Валентинович Трифонов.Повесть «Обмен». «Городская» проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибирев, И. Жданов, О. Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джордж Бернард Шоу. Жизнь и творчество.
«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Г. Аполлинер.Жизнь и творчество поэта. «Мост Мирабо»
Тематический план
Мною сохранена структура курса, как в авторской программе.
№ | Наименование разделов и тем | Часы |
1. | Введение | 1 |
2. | Литература конца XIX-начала XX | |
2.1 | Литература конца 19 –начала 20 века. | 1 |
2.2 | И. А. Бунин. | 3 |
2.3 | А. И. Куприн | 3 |
2.4 | Р/р Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. Куприна | 2 |
2.6 | Л. Андреев. | 1 |
Серебряный век. | ||
3. | Серебряный век. Символизм. | 1 |
3.1 | В.Я.Брюсов. | 1 |
3.2 | К. Бальмонт | 1 |
4. | А. Белый. Акмеизм. | 1 |
5. | Н.Гумилев.Футуризм | 1 |
5.1 | И. Северянин | 1 |
5.2 | В.Хлебников | 1 |
5.3 | Сочинение. «Поэзия Серебряного века.» | 2 |
6. | М. Горький | 5 |
6.1 | Р./р.Сочинение по творчеству М. Горького. | 2 |
7. | А.А. Блок. | 5 |
8. | И.А. Клюев | 1 |
9. | С. Есенин | 4 |
9.1 | Сочинение по творчеству С. Есенина и А. Блока | 2 |
10. | В.Маяковский | 3 |
11. | А.А.Фадеев | 2 |
12 | Обзор литературного процесса 30-50-х годов. | 1 |
12.1 | А. Платонов | 2 |
12.2 | М. Булгаков | 5 |
12.3 | М. Цветаева. | 2 |
12.4 | О.Мандельштам | 2 |
12.5 | Б.Л.Пастернак | 3 |
12.6 | А.А.Ахматова | 3 |
12.7 | Р/р Сочинение по творчеству поэтов XX века | 2 |
13 | М.А. Шолохов. | 6 |
13.1 | Р/р Сочинение по творчеству М.А.Шолохова | 2 |
14. | Литература периода Великой Отечественной войны.Обзор. | 1 |
14.1 | А.Т. Твардовский | 2 |
14.2 | А.И. Солженицын | 3 |
14.3 | В.Распутин | 3 |
14.4 | В. Шукшин | 1 |
14.5 | В. Астафьев | 1 |
14.6 | Б. Васильев | 2 |
14.7 | В. Быков | 2 |
14.8 | В.Т. Шаламов | 2 |
14.9 | Н. Рубцов | 2 |
14.10 | И. Бродский | 1 |
14.11 | Б. Окуджава | 1 |
14.12 | Р. Гамзатов | 1 |
14.13 | Ю. Трифонов | 1 |
14.14 | А. Вампилов | 2 |
15 | Литература конца XX — начала XXI века. Обзор. | 1 |
16 | Из зарубежной литературы. | |
16.1 | Д. Б. Шоу | 1 |
16.2 | Г. Аполлинер | 1 |
17. | Резерв | 2 |
18. | Итого | 102 |
Критерии оценивания сочинений
Оценка сочинений.
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5»ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
Отметка «2»ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
Оценка устных ответов.
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно; отличается бедностью словаря,наличием грубых речевых ошибок.
Оценка устных ответов.
Знание текста и понимание идейно – художественного содержания изученного произведения.
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....