Элективный курс по литературе "Сочинения разных жанров"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Цель данной программы: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochineniya_raznyh_zhanrov.docx | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе элективного курса
«Сочинения разных жанров»
Рабочая программа элективного курса Сочинения разных жанров. 10-11 классы разработана на основе авторской программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы/ Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2006.
Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что учебный план ОУ предусматривает в 11 классе 34 часа, а в авторской программе – 68 часов.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.
Цель данной программы: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 11 классах целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Содержание программы
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
11. Сочинение-анализ стихотворения.
12. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.
Методическое обеспечение курса.
Литература
1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.
2. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.
3. Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 1998г.
4. Литература.. 10-11 классы:сборник программ элективных курсов/ сост. Г.М.Вялкова.- Волгоград: Учитель, 2006.
5. Материалы подготовки к ЕГ
Интернетресурсы
Газета «Русский язык и сайт дляучителя «Я иду на урок русского языка»
Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала
Культура письменной речи
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http//www.philolog/ru/dahl/
Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
Мир слова русского
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
Российскоеобщество преподавателей русскогоязыкаи литературы: портал «Русское слово»
Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой
Справочная служба русского языка
Тесты по русскому языку
Центр развития русского языка
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
Тематическое планирование элективного курса
«Сочинения разных жанров». 11 класс.
(34 часа в год, 1 час в неделю.)
№ | Тема | Дата | |
план | факт | ||
1 | Вступительное занятие. Задачи и цели курса. | ||
2 | Повторение. Сочинение как текст. Классификация сочинений. | ||
3 | Повторение. Сочинение-рассуждение (по материалам ЕГЭ). | ||
4 | Сочинение-характеристика. Особенности. | ||
5 | Сравнительная характеристика героев. | ||
6 | Практикум. Обломов и Штольц. Гринёв и Швабрин. | ||
7 | Групповая характеристика литературных героев. | ||
8 | Практикум. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | ||
9 | Творческая мастерская. Образы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | ||
10 | Обобщающие сочинения. Принципы их построения. | ||
11 | Значимость цитат в обобщающих сочинениях. | ||
12 | Практикум. Работа с цитатным материалом. | ||
13 | Подбор произведений в работе над сочинением (начало). | ||
14 | Подбор произведений в работе над сочинением (окончание). | ||
15 | Практикум. Сочинение обзорного характера. | ||
16 | Эпизод. Роль эпизода в произведении. | ||
17 | Значимость эпизода для понимания смысла произведения. | ||
18 | Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпизоды. Работа с текстом (начало). | ||
19 | Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпизоды. Работа с текстом (окончание). | ||
20 | Сочинение-анализ эпизода. | ||
21 | Анализ и рецензирование эпизода. | ||
22 | Анализ стихотворения в школьном сочинении. | ||
23 | Художественные средства и их роль (начало). | ||
24 | Художественные средства и их роль (окончание). | ||
25 | Имманентный (или построчный) анализ. | ||
26 | Интертекстуальный (или межтекстовый) анализ. | ||
27 | Сочинение-анализ стихотворения. | ||
28 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (начало). | ||
29 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (продолжение). | ||
30 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (продолжение). | ||
31 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (окончание). | ||
32 | Зачётное занятие. Защита учащимися сочинений разных жанров. | ||
33 | Подведение итогов работы за год. | ||
34 | Резервный урок. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...
Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложе...
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса по русскому языку...
Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...