Элективный курс по литературе "Сочинения разных жанров"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Цель данной программы: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе элективного курса
«Сочинения разных жанров»
Рабочая программа элективного курса Сочинения разных жанров. 10-11 классы разработана на основе авторской программы элективного курса Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы/ Вялкова Г. М. - Волгоград. - Учитель. – 2006.
Необходимость разработки рабочей программы заключается в том, что учебный план ОУ предусматривает в 11 классе 34 часа, а в авторской программе – 68 часов.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем, самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и обучающегося.
Цель данной программы: помочь обучающимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей, совершенствовать умение оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Данная программа может быть рекомендована для классов любого профиля. Чтобы не увеличивать нагрузку обучающихся в 11 классах целесообразно осуществлять преподавание элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» без домашнего задания.
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся
Обучающиеся должны:
- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания, при анализе конкретных художественных произведений знать тему, художественное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы и конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи, особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими понятиями и терминами: роды художественной литературы, их основные жанры, литературные направления и течения, стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с данной темой.
Содержание программы
1. Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
3. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
4. Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
5. Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Использование цитат в сочинении. Развёрнутый план работы рад сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение. Рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение.
6. Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
7. Сочинение-характеристика героя. Сравнительная характеристика литературных героев. Групповая характеристика литературных героев. План построения сочинения-сравнения.
8. Сочинение-характеристика нескольких произведений или периода творчества одного писателя.
9. Обобщающие сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Принцип построения сочинения обзорного характера.
10. Анализ эпизода. Схема анализа эпизода. Работа над эпизодом при анализе художественного произведения.
11. Сочинение-анализ стихотворения.
12. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, анализ.
Методическое обеспечение курса.
Литература
1. Коган И.И., Козловская Н.В., Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении, С.-П., 2003г.
2. Козловская Н.В., Искусство написания сочинения, С.-П., 2000г.
3. Озеров Ю.А., Раздумья над сочинением, М., 1998г.
4. Литература.. 10-11 классы:сборник программ элективных курсов/ сост. Г.М.Вялкова.- Волгоград: Учитель, 2006.
5. Материалы подготовки к ЕГ
Интернетресурсы
Газета «Русский язык и сайт дляучителя «Я иду на урок русского языка»
Коллекция «Диктанты – русский язык» Российского общеобразовательного портала
Культура письменной речи
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http//www.philolog/ru/dahl/
Икусство слова: авторская методика преподавания русского языка
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
Мир слова русского
Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
Российскоеобщество преподавателей русскогоязыкаи литературы: портал «Русское слово»
Словесник: сайт для учителей Е. В. Архиповой
Справочная служба русского языка
Тесты по русскому языку
Центр развития русского языка
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Собрание словарей портала «ГРАМОТА.РУ»
Еженедельная газета «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября»
ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
Тематическое планирование элективного курса
«Сочинения разных жанров». 11 класс.
(34 часа в год, 1 час в неделю.)
№ | Тема | Дата | |
план | факт | ||
1 | Вступительное занятие. Задачи и цели курса. | ||
2 | Повторение. Сочинение как текст. Классификация сочинений. | ||
3 | Повторение. Сочинение-рассуждение (по материалам ЕГЭ). | ||
4 | Сочинение-характеристика. Особенности. | ||
5 | Сравнительная характеристика героев. | ||
6 | Практикум. Обломов и Штольц. Гринёв и Швабрин. | ||
7 | Групповая характеристика литературных героев. | ||
8 | Практикум. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | ||
9 | Творческая мастерская. Образы крестьян в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». | ||
10 | Обобщающие сочинения. Принципы их построения. | ||
11 | Значимость цитат в обобщающих сочинениях. | ||
12 | Практикум. Работа с цитатным материалом. | ||
13 | Подбор произведений в работе над сочинением (начало). | ||
14 | Подбор произведений в работе над сочинением (окончание). | ||
15 | Практикум. Сочинение обзорного характера. | ||
16 | Эпизод. Роль эпизода в произведении. | ||
17 | Значимость эпизода для понимания смысла произведения. | ||
18 | Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпизоды. Работа с текстом (начало). | ||
19 | Л. Н. Толстой «Война и мир». Эпизоды. Работа с текстом (окончание). | ||
20 | Сочинение-анализ эпизода. | ||
21 | Анализ и рецензирование эпизода. | ||
22 | Анализ стихотворения в школьном сочинении. | ||
23 | Художественные средства и их роль (начало). | ||
24 | Художественные средства и их роль (окончание). | ||
25 | Имманентный (или построчный) анализ. | ||
26 | Интертекстуальный (или межтекстовый) анализ. | ||
27 | Сочинение-анализ стихотворения. | ||
28 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (начало). | ||
29 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (продолжение). | ||
30 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (продолжение). | ||
31 | Практикум. Работа с материалами ЕГЭ. Написание сочинений (окончание). | ||
32 | Зачётное занятие. Защита учащимися сочинений разных жанров. | ||
33 | Подведение итогов работы за год. | ||
34 | Резервный урок. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/08/picture-83775.jpg)
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обучение сочинениям разных жанров» в 10 кл. ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/24/picture-145296-1353752304.jpg)
Рабочая программа к элективному курсу "Обучение сочинениям разных жанров"
Подготовка к сочинению, его написание занимают важное место в системе образования. Данный курс рассчитан на расширение знаний о жанрах сочинений, формирование умений анализировать предложе...
Программа элективного курса "Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку"
Авторская программа элективного курса по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402321-1392039961.jpg)
Рабочая программа элективного курса Обучение сочинениям разных жанров 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"разработана на основе авторской программы элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров. 10-11 классы"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402321-1392039961.jpg)
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/10/picture-402321-1392039961.jpg)
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса
КТП элективного курса "Обучение сочинениям разных жанров" для 11 класса разработано на основе рабочей программы Куликовой И. С. и рассчитано на 34 ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-311475-1440086431.jpg)
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»...