Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Людочка"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План урока
Вопросы для анализа рассказа.
- Что за историю поведал писатель в своём произведении?
(В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней).
- О чем заставляет задуматься Астафьев?
(Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что мы есть? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват?)
- Согласны ли вы с тем, что диагноз, поставленный нашему обществу, - душевное одиночество? Найдите в рассказе примеры душевного одиночества людей?
- Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите.
Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;
• отчим совершенно безразличен к судьбе девушки;
• мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.
Школа слабенькая, неспособная, но до сплошных двоек не опускалась; дисциплинированна, старательна, ни друзей, ни подруг.
Работа трудолюбива, смела, предложила себя ученицей к парикмахеру, терпелива, настойчива.
Дом Гавриловны тепло, уют, сочувствие, понимание, но разочарована в крепости человеческих отношений.
- Кто отнял у неё право жить достойно?
Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу.
Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек.
Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц.
Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые "хуже правды".
- В отношении к природе раскрывается духовный облик человека, его нравственная сущность. Обратитесь к картинам природы в рассказе и сопоставьте отношение к ней людей с понятиями ДОБРО и ЗЛО. Подтвердите свои размышления примерами.
-Почему Людочка покончила с собой? Причастна ли она сама к этой трагедии, если принять во внимание всеобщую взаимосвязанность судеб людей и представление о том, что зло и добро, сотворённые человеком, возвращаются к нему?
- Кто виноват в трагедии девушки?
Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.
- Что же делать в сложившейся ситуации?
Учащиеся делятся своими мыслями, пытаются убедить себя и окружающих в том, что жизнь - великая ценность, данная человеку, и никто не имеет право её убивать. Нужно "жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, надо сделать её полезной". Приводятся примеры из жизни, из литературы, из фильмов, передач.
- Какова позиция автора?
Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.
Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.
III. Подведение итогов урока.
Проблемы, поставленные в произведении.
- Что есть добро и зло.
- Извечная проблема «отцы» и «дети».
- Проблемы деревни.
- Экологические вопросы.
- Духовный мир горожан.
- Проблема молодёжи, воспитания, гражданского долга, чести.
От злободневных проблем местного значения голос автора поднимается до глобальных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"
Разработка урока для учащихся 7 класса....