Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Людочка"
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План урока
Вопросы для анализа рассказа.
- Что за историю поведал писатель в своём произведении?
(В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней).
- О чем заставляет задуматься Астафьев?
(Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что мы есть? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват?)
- Согласны ли вы с тем, что диагноз, поставленный нашему обществу, - душевное одиночество? Найдите в рассказе примеры душевного одиночества людей?
- Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите.
Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;
• отчим совершенно безразличен к судьбе девушки;
• мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.
Школа слабенькая, неспособная, но до сплошных двоек не опускалась; дисциплинированна, старательна, ни друзей, ни подруг.
Работа трудолюбива, смела, предложила себя ученицей к парикмахеру, терпелива, настойчива.
Дом Гавриловны тепло, уют, сочувствие, понимание, но разочарована в крепости человеческих отношений.
- Кто отнял у неё право жить достойно?
Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу.
Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек.
Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц.
Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые "хуже правды".
- В отношении к природе раскрывается духовный облик человека, его нравственная сущность. Обратитесь к картинам природы в рассказе и сопоставьте отношение к ней людей с понятиями ДОБРО и ЗЛО. Подтвердите свои размышления примерами.
-Почему Людочка покончила с собой? Причастна ли она сама к этой трагедии, если принять во внимание всеобщую взаимосвязанность судеб людей и представление о том, что зло и добро, сотворённые человеком, возвращаются к нему?
- Кто виноват в трагедии девушки?
Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.
- Что же делать в сложившейся ситуации?
Учащиеся делятся своими мыслями, пытаются убедить себя и окружающих в том, что жизнь - великая ценность, данная человеку, и никто не имеет право её убивать. Нужно "жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, надо сделать её полезной". Приводятся примеры из жизни, из литературы, из фильмов, передач.
- Какова позиция автора?
Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.
Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.
III. Подведение итогов урока.
Проблемы, поставленные в произведении.
- Что есть добро и зло.
- Извечная проблема «отцы» и «дети».
- Проблемы деревни.
- Экологические вопросы.
- Духовный мир горожан.
- Проблема молодёжи, воспитания, гражданского долга, чести.
От злободневных проблем местного значения голос автора поднимается до глобальных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.
Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/08/picture-62285-1449596167.jpg)
"В сердце всё человеческое богатство" (конспект урока по рассказу А.П.Платонова "Юшка")
Урок по рассказу А.П.Платонова "Юшка"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123579-1350060709.jpg)
Конспект урока "Анализ рассказа Е. Замятина "Дракон"
Урок был успешно представлен на конкурсе "Учитель года" в 2011 году. К уроку составлена презентация....
Конспект урока по рассказу Людмилы Улицкой
конспект урока...
Конспект урока по рассказу Ю. Яковлева Багульник
Учитель русского языка и литературыКитахина Галина ИвановнаТема: В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека (По рассказу Ю. Яковлева “Багульник”)Цель: Услышать нравственное звуча...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/04/picture-2908.jpg)
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...